Что рассказали наши синички
Вы не знаете Тараса?
Он гроза второго класса.
Он идёт — дрожит весь класс.
Вот каков этот Тарас!
Мы решили не молчать,
А заметку дать в печать.
Поместить его портрет,
Осрамить на целый свет.
Он порвал заметку,
Посадил нас в клетку.
Мы собрали клочья
Порванной заметки
И однажды ночью
Вырвались из клетки.
Молодцы наши синицы —
Улетели из темницы.
Принесли портрет Тараса.
Мы Тараса больше часа
Составляли из кусков.
Посмотрите, он каков!
Драчуна иль тунеядца
Осмеять не побоятся
Наши птицы никогда.
Вновь сейчас они умчатся,
Возвратятся к нам сюда…
Выпускаем мы синиц —
Пусть слетают со страниц.
КАКИЕ АДРЕСА БЫВАЮТ
Очень трудно почтальонам.
Ходим, ходим по районам.
Ищем адрес три часа.
А какие адреса?
Ленинград.
Домище новый,
Наверху восьмой этаж.
Для Анюты Ивановой.
Три звонка —
И в дверь отдашь.
Город Харьков.
Рядом с баней.
Пионеру Ване.
Москва.
Дом два.
Налево от ворот.
Кожевенный завод.
Очень трудно почтальонам!
Ходим, ходим по районам,
Ищем адрес три часа,
А какие адреса?
Где Анюта Иванова?
Где кожевенный завод?
Где тут баня?
Где тут Ваня?
Где «налево от ворот»?
Кто мы такие?
Синицы-сёстры.
Где мы живём?
На странице пёстрой.
МЫ ОЧИЩАЛИ СТАРЫЙ САД
Мы очищали старый сад
От вредных насекомых.
В саду увидели отряд
Мальчишек незнакомых.
Они пришли не просто так —
На грядках выпололи мак.
А через час явился в сад
Другой мальчишеский отряд.
Отряд пришёл не просто так —
Ребята вытоптали мак.
Мы удивились: как же так?
А на осине два дрозда
Нам объяснили: —Да, да, да!
Разделение труда.
Так у людей бывает:
Один отряд сажает сад,
Другой его ломает.
ГРАЧИ НАПАЛИ
Кричит вожатая звена:
— Ко мне, ребята!
Где вы?
Грачи напали!
Вот те на!
Грачи клюют посевы.
Я даже речь им произнёс,
Что так нельзя клевать овёс
И портить кукурузу,
Летая по Союзу.
Но их попробуй отучи!
Речей не слушают грачи.
Три дня глядел я на грачей,
Из-за грачей не спал ночей.
Я так расстроился — хоть плачь!
И вдруг заметил: крикнет грач —
И, словно по приказу,
Грачи умчатся сразу.
Один поднимется крича,
И все за ним вдогонку.
И я решил поймать грача
И записать на плёнку.
Грачи начнут зерно клевать,
А я им не позволю.
Грачиный крик передавать
Я буду прямо в поле.
Услыхав грачиный крик,
Разлетятся птицы вмиг!
ПОДШЕФНЫЙ БЫЧОК
Собралась Дуняша
Утром по грибы,
Отошла Дуняша
От своей избы,—
Прямо на Дуняшу
Бык несётся лютый!
Забодает Дуню
Через полминуты!
— Караул! Спасите!—
Слышен Дунин крик.
А пастух смеётся:
— Это смирный бык!
Это твой подшефный,
Помнишь о таком?
Ты взяла в апреле
Шефство над бычком.
Твой подшефный вырос,
Возмужал с тех пор!
Не пришла ни разу
Ты на скотный двор.
Дуня так смутилась,
Что всю ночь ей снилось:
Страшный бык лобастый
Машет головой,
Говорит ей: — Здравствуй!
Я подшефный твой!
ПРО ЛЕНИВОГО ФЕДОТА
Нам сказал недавно кто-то
Про ленивого Федота.
Целый день он в гамаке
Дремлет с зонтиком в руке.
В огород зовут Федота,
Говорит он: — Неохота…—
Говорит: — Пойду потом,—
И зевает под зонтом.
У него одна работа —
Он с утра скорей в гамак.
Мы узнали про Федота
И решили так:
Подлетим к нему вдвоём
И лентяя заклюём.
День летим,
Летим второй,
Видим —
Лагерь под горой.
Звенья заняты прополкой,
А один мальчишка с чёлкой
Тащит воду в огород.
