Кокоро: ментальное отношение 4 страница

Так же как и в случае с мечами, если вы попытаетесь блокировать атаку своего противника, то эта стратегия не сработает. Вы должны сконцентрироваться только на его лице. Если ваш дух колеблется и вы позволяете себе думать о приближающемся ударе, то вы инстинктивно попытаетесь его блокировать. В этом случае у вашей атаки не останется достаточного количества энергии, чтобы нанести противнику какой-либо серьезный ущерб, даже если ваша рука окажется где-то рядом с целью.

Армия может использовать хитоцу но тати, начиная контратаковать прямо сквозь атакующие силы неприятеля. Это противоречит обычной практике,

когда атаку сначала останавливают, а затем наносят контрудар в самое слабое место. Чтобы использовать хитоцу но тати, начните полномасштабную атаку на продвигающиеся вперед силы врага. Другие подразделения противоборствующей армии окопаются, занимая сильные оборонительные позиции, так что атаковать атакующего не так опасно, как может показаться.

Если предположить, что первоначальный вид поля сражения представляет собой противостоящие друг другу полковые фронты, то развитие событий Кокоро: ментальное отношение 4 страница - student2.ru

 

 

Кокоро: ментальное отношение 4 страница - student2.ru

Хитоцу но тати но хэйхо

 

будет следующим: когда один батальон вражеской армии начнет продвигаться вперед, вы немедленно перестраиваете свои силы колонной. Ваш первый батальон атакует фланг наступающего батальона противника и продвигается в тыл его позиции. Ваши второй и третий батальоны следуют вплотную за первым, вступая в бой как с продвигающимся вперед батальоном противника, так и с его закрепившимися частями. Продвигаясь вперед, ваши войска должны представлять собой плотное формирование, чтобы находиться в зоне досягаемости обоих вражеских батальонов одновременно. Это даст вам преимущество в огневой силе три к двум. Если же ваш полк слишком растянется, то вражеские батальоны по отношению к вашему первому батальону будут иметь перевес в огневой силе два к одному.

Для того чтобы эта стратегия сработала, вы должны ударить быстро и решительно. Например, если вы используете пехоту, то она должна атаковать бегом. Если войска снизят темп до шага, это будет катастрофой. Если вы сможете яростно атаковать всем полком, это будет все равно что бросить кирпич в окно из листового стекла — вражеское формирование рассыплется на осколки.

Прорвав линию обороны неприятеля, вы будете действовать в зоне полнейшего смятения — задний эшелон атакующих сил никогда не бывает так же хорошо организован и защищен, как передовая линия обороны. Если у вас в распоряжении мобильные силы, то вы можете некоторое время стремительно продвигаться вперед и вообще не встретить сколько-нибудь серьезного сопротивления.

В такого рода столкновениях относитесь к войскам противника как к его мечу. Голова, которая является вашей настоящей целью, — это руководящая структура, расположенная за линиями фронта. Вы всегда должны концентрироваться на цели, а не отвлекаться на перестрелки местного значения.

Хитоцу но тати но хэйхо — это любимая стратегия старших учеников. У них достаточно сил и мастерства, чтобы заставить ее работать. Это безупречный пример стратегии в лучшем ее проявлении. Вы используете одну технику, точно рассчитав время и полностью отдав ей всего себя, чтобы уничтожить и врага, и его атаку. Ваша техника проста, элегантна и разрушительна.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Когда вы наносите удар на полсчета до того, как ваш противник вообще сдвинется с места,
это называется сэнсэнтэ, «перехват инициативы».

2. Ито Кагэхиса разработал теорию, согласно которой все движения меча основываются на
одной технике, которую он назвал кари ороси, «рубящий удар вниз». Он изменил свое имя
на Иттосай и основал итто-рю хэйхо. Ито Кагэхиса (1560—1653) считается самым
великим мастером меча.

