Классификационные признаки товаров

Одной из существенных задач товароведения является разработка научных основ и принципов классификации и кодирования товаров. Классификация является операцией деления понятия (множества объектов) на классификационные группировки (подмножества) по определенным признакам и в соответствии с установленными правилами.

Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки информации о продукции в различных сферах деятельности, для изучения потребительских свойств и качества товаров, учета и планирования товарооборота, составления прейскурантов и каталогов, при сертификации товаров, для совершенствования системы стандартизации товаров, международной торговой статистики. Классификация товаров – одно из основных действий в таможенных процедурах, в международной торговле и инвестициях.

Согласно ст. 40 Таможенного кодекса РФ товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

Признак классификации – свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация. В зависимости от цели классификации используют те или иные классификационные признаки. В товароведении важнейшими классификационными признаками являются назначение, исходные материалы, способ производства, особенности происхождения, степень обработки и другие.

Рассмотрим некоторые классификационные признаки продукции и товаров, которые используются при изучении предмета.

Общероссийский классификатор продукции (ОКП) выделяет 98 классов продукции по отраслевому признаку.

1. По отраслям производства продукцию можно подразделить на промышленную и сельскохозяйственную. Примером промышленной и сельскохозяйственной продукции может быть хлеб и зерно соответственно.

2. По сфере реализации.

Сферой реализации товаров является оптовая и розничная торговля. По сфере реализации товары подразделяются на:

- товары народного потребления (ТНП);

- товары производственного назначения (ТПН).

ТНП – товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использовании, не связанного с предпринимательской деятельностью. Торговля товарами народного потребления является розничной торговлей. ТПН – товары, предназначенные для продажи (юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям) с целью их использования в хозяйственной деятельности. ТПН реализуются в оптовой торговле. Оптовая торговля – это торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. Это могут быть средства производства, к ним относятся средства труда (машины, станки, оборудование) и предметы труда (сырье, материалы).

ТНП в товароведении делят на непродовольственные товары и пищевые продукты (отдельно рассматриваются табачные изделия).

Непродовольственный товар -продукт производственного процесса,предназначенный для продажи его гражданам или субъектам хозяйственной деятельности, но не с целью употребления его в пищу человеком и (или) представителями животного мира.

В практике розничной торговли выделяют следующие группы непродовольственных товаров: товары из пластических масс, товары бытовой химии, силикатные товары, строительные товары, мебельные товары, металлические товары, электротовары и бытовые машины, текстильные товары, швейные товары, трикотажные товары, обувные товары, пушно-меховые товары, галантерейные товары, парфюмерно-косметические товары, ювелирные товары и часы, товары культурно-бытового назначения. В особую группу выделяют книги и другую печатную продукцию.

3.По способу использования: продукция потребляемая и эксплуатируемая.

Потребляемая продукция характеризуется расходом самой продукции в процессе её использования (духи, стиральный порошок, бензин). Эксплуатируемая продукция характеризуется расходом не самой продукции, а её ресурса до технического износа или морального устаревания (бытовые машины, одежда, мебель).

4. По степени переработки продукция делится на: сырье, полуфабрикаты, изделия, продукты, расходные изделия.

Сырье – продукция, предназначенная для дальнейшей переработки.

Сырье может быть природным, т.е. добытым в природе, и химическим, то есть полученным в результате производства, но подлежащим дальнейшей переработке в материал или изделие.

Природное сырье делится на минеральное (железная руда, глина, песок, алмазы) и органическое (шелковые коконы, шкурки пушных зверей, хлопок, лен, древесина). Примерами химического сырья являютсясинтетические душистые вещества, используемые в парфюмерии, смолы для получения синтетических волокон (капрон, лавсан), пластмассы, органические растворители и др.

Полуфабрикат – это продукция, которую следует подвергнуть дальнейшей обработке, прежде чем она станет готовым изделием (пряжа для производства ткани, выделанная кожа для пошива обуви).

Под изделием понимается единица промышленной продукции, количество которой может исчисляться в штуках или экземплярах.

К продуктам относится продукция, являющаяся результатом труда, но не изделием, и предназначенная для потребления (не эксплуатации), например смазочное масло, медицинские препараты, продукты питания, удобрения. Количество продуктов измеряется в единицах длины (ткани), объема (топливо), массы (стиральный порошок). Однако, если продукты выпускаются в стандартной промышленной упаковке, повреждение которой может затруднить их использование (пачка стирального порошка, тюбик зубной пасты, упаковка лекарства, баллон с газом), они рассматриваются как изделия и называются расходными изделиями.

Степень переработки продукции учитывается при построении таможенно-тарифных классификаций.

Наши рекомендации