Методика обучения 8.8.1. Структура процесса обучения

Обучение приемам игры и тактическим действиям - процесс тру­доемкий и длительный. Техника игры имеет большое разнообразие способов выполнения приемов, и на их усвоение хотя бы до уровня умений требуется несколько лет.

В процессе обучения приемам игры важна не только постанов­ка рациональных движений с биомеханической точки зрения, но и применение этих движений в игре. Поэтому обучение техничес­кому приему и индивидуальным тактическим действиям должно идти параллельно.

Кроме того, обучение игре осуществляется в тесной взаимосвя­зи с воспитанием физических качеств. Обучение движениям и вос­питание физических качеств имеют общие истоки, так как лежащие в их основе закономерности формирования двигательных навыков и развития двигательных способностей едины. Физические способ­ности ускоряют процесс освоения двигательных навыков. Выпол­няя приемы техники, проявляют физические качества, ускоряют их развитие. Однако для обучения движениям, как правило, облегча­ют условия, а для воспитания физических качеств необходимо по­стоянное увеличение нагрузок.

При изучении каждого приема важно рассматривать его по фа­зам. Причем главное внимание необходимо концентрировать сна­чала на основной фазе движения, а уже потом на деталях и разно­образии подготовительной. При изучении любого приема должна соблюдаться логическая последовательность формирования техни­ко-тактического действия: 1) ознакомление с приемом; 2) изучение приема в упрощенных условиях; 3) совершенствование приема в ус­ложненной, приближенной к условиям игры обстановке; 4) приме­нение приема в игре.

При ознакомлении необходимо дать сведения об изучаемом при­еме или действии с помощью наглядных методов и создать общее зри­тельное и двигательное представление о них. При повторных показах, Дополненных демонстрацией наглядных пособий (кинограмм, фото­графий, схем, кинокольцовок и др.), акцентируется внимание на наи­более важных деталях. Показ сопровождается рассказом о месте и зна­чении приема или действия в игре, о наиболее рациональном их при­менении в определенных игровых ситуациях. Для получения эле­ментарного двигательного представления дается пробная попытка.

Разучивание в упрощенных условиях предполагает отсутствие Помех для освоения структуры движения. Успех в данном случае во

Методика обучения 8.8.1. Структура процесса обучения - student2.ru Методика обучения 8.8.1. Структура процесса обучения - student2.ru Методика обучения 8.8.1. Структура процесса обучения - student2.ru Методика обучения 8.8.1. Структура процесса обучения - student2.ru многом зависит от правильного подбора подготовительных и осо­бенно подводящих упражнений. Для прочувствования элементов движения применяются различные приемы принудительного огра­ничения движений и фиксации положений.

При первоначальном разучивании пользуются двумя методами: целостного и расчлененно-конструктивного упражнения. Целостный метод разучивания создает более полное представление и прочную логическую основу для формирования навыка. Методом расчленен­но-конструктивного упражнения (расчлененный метод) пользуются для изучения сложных по структуре приемов и действий. После ра­зучивания отдельных компонентов движения или взаимодействия основной задачей становится усвоение необходимого ритма при объ­единении частей в целое двигательное действие.

Для упрощения или усложнения условий выполнения при разучивании приемов игры изменяют исходное положение, рас­стояние, направление, быстроту движения, вводят помехи. При разучивании тактики изменяют количество партнеров, цель и спо­собы ее достижения, расстановку гандболистов, вводят противо­борства.

Главное на занятиях гандболом - это игра. Если все приемы тех­ники доводить до совершенства в каждой стадии изучения вне игры, то на это уйдет много времени. Поэтому гандболисты применяют приемы в игре, когда те еще мало усвоены, и затем снова продол­жают совершенствовать их в упрощенных и усложненных услови­ях. Последовательность изучения приемов должна быть такой, что­бы постепенное введение их в игру усложняло бы единоборство. Причем при изучении приема нападения рационально приступать и к изучению приема защиты. Изучаются приемы игры параллель­но, но не более двух-трех в занятии.

Обучение технике игры

Обучение приемам игры в нападенииОбучение технике перемещений.При обучении перемещениям не­обходимо изучить каждый прием в отдельности (бег, прыжки, оста­новки) и научиться их сочетать. Долго изучать один прием не сле­дует. Как только освоена структура одного приема, можно перехо­дить к новому и изучать его сочетание с другими в различных ком­бинациях.

Бег изучают в такой последовательности: обычный, с изменени­ем скорости (ускорения, рывки), с изменением направления (с по­воротом, зигзагообразно, челночно), скрестным шагом, с различ­ного рода подскоками, ритмичный и аритмичный бег.

