Ст. 7. Фолы / Штрафные броски
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ ФИБА 3Х3
Официальные правила баскетбола ФИБА действуют во всех игровых ситуациях, специально не оговоренных в этих Правилах игры 3x3.
Ст. 1. Площадка и мяч
Игра проводится на баскетбольной площадке 3x3 с 1 корзиной. Стандартная игровая площадка 3x3 имеет размеры 15 м (ширина) х 11 м (длина). На площадке 3x3 располагаются элементы площадки для классического баскетбола, включая линию штрафного броска (5.80 м от лицевой линии), дугу - линию двухочковых бросков (6.75 м от проекции центра кольца на площадку) и «полукруг под корзиной, в котором не фиксируются фолы столкновения». В качестве площадки 3x3 также может использоваться половина площадки для классического баскетбола.
Примечание: на массовом уровне в 3x3 можно играть везде; площадка размечается (если размечается) исходя из имеющегося пространства.
Ст. 2. Команды
Каждая команда должна состоять из 4 игроков (3 игроков на площадке и 1 запасного).
Ст. 3. Судейская бригада
Судейская бригада состоит из 1 или 2 судей, а также секретаря и секундометриста.
Ст. 4. Начало игры
4.1. Обе команды разминаются перед игрой одновременно.
4.2. Команда, которая первой будет владеть мячом, определяется подбрасыванием монеты. Команда, определенная подбрасыванием монеты, выбирает владение мячом либо в начале игры, либо в начале возможного овертайма.
4.3. Игра должна начинаться при 3 игроках в команде на площадке.
Примечание: статьи 4.3 и 6.4 относятся только к официальным турнирам 3x3* ФИБА (не обязательны для массовых турниров).
* Официальные турниры 3x3 ФИБА - это олимпийские турниры, чемпионаты мира 3x3 (включая U18), чемпионаты мировых зон (включая U18), Мировой тур 3x3 и Матчи звезд 3x3.
Ст. 5. Начисление очков
5.1. За мяч, заброшенный изнутри дуги, начисляется 1 очко.
5.2. За мяч, заброшенный из-за дуги, начисляется 2 очка.
5.3. За мяч, заброшенный штрафным броском, начисляется 1 очко.
Ст. 6. Время игры / Определение победителя
6.1 Основное время игры - 1 период длительностью 10 минут. Игровые часы останавливаются, когда мяч мертвый, и при штрафных бросках. Отсчет времени возобновляется, когда обмен мячом завершен (как только мяч оказывается в руках игрока атакующей команды).
6.2. Однако команда, первой набравшая 21 очко или больше, выигрывает игру, если это происходит до окончания основного времени игры. Это правило действует только в основное время игры (не в овертайме).
6.3. Если по окончании основного времени игры счет ничейный, играется овертайм. Перед началом овертайма - перерыв длительностью 1 минута. Команда, которая первой набирает 2 очка в овертайме, выигрывает игру.
6.4. Команда проигрывает «лишением права», если во время начала игры по расписанию на площадке нет 3 ее игроков, готовых играть. В этом случае результат матча записывается как w-0 или 0-w (w - победа).
6.5. Команда проигрывает «из-за нехватки игроков», если она покидает площадку до окончания игры или все игроки команды травмированы и/или дисквалифицированы. В этом случае выигравшая команда выбирает фиксацию набранных ею очков или победу «лишением права»; проигравшей команде в любом случае фиксируется 0 очков.
6.6. Команда, проигравшая «лишением права» в результате неспортивного поведения или «из-за нехватки игроков», дисквалифицируется из турнира.
Примечание: если игровых часов нет в наличии, игра проводится с «грязным» временем (без остановок часов во всех или некоторых ситуациях, описанных в п. 6.1); длительность и порядок отсчета времени игры определяются организатором; ФИБА рекомендует устанавливать лимит счета в зависимости от времени игры (10 минут / 10 очков; 15 минут / 15 очков; 20 минут / 21 очко).
Ст. 7. Фолы / Штрафные броски
7.1. Команда оказывается в ситуации «штрафных командных фолов», когда она совершает 6 фолов. После того как команда совершает 9 фолов, каждый следующий фол игроков команды считается техническим. Во избежание сомнений: игрок не удалятся из игры за какое бы то ни было количество персональных и/или технических фолов, если только не имеют место ситуации, описанные в статье 15.
