Ща-ща-ся ся-ща-ща ась-ащ-ась

Ща-ся-ща ся-ща-ся ащ-ась-ащ

4. Дифференциация звуков [Щ]-[С’]:

а) в слогах: ща, ся, ась, ащ, ощ, ось, ись, ищ, щи, ащ…;

б) в словах: сила, синий, щипать, трещина, трещать, сеять, посёлок, щетина,

авось, осень, восхищение, ущелье, угощенье, десять…;

в) по картинкам на панно: проговаривание слов по картинкам, отбор картинок сначала

на [Щ], затем на [С’].

5. Упражнение в звуко-слоговом анализе:

а) определение места звуков [Щ], [С’] в слове – игра «Три рейки»;

б) подбор картинок к карточкам-схемам.

6. Составление предложений по индивидуальным картинкам, деление их на слова.

7. Спряжение предложений в настоящем времени:

Восхищаться весёлым щебетанием ласточек;

Возвращаться после посещения весёлого спектакля в театре.

Физкультминутка.

9. Проговаривание скороговорок на изучаемые звуки – соревнование двух команд.

10. Образование и употребление степеней сравнения прилагательных и наречий – игра

«Сравним предметы».

Красивое платье – У Тони ещё красивее.- У Оли платье самое красивое красивейшее.

Красивый плащ .- У Симы плащ красивее. – Олин плащ красивейший.

Красивая иллюстрация к сказке – У Васи красивее. – У художника красивейшая.

Сладкий пирог – пирожное слаще. – Торт сладчайший.

Сладкий чай – компот слаще. – Варенье сладчайшее.

Весёлый карнавал –

Весёлое настроение –

Чистое небо –

Чистая салфетка -

11. Составление схемы предложения:

Симин плащ красивее. Компот слаще чая.

12. Игра «Эхо»:

освещать – освещение просвещать - смущать –

вращать - посвящать - возмущаться -

возвращаться - прощаться - похищать –

посещать - совещаться - угощать –

прощать - вещать - восхищать –

13. Итог занятия:

- игра «Закончи слово»: ры., ло., ле., плю., пове., пла., гу., укра., хво. .

Работа воспитателя по заданию логопеда

Дата __________

Занятие № 58

Тема: «Звук и буква Й»

Цель: 1.Закрепление правильного произношения звука и знакомство

2. Упражнения с разрезной азбукой.

3. Составление схемы предложения.

4. Развитие внимания и памяти.

Оборудование: предметные картинки (лейка, клей, сарай, каравай, змей, трамвай,

Зайка, майка, копейка, линейка, скамейка, балалайка, улей, айва,

попугай, стройка, двойка, мойка, кофейник, воробей), наборы для

составления схем, тетради, ручки, разрезные азбуки.

Ход занятия

Оргмомент.

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

3. Проговаривание картинок на панно выделяя звук [Й], произнесение, характеристика

звука: согласный, мягкий.

4. Звуко-слоговой анализ слов:

а) дай, пой, край;

б) герой, сарай, змей (сравни – герои, сараи, змеи);

в) зайка, айва.

Вывод: звук [Й] бывает только после гласного в конце слога (1,2,3), не является

слогообразующим.

5. Знакомство с буквой Й.

6. Упражнения с разрезной азбукой:

а) май – майка, лай – лайка, мой – мойка, лей – лейка, змей – змейка;

б) Зайка сидит под туей.

Лайка лежит под скамейкой.

Андрей купил клей.

7. Составление схемы предложения (см 6 (б)).

8. Физкультминутка.

9. Спряжение в будущем времени:

поймать много окуней, щук, лещей и карасей;

Посадить аллею из тополей, ясеней, елей, и туй.

10. Упражнение на развитие внимания и памяти:

а) припоминание картинок на [Й]– игра «Телефон»;

б) игра «Запомни, повтори» - воспроизведение ряда слов:

попугай – балалайка – скамейка – кофейник и т.д.

в) игры «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Отгадай указанную картинку» (10

картинок).

Итог занятия

Работа воспитателя по заданию логопеда

Дата __________

Занятие № 59

Тема: «Звуки [Щ]-[Ч]»

Цель: 1. Закрепление произношения и различение звуков [Щ]-[Ч].

2. Закрепление словообразования существительных, обозначающих профессии.

3. Существительные с уменьшительно-ласкательными и

увеличительно-пренебрежительными суффиксами.

4. Употребление сложноподчинённых предложений

Оборудование: предметные картинки на [Ч]-[Щ] (врач, грач, мяч, бочка, кирпич,

обруч, чайник, чайка, чашка, пчёлы, качели, печенье, чулок, мальчик,

девочка, лётчик, песочница, учитель, спички, часы, черёмуха ;роща,

щука, площадь, лещ, овощи, щипцы, ящик, щегол, щенок, щётка,

пещера, удилище, вещи, щит, щепки, щарель, плащ), карточки-схемы

слов, тетради, ручки.

Ход занятия

Оргмомент.

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

3. Произнесение, сопоставление звуков [Щ], [Ч].

4. Воспроизведение слоговых рядов:

ча-ча-ща ащ-ащ-ач

Ча-ща-ща ащ-ач-ач

Ча-ща-ча ащ-ач-ащ и т.д.

5. Различение звуков [Щ]-[Ч]:

а) в слогах: ча, ич, ща, ищ, ущ, уч, ще, че, ещ, ще, еч…;

б) в словах: вечер, вечера, прищепка, щебень, прищурился, чертить, черепаха,

обещать, трещотка…;

в) по картинкам на панно: отбор картинок сначала на [Ч], затем – на [Щ], осложнение

задания определением места звука в слове.

6. Составление предложения по картинкам, деление их на слова.

7. Подбор картинок к карточкам-схемам.

8. Закрепление словообразования существительных, обозначающих профессии:

а) игра «Кто это?»:

работает на экскаваторе – экскаваторщик

работает на подъёмном кране – крановщик

дрессирует животных – дрессировщик

чистит обувь – чистильщик

работает на почте – почтальон

играет на скрипке – скрипач

играет на барабане – барабанщик

ухаживает за птицей – птичница

делает кровлю – кровельщик

кладёт паркет – паркетчик;

б) игра «Кто что делает?»:

часовщик – чинит часы каменщик - точильщик -

бетонщик - сварщик - носильщик –

пильщик - стекольщик - водопроводчик –

печник - пасечник - регулировщик –

в) договаривание сложноподчинённых предложений с использованием слов,

обозначающих профессии – игра «Кто нам нужен?»:

Куры бегут к кормушке, когда …

Если сломались часы, нужно …

Чтобы починить сломанные часы …

Если затупился нож, …

Чтобы сложить фундамент дома, …

Если сломался водопроводный кран, …

Физминутка.

10. Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных и

пренебрежительно-увельчительных суффиксов – соревнование двух команд

Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря:

Мальчик-с-пальчикИван-богатырь

Иванушка Иван

рубашечка рубашища

сапожки сапожищи

кармашек карманище

ремешок ремнище

топорик топорище

ножка ножища

ручка ручища

глазки глазищи

усики усищи

голосок голосище

носик носище

силушка силище

11. Итог занятия:

- припоминание, проговаривание скороговорок на [Ч], [Щ].

Наши рекомендации