Дидактические принципы обучения

Успех обучения и его длительность находятся в прямой зависи­мости от построения процесса обучения. Основой его являются за­кономерности педагогического процесса. В силу специфики баскет­бола дидактические принципы находят свое воплощение в опреде­ленных условиях организации учебного процесса и соответствую­щих методах. Грамотная реализация дидактических принципов не только ускоряет процесс обучения, но и делает его более эффектив­ным и интересным.

Принцип научности, систематичности и последовательности.Эф­фективность баскетбола, его привлекательность в наши дни свя­заны со значительным преобразованием самой игры, обусловлен­ным ростом физических возможностей, совершенствованием тех­ники и тактики. Все это приводит к тому, что на каждом новом этапе развития игры представления о ее сущности, ведущих при­емах и тактических взаимодействиях меняются; одни приемы ус­тупают место другим, видоизменяются и преобразуются в суще­ствующие.

Принцип научности требует при выборе материала обучения постоянного ориентирования на тенденции развития игры, пре­образования методики обучения в соответствии с развитием игры.

Игра имеет свою логику, свое построение, и постичь ее сразу невозможно. Систематичность должна просматриваться и в трени­ровочном режиме (работа, отдых), и в чередовании форм, средств 1 иметодов обучения, нагрузок и т. п.

Количество занятий должно быть оптимальным с учетом возра-|ста, пола, степени тренированности. Важно соблюдать преемствен­ную последовательность в изучении видов подготовки. Одно и то

Дидактические принципы обучения - student2.ru Дидактические принципы обучения - student2.ru Дидактические принципы обучения - student2.ru Дидактические принципы обучения - student2.ru же время, отводимое на изучение материала, может быть использо­вано по-разному.

Для реализации принципа научности необходимо:

• тщательно отбирать материал для обучения, учитывая совре­менные тенденции игры;

• соблюдать последовательность в изучении материала, позво­ляющую правильно сочетать в системе занятий повторения;

• при выборе материала для обучения руководствоваться прави­лом - от главного к второстепенному, а при подборе упражнений -от простого к сложному;

• проводить занятия по плану, охватывающему последовательно

все стороны подготовки;

• учитывать конкретный материал, избранный для реализации задач обучения, подчиняя этому все средства, методы и общий ре­жим занятий;

• периодически оценивать работу.

Принцип сознательности и активности. Творческое отношение к обучению - непременное условие, которое ускоряет процесс под­готовки.

Осмысливание упражнений и способов решения двигательных задач, познание закономерностей движений позволяют ученику са­мостоятельно добиваться их правильного выполнения, творческо­го их совершенствования.

Однако даже если ученик хорошо понимает задачу, но не прояв­ляет активности и заинтересованности в ее решении, успех будет незначительным. В баскетболе активность и сознательное отноше­ние к обучению особенно важны, так как, с одной стороны, на про­тяжении всей игры ученик должен самостоятельно принимать ре­шения, как ему действовать, а с другой - если он не будет проявлять творческой и двигательной активности, то не будет иметь должно­го контакта с партнерами.

В соответствии с требованиями этого принципа занятия долж­ны быть организованы так, чтобы у занимающихся воспитывались сознательное, творческое отношение, двигательная активность, са­мостоятельность.

Осмысливание упражнений помогает развивать тактическое мышление игроков, прививать навыки тактического поведения. Знание законов построения движений позволяет создавать новые сочетания. Воспитание трудолюбия и развитие интеллекта - одна из задач обучения. Здесь очень важно:

создавать в процессе занятий обстановку для развития познава­тельной активности учащихся;

учить обобщению и вычленению существенных признаков иг­ровой обстановки;

поощрять активные действия и выбор точных решений; строить обучение таким образом, чтобы в изучении были логи­ческая связь и последовательность;

воспитывать творческое воображение, самостоятельность в раз­работке вариантов действий;

воспитывать способность анализировать обстановку, определяя личное участие в ней;

совершенствовать основы методики спортивной тренировки;

привлекать к участию в анализе работы и составлении планов подготовки;

поощрять самостоятельность, привлекать к общественной работе в качестве помощников тренера, судей;

учить вести дневник тренировки в тесном контакте с тренером и врачом.

