ПРЕКРАСНОЕ В МУЖЕСТВЕННОМ - РЕГБИ (Продолжение 2)

Представим себе (а мы видели такое не раз) футбольный матч, идущий в невысоком темпе и тем не менее зрелищно интересный. Если команды очень техничны, тонко ведут игру, это вполне возможно. А вот регби в замедленном темпе не может быть интересным. Правила игры не позволяют регбисту «затаиться» где-то на грани положения вне игры у ворот противника, как это бывает в футболе, чтобы затем, получив передачу из глубины, выйти из «засады» и без особых помех поразить ворота.

Правила, в частности правило вне игры, заставляют регбистов строить комбинации атак и защитных действий только на стремительных перемещениях игроков. Поэтому, если вы увидите на поле вместо игры свалку, не верьте тому, кто скажет вам, что это регби. Увы, такое еще можно увидеть. Там, где мастерство игроков и команд находится на низком уровне.

Правила также гласят, что лежащий на земле захваченный игрок не имеет права играть мячом и обязан его выпустить. Этот пункт прямо направлен не только против травм, но и против свалок. Еще и поэтому скорость при игре в регби имеет большое значение. Скорость — это суть регби, без нее оно просто перестанет жить.

Если в футболе скоростной маневр на максимальной скорости выполняют обычно два-три игрока, то в регби его должны осуществлять не менее половины команды. Типичный пример такого массированного скоростного маневра тоже роднит регби с хоккеем. Такое «челночное» движение больших количеств игроков в матчах классных команд постоянно. При контратаке соперника регбисты обеих команд движутся параллельными курсами. Постоянная подвижность больших групп игроков очень зрелищна и является также признаком хорошего класса игры. Плюс широта маневра. Это обязательно. Без такой широты, как без скорости и силовой борьбы, нет регби. Поэтому регби особенно эффектно выглядит сверху. И по тому, как смотрится игра с верхних рядов трибун, можно точно определить уровень мастерства команд. Сверху постоянно просматривается четкий рисунок всех комбинаций, конструкции игры. Регби сверху, если играют команды хорошего класса, — это калейдоскоп почти идеально правильных геометрических фигур. Каждый ход продуман и как бы вычерчен на огромном листе поля. Этот наглядный игровой «чертеж» еще более подчеркивает продуманность комбинаций, где каждый из партнеров знает свой маневр с точностью едва ли не до метра.

Наконец, есть в регби, как и во всякой другой игре, детали технические и тактические, которые, как штрихи, сделанные рукой большого художника, тонко и со вкусом завершают общую картину игры как целого спортивного полотна. К таким штрихам можно отнести и эффективное отыгрывание мяча полузащитником от схватки. Это тем более красиво, что резким, взрывным и неожиданно легким маневром осуществляется переход от почти неподвижной массовой силовой борьбы в схватке к стремительной, неудержимой атаке на фланг веерообразным розыгрышем мяча.

Матч сборных СССР (в белой форме) и Румынии. Румынский игрок, удачнее выбравший мгновение для прыжка, выигрывает боковое вбрасывание в «коридоре» и направляет мяч своим партнерам.

Можно упомянуть и еще об одной, весьма характерной для регби детали. «Воздушные бои» есть во многих игровых видах спорта. Но, пожалуй, в регби они наиболее жестки. И тем ценнее и, если хотите, «героичнее» выигрыш такого «боя»: ведь игрок, коснувшийся мяча, может быть атакован и на земле и в воздухе. А в воздухе человеку, как известно, опереться не на что. Поэтому мы восхищаемся, когда регбист красиво выигрывает «верховой» мяч, высоко выпрыгивая в плотном скоплении игроков, среди которых половина — противники.

...Иногда мне кажется, появись эта игра мужественных и искусных в Киевской Руси, она наверняка стала бы любимым развлечением и средством боевой подготовки «дружинушки хороброй» Ильи Муромца. И всем бы нашлось дело на поле по душе. В линии трехчетвертных стремительно и хитро действовал бы лукавый Алеша Попович. Добрыня Никитич «распоряжался» бы в полузащите — «мозговом центре» команды — со своей мудрой дальновидностью и рассудительностью, а сам Илья Муромец стал бы ведущим игроком нападения — схватки — и осуществлял бы общее «стратегическое» руководство в качестве капитана команды, а может быть, и даже играющего тренера. Наверное, все это выглядело бы лихо и захватывающе красиво.

Нет, не зря все-таки выдающийся английский футболист, обладатель «Золотого мяча» Бобби Чарльтон говорил, что как спортивное зрелище ему больше всего нравится регби.

