Понятие о классификации товаров.
Классификация - разделения множества объектов на подмножества по сходству или
различию в соответствии с принятыми методами. Объект – элемент
классифицированного множества (товар). Признак классификации – свойства или
характеристика объекта по которому характеризуется классификация (назначение,
сырьевой признак, технологический, рецептурный, компоненты, структурные
признаки). Признаки могут иметь качественные и количественные выражение.
Различают 2 разновидности метода классификации:
1. иерархический метод - последовательное разделение множества объектов на
подчененые классификационные группировки. Отличительная способность этого
метода это тесная связь между отдельными классами методами выделяемые через
общность и различия основополагающих признаков. В основу деления множества на
подмножества по основополагающему для данного этапа положена ступень
классификации. Опр: ступень классификации – этап классификации при
иерархическом методе в результате которого получается совокупность
классификационных группировок. Каждая ступень и группировка выделены по
своему основополагающему признаку. Различия между группировками заключается в
разных признаках. По этому выбор основополагающих признаков ответственная
операция деления множества от которой во многом зависит конечный результат. В
основу этого выбора должно быть положена целевое назначение классификации.
Количество признаков и ступеней определяют глубину классификации. Глубина
классификации теоретически бесконечна, но на практике такая классификая через
чур грамотка и запутана. Многие низкие ступени дублируют друг друга обычно
она не превышает 10. 2. фасетный метод – параллельное разделение множество
объектов на независимые классификационные группировки. Особенностью этого
метода яв-ся то, что разные признаки не связаны между собой. Фасетная система
отличается гибкостью, вожмозностью ограничивать число признаков и
группировок, что создает определенное удобство при использование ее. Вместе с
тем ее информационная емкость может быть увеличена путем выделения общих и
частных классификационных группировок. Иерархический метод: преимущества:
возможность выделения общностью и сходства признаков объектов на одной и
разных ступенях, высокая информационная насыщенность. Недостатки – при
большой глубине: чрезмерная громоскость, высокие затраты: иногда не
обоснованы, трудность применения при не большой глубине: информационная не
достаточность, не полный обхват объектов и признаков. Фасетный метод
преимущества – гибкость системы, удобство использования, возможности
ограничения кол-ва признаков без утраты достаточности охватов объектов.
Недостатки – не возможность выделения общности и различий между объектами в
разных классификационных группировках. Правила классификации предназначены
для выбора разновидности метода и признаков по которым осуществляется деления
множества на подмножества. Важнейшим правилом для иерархического и фасетного
метода яв-ся выбор разновидности метода классификации в зависимости от ее
цельного назначения. Правила классификации объектов при иерархическом методе:
1. деление множества следует начинать с наиболее общих признаков. 2. на
каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий принципиальное
значение для этого этапа. 3.разделение объектов должно осуществляется
последовательно от большего к меньшему, от общего к частному. 4. необходимо
установить оптимальное число признаков, ступеней и глубины.
Задачи: Создаёт условия для планирования и учёта товаров, составления заказов
в торговле; Помогает рационально организовывать торговлю; Облегчает изучение
потребительских свойств однородных групп товаров; Помогает выявить групповые
характеристики качества товаров, формирует общие требования к ним; Помогает
разрабатывать общие методы испытаний, а также организовывать контроль за
качеством товаров; Позволяет оценивать полноту каждого классификационного
звена, а также помогает определить направления развития ассортимента;
Помогает внедрять автоматизированные системы управления; Помогает
организовать рациональное хранение товаров.
Признаки классификации: Назначение товаров, исходные материалы для её
производства, единство процессов её производства, физико-химические свойства,
конструкция, половозрастное назначение, модель, фасон изделия, отделка
изделия, размерные показатели, сезон использования.