Подготовка командиров подразделений

И ОБЩЕСТВЕННОГО СПОРТИВНОГО АКТИВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ

РУКОВОДИТЕЛЕЙ (ИСПОЛНИТЕЛЕЙ) КАК ЭЛЕМЕНТА

ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Одним из важных элементов организации физической подготовки является подготовка руководителей (исполнителей), заключающаяся в систематической учебе командиров подразделений, в подборе, обучении и расстановке общественного спортивного актива, от деятельности которого во многом зависит степень физической готовности личного состава армии и флота к решению боевых задач.

Подготовка командиров подразделений и общественного спортивного актива — это деятельность по совершенствованию их управленческих способностей и методической подготовленности: Она осуществляется в соответствии с предъявляемыми к этой категории личного состава требованиями и находит свое выражение в определенной системе привитых им необходимых знаний, навыков и умений.

Руководителями физической подготовки в воинской части являются командиры взводов, рот, батальонов и их заместители, командиры отделений и старшины рот, спортивные организаторы подразделений, члены спортивного комитета, тренеры (начальники спортивных команд) и судьи по спорту. Подготовку сержантов, старшин и офицеров осуществляют командир, его заместители и начальник физической подготовки и спорта, а в подразделениях — их командиры. Основными задачами этой подготовки является совершенствование организаторских способностей и методического мастерства сержантов и офицеров.

Дважды в год значительная часть сержантов, занимающих должности командиров отделений и заместителей командиров взводов, а также сержантов и солдат, исполняющих обязанности спортивных организаторов подразделений, тренеров и судей по различным видам спорта, увольняется из рядов Вооруженных Сил. Поэтому для осуществления бесперебойного процесса физического совершенствования военнослужащих необходима систематическая учеба младших командиров и общественного спортивного актива.

Многолетний опыт физического совершенствования показывает, что руководители физической подготовки личного состава должны иметь соответствующие теоретические знания и организаторско-методические умения и навыки. Содержание конкретных требований методической подготовленности сержантов и офицеров изложено в Наставлении по физической подготовке. Вместе с тем подготовка руководителей как деятельность по организации физической подготовки должна отвечать некоторым общим требованиям.

Прежде всего, она должна быть прикладной, всесторонней, систематичной, оптимальной и конкретной.

Реализация прикладности подготовки руководителей занятий осуществляется путем целенаправленного руководства, организации и проведения физической подготовки для обучения личного состава физическим упражнениям с учетом специализации их профессиональной деятельности.

Всесторонность подготовки определяется необходимостью получения сержантами и офицерами теоретических знаний по вопросам физической подготовки и методических умений и навыков для обучения личного состава.

Систематичность подготовки направлена на постоянное повышение квалификации руководителей.

Оптимальность подготовки предполагает своевременное и достаточно эффективное обучение сержантов и офицеров, проводящих занятия с личным составом.

Конкретность подготовки определяется необходимостью обучения командиров подразделений и общественного спортивного актива именно тем вопросам, которые вытекают из их обязанностей и которые в данный период являются первостепенными.

Выполнение данных требований позволяет существенно повысить эффективность подготовки сержантов и офицеров-руководителей физической подготовки в подразделениях.

ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ КОМАНДИРОВ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Уровень теоретических знаний, методических навыков и умений, обеспечивающий качественное проведение командирами подразделений всех форм физической подготовки, определяется руководящими документами.

При проверке методической подготовленности офицеров и сержантов, проводящих занятия с личным составом, а также курсантов учебных частей, готовящих командиров отделений, проверяется и оценивается только качество выполнения методического задания, включающего практические действия по организации и проведению занятий. Кроме этого, они в объеме своих должностных обязанностей должны знать следующие вопросы теории и организации физической подготовки войск:

роль и место физической культуры в современном обществе;

влияние физической подготовки на повышение боеспособности военнослужащих;

систему физической подготовки военнослужащих;

цель и задачи физической подготовки;

содержание физической подготовки;

методику развития физических качеств и формирования двигательных навыков;

методику проведения форм физической подготовки;

приемы самоконтроля в процессе физической подготовки;

профилактику спортивного травматизма;

Военно-спортивный комплекс (основу спортивной работы);

методику подготовки военнослужащих по видам спорта и упражнениям Военно-спортивной классификации;

требования руководящих документов по организации физической подготовки;

планирование физической подготовки в воинской части, подразделении;

формы подготовки командиров подразделений к проведению занятий по физической подготовке в воинской части, подразделении;

контроль и учет мероприятий по физической подготовке в воинской части, подразделении;

материальное и финансовое обеспечение физической подготовки в воинской части;

основы руководства физической подготовкой в воинской части, подразделении.

