Соответствия республики беларусь
Правила процедуры сертификации систем менеджмента качества (СМК) определены ТКП 5.1.05—2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации систем менеджмента качества. Основные положения. В соответствии с этим ТНПА сертификация СМК осуществляется аккредитованными в Системе аккредитации Республики Беларусь органами по сертификации систем менеджмента качества но инициативе организации или предусмотрена схемой обязательной сертификации или декларирования соответствия, применяемой при подтверждении соответствия продукции.
Сертификация СМК в Республике Беларусь проводится для создания уверенности у потребителей продукции, руководства организации и других заинтересованных сторон в том, что организация имеет условия и принимает меры для выпуска продукции, соответствующей требованиям потребителей и обязательным требованиям, а также с целью повышения удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного ее улучшения.
Прежде чем перейти к рассмотрению правил процедуры сертификации СМК, остановимся на основных понятиях, применяемых в данной области деятельности:
• аудит - систематический независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита;
• критерий аудита совокупность политики, процедур или требований;
• наблюдение аудита - результат оценки собранных свидетельств аудита на соответствие критериям аудита;
• несоответствие - - невыполнение требований;
• свидетельство аудита - записи, изложение фактов или другая информация, связанная с критериями аудита, которая может быть проверена;
• технический эксперт - лицо, представляющее группе по аудиту свои знания или опыт но специальному вопросу. (Знания и опыт по специальному вопросу могут быть отнесены к организации, процессу или деятельности, подвергаемым аудиту, а также к вопросам языка или культуры страны, проводившей аудит. Технический эксперт не участвует в группе по аудиту в качестве эксперта-аудитора.)
Правилами сертификации (ТКП 5.1.05—2004) предусмотрено проведение предварительного аудита СМК (по желанию предприятия), который осуществляется по аналогии с аудитом, проводимым при сертификации системы менеджмента качества. При этом его результаты могут быть учтены органом по сертификации в случае проведения аудита СМК при ее сертификации не позже чем через шесть месяцев после проведения предварительного аудита.
Сертификация СМК включает:
• представление заявки на сертификацию (прил. 28). Вместе с заявкой предприятие направляет: исходную информацию и анкету-вопросник, содержание и формы которых устанавливает орган по сертификации; руководство по качеству, документы СМК. В состав обязательной исходной информации входят: сведения о производстве (структурная схема предприятия, структурная схема службы управления качеством, численность работающих, описание технических ресурсов); сведения о продукции (объем изготовления, в том числе объем поставок на спорт, перечень стран, в которые продается продукция); информация о качестве продукции за последний календарный год, образцы форм документов, в которых регистрируются данные качестве; техническая документация на продукцию; перечни
аиболее значимых (лимитирующих) и специальных технологических процессов (ТП) и технологических операций (ТО)-Требования к исходной информации в целом регламентируются в порядке сертификации систем менеджмента качества органа по сертификации. Орган по сертификации должен принять решение по заявке в течение пяти дней после ее регистрации, в котором указывается о принятии (отказе в принятии) заявки к исполнению;
• анализ документов СМК проводит группа по аудиту, состоящая из руководителя группы и экспертов-аудиторов, или эксперт-аудитор, входящий в нее, с подтвержденной компетентностью в оцениваемой области деятельности организации. При этом рассматриваются и анализируются: заявка, исходная информация, анкета-вопросник, руководство по качеству, обязательные документированные процедуры, описания процессов с целью определения адекватности требованиям ТИПА на систему менеджмента качества и ТИПА на продукцию. Результаты анализа документов СМК оформляются в виде акта. В нем делается заключение по результатам анализа и устанавливаются сроки (не более шести месяцев) устранения замечаний. Организация обязана представить в орган но сертификации документы, подтверждающие устранение несоответствий, выявленных в документации СМК;
• аудит системы менеджмента качества. Вначале руководителем группы по аудиту разрабатывается и утверждается план аудита, который должен содержать: цели аудита; критерии аудита и ссылочные документы; область аудита; дату и место проведения аудита; временной график аудита; распределение ресурсов в наиболее важных областях аудита; список ответственных специалистов организации, назначенных для сопровождения и работы с группой но аудиту; требования к конфиденциальности информации, не подлежащей разглашению.
