Оценка меры социальной желательности пунктов опросника сравнением результатов тестирования при обычной и сфальсифицированной инструкции

Вводные замечания. При подготовке особенно значимого психодиагностического обследования, в котором надо принципиально исключить всякую возможность преднамеренной фальсификации результатов, следует дополнить критерий оценки достоверности с помощью особой шкалы “лжи” еще одним критерием, основанным на использовании “фальсифицирующей инструкции”. Для этого после обследования с помощью обычной инструкции той же самой пилотажной выборке испытуемых дается инструкция отвечать так, чтобы выглядеть максимально благоприятно в глазах большинства других людей. В результате появляется возможность сравнения ответов испытуемых на один и тот же вопрос в обычной и “фальсифицированной” диагностической ситуации. Очевидно, что недостоверным следует считать вопрос, ответы на который в “фальсифицированной” ситуации будут систематически изменены в определенном направлении.

Цель:с помощью использования обычной инструкции и инструкции на преднамеренную фальсификацию результатов определить пункты, нагруженные фактором социальной желательности, иустранить их.

Материал: результаты первичного тестирования испытуемых при помощи оцениваемого теста, результаты первичного тестирования испытуемых с применением фальсифицирующей инструкции, калькулятор, таблицы по математической статистике.

Ход работы

1. Провести тестирование группы испытуемых в условиях использования обычной инструкции.

2. Протестировать тех же испытуемых, используя новую инструкцию: «А теперь снова выполните задание, но старайтесь описать себя так, чтобы выглядеть максимально благоприятно в глазах большинства других людей».

3. Составить общую таблицу данных ответов испытуемых при двух формах тестирования (см. табл. 13).

Таблица 13

Вычисление меры социальной желательности пунктов теста

№ п/п № пунктов и ответы на них испытуемых
о ф о ф о ф о ф о ф о ф о ф о ф о ф о ф о ф о ф
+ + + - - + + + - - - + - + + - + + - - - + + -
                                               
- + - - + + + + - - - + - + + + + + - - + - + -
в
с
χ2 3,13 3,27 0,16 4,2 0,5 2,2 2,29 1,5 0,25 4,16


4. Для каждого пункта теста построить матрицу сопряженности и результаты внести в таблицу 13 в строки «в» и «с».

    ДО   ПОСЛЕ
  +
+ А В
С D

Здесь в клеточке А указана частота сохранения ответа “верно” на некоторый i-тый вопрос, в клетке В — частота изменения ответа “верно” на ответ “неверно”, С – частота изменения ответа “неверно” на ответ “верно”, D - частота сохранения ответа “неверно”.

5. Вычислить для каждого пункта нагруженность фактором социальной желательности, используя критерий хи-квадрат. Для оценки значимого направления полученных изменений в ответах автор критерия Макнимар предложил сравнивать между собой по критерию хи-квадрат только элементы В и С этой таблички:

Оценка меры социальной желательности пунктов опросника сравнением результатов тестирования при обычной и сфальсифицированной инструкции - student2.ru , при df = 1

где c2эмп — вычисленное эмпирическое значение статистики хи-квадрат с одной степенью свободы. Например, В=5, С=1. Тогда c2эмп=(5-1-1)2/5+1=1,5. Для нашего примера c2эмп =1,5 что ниже, чем граничное значение c2гр= 3,84 (см. приложение 3), и, следовательно, нулевая гипотеза об отсутствии значимых направленных изменений не может быть отвергнута — пункт не является значимо нагруженным артефактным фактором социальной желательности и может быть включен в диагностический вариант тест-опросника без изменений.

Анализ результатов и выводы

Достоверными в опроснике можно считать только те пункты, коэффициенты социальной желательности которых оказались статистически незначимыми. Если таких пунктов оказывается слишком мало для составления надежной шкалы и если среди недостоверных пунктов достаточно много таких, которые обладают существенной внутренней (корреляция с суммарным баллом по основной шкале) и внешней (корреляция с критерием) валидностью, то следует прибегнуть к тактике балансирования. Для этого необходимо ввести в основную шкалу поровну прямых и обратных пунктов по шкале социальной желательности так, чтобы все четыре квадранта в матрице сопряжения были заполнены пунктами равномерно (среди «прямых» по основной шкале было бы поровну прямых и обратных по желательности, и среди «обратных» по основной – также поровну).

Лабораторная работа № 8

Наши рекомендации