Спецификация создаваемого опросника
Манифестации | Содержательные области | |||
A | B | C | D | |
A | ||||
B | ||||
C | ||||
D |
3. Определить количество пунктов в опроснике. Для достижения удовлетворительной надежности опросника рекомендуется использовать не менее 20 заданий, а предварительный вариант опросника должен иметь на 50% больше заданий, чем итоговый[9]. Следовательно, в первичной форме опросника должно быть не менее 30 пунктов на экстраверсию и не менее 30 пунктов на интроверсию. Выберем общее количество пунктов равное 64.
А. Оценить в процентах важность измерения отдельных содержательных областей измерения экстраверсии и процентный вес их манифестаций. Полученные оценки указать в таблице (см. табл. 2).
Б. Вычислить количество пунктов в каждой ячейке таблицы 2 с помощью следующей формулы:
Nij = Pi × Pj/1002 × N ;
где Nij – количество пунктов в ячейке, находящейся на пересечении i-ой строки и j-ого столбца; Pi - процентный вес
i-ой манифестации; Pj - процентный вес j–ого содержания измерения, N - общее количество пунктов в опроснике. Полученные результаты округляются до целых чисел и вносятся в соответствующие ячейки таблицы (см. табл.2).
Таблица 2
Определение процентного веса
содержательных областей измерения, их манифестаций
и количества пунктов в опроснике
Мани- | Процент- | Содержательные области | Кол-во заданий | |||
фестации | ный вес | A | B | C | D | |
40% | 40% | 10% | 10% | |||
A | 25% | |||||
B | 25% | |||||
C | 25% | |||||
D | 25% | |||||
Кол-во | заданий |
4. Формулирование пунктов опросника. Пункты опросника должны:
(1) выявлять измеряемую психологическую переменную и, кроме того, соответствовать ряду других требований к их формулировкам [10];
(2) устранять возможность проникновения испытуемых в суть того, что изучается при помощи данного задания;
(3) утверждения должны быть понятными, недвусмысленными;
(4) вопросы должны отражать конкретные, а не общие аспекты изучаемой области поведения;
(5) в каждом задании следует задавать только один вопрос или делать только одно утверждение;
(6) рекомендуется избегать слов, определяющих частоту действий;
(7) следует по возможности избегать обращения к чувствам и задавать конкретные вопросы, касающиеся поведения (например, вместо «Нравится ли Вам спорт?», лучше сформулировать другой более конкретный вопрос: «Вы играете регулярно в какую-либо спортивную игру?»;
(8) не следует использовать утверждения, которые являются явно социально желательными или нежелательными (например, «Я не понимаю юмора»);
(9) устранять установку на согласие, то есть тенденцию соглашаться с утверждением независимо от его содержания.
После ознакомления с указанными правилами студенты формулируют вопросы или утверждения таким образом, чтобы ответами могли быть альтернативы «да / нет». Каждому студенту предлагается сформулировать по одному вопросу на каждую ячейку таблицы спецификации опросника. Затем составляется общий список утверждений, который вносится в бланк протокола для последующей оценки (см. табл. 3).
5. Оценить соответствие пунктов опросника приведенным выше требованиям к их содержанию и формулировке. Оценка производится каждым студентом с использованием дихотомической шкалы: 0 – не соответствует, 1 – соответствует. Результаты оценки заносятся в таблицу (см. табл. 3).
Таблица 3
Протокол оценки формулировок вопросов
№ пун-ктов | Номера требований и индивидуальные оценки пунктов | Номера требований и количество позитивных оценок | Вывод | ||||||||||||||||
… | |||||||||||||||||||
Обработка результатов
Для каждого пункта найти общую сумму позитивных оценок экспертов по каждому требованию и полученные результаты вписать в соответствующие ячейки таблицы 3.
Анализ результатов и выводы
В таблице 3 определить и выделить кружком те ячейки, в которых количество позитивных оценок составляет не менее 50% от числа экспертов.
Сделать вывод о пригодности каждого пункта опросника.
1. Признать непригодными для использования в опроснике пункты, которые не отвечают первому требованию, так как их содержание не позволяет выявить измеряемую психологическую переменную. Их необходимо удалить из опросника.
2. Считать пригодными для включения в опросник все пункты, которые признаны отвечающими всем требованиям большинством экспертов.
3. Признать нуждающимися в переформулировке те пункты опросника, которые отвечают первому требованию, но не соответствуют другим требованиям.
Выводы указать в соответствующем столбце таблицы словами «пригоден», «непригоден» и «переформулировать».
4. Обсудить варианты переформулировок пунктов опросника.
Домашнее задание
Опросить с помощью вопросов, признанных пригодными для использования в опроснике, по 10 испытуемых.
Лабораторная работа № 2