Особенности сертификации отдельных видов услуг
В настоящее время в Республике Беларусь проводится обязательная сертификация услуг автомотосервиса, риэлтерских, парикмахерских услуг, а также добровольная сертификация гостиничных и туристских услуг, услуг по техническому обслуживанию и ремонту кассовых суммирующих аппаратов и компьютерных систем. Ведется работа по подготовке к введению обязательной сертификации услуг прачечных, химчистки, крашения, услуг по ремонту электробытовых приборов.
Сертификация услуг автомотосервиса. Обязательная сертификация этого вида услуг проводится в республике с 1994 г. В соответствии с анализом работ в данной области, проведенным специалистами Госстандарта, не более 10 % предприятий и индивидуальных предпринимателей, подавших заявку на сертификацию услуг автомотосервиса, получают сертификат по результатам первичной проверки. Всем остальным сертификат соответствия выдается после выполнения ряда организационно-технических мероприятий, направленных на устранение таких недостатков, как отсутствие соответствующих ТНПА, средств контроля и диагностики или их неудовлетворительное состояние, недостатки в организации технического контроля и метрологического обеспечения и др.
Порядок сертификации услуг автомотосервиса установлен в СТБ 5.3.04—99. Национальная система сертификации Республики Беларусь. Порядок сертификации обслуживания автотранспортных средств. В соответствии с ним в республике предусмотрена обязательная и добровольная сертификация этого вида услуг. При этом добровольная сертификация проводится для видов обслуживания, не входящих в Перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, и на соответствие международным, межгосударственным и национальным стандартам, а также техническим условиям на обслуживание автотранспортных средств.
Для сертификации обслуживания автотранспортных средств применяются схемы для сертификации услуг, качество и безопасность которых определяются мастерством и (или) квалификацией персонала, оказывающего услуги, и стабильностью процесса предоставления услуг. Последовательность этапов процедуры сертификации следующая:
• подача заявки и прилагаемых документов;
• регистрация и рассмотрение заявки, принятие решения по заявке;
• проверка необходимых условий оказания и качества услуги;
• принятие решения о выдаче (невыдаче) сертификата соответствия;
• инспекционный контроль за сертифицированным исполнителем услуги.
Сертификат соответствия выдается на три года, одновременно заключается соглашение по сертификации. По окончании срока действия сертификата он может быть продлен.
Сертификация риэлтерских услуг. С 1 июля 2000 г. каждое агентство, фирма или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги по купле-продаже жилых домов, квартир, офисных или производственных помещений, могут осуществлять свою деятельность только при наличии сертификата соответствия на риэлтерские услуги.
По данным Госстандарта, после введения обязательной сертификации более чем на 10 % сократилось количество фирм, предоставляющих риэлтерские услуги. С рынка недвижимости ушли те, кто совершал сделки с прямыми нарушениями законодательства, а также случайные люди, не имеющие достаточных знаний и непрофессионально выполняющие свою работу. Важным итогом введения обязательной сертификации явилось
снижение жалоб и судебных разбирательств в области обслуживания в 5 раз.
Обязательная сертификация парикмахерских услуг.
С 2001 г. обязательная сертификация введена более чем в 500 парикмахерских. Результатом стало понижение категории ряда предприятий с «салона-люкс» и «салона» на «парикмахер скую» из-за несоответствия требованиям стандартов более высокой категории как по количеству предоставляемых услуг, так и по квалификации персонала, а отдельным парикмахерским вообще было отказано в выдаче сертификатов. Основными видами несоответствий, выявленных в процессе проведения работ по сертификации парикмахерских, были:
• нарушение требований по размещению и площадям помещений;
• нарушения санитарно-гигиенических требований;
• отсутствие документов, подтверждающих качество используемых косметических и парфюмерных средств;
• незнание персоналом требований, обеспечивающих безопасность потребителей;
• отсутствие необходимого оборудования и инструмента;
• отсутствие внутреннего контроля качества предоставляемых услуг.
Порядок сертификации парикмахерских услуг установлен в СТБ 5.3.05—2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок проведения сертификации услуг парикмахерских.
Порядок сертификации гостиничных услуг. Разработка и введение документа ТКП 5.3.02—2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок проведения сертификации гостиничных услуг были инициированы владельцами гостиниц с целью независимого определения категория гостиниц (мотелей) в соответствии с ГОСТ 28681.4—95. Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц.
Цели сертификации гостиничных услуг:
• обеспечение потребителя услугами надлежащего качества;
• обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества потребителей и охраны окружающей среды;
• подтверждение соответствия гостиничных услуг и процессов их предоставления установленным требованиям, Сертификация гостиничных услуг в республике является
добровольной, одновременно гостинице присваивается категория в соответствии с ГОСТ 28681.4—95.
