Спецификация создаваемого опросника

Манифестации Содержательные области
  A B C D
A        
B        
C        
D        

3. Определить количество пунктов в опроснике. Для достижения удовлетворительной надежности опросника рекомендуется использовать не менее 20 заданий, а предварительный вариант опросника должен иметь на 50% больше заданий, чем итоговый[9]. Следовательно, в первичной форме опросника должно быть не менее 30 пунктов на экстраверсию и не менее 30 пунктов на интроверсию. Выберем общее количество пунктов равное 64.

А. Оценить в процентах важность измерения отдельных содержательных областей измерения экстраверсии и процентный вес их манифестаций. Полученные оценки указать в таблице (см. табл. 2).

Б. Вычислить количество пунктов в каждой ячейке таблицы 2 с помощью следующей формулы:

Nij = Pi × Pj/1002 × N ;

где Nij – количество пунктов в ячейке, находящейся на пересечении i-ой строки и j-ого столбца; Pi - процентный вес
i-ой манифестации; Pj - процентный вес j–ого содержания измерения, N - общее количество пунктов в опроснике. Полученные результаты округляются до целых чисел и вносятся в соответствующие ячейки таблицы (см. табл.2).

Таблица 2

Определение процентного веса
содержательных областей измерения, их манифестаций
и количества пунктов в опроснике

Мани- Процент- Содержательные области Кол-во заданий
фестации ный вес A B C D
    40% 40% 10% 10%
A 25%
B 25%
C 25%
D 25%
Кол-во заданий

4. Формулирование пунктов опросника. Пункты опросника должны:

(1) выявлять измеряемую психологическую переменную и, кроме того, соответствовать ряду других требований к их формулировкам [10];

(2) устранять возможность проникновения испытуемых в суть того, что изучается при помощи данного задания;

(3) утверждения должны быть понятными, недвусмысленными;

(4) вопросы должны отражать конкретные, а не общие аспекты изучаемой области поведения;

(5) в каждом задании следует задавать только один вопрос или делать только одно утверждение;

(6) рекомендуется избегать слов, определяющих частоту действий;

(7) следует по возможности избегать обращения к чувствам и задавать конкретные вопросы, касающиеся поведения (например, вместо «Нравится ли Вам спорт?», лучше сформулировать другой более конкретный вопрос: «Вы играете регулярно в какую-либо спортивную игру?»;

(8) не следует использовать утверждения, которые являются явно социально желательными или нежелательными (например, «Я не понимаю юмора»);

(9) устранять установку на согласие, то есть тенденцию соглашаться с утверждением независимо от его содержания.

После ознакомления с указанными правилами студенты формулируют вопросы или утверждения таким образом, чтобы ответами могли быть альтернативы «да / нет». Каждому студенту предлагается сформулировать по одному вопросу на каждую ячейку таблицы спецификации опросника. Затем составляется общий список утверждений, который вносится в бланк протокола для последующей оценки (см. табл. 3).

5. Оценить соответствие пунктов опросника приведенным выше требованиям к их содержанию и формулировке. Оценка производится каждым студентом с использованием дихотомической шкалы: 0 – не соответствует, 1 – соответствует. Результаты оценки заносятся в таблицу (см. табл. 3).

Таблица 3

Протокол оценки формулировок вопросов

№ пун-ктов Номера требований и индивидуальные оценки пунктов Номера требований и количество позитивных оценок Вывод
                                     
                                     
                                     
                                     

Обработка результатов

Для каждого пункта найти общую сумму позитивных оценок экспертов по каждому требованию и полученные результаты вписать в соответствующие ячейки таблицы 3.

Анализ результатов и выводы

В таблице 3 определить и выделить кружком те ячейки, в которых количество позитивных оценок составляет не менее 50% от числа экспертов.

Сделать вывод о пригодности каждого пункта опросника.

1. Признать непригодными для использования в опроснике пункты, которые не отвечают первому требованию, так как их содержание не позволяет выявить измеряемую психологическую переменную. Их необходимо удалить из опросника.

2. Считать пригодными для включения в опросник все пункты, которые признаны отвечающими всем требованиям большинством экспертов.

3. Признать нуждающимися в переформулировке те пункты опросника, которые отвечают первому требованию, но не соответствуют другим требованиям.

Выводы указать в соответствующем столбце таблицы словами «пригоден», «непригоден» и «переформулировать».

4. Обсудить варианты переформулировок пунктов опросника.

Домашнее задание

Опросить с помощью вопросов, признанных пригодными для использования в опроснике, по 10 испытуемых.

Лабораторная работа № 2

Наши рекомендации