Все кричат: — Сюда, Федот!—
Это тот или не тот?
Как за ним ни наблюдай,
Он не лодырь, не лентяй!
Улыбается Федот:
— Это я, но я не тот!
— Это он! — кричит звено.—
Он исправился давно.
ПОРА ПРОЩАТЬСЯ
Летели две птички,
Собой невелички,
Как они летели —
В книжку залетели.
По листкам кружились,
С нами подружились.
Сказали две птички:
— Трудно без привычки,
И малы мы слишком,
Чтоб летать по книжкам.
Возвращаться надо
Нам в лесные чащи,
Где всегда прохлада,
Где ручей журчащий.
Нас в лесу синички
Ждут на перекличке.
Вздохнули две птички,
Собой невелички:
— Нам пора прощаться,
С вами расставаться!
Вы зимой в метели
Ставьте нам кормушки!
Со страниц слетели
Наши две подружки,
Сели на обложку
Да и в путь-дорожку!
С читателем прощаются
Шустрые синицы.
На этом закрываются
Пёстрые страницы.
1958
ВСЕ УЧАТСЯ
ИГРА В СЛОВА
Скажи погромче
Слово «гром» —
Грохочет слово,
Словно гром.
Скажи потише:
«Шесть мышат»—
И сразу мыши
Зашуршат.
Скажи:
«Кукушка на суку»—
Тебе послышится:
«Ку-ку».
А скажешь слово
«Листопад»—
И листья падают,
Летят,
И, словно наяву,
Ты видишь осень:
Жёлтый сад
И мокрую траву.
Скажи «родник»—
И вот возник,
Бежит в зелёной чаще
Весёлый ключ журчащий.
Мы и родник зовём ключом
(Ключ от дверей тут ни при чём).
Дождь пошёл и не проходит,
Дождь, дождь.
Дождь идёт, хотя не ходит
Дождь, дождь.
Он прохожим хлещет в лица,
Дождь, дождь.
Долго-долго будет литься
Дождь, дождь.
Он будет лить часы подряд
На крышу, на дорогу.
Об этом тучи говорят,
Хоть говорить не могут.
Отца спросила дочка:
— Не знаю, как прочесть,
Есть слово «проволочка»
И «проволочка» есть.
А что такое «атлас»?
Его приносят в класс?
Я прочитала «атлас»,
Но есть ведь и «атлас».
Отец ответил:
— Дочка,
Уймись на полчасочка.
Не поймёт Егорка,
Что за поговорка:
«Моя хата с краю —
Ничего не знаю».
Поговорка неправа,
Это старые слова.
Где бы хата ни была,
С краю иль не с краю,
Я за общие дела
Тоже отвечаю.
Мальчик Витя перед вами.
Он вступает в разговор.
Он бросается словами,
Будто кольцами жонглёр.
Вот клянётся он кому-то:
— Ты да я теперь друзья!—
Но уже через минуту
Он кричит:
— При чём тут я!
Слова бывают разные,
Бывают неотвязные.
Вот, например, к Володе
Пристало слово «вроде».
Спросите у Володи:
— Ты пионер?
— Да вроде.
— Работал в огороде?—
А он опять:
— Да вроде.
* * *
Слова бывают разные,
Хорошие, простые,
Слова бывают праздные —
Ненужные, пустые.
1963
АРИФМЕТИКА
Четыре года Светику,
Он любит арифметику.
Светик радостную весть
Объявляет всем:
— Если к двум прибавить шесть —
Это будет семь!
Услыхав его слова,
Юра стал считать:
— Нет, к шести прибавить два —
Это будет пять!
Спор горячий начался,
Разделились голоса.
Загибает пальчики
Толстенькая Тая:
— Не мешайте, мальчики,
Тише! Я считаю!
Трудно шесть прибавить к двум,
Не смолкает крик и шум.
Тут как раз, на счастье,
Прибежала Настя.
Настя знает правила:
Два к шести прибавила,
И, скажи на милость,
Восемь получилось!
1955
БУКВА «Р»
Пять лет Серёже в январе,
Пока — четыре, пятый,
Но с ним играют во дворе
И взрослые ребята.
А как на санках, например,
Он с гор летает смело!
Серёже только буква «Р»
Немножко портит дело.
На брата сердится сестра:
Её зовут Марина,
А он стоит среди двора,
Кричит: — Ты где, Малина?
