Правовые основы и схемы сертификации
Сертификация в РФ организуется и проводится в соответствии с общегосударственными законами, а также другими правовыми, нормативными и техническими документами, обеспечивающими функционирование российской системы сертификации.
Общегосударственные законы РФ:
1. О защите прав потребителей.
2. О сертификации продукции и услуг.
3. О стандартизации.
Законы РФ, относящиеся к определенным отраслям:
1. О «РЖД».
2. О пожарной безопасности.
3. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Иные правовые правительственные акты (этих актов более 30), направленные на решение государственных и социальных экономических задач:
1. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
2. Об уголовной ответственности.
В практике управления РФ в качестве правовых актов применяют указы президента РФ, которые позволяют оперативно решать возникающие проблемы.
Закон о защите прав потребителей.Принят в 1992 г. Закон закрепил права потребителей, признанные во всей мировой практике:
1. На безопасность товаров и услуг для жизни и здоровья человека.
2. На надлежащие качество приобретаемого товара.
3. На возмещение ущерба и судебную защиту интересов потребителя.
Закон также предусмотрел механизм защиты прав потребителей (ПП).
В основе механизма защиты ПП лежат нормативные акты Гражданского кодекса РФ, а также сам Закон о защите ПП. Все остальные законодательные акты, действующие на территории РФ, приведены в соответствие с Законом о защите ПП и Гражданским кодексом РФ. На основании статей гражданского кодекса и Закона о защите ПП правительство РФ утверждает подзаконные акты:
1. Правило оформления договоров купли-продажи;
2. Правило продажи пищевых продуктов;
3. Правило по оказанию услуг населению по гигиене волос, лица, рук и т.д.
В целях гарантии безопасности товара и услуг закон о защите ПП вводит обязательную сертификацию, которая подтверждает соответствие качества товара обязательным требованиям стандарта.
Пример: Ст. 5 закона о защите ПП: обязательной сертификации подлежат товары и услуги, на которые в Госстандартах, регламентах и других нормативных документах установлены требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья потребителей, охраны окружающей среды, а также на предотвращение нанесения вреда имуществу потребителей. Обязательной сертификации также подлежат средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя (спецодежда, средства защиты от поражения электрическим током и т.д.). Любая партия товара, реализуемая через розничную сеть, или единица товара должны сопровождаться сертификатом соответствия, который продавец обязан предъявить покупателю по его требованию.
Закон запрещает реализацию товаров (в том числе и импортируемых), оказание услуг без сертификата соответствия обязательным требованиям стандарта по безопасности. Эти товары должны сопровождаться сертификатом, выданным национальным органом обязательной сертификации, а также зарубежными сертификатами, признанными Госстандартом РФ.
Для товаров, прошедших сертификацию, на сопроводительной документации, на таре (упаковке) должен стоять знак соответствия, установленный Госстандартом. Закон о защите ПП принят руководством, подтвержден парламентом, но для обеспечения норм безопасности он непрерывно дорабатывается соответствующими лабораториями в связи с появлением новых изделий и новых требований по безопасности ГОСТ 2.105-78.
В 1996 г. был принят федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон о защите ПП и в Кодекс РФ об административных правонарушениях. В частности, уточнено понятие потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести товар или услугу исключительно для личных целей, не связанных с извлечением прибыли.
Примечание: Перекупщик товара, частные предприниматели, извлекающие прибыль от перепродажи товара по новой трактовке закона не являются потребителями, и их претензии к качеству рассматривает не гражданский суд, а арбитражный (как юридическое лицо).
Закон предусматривает систему мер, предотвращающих поступление на рынок некачественных товаров. При поступлении сигнала о некачественном товаре, особенно если он угрожает экологии, жизни, здоровью людей, закон обязывает изготовителя приостановить производство, а продавца приостановить продажу товара до выяснения причины несоответствия и ее устранения. В случае неисполнения Закона органы инспекции и государственного надзора имеют право запретить работу предприятия или, если есть последствия в экологии, возбудить уголовное дело против руководителя предприятия или продавца.
Чтобы иметь возможность защитить свои права, потребитель должен располагать информацией об изготовителе товара: изготовитель обязан извещать потребителя с помощью торговой марки, товарного знака и сертификата соответствия. Передовые фирмы-изготовители товара гарантируют стабильное качество товарным знаком фирмы, который выдается, если на предприятии есть высокоэффективная система управления качеством продукции, защищенная сертификатом качества. Однако рынок товаров и услуг не защищен от подделок и мошенничества (подделка торговой марки, разборка изделий и их копирование, копирование товара с небольшими изменениями). Плагиат опасен как для потребителя, так и для государства. Для его устранения созданы инспектирующие органы сертификации.
Для защиты ПП расширили полномочия федеральных органов: министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Госстандарт РФ, министерство здравоохранения. Эти государственные структуры:
1. Осуществляют контроль за соблюдением производителем (продавцом)
требований по безопасности продукции.
