Оценка меры социальной желательности пунктов опросника сравнением результатов тестирования при обычной и сфальсифицированной инструкции
Вводные замечания. При подготовке особенно значимого психодиагностического обследования, в котором надо принципиально исключить всякую возможность преднамеренной фальсификации результатов, следует дополнить критерий оценки достоверности с помощью особой шкалы “лжи” еще одним критерием, основанным на использовании “фальсифицирующей инструкции”. Для этого после обследования с помощью обычной инструкции той же самой пилотажной выборке испытуемых дается инструкция отвечать так, чтобы выглядеть максимально благоприятно в глазах большинства других людей. В результате появляется возможность сравнения ответов испытуемых на один и тот же вопрос в обычной и “фальсифицированной” диагностической ситуации. Очевидно, что недостоверным следует считать вопрос, ответы на который в “фальсифицированной” ситуации будут систематически изменены в определенном направлении.
Цель:с помощью использования обычной инструкции и инструкции на преднамеренную фальсификацию результатов определить пункты, нагруженные фактором социальной желательности, иустранить их.
Материал: результаты первичного тестирования испытуемых при помощи оцениваемого теста, результаты первичного тестирования испытуемых с применением фальсифицирующей инструкции, калькулятор, таблицы по математической статистике.
Ход работы
1. Провести тестирование группы испытуемых в условиях использования обычной инструкции.
2. Протестировать тех же испытуемых, используя новую инструкцию: «А теперь снова выполните задание, но старайтесь описать себя так, чтобы выглядеть максимально благоприятно в глазах большинства других людей».
3. Составить общую таблицу данных ответов испытуемых при двух формах тестирования (см. табл. 13).
Таблица 13
Вычисление меры социальной желательности пунктов теста
№ п/п | № пунктов и ответы на них испытуемых | |||||||||||||||||||||||
о | ф | о | ф | о | ф | о | ф | о | ф | о | ф | о | ф | о | ф | о | ф | о | ф | о | ф | о | ф | |
+ | + | + | - | - | + | + | + | - | - | - | + | - | + | + | - | + | + | - | - | - | + | + | - | |
… | ||||||||||||||||||||||||
- | + | - | - | + | + | + | + | - | - | - | + | - | + | + | + | + | + | - | - | + | - | + | - | |
в | ||||||||||||||||||||||||
с | ||||||||||||||||||||||||
χ2 | 3,13 | 3,27 | 0,16 | 4,2 | 0,5 | 2,2 | 2,29 | 1,5 | 0,25 | 4,16 |
4. Для каждого пункта теста построить матрицу сопряженности и результаты внести в таблицу 13 в строки «в» и «с».
ДО | ПОСЛЕ | |
+ | – | |
+ | А | В |
– | С | D |
Здесь в клеточке А указана частота сохранения ответа “верно” на некоторый i-тый вопрос, в клетке В — частота изменения ответа “верно” на ответ “неверно”, С – частота изменения ответа “неверно” на ответ “верно”, D - частота сохранения ответа “неверно”.
5. Вычислить для каждого пункта нагруженность фактором социальной желательности, используя критерий хи-квадрат. Для оценки значимого направления полученных изменений в ответах автор критерия Макнимар предложил сравнивать между собой по критерию хи-квадрат только элементы В и С этой таблички:
, при df = 1
где c2эмп — вычисленное эмпирическое значение статистики хи-квадрат с одной степенью свободы. Например, В=5, С=1. Тогда c2эмп=(5-1-1)2/5+1=1,5. Для нашего примера c2эмп =1,5 что ниже, чем граничное значение c2гр= 3,84 (см. приложение 3), и, следовательно, нулевая гипотеза об отсутствии значимых направленных изменений не может быть отвергнута — пункт не является значимо нагруженным артефактным фактором социальной желательности и может быть включен в диагностический вариант тест-опросника без изменений.
Анализ результатов и выводы
Достоверными в опроснике можно считать только те пункты, коэффициенты социальной желательности которых оказались статистически незначимыми. Если таких пунктов оказывается слишком мало для составления надежной шкалы и если среди недостоверных пунктов достаточно много таких, которые обладают существенной внутренней (корреляция с суммарным баллом по основной шкале) и внешней (корреляция с критерием) валидностью, то следует прибегнуть к тактике балансирования. Для этого необходимо ввести в основную шкалу поровну прямых и обратных пунктов по шкале социальной желательности так, чтобы все четыре квадранта в матрице сопряжения были заполнены пунктами равномерно (среди «прямых» по основной шкале было бы поровну прямых и обратных по желательности, и среди «обратных» по основной – также поровну).
Лабораторная работа № 8