Она твердит: — Прижми язык,
Прижми покрепче к нёбу!—
Он, как прилежный ученик,
Берётся за учёбу.
Твердит Марина: — «Рак», «ручей».
Марина учит брата.
Он повторяет: —«Лак», «лучей»,—
Вздыхая виновато.
Она твердит: — Скажи «метро»,
В метро поедем к дяде.
— Нет, — отвечает он хитро,—
В автобус лучше сядем.
Не так легко сказать «ремень»,
«Мороз», «река», «простуда»!
Но как-то раз в январский день
С утра случилось чудо.
Чихнула старшая сестра,
Он крикнул: — Будь здоррррова!—
А ведь не мог ещё вчера
Сказать он это слово.
Теперь он любит букву «Р».
Кричит, катаясь с горки:
— Урра! Я смелый пионеррр!
Я буду жить в СССР,
Учиться на пятёрррки!
1952
ИМЯ И ФАМИЛИЯ
У нашего Василия
Есть имя и фамилия.
Сегодня первоклассников
Записывали в класс,
Не растерялся Васенька
И заявил тотчас:
— Есть у меня фамилия!
Я Вася Чистяков.—
Вписали вмиг Василия
В число учеников.
Да, имя и фамилия —
Не пара пустяков!
1963
В ШКОЛУ
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок,
У него на новой куртке
Отложной воротничок.
Он проснулся ночью тёмной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.
Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал,
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.
За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали,
А потом опять легли.
Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что она твердит урок.
Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
1940
ПЕРВЫЙ УРОК
Я на уроке в первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс,—
Вставать или садиться?
Как надо парту открывать,
Не знала я сначала,
И я не знала, как вставать,
Чтоб парта не стучала.
Мне говорят — иди к доске,—
Я руку поднимаю,
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю.
Как много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
Четыре Васи, пять Марусь
И два Петровых в классе.
Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
На парте правильно сижу,
Хотя мне не сидится.
1945
ЧЕРНИЛА
Теперь я ученица,
Чернилами пишу,
Боюсь пошевелиться,
Сижу и не дышу.
Чтоб писать
Чернилами,
Собраться надо
С силами.
Мой брат со мной согласен:
Трудней писать пером!
А он не в первом классе,
Он даже во втором!
Я новенькую ручку
В чернила окуну —
Уже на каждом пальце
По чёрному пятну.
Рукой поправлю
Волосы —
На лбу остались
Полосы.
Соринка, как нарочно,
Приклеилась к перу.
Какая вышла буква,
Сама не разберу.
Стол у нас
Качается —
Клякса
Получается!
Мама сразу узнаёт,
Учу ли я уроки:
Если выучен урок —
Всегда в чернилах щёки.
1945
Я ВЫРОСЛА
Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Серёже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой —
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст её мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Серёже?
Он плохой, без колеса…
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю…
Но я, кажется, Серёже
Ничего не подарю.
1944
ПО ДОРОГЕ В КЛАСС
Спешил Никита на урок.
Шёл, не сбавляя шага.
Вдруг на него рычит щенок,
Кудлатая дворняга.
Никита — взрослый! Он не трус!
Но шла Танюша рядом,
Она сказала: — Ой, боюсь!—
И сразу слёзы градом.
Но тут её Никита спас,
Он проявил отвагу,
Сказал: — Иди спокойно в класс!
И отогнал дворнягу.
Его Танюша по пути
Благодарит за смелость.
Ещё разок её спасти
Никите захотелось.
— Ты потеряешься в лесу,
А я приду — тебя спасу!—
Он предложил Танюшке.
— Ну нет! — ответила она.—
Я не пойду гулять одна,
Со мной пойдут подружки.
— Ты можешь в речке утонуть!
Вот утони когда-нибудь!—
Ей предложил Никита.—
Не дам тебе пойти ко дну!
— Я и сама не утону!—
Она в ответ сердито.
Она его не поняла…
Но ведь не в этом дело!
Он всю дорогу до угла
Спасал Танюшу смело.
В мечтах её от волка спас…
Но тут пришли ребята в класс.
1955
ЗВОНКИ
Я Володины отметки
Узнаю без дневника.
Если брат приходит с тройкой —
Раздаётся три звонка.
Если вдруг у нас в квартире
Начинается трезвон —
Значит, пять или четыре
Получил сегодня он.
Если он приходит с двойкой —
Слышу я издалека:
Раздаётся два коротких,
Нерешительных звонка.
