Органы по сертификации продукции

Качество и безопасность продукции обеспечиваются различ­ными мерами» среди которых сертификация как форма под­тверждения соответствия играет немаловажную роль. Поэтому в комплекс основополагающих технических кодек в области подтверждения соответствия включен ТКП 5.1.02 — 2004. На­циональная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации продукции. Основные поло­жения.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных право­вых актов в области технического нормирования и стандарти­зации» от 05.01.2004 г., № 269-3 в рамках Системы проводится обязательная и добровольная сертификация продукции. При этом обязательная сертификация осуществляется в отношении продукции, включенной в Перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценке соответствия, подлежащих обяза­тельному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, который утверждается и актуализируется Госстандартом.

Обязательная сертификация продукции проводится на соответствие требованиям безопасности для жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, установленным в законодательных актах Республики Беларусь и ТНПА, а также на соответствие другим показате­лям, установленным в ТНПА и подлежащим подтверждению соответствия при обязательной сертификации.

Схемы сертификации, применяемые при обязательной сер­тификации определенных видов продукции, установлены в техническом регламенте либо в ТНПА, утвержденных Госстан­дартом. Выбор схем осуществляется органом по сертификации продукции в соответствии ТКП 5.1.02 и с учетом особенностей производства, испытаний, поставки и использования продук­ции, а также требуемого уровня доказательности.

Добровольная сертификация продукции проводится по инициативе заявителя на сертификацию, самостоятельно вы­бирающего ТНПА, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, и определяющего номенклатуру показателей, проверяемых при добровольной сертификации. В номенклатуру этих показателей в обязательном порядке включаются показатели безопасности, если они установлены в ТНПА для данной продукции. Схемы добровольной сертифика­ции определяются органом по сертификации продукции по со­гласованию с заявителем.

Согласно правилам Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, работы по сертификации продукции проводят аккредитованные органы по сертифика­ции продукции.

Деятельность органа по сертификации продукции (далее — орган по сертификации) осуществляется под руководством На­ционального органа по оценке соответствия Республики Бела­русь и направлена на реализацию следующих основных целей и задач:

• защита отечественного рынка и потребителя от приобрете­ния некачественной и небезопасной продукции;

• минимизация технических барьеров в торговле;

• содействие повышению качества и конкурентоспособно­сти отечественной продукции.

Орган по сертификации - организация (ее структурное подразделение), имеющая статус юридического лица, свою пе­чать, расчетный счет и являющаяся юридически и финансово независимой от предприятий-изготовителей и поставщиков сертифицируемой продукции и других сторон, заинтересован-

ных в сертификации продукции, не имеющая с ними совместной хозяйственной деятельности и совместных коммерческих

интересов.

Орган по сертификации имеет в своем составе экспертов-ау­диторов по качеству, включенных в Реестр Национальной си­стемы подтверждения соответствия Республики Беларусь (не менее трех), и квалифицированный, прошедший специальную подготовку персонал, обладающий опытом работы в области экс­пертизы и испытаний закрепленной группы товаров, умеющий работать с нормативными документами в заявленной области аккредитации, а также располагающий техническими сред­ствами, материалами и документированными процедурами для обеспечения проведения работ по подтверждению соответствия,

включая:

• организационную структуру, юридические и экономиче­ские возможности, обеспечивающие выполнение работ, в соот­ветствии с заявленной областью аккредитации;

• документированную систему управления качеством;

• организационно-методические документы, устанавливаю­щие правила и порядок подтверждения соответствия продук­ции;

• актуализированный фонд технических нормативных пра­вовых актов, устанавливающих требования к продукции и ме­тодам испытаний, в соответствии с областью аккредитации, а также фонд законодательных и нормативно-правовых доку­ментов в заявленной области.

Все заявители на сертификацию должны иметь беспрепятст­венный доступ к информации об услугах органа по сертифика­ции, при этом должна обеспечиваться конфиденциальность ин­формации, составляющей коммерческую тайну.

Структура органа по сертификации должна гарантировать беспристрастность и ответственность при проведении работ по подтверждению соответствия. Поэтому должно быть исключе­но воздействие со стороны лиц и организаций, которые имеют непосредственную коммерческую заинтересованность в резуль­татах подтверждения соответствия, на постоянный (штатный) персонал, возглавляемый руководителем.

В общем случае в структуру органа по сертификации входят:

• Управляющий совет;

• группа экспертов-аудиторов по сертификации однородной продукции;

• фонд технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и архив.

Управляющий совет является руководящим звеном органа по сертификации и осуществляет следующие функции:

• координирует работы и осуществляет методическое руко­водство по выполнению задач органа по сертификации, форми­рование политики, определяющей деятельность органа по сер­тификации;

• осуществляет контроль за реализацией этой политики;

• рассматривает порядок и сроки проведения внутреннего

аудита;

• утверждает программы проведения анализа состояния производства (окончательной проверки и оценки системы ка­чества и безопасности) и инспекционного контроля;

• принимает решения о выдаче (регистрации), отказе в вы­даче (регистрации), приостановлении действия или отмене сер­тификатов соответствия (декларации о соответствии);

• осуществляет взаимодействие с Национальным органом по оценке соответствия и другими организациями по вопросам подтверждения соответствия;

• осуществляет контроль за определением стоимости работ по сертификации и декларировании соответствия;

• рассматривает жалобы на деятельность персонала органа по сертификации;

• контролирует деятельность исполнительных подразделе­ний органа по сертификации.

