II. Требования к минимуму содержания Программ по игровым видам спорта

Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам

I. Общие положения

1. Предметом настоящего документа является установление требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам образовательными организациями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта (далее - образовательные организации), при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

2. Настоящие федеральные государственные требования (далее - ФГТ) используются при реализации дополнительных предпрофессиональных программ (далее - Программы) по следующим видам спорта (далее - избранные виды спорта):
2.1. По игровым видам спорта (айсшток, бадминтон, бильярдный спорт, боулинг, го, гольф, городошный спорт, дартс, кёрлинг, настольный теннис, перетягивание каната, петанк, сквош, спортивный бридж, теннис, шахматы, шашки) в соответствии с главой II настоящих ФГТ.
2.2. По командным игровым видам спорта (американский футбол, баскетбол, бейсбол, водное поло, волейбол, гандбол, корфбол, регби, регбол, русская лапта, софтбол, флорбол, футбол, хоккей, хоккей на траве, хоккей с мячом) в соответствии с главой III настоящих ФГТ.
2.3. По спортивным единоборствам (айкидо, армспорт, бокс, борьба на поясах, восточное боевое единоборство, джиу-джитсу, дзюдо, капоэйра, каратэ, кикбоксинг, киокусинкай, корэш, рукопашный бой, сават, самбо, смешанное боевое единоборство (ММА), спортивная борьба, сумо, тайский бокс, тхэквондо, универсальный бой, ушу, фехтование) в соответствии с главой IV настоящих ФГТ.
2.4. По сложнокоординационным видам спорта (акробатический рок-н-ролл, бодибилдинг, прыжки в воду, прыжки на батуте, синхронное плавание, спортивная акробатика, спортивная аэробика, спортивная гимнастика, танцевальный спорт, фигурное катание на коньках, фитнес-аэробика, художественная гимнастика, черлидинг, эстетическая гимнастика) в соответствии с главой V настоящих ФГТ.
2.5. По циклическим, скоростно-силовым видам спорта и многоборьям (биатлон, бобслей, велоспорт-ВМХ, велоспорт-маутинбайк, велоспорт-трек, велоспорт-шоссе, гиревой спорт, горнолыжный спорт, гребля на байдарках и каноэ, гребной слалом, гребной спорт, конькобежный спорт, легкая атлетика, лыжное двоеборье, лыжные гонки, пауэр-лифтинг, плавание, полиатлон, прыжки на лыжах с трамплина, роллер спорт, санный спорт, скейтбординг, сноуборд, современное пятиборье, триатлон, тяжелая атлетика, фристайл) в соответствии с главой VI настоящих ФГТ.
2.6. По видам спорта с использованием животных, участвующих в спортивных соревнованиях (ездовой спорт, кинологический спорт, конный спорт, спортивно-прикладное собаководство), в соответствии с главой VII настоящих ФГТ.
2.7. По адаптивным видам спорта (спорт глухих, спорт лиц с интеллектуальными нарушениями, спорт лиц с поражением ОДА (опорно-двигательного аппарата), спорт слепых, футбол лиц с заболеванием ЦП (церебральный паралич) в соответствии с главой VIII настоящих ФГТ.
2.8. По национальным видам спорта (керешу, мас-рестлинг, хапсагай, якутские национальные прыжки) в соответствии с главой IX настоящих ФГТ.
2.9. По служебно-прикладным и военно-прикладным (армейский рукопашный бой, военно-прикладной спорт, военно-спортивное многоборье, гребля на шлюпках, гребно-парусное двоеборье, комплексное единоборство, международное военно-спортивное многоборье, многоборье спасателей МЧС России, пожарно-прикладной спорт, служебно-прикладной спорт ФСО России, служебно-прикладной спорт ГФС России, служебно-прикладной спорт ФСКН России, служебно-прикладной спорт ФТС России, спасательный спорт, стрельба из штатного или табельного оружия), спортивно-техническим (авиамодельный спорт, автомодельный спорт, радиоспорт, судомодельный спорт), стрелковым (практическая стрельба, пулевая стрельба, пэйнтбол, стендовая стрельба, стрельба из арбалета, стрельба из лука), а также видам спорта, осуществляемым в природной среде (автомобильный спорт, альпинизм, вертолетный спорт, водно-моторный спорт, воднолыжный спорт, воздухоплавательный спорт, морское многоборье, мотоциклетный спорт, парашютный спорт, парусный спорт, планерный спорт, подводный спорт, рафтинг, рыболовный спорт, самолетный спорт, северное многоборье, скалолазание, спорт сверхлегкой авиации, спортивное ориентирование, спортивный туризм) в соответствии с главой X настоящих ФГТ.