Затем группа по аудиту подготавливает рабочие документы для регистрации результатов аудита, содержащие: контрольные листы с перечнем вопросов для оценки системы качества; формы протоколов совещаний; формы протоколов несоответствий. Собственно аудит СМК включает: предварительное совещание; сбор и верификацию информации; получение свидетельств и подготовку выводов; подготовку заключения по результатам аудита; заключительное совещание.
Задачи предварительного совещания: представление членов
группы по аудиту руководству и специалистам проверяемой организации; рассмотрение цели, области и критериев аудита; предоставление краткого обзора плана аудита; ознакомление с
методами аудита; составление отчетов, включая классификацию несоответствий; определение официальных способов общения между экспертами-аудиторами и работниками проверяемой организации; определение необходимых средств, предоставляемых в распоряжение группы по аудиту; предоставление возможности проверяемой организации обсудить все вопросы, относящиеся к аудиту.
Обследование проводится методом опроса работников организации, анализа документов, наблюдения за деятельностью. Вся информация фиксируется в контрольных листах и верифицируется путем сравнения с информацией из других источников (протоколов испытаний, отчетов и др.). Существует несколько правил, которых целесообразно придерживаться эксперту-аудитору по качеству при проведении обследования:
• желательно дождаться ответа на свой вопрос, в случае отсутствия ответа необходимо отметить это в контрольных листах для того, чтобы потом обязательно проверить нужную информацию другими средствами;
• придерживаться своей линии проверки;
• быть всегда внимательным;
• не объявлять свои выводы в процессе проверки;
• не давать никаких указаний и разъяснений того, как должно быть.
Свидетельством аудита является только верифицированная информация. Наблюдения аудита указывают на соответствие или несоответствие критериям аудита. Свидетельства и выводы аудита должны быть зарегистрированы в контрольных листах, зарегистрированные несоответствия должны быть разделены на категории, т.е. на существенные и несущественные.
Существенное несоответствие отсутствие, неприменение или полное нарушение какого-либо требования (критерия) системы менеджмента качества, либо другое отклонение от нормативного требования на систему менеджмента качества, устранение которого потребует изменения организационной структуры организации, больших материальных затрат, длительного времени и существенно повлияет на качество продукции.
Несущественное несоответствие — упущение в выполнении установленных требований (критериев) либо другое отклонение от нормативного требования на систему менеджмента качества, устранение которого не связано с изменением организационной структуры организации, с большими материальными затратами и может быть устранено в процессе работы группы по аудиту либо в течение месяца с момента выявления.
При разделении несоответствий на категории группа по аудиту учитывает их вид, влияние на качество, а также то, является ли это единичным случаем, систематической ошибкой или несоблюдением требований. Окончательное решение о категории несоответствий принимает руководитель группы по аудиту. Все несоответствия регистрируются в протоколах несоответствий, рассматриваются руководителем группы по аудиту совместно с руководителем организации или ответственным представителем руководства организации, и по ним принимаются решения.
На основании результатов анализа выявленных несоответствий подготавливается заключение о степени соответствия (несоответствия) системы менеджмента качества требованиям ТНПА на СМК. Выводом может быть один из следующих:
• система менеджмента качества соответствует ТНПА на СМК, на соответствие которому осуществлялся аудит;
• система менеджмента качества не соответствует ТНПА на СМК, на соответствие которому осуществлялся аудит.
Соответствие СМК установленным требованиям признается, если:
• несоответствия отсутствуют;
• имеются несущественные несоответствия, которые могут быть устранены в процессе работы группы по аудиту или в течение месяца со дня их выявления;
• обнаружено менее трех существенных и несущественных несоответствий (срок доработки СМК организации — не более шести месяцев).
Несоответствие СМК установленным требованиям признается, если содержится три и более существенных и несущественных несоответствий, которые можно устранить в достаточно длительные сроки. В этом случае организация исправляет их, и повторная оценка системы менеджмента качества проходит по полной схеме, описанной выше, но не ранее чем через шесть месяцев.