2. Требуют устранения недостатков вплоть до снятия товара с производства (реализации).
3. Предписывают запрещение реализации товара с истекшим сроком годности и при отсутствии достоверной информации о сроке годности.
Статья 41 Закона о защите ПП устанавливает основание для применения санкции государственными органами, осуществляющими контроль за безопасностью продукции. За нарушение правил сертификации органом сертификации или испытательной лабораторией устанавливается штраф в размере двукратной стоимости работ по сертификации данной продукции. Если же товары реализуются с нарушением правил сертификации, то продавцы штрафуются в размере стоимости реализованных товаров.
Функции контроля за безопасностью товаров закон возлагает на Госстандарт РФ. В соответствии с законом РФ Госстандарт:
1. Определяет порядок сертификации, номенклатуру товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации, и опубликовывает их в правительственных вестниках.
2. Проводит аккредитацию органов сертификации и испытательных лабораторий или предоставляет эти права другим юридическим лицам.
3. Осуществляет контроль за правильностью ведения сертификации
4. Вносит информацию в государственный реестр: наименование сертифицированных товаров, аккредитованных органов сертификации и испытательных лабораторий.
5. Решает вопрос о признании зарубежных сертификатов и международных органов сертификации.
6. Представляет РФ во взаимоотношениях с зарубежными национальными и международными органами сертификации.
Статья 43 предоставляет право Госстандарту РФ налагать штраф если:
1. Изготовитель уклоняется от исполнения законных предписаний органов государственной власти или государственного контроля.
2. Потребителю причинен ущерб товаром или услугой, не отвечающим требованиям безопасности.
3. Импортируемый товар реализуется без сертификата соответствия; орган сертификации нарушил правила проведения обязательной сертификации или испытательная лаборатория предоставила недостоверные результаты.
4. Индивидуальный предприниматель отказался или выполнил несвоевременно предписания органов власти.
Закон о сертификации продукции и услуг. Принят в 1993 г., дополнен в 1998 г. Федеральным законом о внесении изменений в закон о сертификации. Эти изменения касались в основном гармонизации российских систем сертификации с международными, что является основным условием вхождения РФ во всемирную торговую организацию (ВТО).
Цели сертификации установлены в Законе, определен национальный орган сертификации - Госстандарт, установлены направления деятельности органов сертификации.
Закон однозначно трактует право на создание систем сертификации. Система сертификации создается государственными органами управления, предприятиями и организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, которые проводят сертификацию по правилам и нормам, принятым в этой системе, и в соответствии с положениями Закона о сертификации продукции и услуг. В соответствии с Законом систему сертификации может создавать только юридическое лицо, имеющее оборудование, штат и испытательную лабораторию. Форма собственности юридического лица не регламентируется.
Статья 8 Закона уточняет право участия в обязательной сертификации организаций и предприятий независимо от их структуры и формы собственности.
Статья 8 и 9 предоставляет право аккредитации органа сертификации не только Госстандарту, но и другим федеральным органам по согласованию с Госстандартом.
Лицензия на право деятельности органов сертификации выдается после получения аттестата аккредитации.
Закон также установил положение о рекламной деятельности: запрещается реклама товара, если он подлежит обязательной сертификации, но не имеет сертификата соответствия.
Статьями 7 и 4 добавлено: подтверждение соответствия сможет проводиться посредством принятия изготовителем декларации о соответствии - это документ, зарегистрированный органом сертификации, в котором изготовитель удостоверяет, что представленная продукция прошла все виды испытаний и соответствует стандартам и ТУ. Принятая в установленном порядке декларация о соответствии имеет юридическую силу сертификата.
Эти добавления пункта 4 введены в соответствии с требованиями ВТО.
Закон о сертификации определил не только как проводить сертификацию, но и формы контроля за соблюдением правил сертификации:
1) госконтроль и надзор;
2) инспекционный контроль.
Статья 16 определяет источники финансирования по сертификации:
1. Перечень работ, финансируемых государством (прогноз развития сертификации, участие в международных организациях, участие в разработке международных правил по сертификации).
2. Научные исследования общегосударственного масштаба.
3. Введение государственного реестра.
4. Работы по назначению сертификации.
Примечание: Раздел 4 устанавливает ответственность за нарушение закона о сертификации.
Принципы, правила и порядок проведения сертификации. Потребность общества в радикальных переменах в экономике, переход к рыночным отношениям, наполнение внутреннего российского рынка зарубежными товарами потребовало от государства в начале 90-х годов проведения действенных мер по обеспечению качества и безопасности товаров для населения. Постановлением правительства в 1992-1994 гг. была введена обязательная сертификация по безопасности на все товары и услуги, включая импортируемые. Но в последние годы стало очевидно, что российская сертификация несовершенна, сроки ее проведения стали тормозом в продвижении на международный рынок товаров и услуг российских предприятий. Не все виды сертификации и порядок подтверждения качества соответствовали международным стандартам ISO/МЭК. Эти же недостатки явились одним из препятствий принятия России в ВТО. Поэтому была разработана концепция совершенствования системы российской сертификации и перехода к новым способам подтверждения соответствия, более упрощенным, но гарантирующим качество. Например, подтверждение соответствия через декларацию о соответствии заявителя.