РЕГБИ ИЗНУТРИ

Но все это взгляд на регби со стороны. А какие же ощущения испытывает сам играющий в регби? Чтобы ярко представить их, надо обладать пером мастера-художника.

Пожалуй, достаточно правильное, хотя и далеко не полное, описание дает крупный американский писатель Ирвин Шоу в одном из своих рассказов:

Матч чемпионата страны «Фили» (Москва) — «Слава» (Москва). Игрок «Славы» (в полосатой форме) проводит финт корпусом, инсценируя рывок вправо, на что среагировал соперник (№ 14). Теперь владеющий мячом быстро «перекладывает» корпус влево и проходит по месту, только что оставленному соперником.

«Он подпрыгнул, чтобы поймать высокий пас, и почувствовал рукой тугую поверхность мяча. Потом резко повернулся в воздухе, чтобы стряхнуть защитника, тянувшего его вниз. Мимо пронесся центр нападения, отчаянно пытаясь его задержать, но пальцы его лишь слегка скользнули по ноге Дарлинга (имя героя рассказа. — А. Т.), и Дарлинг, высоко поднимая колени, осторожно обошел блокировавшего его игрока... Впереди открылся свободный проход на десять ярдов, и он стал набирать скорость, свободно дыша, ощущая, как легко поднимаются ноги, прислушиваясь к звуку подошв позади себя, убегая от них, следя за спинами других игроков, пытающихся увести его к боковой линии; и все, что творилось вокруг — наступающие на него противники, блокирующие игроки, сражающиеся за удобную позицию, расстояние, которое он должен был пробежать, — все это вдруг... оказалось не бессмысленным смешением людей, звуков, скорости, а ясной, отчетливой картиной отразилось в его мозгу. Он бежал, улыбаясь самому себе, легко, обеими руками держа перед собой мяч, высоко поднимая колени. На него наступал полузащитник, он дал ему приблизиться и в последний момент рванулся в сторону и, только задев плечо противника, не замедляя скорости, пронесся дальше, и шипы на его подошвах крепко врезались в мягкую землю.

Теперь оставался только один защитник, спокойно приближавшийся к нему, согнув руки и вытянув вперед ладони. Дарлинг прижал к себе мяч и рванулся вперед, собрав для нападения всю энергию своих двухсот фунтов. Он был уверен, что обойдет защитника. Он не думал о своем теле, руки и ноги двигались согласно. Он бросился на защитника...»

И далее: «Дарлинг поднял руки и опять почувствовал прикосновение мяча. Он резким движением стряхнул с себя полузащитника... легко обошел двоих и пробежал десять ярдов, набирая скорость, сжимая мяч обеими руками, увильнул от полузащитника, отбросил в сторону защитника, бутсы его тяжело стучали по земле, локти плотно прижаты к телу, руки напряжены...»

Конечно же этот отрывок далеко не исчерпывает все разнообразие ощущений игрока в регби. К тому же здесь Ирвин Шоу описывает атакующего игрока. Другие, но не менее острые ощущения испытывает защищающийся игрок. Но для того, чтобы почувствовать всю гамму эмоций регбиста, надо самому поиграть в регби. Я знаю, насколько увлекательна эта игра. Я знаю многих людей, уже достигших в других видах спорта достаточно высоких результатов, которые, испытав непередаваемые ощущения от этой игры, оставляли прежние занятия и целиком переключались на регби. Я мог бы назвать их фамилии, а некоторые, и достаточно громкие в спорте, я уже называл, но мне хотелось бы привести еще один пример.

Возможно, кто-то из вас помнит замечательный английский художественный кинофильм «Такова спортивная жизнь», поставленный по одноименному, очень популярному в свое время роману Дэвида Стори. Главную роль регбиста там великолепно исполнил актер Ричард Харрис, который, кстати, получил за нее главный приз на Международном кинофестивале за лучшее исполнение мужской роли. Сейчас он один из ведущих актеров английского театра и кино.

Во время съемок фильма Харрису доводилось выходить на поле и самому в какой-то мере пережить ощущения регбиста. Будучи в Москве, он рассказывал, что настолько увлекся регби, что во всех своих последующих актерских контрактах как обязательный оговаривал пункт: день игры сборной Англии по регби должен быть для него свободным от спектаклей и съемок, потому что в этот день он должен быть на трибуне стадиона.

С ним, конечно, не могут не согласиться те десятки тысяч зрителей, которые регулярно собираются на лучшие матчи регбистов на стадионах Великобритании.

