Органы по сертификации продукции
Качество и безопасность продукции обеспечиваются различными мерами» среди которых сертификация как форма подтверждения соответствия играет немаловажную роль. Поэтому в комплекс основополагающих технических кодек в области подтверждения соответствия включен ТКП 5.1.02 — 2004. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации продукции. Основные положения.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» от 05.01.2004 г., № 269-3 в рамках Системы проводится обязательная и добровольная сертификация продукции. При этом обязательная сертификация осуществляется в отношении продукции, включенной в Перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценке соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, который утверждается и актуализируется Госстандартом.
Обязательная сертификация продукции проводится на соответствие требованиям безопасности для жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, установленным в законодательных актах Республики Беларусь и ТНПА, а также на соответствие другим показателям, установленным в ТНПА и подлежащим подтверждению соответствия при обязательной сертификации.
Схемы сертификации, применяемые при обязательной сертификации определенных видов продукции, установлены в техническом регламенте либо в ТНПА, утвержденных Госстандартом. Выбор схем осуществляется органом по сертификации продукции в соответствии ТКП 5.1.02 и с учетом особенностей производства, испытаний, поставки и использования продукции, а также требуемого уровня доказательности.
Добровольная сертификация продукции проводится по инициативе заявителя на сертификацию, самостоятельно выбирающего ТНПА, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, и определяющего номенклатуру показателей, проверяемых при добровольной сертификации. В номенклатуру этих показателей в обязательном порядке включаются показатели безопасности, если они установлены в ТНПА для данной продукции. Схемы добровольной сертификации определяются органом по сертификации продукции по согласованию с заявителем.
Согласно правилам Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, работы по сертификации продукции проводят аккредитованные органы по сертификации продукции.
Деятельность органа по сертификации продукции (далее — орган по сертификации) осуществляется под руководством Национального органа по оценке соответствия Республики Беларусь и направлена на реализацию следующих основных целей и задач:
• защита отечественного рынка и потребителя от приобретения некачественной и небезопасной продукции;
• минимизация технических барьеров в торговле;
• содействие повышению качества и конкурентоспособности отечественной продукции.
Орган по сертификации - организация (ее структурное подразделение), имеющая статус юридического лица, свою печать, расчетный счет и являющаяся юридически и финансово независимой от предприятий-изготовителей и поставщиков сертифицируемой продукции и других сторон, заинтересован-
ных в сертификации продукции, не имеющая с ними совместной хозяйственной деятельности и совместных коммерческих
интересов.
Орган по сертификации имеет в своем составе экспертов-аудиторов по качеству, включенных в Реестр Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (не менее трех), и квалифицированный, прошедший специальную подготовку персонал, обладающий опытом работы в области экспертизы и испытаний закрепленной группы товаров, умеющий работать с нормативными документами в заявленной области аккредитации, а также располагающий техническими средствами, материалами и документированными процедурами для обеспечения проведения работ по подтверждению соответствия,
включая:
• организационную структуру, юридические и экономические возможности, обеспечивающие выполнение работ, в соответствии с заявленной областью аккредитации;
• документированную систему управления качеством;
• организационно-методические документы, устанавливающие правила и порядок подтверждения соответствия продукции;
• актуализированный фонд технических нормативных правовых актов, устанавливающих требования к продукции и методам испытаний, в соответствии с областью аккредитации, а также фонд законодательных и нормативно-правовых документов в заявленной области.
Все заявители на сертификацию должны иметь беспрепятственный доступ к информации об услугах органа по сертификации, при этом должна обеспечиваться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.
Структура органа по сертификации должна гарантировать беспристрастность и ответственность при проведении работ по подтверждению соответствия. Поэтому должно быть исключено воздействие со стороны лиц и организаций, которые имеют непосредственную коммерческую заинтересованность в результатах подтверждения соответствия, на постоянный (штатный) персонал, возглавляемый руководителем.
В общем случае в структуру органа по сертификации входят:
• Управляющий совет;
• группа экспертов-аудиторов по сертификации однородной продукции;
• фонд технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и архив.
Управляющий совет является руководящим звеном органа по сертификации и осуществляет следующие функции:
• координирует работы и осуществляет методическое руководство по выполнению задач органа по сертификации, формирование политики, определяющей деятельность органа по сертификации;
• осуществляет контроль за реализацией этой политики;
• рассматривает порядок и сроки проведения внутреннего
аудита;
• утверждает программы проведения анализа состояния производства (окончательной проверки и оценки системы качества и безопасности) и инспекционного контроля;
• принимает решения о выдаче (регистрации), отказе в выдаче (регистрации), приостановлении действия или отмене сертификатов соответствия (декларации о соответствии);
• осуществляет взаимодействие с Национальным органом по оценке соответствия и другими организациями по вопросам подтверждения соответствия;
• осуществляет контроль за определением стоимости работ по сертификации и декларировании соответствия;
• рассматривает жалобы на деятельность персонала органа по сертификации;
• контролирует деятельность исполнительных подразделений органа по сертификации.