Ну, а если единица —
Он тихонько в дверь стучится.
1944
ЧТО ДЕЛАТЬ С АЛЕКСЕЕМ?
Что делать с Алексеем?
Он до того рассеян!
Он ворота школьные
Принял за футбольные.
Беда с ним, да и только!
Уроки учит редко
И говорит, что тройка —
Прекрасная отметка.
Не раз его стыдили,
К директору водили
И объясняли долго,
Что значит чувство долга…
Но он привык к упрёкам —
Дремал он за уроком.
Вдруг села с ним девчонка.
Она над ним хохочет,
То засмеётся звонко:
— Смотрите, вот так почерк!—
То шепчет: — Лежебока!
Пришёл к концу урока!
Не сдал он в понедельник
Домашнюю работу,
Она кричит: — Бездельник!
Не сдаст он и в субботу!
Закрылся он тетрадкой —
Хотел зевнуть украдкой,
Она смеётся снова!
А что же тут смешного?!
Теперь девчонка эта
Сживёт его со света!
Нет, он её проучит:
Он в четверти получит
Назло своей соседке
Отличные отметки.
Вот он исправит почерк —
Пускай тогда хохочет!
1955
СТАЛИ ГРАМОТНЫМИ
Давно ль
Читали мы
С трудом:
«До-мик. Дом.
Ми-ша мил.
Ми-ша мал.
Ми-ша дом сло-мал».
Давно ль мы звали маму
И впервые сами
Вслух читали маме:
«Ма-ма мы-ла ра-му».
Прошёл ноябрь,
декабрь, январь —
И одолели мы
букварь.
Поздравил нас
Десятый класс —
Вот нам какая честь!
Гостям решили мы рассказ
Про белочку прочесть.
Но от волненья
Я прочла,
Что в клетке
Булочка жила!
1954
УРОК В САДУ
Учитель наш давал урок,
К доске не вызывал.
Нас на уроке ветерок
Тихонько обдувал.
Весна, весна, пришла весна!
Мы учимся в саду,
Как надо сеять семена,
Как делать борозду.
Расти, наш сад, и хорошей,
И распускайся в срок!
Без книжек, без карандашей
Отлично шёл урок.
1955
ДВЕ ТЕТРАДКИ
Олег рисует корабли,
И берег вдалеке,
И пальму синюю вдали,
И лодку на песке.
Он красит пальму
В синий цвет,—
У нас зелёной
Краски нет.
Стоит на палубе моряк,
Даёт сигнал флажком.
Олег всегда рисует так —
Он будет моряком.
В моей тетрадке нет морей,
Зато идёт пехота в ней.
И смотрят с каждого листка
Вооружённые войска.
Вот посмотри: стоит танкист,
Он занимает целый лист,
Под ним и подпись есть моя:
«Танкист Володя, то есть — я».
1940
РУКОДЕЛЬНИЦА
Села красна девица
Отдохнуть под деревце.
Посидела в детском парке
В уголке тенистом,—
Сшила кукле-санитарке
Фартук из батиста.
Ай да красна девица!
Что за рукодельница!
Сразу видно — молодчина!
Не сидит без толку:
Двух мальчишек научила,
Как держать иголку.
Ай да красна девица!
Что за рукодельница!
Учит всех шитью и кройке,
Никому не ставит двойки.
1943
МАЛЯР
Мы с дедом красили сарай,
Мы встали с ним чуть свет.
— Сначала стену вытирай,—
Учил меня мой дед.—
Ты ототри её, очисть,
Тогда смелей берись за кисть.
Так и летала кисть моя!
Гремел на небе гром,
А мне казалось — это я
Гремлю своим ведром.
Ну, наконец сарай готов.
Мой дедушка так рад!
Эх, взять бы краски всех цветов
И красить всё подряд!
Немного краски есть в ведре,
На донышке, чуть-чуть,—
Я завтра встану на заре,
Покрашу что-нибудь!
1945
ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ
В пустой коробке спичечной
Целая семья,
В пустой коробке спичечной
Четыре муравья.
Я изучаю их привычки,
Их образ жизни,
Внешний вид.
— Положи на место спички!—
Вдруг мне бабушка велит.
Не удалось мне стать учёным,
Пришлось на место спички класть.
А муравьи в траве зелёной
Успели скрыться
И пропасть.
1949
СЕРЁЖА УЧИТ УРОКИ
Серёжа взял свою тетрадь —
Решил учить уроки:
Озёра начал повторять
И горы на востоке.
