Мотивационная характеристика деятельности
Вопрос. Развитие мотивации учения в школьном возрасте
Понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает; "немотивированная" деятельность - это деятельность не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом.
Мотивационная характеристика деятельности
Мотив – то, ради чего осуществляется деятельность («приводящий в движение»): предмет потребности. Потребность – Мотив – Деятельность
Функции мотива:
1. Побуждение к активности (оптимум мотивации)
2. Образование смыслов: мотив наделяет смыслом наши действия. (Смысл раскрывается в эмоциях.)
Влияние мотивации на деят-ть:
1. активизирующее/тормозящее
2. направляющее
3. эмоциональная окраска
4. временная динамика
5. успешность деят-ти: оптимум мотивации
Мотивы и личность
Леонтьев А.Н.: «узловой вопрос становления личности превращается в вопрос о том, как мотивы превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность»
Асеев: «процесс формирования личности характеризуется взаимовлиянием мотивации на деятельности и наоборот.»
2 мех-ма формирования личности:
1. Воздействие на мотивацию (например, убеждение) –> перестройка деят-ти
2. перестройка микросреды, деятельности –> перестройка мотивов.
Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу)
· физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);
· потребность в безопасности (стабильность, порядок);
· потребности в любви и принадлежности (семья, дружба);
· потребность в уважении (самоуважение, признание);
· потребность в самоактуализации (развитие способностей).
Главный «возрастной» мотив школьников– мотив достижения.
Мотивация достижения - стремление к повышению уровня собственных возможностей, связанная со стремлением личности добиваться успехов и избегать неудач. Ковингтон и др. выделили три типа учеников: стремящиеся к успеху, избегающие неудачи и находящие неудачу нормальной.
· Первый тип - это удачливые учащихся, которые считают себя ответственными, имеют далёкие планы, сами решают проблемы. Они решают задачи повышенной сложности и соглашаются с жесткой системой оценок.
· Второй тип - достигли каких-то результатов, имея много неудач, пока не сформировали чувство ответственности и самоуважения. Откладывают проблемы «на потом».
· Третий тип - потеряли надежду на избежание неудач и смирились с ними.
Мотив достижения как система самооценки (Хейхаузен). Самооценка меняется в зависимости от успеха или неудачи в дея-ти. Определяется тремя факторами: результатом действия, стандартом оценивания и интерпретацией причин происходящего. Результат д-ти соотносится со стандартом, но исход этого сопоставления может быть изменён посредством приписывания причин происходящего самому себе или внешним факторам. Люди различно интерпретируют причины происходящего.
Другие способы развития внутренней мотивации, основные направления: учёт интересов учеников, развитие интереса к предмету и любознательности, организация правильного общения с учениками, организация совместной деятельности, создание благоприятного психологического климата в классе (развитие познавательных и социальных мотивов учения).Познавательные мотивы: развитие интереса к предмету и любознательности.Желательно строить учебный план, согласуя его с интересами учащихся.Существует множество способов узнать то, что интересует школьников. Наиболее простой – напрямую спросить самих учеников. Кроме всего, можно попытаться выяснить то, как школьники проводят свое свободное время. Повышенная внимательность к определённым моментам урока – еще один ключ. Теперь, зная интересы школьников, их нужно применить в учебном процессе. Например, учитель истории, выяснив, что некоторые ученики любят исторические романы, показал, как эти романы обосновываются реальными историческими событиями. Учитель просто обязан знать интересы учеников, чтобы дополнять учебную программу.Но существуют моменты, когда школьники должны овладевать основными навыками, хотя это вовсе их и не привлекает. Любознательность – это еще один важный аспект мотивации, который стимулирует мотивацию.Развитие социальных мотивов: организация сотрудничества.На мотивацию сильно влияет то, как мы относимся к другим людям, вовлеченным вместе с нами в достижение определенных задач. Возможна: совместная работа, соревнование, индивидуальная работа.
Использование техники взаимодействия. Приведем несколько примеров..
Использование соревнования. Индивидуальные соревнования часто вызывают чувства зависти, униженности или высокомерия и превосходства, поэтому их надо использовать чрезвычайно осторожно. Более полезными являются групповые соревнования.
Мотивы учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Различают две большие группы мотивов:
1.познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.
2. социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.
Первая группа может быть разбита на несколько подгрупп:
n широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями.
n учебно-познавательные мотивы: интересы к методам научного познания, рациональной организации своего труда и т.д.
n мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Вторая группа мотивов - социальные - тоже распадается на несколько подгрупп:
n широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, в понимании необходимости учиться, в чувстве ответственности.
n узкие социальные - позиционные - мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, получить одобрение окружающих, заслужить их авторитет..
n социальные мотивы - мотивы социального сотрудничества, состоит в том, что ученик стремится осознать, анализировать способы, формы своего сотрудничества с учителем, одноклассниками и т.д.