На заключительном совещании руководству организации необходимо изложить несоответствия, выявленные при аудите в порядке их значимости; сделать предварительное заключение о соответствии (несоответствии) СМК требованиям ТНПА на систему менеджмента качества; выявить аспекты, нуждающиеся в улучшении. Результатом заключительного совещания является акт (в двух экземплярах), который утверждается руководителем органа по сертификации, подписывается руководителем группы по аудиту и экспертами-аудиторами и представляется руководству организации для ознакомления. В акте по
аудиту должна быть дана четкая оценка соответствия проверяемой СМК установленным требованиям, а также изложены вопросы, по которым не достигнуто соглашение между руководителем группы по аудиту и проверяемой организацией, с изложением различных точек зрения;
• рассмотрение результатов аудита, принятие решения по сертификации и выдача сертификата соответствия. Экспертами-аудиторами под руководством руководителя группы по аудиту подготавливается отчет по аудиту системы менеджмента качества, который составляется после проверки устранения выявленных несоответствий в организации. Отчет, утвержденный руководителем органа по сертификации и подписанный руководителем группы по аудиту и экспертами-аудиторами, представляется на Совет органа по сертификации, который принимает решение о выдаче сертификата соответствия. При положительном решении Совета по сертификации руководитель группы по аудиту обеспечивает оформление сертификата соответствия (прил. 29) и выдачу его организации. Срок действия сертификата соответствия - три года. Сертификат соответствия должен быть зарегистрирован в Реестре Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь. Одновременно между органом по сертификации и заявителем заключается соглашение по сертификации, в котором устанавливаются обязательства организации и органа по сертификации. В случае прекращения деятельности предприятия—владельца сертификата сертификат аннулируется;
инспекционный контроль за сертифицированной системой менеджмента качества (плановый и внеплановый). Осуществляется органом по сертификации на протяжении всего срока действия сертификата соответствия. Инспекционный контроль проводит группа по аудиту, сформированная органом по сертификации и возглавляемая руководителем. Периодичность проведения определяет орган по сертификации в соответствии с программой инспекционного контроля за сертифицированными СМК, но не менее одного раза в год.
План аудита при инспекционном контроле ежегодно разрабатывает руководитель группы по аудиту, утверждает руководитель органа по сертификации. Внеплановый инспекционный контроль может проводиться по решению руководителя органа по сертификации при поступлении обоснованной информации о претензиях к качеству и безопасности продукции, а также при внесении существенных изменений в документы СМК, технические документы на продукцию, ТНПА, организационную структуру предприятия и др.
Порядок проведения инспекционного контроля аналогичен порядку сертификации СМК. В результате инспекционного контроля действие сертификата соответствия может быть сохранено, приостановлено или отменено. Решение о приостановлении действия сертификата соответствия (не более чем шесть месяцев) принимается при выявлении существенных несоответствий при инспекционном контроле, появлении обоснованных претензий к безопасности и качеству продукции, нарушении правил применения сертификата соответствия и знака сертифицированной СМК, фальсификации срока действия сертификата, отказе предприятия от инспекционного контроля и/или оплаты за его проведение. Действие сертификата соответствия на СМК отменяется, если не устранены несоответствия, выявленные при предыдущем аудите (инспекционном контроле), а также не устраненные в период приостановления срока действия сертификата. Информация о приостановлении и отмене действия сертификата доводится органом по сертификации до всех заинтересованных сторон. Отмена действия сертификата соответствия вступает в силу с момента исключения его из Реестра Системы.
Кроме первичной сертификации СМК, в Республике Беларусь предусмотрена повторная сертификация СМК в случае желания предприятия продлить срок действия сертификата соответствия на СМК. Процедура проведения повторной сертификации зависит от результатов первичной и инспекционного контроля. Повторная выдача сертификата соответствия (под тем же номером, что и при первичной сертификации) осуществляется сроком на три года. Информация об этом вносится в Реестр Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.
Следует добавить, что предприятие, сертифицировавшее свою СМК, имеет право применять знак сертифицированной СМК в рекламных целях, а также для подтверждения сертификации продукции, но не для маркировки продукции.
Таким образом, процедура сертификации СМК — многоэтапный процесс, который может быть приостановлен или прерван по тем или иным причинам практически на любой стадии. Кроме того, следует отметить, что процедура сертификации систем менеджмента качества гарантирует компетентность, объективность и независимость принятия решения о соответствии системы менеджмента организации установленным требованиям.
Глава 20