Знаниями в этих вопросах овладевают курсанты и слушатели в процессе обучения в военно-учебных заведениях. Со всеми категориями руководителей физической подготовки воинской части теоретические занятия целесообразно проводить перед началом летнего и зимнего периодов обучения, а также по мере необходимости в ходе учебного процесса. Указанные темы не ограничивают содер­жание теоретических занятий.

В соответствии с Наставлением по физической подготовке требования к объему и уровню сформированное методических навыков и умений строго дифференцированы. Так, сержанты, проводящие занятия по физической подготовке, должны уметь:

обучать физическим упражнениям, приемам и действиям;

проводить утреннюю физическую зарядку;

проверять и оценивать физическую подготовленность военнослужащих и физическую подготовку подразделения

Офицеры и прапорщики — командиры взводов кроме владения этими навыками дополнительно должны уметь:

составлять план-конспект и проводить учебные занятия по физической подготовке;

проводить попутную физическую тренировку;

командиры рот дополнительно должны проводить учебно-тренировочные занятия и соревнования с личным составом по упражнениям Военно-спортивного комплекса и Военно-спортивной классификации;

проводить инструкторско-методические, показные занятия и инструктажи по физической подготовке с офицерами и сержантами подразделений;

готовить руководителей занятий по физической подготовке и их помощников.

Командиры рот, кроме всего перечисленного, должны уметь планировать и обеспечивать физическую подготовку в подразделении.

Теоретические знания приобретаются сержантами и офицерами при проведении с ними лекций и бесед по соответствующей тематике путем проговаривания и записи отдельных положений в процессе инструкторско-методических и показных занятий, а также самостоятельного изучения. Затем они совершенствуются и закрепляются на практике, при проведении различных форм физической подготовки.

Методические навыки и умения формируются путем многократного дублирования роли руководителя занятий при обучении военнослужащих отдельным приемам и действиям, при проведении отдельных частей занятия, а также организации физической тренировки в различных формах физической подготовки.

Основными формами подготовки командиров подразделений по вопросам физической подготовки являются теоретические, инструкторско-методические и показные занятия, инструктажи, а также самостоятельная работа.

Инструктажи в зависимости от сложности решаемых задач и степени подготовленности руководителей и помощников руководителей занятий проводятся в течение нескольких минут. Продолжительность теоретических и показных занятий — 1 ч, инструкторско-методических — 2 ч.

Теоретические занятия предназначены для изучения теоретических основ физической подготовки, руководящих государственных документов по вопросам физического воспитания, приказов и указаний Министра обороны РФ, глав­нокомандующих видами Вооруженных Сил, начальников родов войск, а также командиров соединений и частей.

В содержание теоретических занятий включаются также вопросы, связанные с изучением основных положений Наставления по физической подготовке, правил проведения спортивных, военно-спортивных соревнований и смотров спортивной работы, правил личной и общественной гигиены, предупреждения травматизма и проведения самоконтроля.

Теоретические занятия проводятся командирами подразделений, начальниками физической подготовки и спорта, специалистами военно-медицинской службы.

Инструкторско-методические занятия являются основной формой методической подготовки руководителей занятий. Цель подобных занятий — углубление знаний, совершенствование методических навыков и умений командиров в организации и проведении физической тренировки с военнослужащими, опенка их личной практической подготовленности. Инструкторско-методические занятия проводятся в соответствии с задачами боевой подготовки перед началом периодов обучения, перед разучиванием новых разделов и сложных упражнений.

Тематика и сроки их проведения с офицерами и сержантами отражаются в планах боевой подготовки воинской части и батальона, а также в ротном расписании занятий.

Инструкторско-методические занятия в зависимости от решаемых задач проводятся офицерами-командирами подразделений и начальником физической подготовки и спорта.

Начальник физической подготовки и спорта проводит инструкторско-методические занятия с командирами рот и взводов либо побатальонно, либо в масштабе части. Командиры батальонов и рот, организуя инструкторско-методические занятия с командирами подразделений, проводят их в учебное время лично или привлекают для этого наиболее подготовленных офицеров — лучших методистов по физической подготовке. Содержание занятий включается в ротное расписание занятий. В отдельных случаях занятия с сержантами могут проводиться начальником физической подготовки и спорта в масштабе воинской части.

Периодичность проведения инструкторско-методических занятий во многом определяется также уровнем методической подготовленности сержантов и офицеров -воинской части. При их недостаточной методической подготовленности организация и проведение инструкторско-методических занятий становятся необходимыми и неотложными.