Остановку изучают сначала торможением одной, а затем двумя ногами. Сначала по сигналу останавливаются при быстрой ходьбе, потом при медленном беге и, наконец, при выполнении ускорений

|и рывков. Преподаватель следит за правильным распределением массы тела после остановки на обе ноги для сохранения равнове-I сия. Далее после остановки можно включать перемещения в раз-I личных направлениях.

Прыжок изучают, сначала отталкиваясь двумя ногами, а затем ■однойс места и с разбега. При этом необходимо обращать внима-рдаена правильную постановку ноги, степень ее сгибания в связи ■с выполнением прыжка вверх или в длину и на мягкое устойчивое ■приземление.

Все приемы перемещения гандболист использует в игре. Совер­шенствовать технику перемещений лучше всего с помощью таких упражнений:

I 1. Рывки до определенного ориентира с возвращением на исход­ную позицию.

2. Рывки из исходного положения лежа, сидя, приняв любую позу.

3. Бег с перепрыгиванием препятствий, отталкиваясь одной и двумя ногами.

1 4. Прыжки в чередовании с бегом.

5. Бег от одного ориентира к другому с остановкой у каждого.

6. Бег с обеганием препятствий.

7. Бег с перекладыванием различных предметов.

Все эти упражнения можно проводить в виде эстафет.

Обучение технике владения мячом.Обучение ловле мяча. Прежде чем начать учиться ловить мяч от партнера, необходимо проделать ряд подводящих упражнений, чтобы «привыкнуть» к массе, форме и упругим качествам мяча. I 1. Подбросить мяч перед собой и поймать.

2. Подбросить и поймать мяч после отскока от пола. | 3. Подбросить мяч левой рукой, а поймать правой. |; 4. Подбросить мяч над головой, за спиной, под ногой, между ногами и поймать.

5. Подбросить поочередно два мяча и поймать и т.д.

Выполняя подводящие упражнения, занимающийся может ло­вить любым доступным ему способом. Перед ним ставится зада-

Методика обучения 8.8.1. Структура процесса обучения - student2.ru

ча - после овладения мячом быть готовым сразу предпри­нять какие-либо действия (по­смотреть на преподавателя, Покатить мяч к определенно­му ориентиру, самому добе­жать до ориентира с мячом в руках и др.) (рис. 141-142). ■> Обучение передаче мяча. Прежде чем приступить к обу­чению передаче, спортсмена Необходимо научить правиль-110 держать мяч. Для этого

                       
  Методика обучения 8.8.1. Структура процесса обучения - student2.ru
 
    Методика обучения 8.8.1. Структура процесса обучения - student2.ru
 
    Методика обучения 8.8.1. Структура процесса обучения - student2.ru
 
    Методика обучения 8.8.1. Структура процесса обучения - student2.ru
 
    Методика обучения 8.8.1. Структура процесса обучения - student2.ru
 
    Методика обучения 8.8.1. Структура процесса обучения - student2.ru
    Методика обучения 8.8.1. Структура процесса обучения - student2.ru
 

Методика обучения 8.8.1. Структура процесса обучения - student2.ru
Методика обучения 8.8.1. Структура процесса обучения - student2.ru

надо подобрать в соответ­ствии с возрастом и полом занимающихся мяч опре­деленного размера и веса. При держании мяча кисть не должна быть на­пряжена. Пальцы удержи­вают мяч, а в лучезапяст-ном суставе необходима оптимальная подвиж­ность. Достигается такая подвижность следующи­ми подводящими упраж­нениями:

1. Держа руки перед собой, перекидывать мяч пальцами из од­ной руки в другую.

2. Перекладывать мяч из руки в руку, перемещая его вокруг ту­ловища, сначала стоя на месте, а затем в ходьбе и беге.

3. Из исходного положения мяч в двух руках перед собой вы­полнять поочередно замах вверх, вниз, в сторону с широкой амп­литудой, держа мяч захватом или свободно на ладони.

4. Имитировать передачу, бросок в различных направлениях, держа мяч захватом сначала стоя на месте, а затем во время ходьбы

и бега.

Начинать обучение надо с передачи хлестом сверху. В мишень на стене, на уровне поднятой вверх руки, с расстояния 3-4 м занимающийся посылает мяч: из стойки разноименная нога впере­ди, рука с мячом вверху; то же с шагом разноименной вперед; то же с разбега в 3 шага.

Далее занимающиеся, стоя лицом друг к другу, выполняют пе­редачи мяча: с шагом вперед; с отскоком от поверхности площад­ки; с навесной траекторией.

Изучая тот или иной способ передачи, после объяснения движе­ний занимающиеся упражняются самостоятельно. Преподаватель последовательно переключает их внимание вначале на правильное исходное положение, затем на согласованность движений рук и ног,

Методика обучения 8.8.1. Структура процесса обучения - student2.ru

на положение туловища, на правильность движения руки (рис. 143, 144, 145).