Возглавляет Управляющий совет руководитель органа по сертификации. Решение Управляющего совета принимается простым большинством голосов присутствующих членов совета. При равенстве противоположных сторон голос руководителя органа по сертификации является решающим.
Орган по сертификации может иметь собственную аккредитованную в Системе аккредитации Республики Беларусь испытательную лабораторию, область деятельности которой может охватывать всю или часть области аккредитации органа по сертификации.
Основными функциями органа по сертификации являются:
• организация и проведение сертификации;
• представление информации по результатам проведения работ в Национальный орган по оценке соответствия;
• признание иностранных сертификатов, выданных в системах сертификации других стран, с которыми Национальный орган по оценке соответствия имеет соглашение о признании;
• проведение инспекционного контроля за сертифицированной продукцией;
• проведение работ по продлению, приостановлению и отме не действия сертификатов соответствия;
• разработка, внедрение и актуализация организационно-методических документов органа по сертификации;
• взаимодействие с Национальным органом по оценке соответствия, аккредитованными испытательными лабораториями, при необходимости - - с судебными и арбитражными органами, общественными организациями, изготовителями и потребителями;
• определение области аккредитации;
• установление схем сертификации при добровольной сертификации;
• проведение внутренней проверки и анализа действующей системы качества;
• организация подготовки и повышения квалификации персонала.
Органу по сертификации в соответствии с возложенными на него функциями предоставляется право:
• привлекать в установленном порядке экспертов-аудиторов по качеству, а также технических экспертов для участия в выполнении работ в соответствии с областью аккредитации;
• запрашивать необходимые материалы и сведения от предприятий и организаций-заявителей в пределах своей компетенции;
• устанавливать договорные цены на проведение работ;
• вносить предложения по разработке и совершенствованию основополагающих документов по оценке соответствия.
Орган по сертификации обязан:
• являться беспристрастным;
• нести ответственность за решения, касающиеся предоставления, поддержки, продления, приостановления и аннулирования им сертификата и декларации о соответствии;
• располагать документами, которые подтверждают, что он является юридическим лицом;
• иметь документально обоснованную структуру, гарантирующую беспристрастность;
• давать гарантию того, что каждое решение по подтверждению соответствия принимается не тем лицом, которое производило оценку;
• располагать соответствующими соглашениями для охвата тех обязательств, которые вытекают из его операций и (или) действий;
• обладать финансовой стабильностью, ресурсами, необходимыми для функционирования системы сертификации;
• располагать системой качества, обеспечивающей уверенность в его способности эксплуатировать систему подтверждения соответствия применительно к продукции;
• использовать достаточное число сотрудников, обладающих необходимым образованием, подготовкой, техническими знаниями и опытом для выполнения функций по подтверждению соответствия и соответствующих типу, диапазону и объему выполняемой работы, под началом старшего ответственного сотрудника;
• располагать официальными правилами и структурами, обеспечивающими назначение и функционирование любых комиссий, которые привлекаются к участию в процессе сертификации. Комиссии должны быть освобождены от любого коммерческого, финансового и иного давления, которое могло бы оказать влияние на решение;
• гарантировать, что деятельность смежных органов не оказывает нежелательного воздействия на достоверность, объективность и беспристрастность его деятельности, и что он:
- не поставляет или не проектирует изделия того типа, который он сертифицирует;
- не дает советы или не оказывает консультационные услуги заявителю относительно методов решения тех проблем, которые являются препятствием для проведения запрашиваемой сертификации;
- не предоставляет, какие бы то ни были другие изделия или услуги, которые могли бы поставить под угрозу достоверность, объективность или беспристрастность процесса сертификации и решений;
• разрабатывать политику и процедуры разрешения претензий, апелляций и спорных ситуаций.
Орган по сертификации должен иметь следующий комплект документации:
• комплект технических нормативный правовых актов, соответствующих его области аккредитации;
• комплект организационно-методических документов, основными из которых являются:
• Положение об органе по сертификации;
• Руководство по качеству;
• Порядок проведения сертификации продукции;
• Область аккредитации.
Таким образом, орган по сертификации продукции — юридическое лицо, которое соответствует всем вышеперечисленным требованиям и имеет аккредитацию в Национальном органе по оценке соответствия Республики Беларусь. Только нали-
чие аттестата аккредитации, зарегистрированного в Реестре Национальной системы оценки соответствия (одновременно органу по сертификации присваивается цифровой код), дает право органу по сертификации проводить работы в области подтверждения соответствия.
В настоящее время в нашей стране аккредитован на право проведения работ по сертификации продукции 61 орган по сертификации.
В связи с тем, что сертификация продукции - процедура, посредством которой третья сторона письменно удостоверяет, что продукция соответствует заданным требованиям, необходимо подробнее остановиться на правилах и порядке проведения сертификации.