Но тут как раз пришёл монтёр.
Серёжа начал разговор
О пробках, о проводке.
Через минуту знал монтёр,
Как нужно прыгать с лодки,
И что Серёже десять лет,
И что в душе он лётчик.
Но вот уже зажёгся свет
И заработал счётчик.
Серёжа взял свою тетрадь —
Решил учить уроки:
Озёра начал повторять
И горы на востоке.
Но вдруг увидел он в окно,
Что двор сухой и чистый,
Что дождик кончился давно
И вышли футболисты.
Он отложил свою тетрадь —
Озёра могут подождать.
Он был, конечно, вратарём,
Пришёл домой не скоро,
Часам примерно к четырём
Он вспомнил про озёра.
Он взял опять свою тетрадь,
Решил учить уроки:
Озёра начал повторять
И горы на востоке.
Но тут Алёша, младший брат,
Сломал Серёжкин самокат.
Пришлось чинить два колеса
На этом самокате.
Он с ним возился полчаса
И покатался кстати.
Но вот Серёжкина тетрадь
В десятый раз открыта.
— Как много стали задавать!—
Вдруг он сказал сердито.—
Сижу над книжкой до сих пор
И всё не выучил озёр!
1946
ВЫБОРЫ
Собрались на сбор отряда
Все! Отсутствующих нет!
Сбор серьёзный:
Выбрать надо
Лучших девочек в совет.
Галю вычеркнут из списка!
Все сказали ей в глаза:
— Ты, во-первых, эгоистка,
Во-вторых, ты егоза.
Предлагают выбрать Свету:
Света пишет в стенгазету,
И отличница она.
— Но играет в куклы Света!—
Заявляет Ильина.
— Вот так новый член совета!
Нянчит куколку свою!
— Нет! — кричит, волнуясь, Света.—
Я сейчас ей платье шью.
Шью коричневое платье,
Вышиваю поясок.
Иногда, конечно, кстати
Поиграю с ней часок.
— Даже нужно шить для кукол!—
Заступается отряд.
— Будет шить потом для внуков!—
Пионерки говорят.
Подняла Наташа руку:
— Мы вопрос должны решить.
Я считаю, что для кукол
В пятом классе стыдно шить!
Стало шумно в школьном зале,
Начался горячий спор,
Но, подумав, все сказали:
— Шить для кукол — не позор!
Не уронит этим Света
Своего авторитета.
Согласились все подруги,
Что у Светы есть заслуги:
Света старостой была,
Отстающим помогла.
— Пусть играет в куклы Света!—
Говорит её звено.
В члены нового совета
Выбрать Свету решено.
1952
МУХА
Алёша рад: пришла весна,
В саду тепло и сухо,
И в классе около окна
Жужжит сегодня муха.
Он стал за мухой наблюдать:
В окно она влетела,
Она то сядет на тетрадь,
То на кусочек мела.
Она под самым потолком
Летает в ярком свете,
А вниз спускается пешком
По стенной газете.
По клеёнке поползла,
Забралась на счёты,
У неё свои дела
И свои заботы.
Умчалась муха налегке,
А он теперь не в духе —
Замечанье в дневнике
Из-за этой мухи!
А разве Лёша виноват?
Муха виновата!
Она теперь умчалась в сад,
Унеслась куда-то…
Когда вину свою признать
Не хватает духа,
Можно муху обвинять:
«Виновата муха!»
1951
ВЕЧЕРОМ В КЛАССЕ
Народ собрался к сроку —
К первому уроку.
Сидит на парте справа
Петрова у окна,
За ней Смирнова Клава
И Шура Фомина.
А за ними Ильина,
Но она сейчас больна.
Народ учёный в классе!
Тут знают много басен,
Тут в одну минуту
Семьсот разделят на семь!
Уходят ученицы,
Комната пуста…
Но кто опять садится
За парты на места?
Опять пришла Петрова
И села у окна,
Пришла Смирнова снова
И даже Ильина.
Взяв свои портфели,
Дочки — по домам.
В класс пришли и сели
Двадцать восемь мам.
Мамы сели рядом,
Начали вздыхать:
— Слишком много на дом
Стали задавать!
Вошёл учитель школьный,
Настала тишина.
— Вы Фоминой довольны?—
Спросила Фомина.
Смирнова руку подняла:
— А у Смирновой как дела?
— У Смирновой тройка
Сегодня за ответ.
Отвечает бойко —
Глубоких знаний нет!