Принцип сознательности и активности требует глубокого про­никновения в процессы осмысливания учеником задач учебно-тре­нировочного процесса.

Принцип наглядности. Чувственное восприятие - первое звено познания. На основе впечатлений возникает представление. Пра­вильное представление позволяет быстрее овладеть изучаемым ма­териалом. Необходимое количество информации можно получить с помощью пособий, кинокольцовок и т.п. Они облегчают познавательную деятельность, организуют и направляют воспри­ятие и наблюдения. Благодаря наглядности обучения абстрактные понятия становятся более конкретными.

Правильно подобранные наглядные средства обучения позво­ляют более ярко продемонстрировать различные стороны движе­ний, складывающиеся в игровой ситуации. Средства реализации это­го принципа:

различные виды показа;

рассказ с привлечением образных сравнений;

применение наглядных пособий;

привлечение дополнительных ориентиров, способствующих со­средоточению внимания занимающихся на наиболее ответственных моментах;

просмотр тренировок и соревнований с соответствующими за­даниями;

использование макетных досок для анализа игровых ситуаций игры;

разбор игры противника и составление плана на игру.

Принцип доступности и индивидуализации. Всякое обучение ус­пешно только тогда, когда задача, поставленная перед учеником, Посильна. Непосильные задачи приводят к тому, что занимающий­ся не добьется результата и в конечном итоге приобретет неуверен­ность в себе, потеряет интерес к обучению.

Реализовать этот принцип позволяет аналитический подход К изучению отдельных сторон подготовки. Изучение техники и тактики вначале ведется раздельно.

Соблюдается ступенчатость в нарастании трудностей и перехо­де от одних заданий к другим. Особенно тщательно надо подхо-





Дидактические принципы обучения - student2.ru Дидактические принципы обучения - student2.ru Дидактические принципы обучения - student2.ru Дидактические принципы обучения - student2.ru Дидактические принципы обучения - student2.ru дить к процессу игры, продумывая систему соревнований, уровень

требований.

Требования должны повышаться постепенно и не превышать возможностей ученика, его готовности к перенесению соответству­ющих нагрузок. Требования надо выдвигать такие, чтобы ученик смог справиться с ними, затратив определенную долю труда. Лег­кие упражнения, с которыми он справляется без труда, задержива­ют прогрессирование.

Этот принцип требует учета индивидуальных особенностей, многообразно проявляющихся в познавательных процессах, дви­гательной активности, работоспособности, уровне волевого раз­вития и т.д.

Командный характер деятельности в баскетболе затрудняет учет и специализированную индивидуальную работу. Занятия надо стро­ить таким образом, чтобы коллективные формы сочетались с инди­видуальными.

Средства реализации этого принципа:

учет состояния здоровья, уровня общей и специальной подго­товленности, степени развития двигательных качеств, возраста, ста­жа занятий и т.д.;

комплектование команд;

организация учебно-тренировочного процесса;

разумное планирование всех видов подготовки;

изучение индивидуальных особенностей, определение игрово­го амплуа и конкретная постановка задач, которые игрок должен

решить;

регламентация уровня соревнований и выбор противников.

Принцип прочности и прогрессирования. Не закрепив изученный материал, нельзя продвигаться дальше. В то же время прогресса не будет, если не будет изучаться новый материал и повышаться на­грузки, обновляться и усложняться упражнения.

Изученный материал должен закрепляться, занимающиеся дол­жны прочно его усвоить, так, чтобы изученные приемы были ус­тойчивы к сбивающим факторам.

Этот принцип предусматривает повышение уровня развития фи­зических качеств, без чего невозможно закрепление достигнутого.

Средства реализации этого принципа:

подбор упражнений и их последовательное усложнение;

правильное дозирование упражнений, своевременный переход к более сложным вариантам, планомерное чередование работы

и отдыха;

регулярная проверка знаний и навыков занимающихся с помо­щью контрольных упражнений и тестов, постановка задач на пос­ледующие этапы работы.

Принципы обучения взаимосвязаны и взаимообусловлены, что позволяет обеспечить эффективную направленность процесса обучения.

Наши рекомендации