3. Программы, разрабатываемые образовательной организацией, должны соответствовать настоящим ФГТ и учитывать:
- требования федеральных стандартов спортивной подготовки по избранным видам спорта (за исключением национальных, служебно-прикладных и военно-прикладных видов спорта);
- возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при занятиях избранным видом спорта.

4. Основными задачами реализации Программы являются:
- формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
- выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.

5. Программы должны быть направлены на:
- отбор одаренных детей;
- создание условий для физического образования, воспитания и развития детей;
- формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта;
- подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
- организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.

II. Требования к минимуму содержания Программ по игровым видам спорта

6. Программы по игровым видам спорта, указанным в пункте 2.1 настоящих ФГТ, должны:
1) содержать следующие предметные области:

- теория и методика физической культуры и спорта;
- общая и специальная физическая подготовка;
- избранный вид спорта;
- развитие творческого мышления;

2) учитывать особенности подготовки обучающихся по избранному виду спорта, в том числе:

- сочетание элементов искусства, науки и спорта;
- акцент на развитие творческого мышления обучающегося;
- большой объем соревновательной деятельности.


7. Результатом освоения Программ по игровым видам спорта является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

7.1. в области теории и методики физической культуры и спорта:

- история развития избранного вида спорта;
- место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;
- основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями;
предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и об ответственности за такое противоправное влияние;
- основы спортивной подготовки;
- необходимые сведения о строении и функциях организма человека;
- гигиенические знания, умения и навыки;
- режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;
- основы спортивного питания;
- требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;
- требования техники безопасности при занятиях избранным спортом;

7.2. в области общей и специальной физической подготовки:

- освоение комплексов физических упражнений;
- развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и психологических качеств, в том числе базирующихся на них способностей, а также их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта;
- укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию;

7.3. в области избранного вида спорта:

- овладение основами техники и тактики в избранном виде спорта, повышение плотности технико-тактических действий в обусловленных интервалах игры;
- приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;
- освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся тренировочных и соревновательных нагрузок;
- выполнение норм, требований и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранному виду спорта;

7.4. в области развития творческого мышления:

- развитие изобретательности и логического мышления;
- развитие умения сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения поставленной задачи;
- развитие умения концентрировать внимание, находиться в готовности совершать двигательные действия в игре в период проведения тренировочных занятий (в том числе в спортивных соревнованиях).

8. В процессе реализации Программ по игровым видам необходимо предусмотреть следующее соотношение объемов обучения по предметным областям по отношению к общему объему учебного плана:

- оптимальный объем тренировочной и соревновательной деятельности обучающихся (в объеме от 60 до 95% от аналогичных показателей, устанавливаемых федеральными стандартами спортивной подготовки по избранному виду спорта);
- теоретическая подготовка в объеме от 10 до 15% от общего объема учебного плана;
- общая и специальная физическая подготовка в объеме от 20 до 30% от общего объема учебного плана;
- избранный вид спорта в объеме не менее 45% от общего объема учебного плана;
- развитие творческого мышления в объеме от 10 до 15% от общего объема учебного плана;
- самостоятельная работа обучающихся в пределах до 10% от общего объема учебного плана;
- организация возможности посещений обучающимися официальных спортивных соревнований, в том числе межрегиональных, общероссийских и международных, проводимых на территории Российской Федерации;
- организация совместных мероприятий с другими образовательными и физкультурно-спортивными организациями;
- построение содержания Программы с учетом индивидуального развития детей, а также национальных и культурных особенностей субъекта Российской Федерации.

Наши рекомендации