Еще в 1963 году тогдашний президент Международной федерации футбола англичанин Стэнли Роуз сокрушался: «Как ни странно, но у английских школьников спортом номер один считается регби. Правда, при большинстве профессиональных клубов существуют молодежные футбольные школы, но серьезному увлечению игре в футбол там мешает увлечение регби». Да, регби — это и увлекательное зрелище и источник необычайных ощущений.

Французские регбисты шутят: после матча «дыня» превращается в арбуз (буквальный перевод слова-«арбуз» с французского — «водяная дыня».—А. Т.). Говорят они так не только потому, что часто играют в дождь, тренируются в ненастье, как, впрочем, и футболисты. Имеют они в виду то, что регби требует от каждого члена команды величайшего трудолюбия, огромной самоотверженности — «дыня» заставляет их проливать много пота.

РЕГБИ НА ВУЛКАНЕ

Наверное, не зря такая игра, «чтобы годилась для настоящего мужчины», вызывает безграничную любовь у людей мужественных профессий. Вспомним хотя бы шахтеров Уэльса и Австралии, советских десантников... А вот имя, известное всему миру, — Гарун Тазиев. Один из крупнейших ученых-вулканологов, выдающийся бельгийский исследователь, автор ряда интереснейших книг.

Вот отрывок из предисловия к одной из его книг «Игра с огнем»:

«В свои шестьдесят с лишним лет Гарун Тазиев каждое воскресенье появляется на регбийном поле и яростно участвует в схватках. Глядя на него, невольно думаешь, что Гарун основательно натренировался в боях с «бизонами-регбистами» сотен команд. 7 февраля 1976 года, едва спустившись с Этны, после жуткого семичасового перехода по пояс в снегу, сквозь страшную бурю, он уже на следующий день играл против ирландских ветеранов, таких же, как Тазиев, любителей овального мяча».

Играть в регби Тазиев начал поздно — на сороковом году. Тем более интересен факт необыкновенного увлечения ученого этой игрой. Безусловно, он не имел бы успехов в этой трудной атлетической игре, если бы не имел основательной спортивной подготовки. До регби Тазиев занимался велогонками, футболом, подводным плаванием, причем ни в одном из этих видов спорта не оставался на дилетантском уровне. Особенно показательны его успехи и боксе: на своем счету он имел 52 победы, одну ничью и только два поражения.

А вот что пишет сам Гарун Тазиев в другой своей книге «Запах серы»:

«В Новой Зеландии... я намеревался воспользоваться случаем для осмотра знаменитых вулканов северного острова этой страны, а может быть, если очень повезет, и погонять в регби с новозеландцами, большими мастерами по этой части».

И в Коста-Рике, на вулкане Ирасу, опаснейшем вулкане страны, как пишет Г. Тазиев, «мы были по горло заняты замерами и отборами проб, сейсмографией... наблюдениями компонентов извержения. Сюда добавлялись готовка еды, фотоснимки, шахматы и... регби. Мы разбивались на две команды по три человека, у нас был мяч, и, пожалуй, мы побили рекорд высоты в этом виде спорта. Передачи мяча получались намного точнее, благодаря облепляющему мяч вулканическому пеплу, а от ударов ногой мяч летел в разреженном воздухе дальше, чем у лучших профессионалов. По этой же причине мы не могли бегать больше пятнадцати минут кряду, хотя и получали от игры неописуемое удовольствие».

И еще: «...радости, которые приносит участие в группе, — а группа начинается уже с двух человек, — хотя и менее эгоцентричны, но остаются в благодарной памяти надолго. Это хорошо знают те, кто был когда-нибудь в связке альпинистов на подъеме, стоял в «схватке» регбистов, перемещаясь из стороны в сторону, или обсуждал сделанное открытие сообща...»

Вот тот коллективизм, который отмечают в регби люди разных национальностей, разных профессий. Вот оно — высшее выражение важнейшего для регби принципа: «Один за всех, все за одного», то, что «благодарная память» хранит всю жизнь.

И ВСЕ-ТАКИ РЕГБИ

История любит повторяться.

В 1892 году в Петербурге во время популярных в то время велогонок зрителям была показана новая тогда игра — футбол. Она вызвала у присутствующих любителей велосипедного спорта гомерический хохот.

Такую же реакцию, но значительно позже, уже в 30-х годах XX столетия, по свидетельству И. Ильфа и Е. Петрова, вызывал европейский футбол у американцев, когда в кинохронике им показывали документальные кадры об этом виде спорта.

Зимой 1946 года на московском стадионе «Динамо» состоялось первое знакомство зрителей с хоккеем, называвшимся тогда канадским. Силовые приемы в игре приводили присутствующих в негодование, непривычная форма шайбы, игра за воротами вызывали иронические замечания, а порой и смех.