7.2. За фол в процессе броска, совершенный внутри дуги, предоставляется 1 штрафной бросок. За фол в процессе броска, совершенный из-за дуги, предоставляется 2 штрафных броска.
7.3. Если фол совершен в процессе броска, который удачен, предоставляется 1 дополнительный штрафной бросок.
7.4. 7-й, 8-й и 9-й командные фолы наказываются 2 штрафными бросками. 10-й и каждый последующий командный фол, а также все технические и неспортивные фолы наказываются 2 штрафными бросками в сохранением владения мячом за командой, исполнившей эти броски. Данное правило применяется и для фолов, описанных в пп. 7.2. и 7.3; если бросок удачен, мяч засчитывается плюс назначается наказание с учетом количества командных фолов в соответствии с п. 7.4.
7.5. Владение сохраняется после последнего штрафного броска, полученного за неспортивный или технический фол, после чего игра продолжается «чеком» за вершиной дуги (п. 8.3).
Ст. 8. Как играют мячом
8.1. После каждого заброшенного мяча с игры или результативного штрафного броска (за исключением случаев сохранения владения мячом, представленных в пп. 7.4 и 7.5):
- Игрок команды, пропустившей мяч, возобновляет игру ведением или передачей мяча прямо из-под корзины (не из-за лицевой линии) в любое место площадки за дугой.
- Команда, забросившая мяч, не имеет права мешать игроку с мячом, который находится в области «полукруга под корзиной, в котором не фиксируются фолы столкновения».
8.2. После каждого неудачного броска с игры или штрафного броска (за исключением случаев сохранения владения мячом, представленных в пп. 7.4 и 7.5):
- Если подбор берет команда, выполнявшая штрафной бросок, она может продолжить атаковать, не выводя мяч за дугу.
- Если подбор берет команда, не выполнявшая штрафной бросок, или она перехватывает мяч, она должна вывести мяч за дугу (передачей или ведением).
8.3. Владение мячом, предоставляемое любой команде после ситуации мертвого мяча, начинается с «чека» (обмена мячом между игроками защищающейся и атакующей команд) за вершиной дуги.
8.4. Игрок считается находящимся за дугой, когда ни одна его нога не находится внутри дуги и не касается дуги.
8.5. В ситуации спорного мяча владение мячом получает защищающаяся команда.
Ст.9. Пассивная атака
9.1. Пассивная атака (без попытки забросить мяч) является нарушением.
9.2. Если площадка оборудована счетчиком времени на атаку, команда должна совершить бросок в течение 12 секунд. Счетчик запускается, как только мяч оказывается в руках нападающего (после обмена мячом или под корзиной после заброшенного мяча).
Примечание: Если площадка не оборудована счетчиком времени на атаку и команда не пытается атаковать корзину, судья предупреждает ее отсчетом последних 5 секунд времени на атаку.
Ст. 10. Замены
Замены могут производиться любой командой, когда мяч становится мертвым, до того, как будет совершен «чек» (п. 8.3). Запасной может войти в игру после того, как партнер покинул площадку и коснулся его. Замена может производиться только за линией, противоположной лицевой, и не требует никаких согласований с судьями, секретарем или секундометристом.
Ст. 11. Тайм-ауты
Каждой команде может быть предоставлен один 30-секундный перерыв. Игрок может затребовать тайм-аут, когда мяч мертвый.
Ст. 12. Процедура подачи протеста
Если команда считает, что ее права были ущемлены решением представителей судейской бригады или каким-либо событием, произошедшим в течение игры, она может действовать следующим образом:
1. Игрок этой команды должен подписать протокол сразу после окончания игры, прежде чем протокол подпишет судья.
2. В течение 30 минут команда должна представить письменное объяснение ситуации, а также гарантийную сумму 200 долларов США спортивному директору турнира. Если протест будет удовлетворен, гарантийная сумма будет возвращена команде.
3. Видеозапись может использоваться только для определения:
- Был ли бросок в конце игры выполнен до истечения игрового времени;
- Был ли бросок в конце игры 1-очковым или 2-очковым.