Задачами инструкторско-методических занятий являются:

уточнение содержания учебной программы и предстоящих занятий по данному разделу физической подготовки;

проверка у командиров знаний отдельных положений и нормативных требований Наставления по физической подготовке;

проверка и оценка практической подготовленности обучаемых;

разбор организации и методики проведения отдельных частей учебного занятия с последующей методической практикой;

разбор методики обучения наиболее характерным упражнениям, приемам и действиям.

Методика проведения инструкторско-методических занятий принципиально отличается от методики проведения учебно-тренировочных занятий. Главное отличие заключается в том, что в процессе ИМЗ акцент делается не на разучивании обучаемыми программных упражнений с целью развития физических качеств и формирования при­кладных навыков, а на совершенствовании у них способностей обучать этим упражнениям военнослужащих своих подразделений, методике проведения различных форм физической подготовки, приемам воспитания волевых качеств и выработки привычек нравственного поведения.

Характерной особенностью инструкторско-методических занятий является обязательная предварительная подготовка к ним не только руководителей занятий, но и привлекаемых офицеров и сержантов. Привлекаемым к занятиям командирам не позднее, чем за 5-7 дней до их начала сообщаются цель, задачи, содержание и время проведения, указываются соответствующие статьи Строевого устава Вооруженных Сил и Наставления по физической подготовке, которые необходимо изучить.

Руководитель занятия кроме тщательного изучения указанных документов, детального рассмотрения содержания продумывает организацию и методику проведения отдельных учебных вопросов. Содержание определяется целевой установкой и задачами занятия, специфика же подбора упражнений, необходимых для подготовки руководителей, во многом зависит от изучаемого раздела физической подготовки и принадлежности обучаемых к видам Вооруженных Сил и родам войск.

Определяя организацию и методику решения отдельных учебных задач, руководитель должен помнить о том, что его объяснения, показ и распоряжения должны быть предельно лаконичными. Эффективность занятия определяется временем и качеством функционирования обучаемых в роли исполнителей (руководителей).

Чрезмерное увлечение показом и объяснением организационных действий в ущерб педагогической практике обучаемых, равно как и полное отсутствие этих действий, приводит к снижению эффективности занятия.

Материальное обеспечение находится в тесной зависимости от способов организации занимающихся и методики проведения занятия. Если количество снарядов и инвентаря ограничено, то уменьшается количество обучаемых, действующих в роли руководителей, их заместителей и т. д. При хорошей материальной базе меняются способы построения военнослужащих, увеличивается количество обучаемых, действующих в роли командира роты, взвода, отделения, тренера команды, инструктора, проверяющего и т. д.

План инструкторско-методического занятия включает содержание учебных вопросов, расчет времени и организационно-методические указания.

Типовая схема проведения инструкторско-методического занятия может быть следующей:

уточнение содержания учебной программы по разделу и задач предстоящего занятия;

разбор организации и методики проведения подготовительной части учебного занятия с последующей практикой обучаемых;

практика командиров подразделений в разучивании упражнений, тренировке их выполнения и разборе организации основной части занятия по данному разделу физической подготовки;

разбор организации и методики проведения комплексной тренировки с последующей практикой обучаемых;

указания по подготовке к проведению предстоящих учебных занятий.

Уточнение содержания раздела учебной программы и задач предстоящего занятия происходит в форме беседы, в ходе которой руководитель знакомит обучаемых с объемом учебного материала, количеством часов, отводимых на отработку контрольных упражнений, распределением упражнений по занятиям. Прежде чем перейти к проверке и совершенствованию практической и методической подготовленности обучаемых, руководитель занятия может произвести краткий опрос обучаемых по теме предстоящего занятия.

Разбор организации и методики проведения подготовительной части учебного занятия осуществляется обычно в такой последовательности. Руководитель называет учебный вопрос, кратко напоминает содержание подготовительной части, проводит ее сам и затем организует методическую практику обучаемых. При этом возможны два варианта организации методической практики обучаемых: первый, когда 2-3 военнослужащих отрабатывают данный вопрос от начала до конца; второй—когда каждый стоящий в строю, военнослужащий получит 2-3 попытки в проведении от­дельных фрагментов подготовительной части. Во втором варианте группа делится на 5-6 отделений по 4-5 человек.

При подведении итогов руководителю уместно «проговорить» схему проведения подготовительной части занятия от начала до конца и при необходимости ответить на вопросы обучаемых.

Практика командиров подразделений, разбор организации и методики проведения основной части занятия осуществляются на примере 2-3 наиболее характерных упражнений из учебной программы. Эта часть инструкторско-методического занятия является наиболее важной и сложной, так как именно здесь раскрывается педагогическое мастерство руководителя и совершенствуются методические навыки обучаемых. В течение 20-25 мин руководитель должен напомнить схему обучения данному приему, при необходимости показать ее фрагментарно, проверить практическую подготовленность командиров подразделений, предоставить им время для методической практики и для ответов на интересующие их вопросы.