Если бы петербургским и московским болельщикам кто-нибудь сказал тогда, что футбол и хоккей станут популярнейшими видами спорта на всей территории их Родины, и те, и другие сочли бы эти слова очень неудачной шуткой.

Непривычное приживается не сразу, болезненно. Регби пережило нечто подобное на рубеже 50—60-х годов. Необычны были силовая борьба, захваты и особенно схватка. Непривычной формы был и мяч... Поначалу захваты вызывали негодование, схватки — смех... Боялись большого количества травм, как когда-то и в хоккее. Но водопад критики, большей частью нелепой, обрушивался, как нередко бывает, от незнания дела.

Немало было противников. В том числе и среди тех, увы, от кого зависела дальнейшая судьба этого вида спорта. Так что путь нашего регби на поля стадионов был отнюдь не простым.

Правда, уже тогда многие известные представители других видов спорта, среди которых были баскетболисты К. И. Травин и С. С. Спандарьян, футболист Н. П. Старостин и многие другие, поддержали регбистов. Надо сказать, что и многие зрители сразу приняли игру. На матчах ведущих московских команд трибуны стадионов бывали заполнены, как и на показательных матчах в других городах.

Горячо поддержал регби замечательный советский писатель Борис Николаевич Полевой, автор одной из лучших книг о Великой Отечественной войне «Повесть о настоящем человеке». В те годы он был главным редактором любимого молодежью литературно-художественного журнала «Юность». Когда редакция одного из спортивных журналов попросила его высказаться на спортивную тему, он выбрал регби и написал:

«Не каждый еще видел эту игру. От тех же, кто ее не видел, очень часто можно услышать такую нелестную характеристику: костоломство, развивает первобытные инстинкты. Мне не раз приходилось присутствовать на матчах регби и в Англии, и в Канаде, и в Соединенных Штатах. И, ей-богу, не видел я ни злого костоломства, ни какого-то проявления первобытных инстинктов. Не заметил я ничего такого, что могло бы вынести эту игру за рамки нашего советского спорта. Наоборот, это очень веселая, динамичная, увлекательная игра, требующая от спортсмена всестороннего развития, хорошей тренированности. Регбист должен быстро бегать, хорошо прыгать, знать элементарные приемы борьбы. Все это ему пригодится в игре. Регбист должен быть смелым, решительным и упорным в достижении цели.

Я, конечно, не специалист в спортивных делах и могу судить о них, вероятно, в пределах среднего болельщика восточной трибуны, но мне кажется, что именно в этой игре должна проявиться вся гамма физических способностей человека...»

А в 1974 году журнал, возглавляемый Б. Н. Полевым, учредил разыгрываемый и по сей день приз всесоюзных соревнований для 15—16-летних регбистов.

Люди, желающие как можно больше знать о каком-нибудь деле, обычно стремятся узнавать о нем у специалистов этого дела, причем наиболее квалифицированных. Спорт, и регби в частности, не является исключением. Сделаем так и мы.

В послевоенное время знакомство советских любителей спорта с регби состоялось, как известно, на Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957 году. Тогда же наши журналисты и поинтересовались мнением мастеров регби об их игре. Вот что ответил им капитан британской команды, участвовавший в турнире, Вильям Рис:

«Мое личное твердое мнение заключается в том, что спорт — это лучшее средство для развития дружбы между народами. Может быть, вам покажется смешным, что о дружбе говорит игрок в регби, представитель одного из самых резких и «агрессивных» видов спорта. А между тем регби — замечательная игра. Она требует такого же мужества, как футбол и бокс, и, право же, не резче, чем они. Скажу вам по секрету, что это самая замечательная игра, которую до сих пор придумал человек. Я хочу надеяться, что через несколько лет буду участвовать в матче регби Англия—СССР».

Знаменитый игрок, входивший в состав символической сборной мира, Вальтер Спаньеро — его называли «большим дьяволом» сборной Франции в 60-е годы:

«Моя страсть — регби! Главное — это регулярно тренироваться. Не обязательно быть колоссом, чтобы играть в регби. Нужно крепкое здоровье и, главное, выносливость».

На вопрос «Не опасно ли регби?» он отвечает: «Нет, это спорт резкий, но не опасный. Если каждый играет правильно, травмы быть не должно. Когда они есть, это плохое регби. Если кто-то хочет ударить противника, он забывает о мяче. На поле надо играть дружно. Если с мячом пройдешь лишние два метра, атака будет сорвана... Регби надо любить. Как и свой клуб. И своих партнеров...»

Добавить к этим словам нечего.

Наши рекомендации