Фомина упряма,
И ленится она.
— Да, — вздыхает мама,—
Упряма Фомина!
И вот из-за Смирновой
И Шуры Фоминой
Расстроиться готовы
Все мамы до одной!
Ведь не зря их дети
На свете будут жить.
Должны учиться дети,
Чтоб Родине служить.
Долго не расходятся
Мамы по домам,
И шумят, как школьницы,
Двадцать восемь мам.
1952
ДВЕ БАБУШКИ
Две бабушки на лавочке
Сидели на пригорке.
Рассказывали бабушки:
— У нас одни пятёрки!
Друг друга поздравляли,
Друг другу жали руки,
Хотя экзамен сдали
Не бабушки, а внуки!
1954
ЕГО СЕМЬЯ
У Вовы двойка с минусом —
Неслыханное дело!
Он у доски не двинулся.
Не взял он в руки мела!
Стоял он будто каменный:
Он стоял как статуя.
— Ну как ты сдашь экзамены?—
Волнуется вожатая.—
Твою семью, отца и мать,
На собранье упрекать
Директор будет лично!
У нас хороших двадцать пять
И три семьи отличных.
Но твоей семьёй пока
Директор недоволен:
Она растить ученика
Не помогает школе.
— Ну при чём моя семья?—
Он говорит вздыхая.—
Получаю двойки я —
И вдруг семья плохая!
Упрёки он бы перенёс,
Не показал бы виду,
Но о семье идёт вопрос —
Семью не даст в обиду!
Будут маму упрекать…
«У нас хороших двадцать пять
И три семьи отличных,
А вы одна — плохая мать!»—
Директор скажет лично.
Печально Вова смотрит вдаль,
Лёг на сердце камень:
Стало маму очень жаль…
Нет, он сдаст экзамен!
Скажет маме: «Не грусти,
На меня надейся!
Нас должны перевести
В хорошее семейство!»
1951
У ПАПЫ ЭКЗАМЕН
Лампа горит…
Занимается папа,
Толстую книжку
Достал он из шкапа,
Он исписал и блокнот
И тетрадь,
Должен он завтра
Экзамен сдавать!
Петя ему очинил
Карандаш.
Петя сказал:
— Обязательно сдашь!
Учатся взрослые
После работы,
Носят в портфелях
Тетради, блокноты,
Книжки читают,
Глядят в словари.
Папа сегодня
Не спал до зари.
Петя советует:
— Слушай меня,
Сделай себе
Расписание дня!—
Делится опытом
Петя с отцом —
Главное,
Выйти с весёлым лицом!
Помни:
Тебе не поможет
Шпаргалка!
Зря с ней провозишься,
Времени жалко!
Учатся взрослые
После работы.
С книжкой идут
На экзамен пилоты.
С толстым портфелем
Приходит певица,
Даже учитель
Не кончил учиться!
— У вашего папы
Какие отметки?—
Интересуется
Дочка соседки
И признаётся,
Вздыхая,
Мальчишкам —
У нашего тройка:
Волнуется слишком!
1951
ХРОМАЯ ТАБУРЕТКА
ХРОМАЯ ТАБУРЕТКА
Она лежит трёхногая
В кухне, на боку.
Испытала многое
На своём веку.
Давно ей кто-то грудь прожёг,
На ней забыли утюжок.
Потом котята лапами
Её скребли, царапали.
Андрюша зиму целую
Твердил: — Я завтра сделаю
Для табуретки ножку.
Однако зиму целую
Она лежала в лёжку,
Будто понимая,
Что она хромая.
Пообещал купить гвоздей
Сосед однажды летом,
Но (понадейся на людей!)
Сосед забыл об этом.
Её в порядок привести
Пообещал Володенька,
Но парню надо подрасти —
Пока ему три годика.
У Пети в школьной мастерской
Все инструменты под рукой,
Но табурет не в плане.
А если он не в плане —
Пускай лежит в чулане!
К вам обращаюсь, детвора!
Возьмите на заметку:
Поставить на ноги пора
Хромую табуретку.
Прошу тебя, читатель мой,
Ты не оставь её хромой!
1959
ЗВОНОК ИСПОРЧЕН
Звонок испорчен, граждане!
Что делать со звонком?
Что делать в случае таком?
Ну, это ясно каждому.
Мой дед берёт листочек,
У деда чудный почерк —
Он инженер, мой дед.
«Стучать!» — он пишет тушью.
