Раздел i. анализ литературы
Федерация футбола Украины
Учебный отдел ЦЛ ФФУ
Реферативная работа
на тему:
«Планирование и периодизация учебно-тренировочного процесса на этапе предварительной базовой подготовки (12-14 лет)».
Выполнил:Клетный Виталий Алексеевич
Лицензия «В» УЕФА
Киев-2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………………3
РАЗДЕЛ I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ………...………………………………….4
1.1. Основы планирования в системе спортивной подготовки………………...4
1.2. Построение тренировки на различных этапах многолетней подготовки...7
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………10
2.1. Периодизация круглогодичной тренировки в футболе….……………….10
2.2. Планирование учебно-тренировочного процесса на этапе предварительной базовой подготовки (12-14 лет)……………………...……..17
ВЫВОДЫ………………………………………………………………….……..21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….………22
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Планирование является одним из средств управления тренировочным процессом. Чтобы управлять тренировочным процессом, нужно в первую очередь знать состояние и возможности организма в каждом конкретном случае. Сюда относятся: готовность юного спортсмена к обучению и тренировке, сведения об эффективности применяемых упражнений и о протекании восстановительных процессов после применения этих упражнений. При этом нужно учитывать, что способности и возможности организма у детей неодинаковы, что каждый добивается повышения работоспособности различными путями: один – за счёт координационных возможностей организма и его систем, второй – за счёт мобилизационных возможностей, третий – за счёт большого волевого усилия. Поэтому задача тренера-педагога всё это учитывать при планировании обучения и тренировки юных футболистов.
Цель работы - на основании анализа данных литературных источников раскрыть основные положения планирования и периодизации учебно-тренировочного процесса на этапе предварительной базовой подготовки.
Задачи работы:
1. Показать основы планирования в системе спортивной подготовки.
2. Определить построение тренировки на различных этапах многолетней подготовки.
3. Раскрыть периодизацию круглогодичной тренировки в футболе.
4. Описать планирование учебно-тренировочного процесса на этапе предварительной базовой подготовки.
Теоретическая значимость. Планирование в системе подготовки спортсменов охватывает вопросы организации и построения спортивной тренировки, соревновательной деятельности, применения внетренировочных и внесоревновательных факторов повышения работоспособности и результативности участия в соревнованиях.
Практическая значимость. Планирование является одним из основных элементов управления тренировочным процессом и предусматривает непрерывный рост спортивного мастерства как отдельного игрока, так и команды в целом.
РАЗДЕЛ I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Основы планирования в системе спортивной подготовки.
Планирование в системе подготовки спортсменов охватывает вопросы организации и построения спортивной тренировки, соревновательной деятельности, применения внетренировочных и внесоревновательных факторов повышения работоспособности и результативности участия в соревнованиях[2].
Планирование рассматривается как необходимое условие управления, позволяющее реализовывать цели и задачи подготовки. Научно обоснованные планы обеспечивают высокую эффективность подготовки, позволяют учесть индивидуальные особенности занимающихся, материально-технические, климатические и другие условия.
Планирование процесса спортивной подготовки отражает следующие организационно-методические положения:
- подразделение тренировочного процесса на этапы начальной подготовки, предварительной базовой подготовки, специализированной базовой подготовки, максимальной реализации индивидуальных возможностей, сохранения достижений[13].
- среднее количество лет тренировки, необходимое для достижения высших спортивных результатов в том или ином виде спорта или отдельных его дисциплинах;
- особенности современной методики тренировки, отражающие организационно-методические аспекты подготовки спортсменов в связи с возрастом и квалификацией – оптимальный возраст для начала занятий тем или иным видом спорта, возрастные границы физического развития и становления спортивно-технического мастерства, уровень подготовленности, позволяющий приступить к специальной тренировке, особенности методики тренировки на отдельных этапах многолетней подготовки, состав средств и методов тренировки и т. д.;
- систему соревновательной деятельности как фактора совершенствования спортивного мастерства, повышения тренированности, контроля за уровнем различных сторон подготовленности занимающихся;
- использование дополнительных факторов повышения эффективности учебно-тренировочного процесса и процесса подготовки в целом, включая врачебно-медицинское и научное обеспечение, воспитание, самообразование, улучшение условий жизни и материально-технических условий подготовки, повышение квалификации тренерских кадров и др.
Перспективные планы подготовки по существу содержания условно делятся на планы многолетней подготовки, планы отдельных этапов многолетней подготовки и тренировочных макроциклов, охватывающих, в зависимости от особенностей вида спорта, целей и задач подготовки, календаря соревнований и др., периоды от нескольких месяцев до нескольких лет[5].
В структуре перспективного планирования наряду с планами многолетней подготовки, отдельных этапов и макроциклов находят место четырехлетние планы подготовки, целью которых является обеспечение стабильных и высоких спортивных результатов на главных международных соревнованиях.
Текущие планы в своем содержании отражают особенности организации и построения тренировки в мезо- и микроциклах[5].
Планы мезоциклов раскрывают следующее:
- вид, общую структуру и продолжительность мезоцикла, цели и задачи в виде объемов и содержания тренировочных и соревновательных нагрузок, показателей специальной подготовленности и т. д.,
- средства и методы, позволяющие целенаправленно влиять на совершенствование различных сторон подготовленности в связи с общими закономерностями становления спортивного мастерства;
- особенности сочетания в структуре мезоцикла различных микроциклов (втягивающих, ударных, подводящих, соревновательных, восстановительных);
- систему текущего контроля подготовленности[11].
Планы микроциклов подготавливаются в соответствии с задачами тренировки на соответствующем этапе. В них уточняются:
- общий объем тренировочной работы, соотношение работы различной преимущественной направленности;
- средства и методы спортивной тренировки;
- сочетание тренировочных и соревновательных нагрузок, средств восстановления и стимуляции работоспособности;
- сочетание и чередование занятий различных видов, с различными по величине и направленности нагрузками;
- средства, методы и организационные особенности текущего контроля и управления с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и их реакции на нагрузки. Планы тренировочных занятий должны раскрывать:
- общую структуру построения тренировочного занятия;
- распределение работы различного характера и направленности в ходе занятия в связи с особенностями динамики работоспособности спортсменов;
- величину тренировочной нагрузки в занятии, его направленность;
- состав различных средств и методов, их связь с решением задач, стоящих в конкретном занятии;
- форму организации занятия (индивидуальная, групповая, фронтальная, свободная);
- содержание технологии использования средств оперативного контроля в процессе отдельных занятий;
- применяемые тренажеры, средства восстановления и стимуляции работоспособности и др.
Важной частью планирования в системе спортивной подготовки является планирование соревновательной деятельности[5].
Перспективное планирование соревновательной деятельности направлено на разработку системы соревновательной деятельности спортсменов в процессе многолетней подготовки, на отдельных ее этапах и тесно взаимосвязано с планированием системы соревнований. В перспективных планах соревновательной деятельности предусматривается рост спортивных результатов на этапах многолетней подготовки. В условиях перспективного планирования показатели соревновательной деятельности рассматриваются в неразрывной связи с ростом показателей различных сторон подготовленности спортсменов[6].
Текущее планирование соревновательной деятельности направлено на разработку ее структуры в серии соревнований, что обеспечивает достижение высоких спортивных результатов соразмерно текущей подготовленности спортсмена в мезо- и микроциклах.
Оперативное планирование направлено на разработку структур и соревновательной деятельности в целях достижения планируемого спортивного результата в очередном ближайшем соревновании[9].