Причины, побуждающие бизнесменов и топ-менеджеров заниматься управлением качеством продукции.

Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в Западной Европе и в Японии сразу после окончания Второй мировой войны [27]. Как и в бывшем Советском Союзе, значительная часть городов, поселков и промышленных предприятий этих стран находились в состоянии разрухи. Необходимо было приложить значительные усилия и финансовые ресурсы для выхода из послевоенного кризиса.

Можно сказать, что положение в странах Западной Европы и в Японии в 1945 – 1950 гг. было такое же, как и в бывшем Советском Союзе в это же время. С точки зрения экономического положения в этот период времени на рынках господствовали производители и продавцы, т.е. во всех странах существовали так называемые «рынки производителей», в условиях которых потребители покупали все то, что им предлагали продавцы.

Такая же ситуация имела место в бывшем Советском Союзе вплоть до 1991 г. У большинства населения имелись наличные деньги, однако, из-засуществовавшего тогда дефицита товаров трудно былочто-либокупить на эти деньги. Для того чтобы купить телевизор, мебель, автомобиль необходимо было заранее (за несколько лет) записываться в очередь в специализированном магазине, а затем длительное время ждать, когда подойдет ваша очередь покупать заказанный товар.

При таких условиях работы на «рынке производителей» бизнесменам и производителям продукции незачем было задумываться о ее качестве. В условиях дефицита цена товаров определялась следующим образом [2]:

Цена = Затраты производства + Желаемая прибыль. (1)

По перечисленным выше причинам в странах Западной Европы в 1946 – 1955 гг. (и в бывшем Советском Союзе вплоть до 1991 г.) производители продукции и ее продавцы имели возможность навязывать покупателям свою цену, получая желаемую прибыль. При этом снижение издержек проектирования и производства не было главной заботой производителей, так как рынок позволял поддерживать цену на желаемом для производителей уровне.

1.1.1. РОЛЬ УЧЕНИЯ ДЕМИНГА В ОСОЗНАНИИ НЕОБХОДИМОСТИ ЗАНИМАТЬСЯ УПРАВЛЕНИЕМ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

В1947 г. в США был разработан и начал осуществляться так называемый план Маршалла. В соответствии с этим планом Соединенные Штаты предоставляли товарные кредиты Германии, Японии, Англии, Франции, Испании и другим странам с целью помочь им выйти из послевоенной разрухи. В том числе в эти страны направляли специалистов (металлургов, химиков, инженеров и т.п.) для оказания помощи в восстановлении разрушенного хозяйства. Врамках плана Маршалла в 1947 г. в Японию для оказания помощи в восстановлении электротехнической промышленности был направлен Эдвард У. Деминг (1900 – 1993) – широко известный в настоящее время патриарх (гуру) качества. В довоенное время и в ходе Второй мировой войны Деминг занимался исследованиями, посвященными проблемам статистического контроля и управления качеством продукции. Отметим, что при оказании помощи кому-либо, большинство спонсоров предпочитают отдавать не самое ценное из того, что у них имеется. Исходя из этого, следует предположить, что в 1947 г. руководители правительственных учреждений США, направившие Деминга для оказания помощи Японии, не считали ценными для Соединенных Штатов его знания о методах и средствах контроля и управления качеством продукции.

Во время своего пребывания в Японии, оказывая помощь по восстановлению электротехнической промышленности этой страны, как истинный ученый Э.У. Деминг не мог не говорить о результатах своих научных исследований в области контроля и управления качеством. В 1950 г. он организовал проведение семинара для руководителей 45 крупнейших компаний Японии. На этом семинаре он рассказал им о возможностях использования контроля и управления качеством продукции для повышения ее конкурентоспособности. В заключение семинара он сказал следующие слова [2]: «Слушайте меня, и через пять лет вы будете конкурировать с Западом. Продолжайте слушать до тех пор, пока Запад не будет просить защиты от вас». Эти слова оказались пророческими. В начале 60-хгг. ХХ в. Япония вышла на передовые позиции в мире, а через некоторое время весь мир стал говорить о японском чуде, восхищаясь им до настоящего времени [2].