А я стою и слушаю —
Стучат к нам или нет.
Художник дядя Миша
Рисует голубка.
«Друзья, стучите тише!»—
Воркует он с листка.
А тётя Настя глуховата
И просит всех иметь в виду:
«Звоните мне из автомата,
Из ближней булочной, с Арбата,
Тогда я к двери подойду».
Учитель дядя Юра
Несёт листок другой:
«Прошу стучать культурно —
Рукой, а не ногой».
А дядя Вася, он монтёр,
Он догадался сразу,
Он сел за стол, очки протёр,
Такую пишет фразу:
«Стучать в окно, второе с краю,
Не падать в люк! Предупреждаю!»
Звонок испорчен, граждане!
Что делать со звонком?
Что делать в случае таком?
Ну, это ясно каждому.
1960
ЦВЕТЫ НЕ ЗНАЛИ…
Астры в школьном цветнике
Поливал Андрейка.
У него была в руке
Голубая лейка,
И текли из лейки
Водяные змейки.
Пусть напьётся школьный сад
В жаркую погоду…
— Стой! — ребята говорят.—
Как ты носишь воду?
Не срамись! — кричат они,
Сидя на скамейке.—
Не годится в наши дни
Поливать из лейки!
И уже решён вопрос:
Заказали мы насос,
Подали заявки
И сидим на лавке.
— Что ж, пускай везут насос!—
Говорит Андрейка.
Лейку он в сарай отнёс —
Устарела лейка.
Прибыл в пятницу насос,
Но цветы не знали,
Что о них решён вопрос,
И в четверг завяли.
1960
САДОВЫЕ НОЖНИЦЫ
Дедушка Миша, садовник-старик,
Возле дорожки кустарник подстриг,
Ветки подрезал, убрал сухостой —
Пусть зеленеет кустарник густой!
Деда позвали, он крикнул: — Иду!—
И второпях он оставил в саду
Новые садовые ножницы.
Шёл вдоль кустарника дедушкин зять.
Видит он ножницы — как их не взять.
Как не подрезать кустарник в саду,
Если на лавке лежат на виду
Новые садовые ножницы?!
Ветку одну подровнял он слегка,
К ветке другой потянулась рука,
Ветку за веткой он стал подрезать.
К счастью, опомнился дедушкин зять.
Он спохватился: «Я лучше уйду!»
Но, на беду, он оставил в саду
Новые садовые ножницы.
Шёл вдоль кустарника дедушкин внук.
Шёл он, насвистывал что-то… И вдруг…
Вдруг, на беду, он увидел в саду
Новые садовые ножницы.
Просятся в руки они к пареньку.
Шепчет он: — Ветку одну отсеку.—
Ветка отрезана (слышите хруст?),
Тоньше и тоньше становится куст:
Щёлкают, щёлкают, входят во вкус
Новые садовые ножницы.
Рад бы опомниться дедушкин внук,
Выпустить ножниц не может из рук,
Шепчет он, словно у ножниц в плену:
— Эту отрежу! Вот эту одну!
Слышите, слышите,
Щёлкают ножницы?
Ёжится листьев
Зелёная кожица…
Голые прутья
Торчат у дорожки,
Остались от кустиков
Рожки да ножки.
Друзья дорогие!
Имейте в виду:
Опасно в саду
Оставлять на виду
Новые садовые ножницы.
1958
КАК МНЕ САЧОК ПОМОГ
Я прыгал, бегал налегке,
Скачок, ещё скачок!
И я держал в одной руке
Для бабочек сачок.
Я в этом деле новичок,
Неловок я пока,
Но пригодился мне сачок
Для мокрого щенка.
Вот я вдоль берега иду,
И кто б подумать мог:
Визжит, барахтаясь в пруду,
Коричневый комок.
Ну кто столкнул его сюда?!
Визжит он всё сильней.
Кругом вода, вода, вода…
Ему не сладить с ней.
И возле берега почти
Щенок идёт ко дну!
Я знаю, как его спасти —
Сачок ему тяну.
Кричу: — Не бойся, дурачок!
Держись, держись пока.—
И я поймал его в сачок,
Я выловил щенка.
Теперь он сохнет на весу,
Тащу его в сачке.
Какую бабочку несу!
Поймал её в реке!
1969
АХ, РУКИ, РУКИ!
Смотрите, полочка для книг,
Сработано отлично,
Над ней трудился ученик
Петров Андрюша лично.