Реализация концепции дает возможность:
1) найти баланс между риском потребителя и издержками на сертификацию;
2) создать благоприятный климат для добросовестных изготовителей и
поставщиков товаров;
3) обеспечить необходимые условия для вступления России в ВТО.
За 90-е годы в России создана инфраструктура сертификации и испытаний изделий, которая базируется на системе госстандартизации. Это важно и потому, что переход к подтверждению соответствия путем декларации изготовителя, обеспечивая качество, резко снижает бюджетные затраты на организацию и проведение сертификации. Но необходимо время и осознание изготовителем ответственности за свои заявления и декларации, а также понимание прибыльности своевременно проведенной сертификации.
Переход на новые принципы (упрощенные) подтверждения соответствия требует доработки и нормативной базы (законы о стандартизации, сертификации и т.д.).
Принципы сертификации
1. Обеспечение достоверности информации об объекте сертификации.
2. Объективность и независимость сертификации от изготовителя и потребителя.
3. Профессиональность испытаний изделий;
4. Исключение дискриминации по отношению к иностранным заявителям. Право заявителя выбрать орган по сертификации и испытательную лабораторию.
5. Открытость информации о результатах сертификации или о прекращении срока действия сертификата.
6. Многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации, его производства и потребления (на безопасность по качеству, по шуму, на экологичность и т.д.).
7. Использование в деятельности по сертификации правил ISO/МЭК, правил региональных и федеральных органов по сертификации.
8. Признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и зарубежных испытательных лабораторий, зарубежных знаков соответствия на основе соглашений межрегиональных и межгосударственных, подтвержденных правительством РФ.
9. Соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну фирмы.
10. Привлечение к работе по сертификации общественных объединений потребителей.
Примечание: На сегодняшний день сертифицировано приблизительно 75 % продукции, производимой в РФ.
Согласно новой концепции сертификации обязательную сертификацию будут проводить только для товара с наибольшей потенциальной опасностью. Все остальные товары будут подвергаться только добровольной сертификации. Для выявления перечня потенциально опасных товаров интенсивную работу ведет Госстандарт. В эту номенклатуру в первую очередь включаются товары личного пользования граждан, а также продукция производственно-технического назначения.
Правила и порядок организации и проведения сертификации. Правила по проведению сертификации устанавливают общий порядок организации и проведения работ по обязательной и добровольной сертификации. Эти правила распространяются на все объекты российского и зарубежного производства, а также являются основой для организации систем сертификации однородной продукции. Для обеспечения признания российских сертификатов за рубежом в соответствии с рекомендациями ISO/МЭК составляются правила, согласованные этими организациями на предмет соответствия их международным правилам сертификации. Правила включают в себя положения об участниках сертификации, положения о принципах работ в области сертификации, положения о системах сертификации однородной продукции.
Функции участников сертификации. Национальным органом по сертификации в РФ является Госстандарт. Он формирует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила сертификации, проводит госрегистрацию систем сертификации и знаков соответствия.
Примечание: В ведении Госстандарта находятся все публикации, касающиеся официальной информации по всем вопросам сертификаци. Государственные органы (министерства) устанавливают процедуры сертификации в рамках созданной системы сертификации, выбирают схемы сертификации, гарантирующие качество, разрабатывает правило аккредитации и выдачи лицензии для систем обязательной сертификации, аккредитируют органы сертификации и испытательные лаборатории и выбирают им соответствующую лицензию, также осуществляет контрольные функции, т.е. проводит государственный контроль, надзор, определяет порядок инспекционного контроля органами сертификации. Выполняют функции по международным связям, представляют российские органы сертификации в международных и региональных организациях. Федеральные органы исполнительной власти, издавшие свои системы обязательной сертификации, имеют право выдавать сертификат соответствия и лицензии на использование.
Госстандарт и федеральные органы решают вопросы состава, количества и географического размещения органов по сертификации и испытательных лабораторий. Центральные органы каждой системы сертификации координируют работу органа сертификации и испытательной лаборатории. Также центральный орган по сертификации разрабатывает предложения по совершенствованию нормативного фонда, занимается апелляциями и претензиями к органам сертификации и испытательным лабораториям, ведет реестр учета сертификатов, лицензий на право пользования знаком соответствия, обеспечивает всю информацию о системе.
Функции органа сертификации
1. Проводит сертификацию в соответствии с согласованной схемой;
2. Выдает сертификаты и лицензии на право применения знака соответствия;
3. В соответствии с выбранной схемой сертификации проводит инспекционный контроль качества продукции. Приостанавливает (при необходимости отменяет) действие сертификата и лицензии;
4. Формирует и обновляет фонд нормативных документов;
5. Предоставляет заявителю запрашиваемую информацию.