В середине 60-хгг. ХХ в. владельцы и менеджеры (руководители) предприятий, фирм и компаний таких стран, как Англия, Франция, Германия, Италия, США обнаружили, что их товары вытесняются (не только с рынков стран Африки, Азии, Южной Америки, но и с их собственных внутренних рынков) значительно более качественными и менее дорогими японскими товарами. После изучения причин сложившегося в 1964 – 1969 гг. положения, западноевропейские и американские бизнесмены уяснили для себя важность и необходимость заниматься проблемами качества, являющимися составной частью вопросов повышения конкурентоспособности продукции K , которая упрощенно может быть представлена в виде



  K = K , (2)
  Ц
       

где K – качество продукции; Ц – цена продукции.

При таком упрощенном определении понятия «конкурентоспособность» видно, что конкурентоспособность K можно повысить либо за счет повышения качестваK, либо путем снижения цены Ц. Еще лучше, если одновременно с повышением качества продукции будет снижаться ее цена. На наш взгляд, успешное завоевание английских, французских, германских, итальянских и американских внутренних рынков японскими товарами во второй половине60-хгг. ХХ в. произошло за счет того, что японские товары имели значительно более высокое качество (по сравнению с западноевропейскими и американскими) при заметно меньшей цене.

Таким образом, американские и западноевропейские бизнесмены и промышленники пришли к осознанию необходимости заниматься качеством после того, как японские фирмы продемонстрировали им на практике силу учения Деминга, ранее не воспринятого американскими правительственными чиновниками и бизнесменами.

Начиная со второй половины 60-хгг. ХХ в., условия для бизнеса стали меняться. В результате в 80 – 90- е гг. ХХ в. старая формула (1) успешного бизнеса была вынуждена трансформироваться в современную формулу [2]

Прибыль = Цена – Затраты производства. (3)

Современный рынок быстро сбил цену товаров и заставил производителей переориентироваться на удовлетворение нужд и потребностей потребителей, причем рынок, бывший когда-то«рынком производителей», в настоящее время трансформировался в «рынок потребителей».

В современных условиях «рынка потребителей» успех производителей зависит от скорости их адекватной реакции на запросы потребителей. Именно эта скорость определяет, кто из производителей и бизнесменов являются лидерами, а кто неудачниками. Успех производителей зависит от времени реализации хорошо очерченной высшим руководством цели, обеспечивающей минимальные издержки производства высококачественной продукции, а, следовательно, и минимальную ее цену для потребителей [2].

Наиболее эффективной рабочей моделью качества, способствующей повышению конкурентоспособности продукции и фирмы, является «Total Quality Management» (TQM), что переводится на русский язык как «Всеобщее управление качеством». Если конкурент способен внедрить TQM как рабочую модель качества или, хотя бы, систему менеджмента качества быстрее вас, у него появляется конкурентная скорость, а значит, начинает увеличиваться расстояние между ним и вами. Чем больше вы медлите и ждете, тем больше отстаете от своего конкурента [2].

Наиболее эффективный путь повышения конкурентоспособности вашей фирмы и ее продукции – это умение оперативно управлять качеством продукции в зависимости от изменяющихся запросов потребителей при минимальных затратах на обеспечение этого качества. Согласно формулам (2) и (3) успешного бизнеса в настоящее время прибыль организации – это результат умелого управления качеством продукции при минимальных затратах на ее проектирование и производство.

Таким образом, первоначальными причинами, заставившими предпринимателей и бизнесменов Англии, Франции, Германии, Италии, США и других развитых стран обратить серьезное внимание на проблемы обеспечения и улучшения качества продукции своих предприятий, фирм и компаний, являются следующие:

−вытеснение западных товаров японскими (имеющими значительно более высокое качество при заметно меньших ценах) во второй половине 60-хгг. ХХ в.;

−высокая эффективность учения Деминга о методах и средствах контроля и управления качеством продукции, продемонстрированная японскими предпринимателями западным бизнесменам, ранее рассматривавших учение об управлении качеством как некоторую «убогую» проблему, которой занимались «убогие» специалисты [1].

В 1970-егг. предприниматели и руководители предприятий западных стран быстро осознали, что проблема управления качеством не является «убогой» проблемой, однако, к специалистам, занимавшихся проблемами качества, еще достаточно долго относились как к какимто «убогим» людям [1]. В80-еи90-егг. ХХ столетия абсолютное большинство предпринимателей и бизнесменов пришли к полному ониманию важности проблемы качества и к признанию большого вклада специалистов по качеству в решение проблем повышения конкурентоспособности продукции и выживания компаний на современном рынке потребителей.

Наши рекомендации