А в воскресенье на канал
Поехал он на лодке,
И так он лодку доконал,
Что больше нету лодки.
Смотрите, вот почти готов
Андрюшин ящик для цветов.
Сделано со вкусом —
На пятёрку с плюсом!
Но вбежал Андрюша в зал,
Так он дверью хлопнул,
Будто пушки дали залп
По зеркальным стёклам.
А когда он принял душ,
Дело было хуже:
Все жильцы, двенадцать душ,
Вытирали лужи.
В мастерской он не такой —
Отметки повышает,
Он создаёт одной рукой,
Другой он разрушает.
1962
ПОЛЕЗНАЯ КОЗА (Шутка)
Всю весну мечтал Володя:
«Хорошо бы сделать так,
Чтоб коза на огороде
Прополола весь сорняк!»
Он обдумал это дело,
План Володин был неплох:
Чтоб коза сорняк поела,
Но не трогала горох.
Что она лежит без толку,
Щурит глупые глаза!
Ведь могла бы на прополку
По утрам ходить коза.
1955
БАШМАКИ СО СКРИПОМ
Побывав в починке,
Дядины ботинки
Заскрипели, запищали.
Вот уж не было печали!
Как он ни старался,
На носочках крался
И вставал на каблуки,
Не смолкали башмаки.
Соседка стонет: — Боже,
Потерян мой покой!
Я вся в гусиной коже
От музыки такой!
Столько скрипа, столько писка!
Только Вовка восхищён.
— Дядя Вася, ну пройдись-ка!—
То и дело просит он.
Все дают советы дяде.
Все сочувствуют в беде:
— Размочить подмётки надо,
Погуляй-ка на дожде!
— В выходной, катаясь в лодке,
Ноги в воду опусти
И размачивай подмётки
По пути!
Опускал их дядя в воду,
Надевал их в непогоду,
С головы промок до пят,
А ботинки всё скрипят.
Их промаслил дядя Вася,
Вновь пошло скрипенье…
Все сказали:
— Разувайся!
Больше нет терпенья!
1961
ПО ГРИБЫ
Всё утро в рощице грибной
Бродили грибники.
Нам повстречались
Муж с женой,
Малыш
В матроске шерстяной,
Подростки-пареньки.
Две девочки
С кошёлками
Там ползали
Под ёлками,
Как в яслях
Ползунки.
Шли три девчонки
С вёдрами,
За ними —
Пёс ободранный.
Прошла старуха с ножиком,
Вздыхая по пути:
— Эх, ножки мои, ноженьки,
До дома не дойти.
Прошло так много грибников,
Ребят худых и толстяков,
Ребят в очках и без очков…
Прошли два деда-грибника
И тётя-одиночка…
Но не встречалось нам пока
Ни одного грибочка.
1969
ВОВКА — ДОБРАЯ ДУША
ШЛА ВЧЕРА Я ПО САДОВОЙ…
Шла вчера я по Садовой,
Так была удивлена —
Паренёк белоголовый
Закричал мне из окна:
— С добрым утром!
С добрым утром!
Я спросила: — Это мне?—
Улыбнулся он в окне,
Закричал ещё кому-то:
— С добрым утром!
С добрым утром!
Малышам и взрослым людям
Паренёк махал рукой,
С ним теперь знакомы будем:
Это Вовка, — есть такой!
КАК ВОВКА БАБУШЕК ВЫРУЧИЛ
На бульваре бабушки
Баюкают внучат,
Поют внучатам ладушки,
А малыши кричат.
Расплакались две Оленьки,
Им жарко в летний зной,
Андрей, в коляске, голенький,
Вопит как заводной.
— Ладушки, ладушки…—
Ох, устали бабушки,
Ох, крикунью Ирочку
Нелегко унять.
Что ж, опять на выручку
Вовку нужно звать.
— Вовка — добрая душа,
Позабавь-ка малыша!
Подошёл он к бабушкам,
Встал он с ними рядышком,
Вдруг запрыгал и запел:
— Ладушки, ладушки!
Замолчали крикуны,
Так они удивлены:
Распевает ладушки
Мальчик вместо бабушки.
Засмеялись сразу обе
Маленькие Оленьки,
И Андрей не хмурит лобик,
А хохочет, голенький.
Вовка пляшет на дорожке:
— Ладушки, ладушки!
— Вот какой у нас помощник!—
Радуются бабушки.
Говорят ему —
Спасибо!
Так плясать
Мы не смогли бы!