Сотрудничество преподавателей и учеников в процессе контроля


6.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

С начала 90-х годов в качестве перспективного направления в теории и практике обучения начинает утверждаться новый стиль педагогического мышления, для которого характерна общая устремленность педагогической мысли на вопросы сотрудничества обучающего и обучаемого. Появление этого направления обусловлено не данью моде, а вполне объективными обстоятельствами. Традиционные методы педагогики в определенной степени исчерпали свои возможности, а между тем качество обучения неуклонно продолжает снижаться. В этой связи приходится искать новые возможности повышения эффективности учебного процесса Одним из направлений поиска стало исследование вопросов сотрудничества преподавателя и учеников в процессе обучения

Представление о новизне этого направления, утверждаемое в большинстве публикаций по данному вопросу, вообще говоря, спорно. Идея повышения качества обучения путем установления сотрудничества между преподавателем и учениками возникла довольно давно, однако она всегда имела своих сторонников и противников. На протяжении всей истории развития практики обучения к идеям сотрудничества неоднократно обращались лучшие педагоги. Подвергая острой критике авторитарность в воспитании и принуждение к обучению, представители этих взглядов искали и ищут по сей день новые меры воздействия на ребенка. Постепенно все эти идеи стали оформляться в своеобразное направление педагогической мысли, получившее позже название педагогического сотрудничества.

К отдельным, ставшим классическими, положениям этого направления можно отнести помощь обучаемому, гуманное отношение к нему, отсутствие принуждения к учению, совместную деятельность педагога и ученика в процессе обучения. Иногда в качестве решающего фактора для реализации идей сотрудничества выделяют создание специальной устойчивой психологической ситуации за счет четких установок преподавателя на сотрудничество с учеником. Правда, педагогический опыт свидетельствует о том, что одних психологических средств явно недостаточно. Кроме того, не все преподаватели готовы по-новому построить отношения со школьниками в процессе обучения, отойти от сложившегося привычного стиля работы. Нередко у преподавателей для этого просто нет ни сил, ни времени, ни желания.

При теоретических исследованиях проблемы сотрудничества зачастую гораздо легче объяснить, что такое авторитарность, чем адекватно скрепить теорию с практикой. Дело в том, что неприемлемость многих положений гипертрофированного авторитарного подхода в традиционной педагогической науке стала довольно очевидной в наши дни, в то время как теоретический уровень исследований идей и принципов сотрудничества в обучении явно недостаточен. Разработка точного научного понятия со строго фиксированным смыслом и значением, которое замещало бы имеющиеся нестрогие представления о сотрудничестве обучающего и обучающегося, продолжается. Для того чтобы его создать, необходимы систематические, объединенные общностью замысла исследования и в теории, и в практике [29].

На сегодняшний день фундаментальным понятием, определяющим сотрудничество, является гуманистическая идея помощи обучаемому. Суть вопроса, разумеется, не в слове «помощь», а в принципиальном отличии трактовки этого понятия при авторитарном подходе и в условиях педагогического сотрудничества. В первом случае помощь сводится к принуждению, подавлению и искусственной приостановке или ускорению развития личности ученика. Уровень усвоения знаний, их объем и содержание односторонне устанавливаются педагогом. Роль преподавателя сводится в основном к подавлению нежелательных в обучении тенденций. Его усилия, стремления направлены на достижение обучаемым некоторых известных стандартов усвоения знаний, установленных программой. Как результат необходимости подчинения требованиям педагога у одних обучаемых постепенно формируется безынициативность, у других в качестве естественной реакции на неприемлемость, искусственность авторитарного учебного процесса проявляются непослушание, иногда пренебрежение к качеству полученных знании, абсолютизация роли отметки, чувство неприязни к педагогу. Отход от позиций авторитарности в обучении становится возможным в том случае, когда преподаватель стимулирует творческое саморазвитие личности. По-видимому, именно этот тезис лежит в основе наиболее приемлемого понимания характера и цели помощи обучаемому.

Применение на практике этого тезиса наполняет конкретным смыслом главную функцию преподавателя, которой в условиях сотрудничества становится помощь обучаемому в процессе осознания им своих индивидуальных задатков, склонностей и способностей, в процессе превращения социально значимых целей обучения в личностно значимые. Реализация функции выдвигает новые требования к личностным характеристикам преподавателя, к задачам, стоящим перед ним в учебном процессе. К числу основных задач преподавателя в условиях сотрудничества можно отнести анализ и осмысление новых социальных явлений, организацию отношений с обучаемыми на основе взаимопонимания, выбор коммуникативных средств общения, адекватных индивидуальным особенностям личности обучаемого, помощь обучаемому в осознании социально значимых целей его учебной деятельности.

Конечно, главную трудность здесь представляет не формулировка задач, а их реализация, поскольку все эти красивые и вполне правильные слова так и остаются словами до тех пор, пока не найдены средства их осуществления. Особенно трудно реализовать идеи сотрудничества в процессе педагогического контроля, так как необъективные, а иногда и объективные результаты контроля зачастую являются первопричиной конфронтации педагогов и школьников в учебном процессе. Такая конфронтация вполне объяснима, так как с точки зрения естественной логики педагогический контроль и педагогическое сотрудничество — трудно сочетающиеся процессы. Годами складывался стереотип мышления — оценочная деятельность была целиком функцией преподавателя, отметки обучаемых являлись выражением воли преподавателя, его субъективного мнения об уровне знаний учеников. Зависимое положение обучаемого от педагога обычно расценивалось как положительное явление. Более того, именно в повышении этой зависимости, требовательности традиционная педагогика искала пути и средства для повышения качества обучения. Обычно эти попытки связывались с усилением авторитарного подхода, ужесточением контроля и тем самым усилением принуждения к обучению [22].

Наши рекомендации