Наиболее эффективным в решении задач, связанных с совершенствованием командных и методических навыков обучаемых, следует считать поочередный способ выполнения учебного задания, при котором группа обучаемых рассчитывается на 1-3-е или 1-5-е номера, и каждый занимающийся по очереди выполняет задание в качестве руководителя. При этом первым номерам сообщается «порция» учебной информации и даются указания по ее реализации в своей подгруппе, затем сообщается новая и т. д. (раздельный прием регулирования темпа очередности). Все же последующие номера проводят обучение от начала до конца без остановки (поточный прием регулирования темпа очередности).

При такой организации ИМЗ создается возможность дать практику не 2-3 обучаемым, как это принято в настоящее время, а всем, стоящим в строю сержантам и офицерам.

Разбор организации и методики проведения комплексной тренировки строится следующим образом: объяснение содержания, беглый опрос обучаемых и схематичный показ руководителем одного из вариантов комплексной тренировки с последующей методической практикой 2-4 обучаемых.

В конце ИМЗ руководитель дает указание по подготовке к проведению предстоящих учебных занятий: напоминает о необходимости высокой личной подготовленности командиров; об умении поддерживать дисциплину и воинский порядок на занятиях; о мерах предупреждения травматизма, а также о постоянной проверке готовности инвентаря в местах проведения занятий.

При регулярном и качественном проведении инструкторско-методических занятий можно добиться высокого уровня педагогического мастерства обучаемых.

Показные занятия проводятся с целью демонстрации содержания разделов физической подготовки, рациональной методики проведения различных ее форм и активных методов обучения и воспитания военнослужащих. Для их организации привлекаются штатные подразделения, а иногда и сводные группы, составленные из наиболее подготовленных военнослужащих. Содержание таких занятий не отличается от содержания обычных практических занятий по одному из разделов физической подготовки. Основное внимание сосредоточивается на показе действий руководителя по управлению подразделением, рациональных способов организации занимающихся и эффективных методических приемов их обучения и воспитания.

Занятие проводит командир штатного подразделения, пояснения аудитории по ходу отработки каждого учебного вопроса дает начальник физической подготовки и спорта части.

Для успешного проведения показного занятия необходима тщательная подготовка его руководителей и привлекаемого к занятиям подразделения. Получив указания старшего начальника, руководитель тщательно изучает официальные документы, продумывает содержание и план занятия, составляет его конспект и проводит подробный инструктаж своих помощников.

Перед занятием проводится несколько тренировок, на которых проверяются и уточняются содержание, организация и методика проведения, распределение времени на каждый учебный вопрос. После уточнения содержания и методики проведения отдельных частей занятия шлифуются все построения, перестроения и перемещения до тех пор, пока не будут устранены ошибки.

Показное занятие должно отличаться особой организованностью. Все объяснения и распоряжения руководителям его помощников должны быть краткими и лаконичными.

Зрительное восприятие и реальная эффективность показного занятия во многом зависят от подготовки и оснащенности материальной базы. Оптимальное количество снарядов, приспособлений и инвентаря дает возможность максимально загрузить обучаемых и значительно повысить плотность занятия.

По окончании показного занятия старшим начальником проводится его разбор, в процессе которого он отвечает на вопросы и дает некоторые методические советы и указания по проведению предстоящих занятий.

Инструктажи сержантов и офицеров, назначенных руководителями (помощниками руководителей) занятий по физической подготовке, проводятся соответствующими командирами и начальниками физической подготовки и спорта для получения ими необходимых указаний организационно-методического характера.

Периодичность и продолжительность их проведения определяются частотой проведения занятий и степенью методической подготовленности руководителей.

Самостоятельная подготовка представляет собой важное средство поддержания теоретической, методической подготовленности руководителей. Она направлена на самостоятельное изучение руководящих документов и учебно-методических пособий по физической подготовке и поддержание своей физической формы, уяснение задач и содержания предстоящих занятий, составление планов-конспектов и продумывание последовательности собственных действий руководителя в зависимости от конкретных условий окружающей обстановки.

Теоретические, инструкторско-методические и показные занятия проводятся в учебное время, в часы командирской подготовки или по программе учебно-методических сборов с офицерами и сержантами. Их содержание и сроки проведения согласуются с программой обучения военнослужащих так, чтобы к моменту проведения занятий с ними руководители овладели необходимыми знаниями, навыками и умениями.

Наши рекомендации