Основными схемами проведения сертификации гостиничных услуг являются 2, 3 и 4. Порядок проведения сертификации гостиничных услуг аналогичен общепринятому. Необходимо отметить лишь следующие особенности:
• вместе с заявкой на проведение сертификации направляются и материалы, содержащие анкету-вопросник, буклеты, нормативные документы, порядок рассмотрения жалоб клиентов, данные о субподрядчиках и т.д.;
• экспертиза представленных документов осуществляется комиссией, состоящей из экспертов-аудиторов по качеству, компетентных специалистов Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Главного управления пожарной службы, Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства спорта и туризма Республики Беларусь;
• при оценке исполнителя услуги проверяются квалификация, опыт работы, знание исполнителем услуги соответствующих ТНПА, а также этичность, точность, своевременность и полнота исполнения;
• оценка процесса предоставления услуги также включает соблюдение требований пожарной безопасности, комфортность условий обслуживания, эстетичность и эргономичность обстановки, наличие договоров со страховой организацией;
• проверка (испытание) результата услуги предусматривает испытание в аккредитованной испытательной лаборатории качества и безопасности предоставляемого питания, постельных принадлежностей, ковров, посуды в номерах, а также социологические исследования и анализ информации общества защиты потребителей о качестве обслуживания в данной гостинице;
• при положительных результатах проверки орган по сертификации услуг принимает решение о выдаче сертификата соответствия, срок действия которого составляет от двух (по схеме 2) до трех (по схеме 3) лет.
В настоящее время действуют сертификаты на гостиничные услуги, предоставляемые гостиничным комплексом «Нафтан» (Новополоцк) и гостиницей СП «Минский международный образовательный центр», с подтверждением их категорий — три звезды. В декабре 2002 г. выдан сертификат РУП «Отель «Минск», подтверждающий его категорию, — четыре звезды.
Сертификация туристских услуг. На рубеже тысячелетий туризм стал социально-экономическим и политическим явлением, влияющим на мировое устройство. В некоторых государствах туризм приносит государству значительную часть годового
бюджета. В Республике Беларусь влияние туризма на экономику незначительное. Тем не менее в 1999 г. был принят национальный стандарт ТКП 5.3.01-2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь Пор проведения сертификации туристских услуг, который установил что подтверждение соответствия туристской услуги может проводиться по следующим видам туристских услуг: экскурсия, поход путешествие, проживание в гостинице, мотеле, кемпинге и т.д.
Для сертификации туристских услуг применимы схемы 1,3 и 4. Порядок сертификации аналогичен общепринятому для сертификации услуг. Сертификат соответствия з зависимости от схемы сертификации может выдаваться на один—три года.
В 2002—2003 гг. на территории нашей страны были введены в действие: предстандарты, регламентирующие общие требования к туристским услугам; требования безопасности для жизни и здоровья туристов, сохранности их имущества, охраны окружающей среды; требования к договорам, заключаемым как при формировании, так и при реализации тура; требования к информации, предоставляемой потребителю в информационном листке и памятке о таких услугах, как туристское путешествие, туристские поход и экскурсия, а также требования к средствам размещения туристов.
В настоящее время в области оказания туристских услуг сертификат соответствия выдан Брестскому ЗАО «Трансинформ» на туристский отдых и путешествия по туристским маршрутам с переездом на автобусном и железнодорожном транспорте по маршруту Мурманск—Брест и автобусные туры по
странам Европы.
Таким образом, в нашей стране создана нормативная и законодательная база, обеспечивающая проведение сертификации следующих видов услуг:
• туристских;
• гостиничных и других средств размещения;
• парикмахерских;
• технического обслуживания и ремонта автотранспортных
средств;
• технического обслуживания и ремонта кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем;
• общественного питания;
• химической чистки и крашения;
• риэлтерских.
Однако, по оценкам специалистов, работы по сертификации
в сфере услуг развиваются очень медленно. Среди причин следующие:
• отсутствие стандартов на процессы оказания услуг и методы их оценки, а также стандартов на персонал;
• обязательной сертификацией охвачены не все потенциально опасные услуги, в результате чего оказался недостаточно защищен отечественный потребитель туристских услуг, а также услуг общественного питания, торговли, транспорта, услуг по ремонту и строительству жилья и т.д.;
• нет широкой практики создания систем менеджмента качества в сфере услуг и их оценки.
Для выхода работ по подтверждению соответствия (сертификации) услуг на новый уровень качества необходимо на осно-1 системного анализа отечественных достижений и проблем, также обобщения зарубежного опыта в области сертификации услуг создать Фонд международных стандартов на услуги, развивать системы менеджмента качества организаций сферы услуг.
Глава 19