Возглавляет Управляющий совет руководитель органа по сертификации. Решение Управляющего совета принимается простым большинством голосов присутствующих членов сове­та. При равенстве противоположных сторон голос руководите­ля органа по сертификации является решающим.

Орган по сертификации может иметь собственную аккреди­тованную в Системе аккредитации Республики Беларусь испы­тательную лабораторию, область деятельности которой может охватывать всю или часть области аккредитации органа по сер­тификации.

Основными функциями органа по сертификации являются:

• организация и проведение сертификации;

• представление информации по результатам проведения работ в Национальный орган по оценке соответствия;

• признание иностранных сертификатов, выданных в систе­мах сертификации других стран, с которыми Национальный орган по оценке соответствия имеет соглашение о признании;

• проведение инспекционного контроля за сертифициро­ванной продукцией;

• проведение работ по продлению, приостановлению и отме не действия сертификатов соответствия;

• разработка, внедрение и актуализация организационно-методических документов органа по сертификации;

• взаимодействие с Национальным органом по оценке соот­ветствия, аккредитованными испытательными лаборатория­ми, при необходимости - - с судебными и арбитражными орга­нами, общественными организациями, изготовителями и пот­ребителями;

• определение области аккредитации;

• установление схем сертификации при добровольной сер­тификации;

• проведение внутренней проверки и анализа действующей системы качества;

• организация подготовки и повышения квалификации пер­сонала.

Органу по сертификации в соответствии с возложенными на него функциями предоставляется право:

• привлекать в установленном порядке экспертов-аудито­ров по качеству, а также технических экспертов для участия в выполнении работ в соответствии с областью аккредитации;

• запрашивать необходимые материалы и сведения от пред­приятий и организаций-заявителей в пределах своей компетен­ции;

• устанавливать договорные цены на проведение работ;

• вносить предложения по разработке и совершенствованию основополагающих документов по оценке соответствия.

Орган по сертификации обязан:

• являться беспристрастным;

• нести ответственность за решения, касающиеся предо­ставления, поддержки, продления, приостановления и аннули­рования им сертификата и декларации о соответствии;

• располагать документами, которые подтверждают, что он является юридическим лицом;

• иметь документально обоснованную структуру, гаранти­рующую беспристрастность;

• давать гарантию того, что каждое решение по подтвержде­нию соответствия принимается не тем лицом, которое произво­дило оценку;

• располагать соответствующими соглашениями для охвата тех обязательств, которые вытекают из его операций и (или) действий;

• обладать финансовой стабильностью, ресурсами, необхо­димыми для функционирования системы сертификации;

• располагать системой качества, обеспечивающей уверен­ность в его способности эксплуатировать систему подтвержде­ния соответствия применительно к продукции;

• использовать достаточное число сотрудников, обладаю­щих необходимым образованием, подготовкой, техническими знаниями и опытом для выполнения функций по подтвержде­нию соответствия и соответствующих типу, диапазону и объему выполняемой работы, под началом старшего ответственного сотрудника;

• располагать официальными правилами и структурами, обеспечивающими назначение и функционирование любых ко­миссий, которые привлекаются к участию в процессе сертифи­кации. Комиссии должны быть освобождены от любого коммер­ческого, финансового и иного давления, которое могло бы ока­зать влияние на решение;

• гарантировать, что деятельность смежных органов не ока­зывает нежелательного воздействия на достоверность, объек­тивность и беспристрастность его деятельности, и что он:

- не поставляет или не проектирует изделия того типа, ко­торый он сертифицирует;

- не дает советы или не оказывает консультационные услу­ги заявителю относительно методов решения тех проблем, ко­торые являются препятствием для проведения запрашиваемой сертификации;

- не предоставляет, какие бы то ни были другие изделия или услуги, которые могли бы поставить под угрозу достовер­ность, объективность или беспристрастность процесса сертифи­кации и решений;

• разрабатывать политику и процедуры разрешения претен­зий, апелляций и спорных ситуаций.

Орган по сертификации должен иметь следующий комп­лект документации:

• комплект технических нормативный правовых актов, со­ответствующих его области аккредитации;

• комплект организационно-методических документов, ос­новными из которых являются:

• Положение об органе по сертификации;

• Руководство по качеству;

• Порядок проведения сертификации продукции;

• Область аккредитации.

Таким образом, орган по сертификации продукции — юри­дическое лицо, которое соответствует всем вышеперечислен­ным требованиям и имеет аккредитацию в Национальном орга­не по оценке соответствия Республики Беларусь. Только нали-

чие аттестата аккредитации, зарегистрированного в Реестре Национальной системы оценки соответствия (одновременно ор­гану по сертификации присваивается цифровой код), дает право органу по сертификации проводить работы в области под­тверждения соответствия.

В настоящее время в нашей стране аккредитован на право проведения работ по сертификации продукции 61 орган по сер­тификации.

В связи с тем, что сертификация продукции - процедура, посредством которой третья сторона письменно удостоверяет, что продукция соответствует заданным требованиям, необходи­мо подробнее остановиться на правилах и порядке проведения сертификации.

Наши рекомендации