Обучение ведению мяча. Обу­чение одноударному ведению трудностей не представляет. Достаточно объяснения и хо­рошего показа. Сначала веде­ние выполняется на месте, за­тем при передвижении шагом и, наконец, бегом.

Методика обучения 8.8.1. Структура процесса обучения - student2.ru

Обучение многоударному ведению начинается с упражнений на месте. В этом упражнении осваивается правильное положение руки, вырабатывается навык мягких последовательных толчков мяча, при­обретается удобная стойка. Далее изучается ведение с различными перемещениями по площадке.

Обучение броску. Освоение броска невозможно без предваритель­ной подготовки опорно-двигательного аппарата занимающегося.

С этой целью начинающие гандболисты должны выполнять под­готовительные упражнения с различными предметами. Это прежде всего метания теннисных, детских резиновых, хоккейных мячей, палок различной длины, а также имитация броскового движения с гантелями, амортизатором в руке. Для развития подвижности ки­сти применяются упражнения с гимнастическими булавами, а для подвижности в плечевом суставе - с гимнастической палкой. Мета­ние набивных мячей различного веса одной и в основном двумя руками способствует укреплению мышц рук, ног и туловища и раз-

I

витию координации движений. Обучение приемам игры в защите Обучение технике перемещений в защите начинают с освоения стойки на согнутых ногах. Степень сгибания ног защитника зави­сит от скорости его передвижения. Для освоения стойки защитни­ка занимающимся надо подбирать посильные упражнения, кото­рые вынуждали бы перемещаться в рациональной позе. Конечной Целью этих упражнений должно быть умение гандболиста с любой скоростью передвигаться на согнутых ногах, меняя направление без лишних движений туловища.

Для изучения передвижения в стойке на слегка согнутых ногах Упражнения выполняются в невысоком темпе, смена направления происходит по сигналу преподавателя или в заранее обусловлен­ном месте. Освоение передвижения на значительно согнутых ногах требует необходимости двигаться в высоком темпе, наличия пря­мого контакта с противником.

Методика обучения 8.8.1. Структура процесса обучения - student2.ru Методика обучения 8.8.1. Структура процесса обучения - student2.ru Методика обучения 8.8.1. Структура процесса обучения - student2.ru Обучение приемам игры вратаря

Освоение техники приемов игры вратаря требует предваритель­ной подготовленности опорно-двигательного аппарата занимаю­щегося. Прежде всего необходимо уделить внимание укреплению мышц и связок рук и ног, поскольку резкие движения с широкой амплитудой, сильные удары мячом требуют определенной эластич­ности мышц и подвижности в суставах.

При обучении вратаря необходимо применять защитные приспо­собления: плотный костюм, перчатки, щитки на голень, наколен­ники, мужчинам - защитную «раковину». При изучении приема от­бивания мяча в «шпагате», а также при выполнении упражнений с падением необходимо пользоваться гимнастическими матами.

Обучение перемещениям начинают вне ворот. По команде препо­давателя занимающиеся передвигаются, меняя направление и со­храняя стойку на согнутых ногах. Обучение вратаря технике пере­мещения в воротах и в своей зоне необходимо сочетать с трениров­кой выбора позиции. Для этого на дуге 6-метровой разметки ста­вятся любые ориентиры. Вратарь передвигается вдоль ворот при­ставными шагами. Оказавшись напротив очередного ориентира, он делает шаг вперед, фиксирует стойку готовности, отступает назад и продолжает передвижение приставными шагами до следующего ориентира. Сначала приставные шаги должны быть мелкими, но постепенно надо приучать вратаря делать как можно меньше ша­гов за счет удлинения шага. Чем меньше ему приходится делать ша­гов во время атаки противника, тем надежнее его готовность к от­ражению мяча.

Техника прыжка вратаря осваивается в имитационных упражне­ниях отбивания мяча, летящего в верхние углы ворот, и в упражне­ниях с ловлей мяча.

Ловля не является основным приемом игры вратаря при защите ворот. Но владеть ею вратарю необходимо в совершенстве. Поэто­му все упражнения, способствующие ловле, вратарь должен выпол­нять с первых занятий. Это упражнения в ловле мяча в различных положениях: стоя, сидя, лежа, в прыжке, после кувырка, перепры­гивания, перешагивания, перелезания под предметами и пр.

Отражая мяч рукой, очень важно напрягать мышцы при сопри­косновении с мячом; должно быть встречное разгибание руки в лок­тевом суставе. Этому нужно уделить внимание при обучении. Тре­нер несильно бросает мяч, а вратарь отбивает его.

Наши рекомендации