3. Перчатки кэндо предназначены только для того, чтобы защитить суставы пальцев от удара
синая. В итто-рю используются тяжелые перчатки для работы с боккэном, но они очень
дорогие и их очень трудно достать.

Глава 10

Судори: Проход мимо

Все движущееся обладает инерцией. И поскольку люди, армии и даже идеи имеют инерцию, стратег может использовать это в своих целях и создавать ситуацрги судори. Если ваш противник обладает хорошо сбалансированной защитой, то вы можете атаковать его снова и снова без малейшего шанса на успех. Но если вы сначала завлечете его в движение, он может не суметь достаточно быстро изменить свое направление, чтобы отразить вашу атаку. Именно тот факт, что человеку в движении очень трудно быстро изменить свое направление, и является сущностью этой хэйхо.

СУДОРИ НО ХЭЙХО

Когда столкнетесь с врагом, который занял крепкие оборонительные позиции, заставьте его двигаться. Затем, пока инерция его собственного движения будет удерживать его на прямой линии, контратакуйте его по диагонали.

Отличный пример этой стратегии можно увидеть в ряде бросков дзюдзюцу, известных как судори нагэ. Одна из форм этого броска используется против оппонента, который бежит на вас, чтобы атаковать. Чтобы противостоять такой атаке, подождите до самого последнего момента, а затем сделайте шаг вперед и резко опуститесь на землю. Поскольку ваш противник не сможет остановиться вовремя, он споткнется о вас и упадет. Очевидно, что ваше движение должно быть точным. Если вы двинетесь на мгновение раньше, противник сможет остановиться вовремя, что поставит вас в беспомощное положение у его ног. И наоборот, если вы замешкаетесь, то он просто врежется в вас. Только когда вы точно рассчитаете свое движение, этот бросок сработает.

Когда вы делаете шаг вперед и падаете на землю, никогда не двигайтесь медленно называется телеграфировать о технике. Вы остаетесь неподвижными, а затем резко двигаетесь. Наиболее типичная ошибка состоит в том,

— это

Кокоро: ментальное отношение 4 страница - student2.ru

 

Кокоро: ментальное отношение 4 страница - student2.ru В неправильно выполненном судори нагэ (А) постепенное опускание на землю дает противнику достаточно времени, чтобы остановиться, но в правильно выполненном судори (В) резкая смена направления не позволяет атакующему затормозить вовремя и избежать падения.

Кокоро: ментальное отношение 4 страница - student2.ru

что в этой технике ученики пытаются опуститься на землю. Это слишком долго. Вы должны сделать шаг вперед, оторвать обе ноги от земли и упасть как камень. Существует множество вариантов этой техники, но классической финальной позицией является дзарэй, поклон на коленях, под прямым углом к линии движения вашего противника. Падая на землю, вы разворачиваетесь, приземляясь на голень и предплечья, как бы кланяясь из положения сэйдза.

У армий очень большая инерция. Выбрав определенную линию атаки, армия с трудом может изменить ее направление. Это идеальное время для обхода с фланга. Если вы попытаетесь выполнить это, пока враг еще находится на месте, то ваша атака будет отбита. Но если ваш обход выполнен именно в тот момент, когда противник вовлечен в массовую атаку, то, прежде чем он сумеет развернуть достаточное для защиты количество войск, пройдет некоторое время.

В индивидуальном поединке примите диагональную стойку, такую, как сотин дати. В этой стойке ваши стопы расположены под углом сорок пять градусов к линии атаки. Когда ваш противник бросается в атаку, просто подведите одну ногу к другой. Это действие сместит вас с линии атаки по диагонали либо вперед, либо назад. Какое направление вы выберете, зависит от того, какую технику вы собираетесь выполнить. Например, на соревнованиях по каратэ, если ваш противник атакует ударом ноги) сместитесь вперед. Инерция его атаки пронесет его мимо вас, и вы легко сможете контратаковать ударом в голову. Не пытайтесь блокировать его атаку. Просто одним движением сведите стопы вместе и нанесите удар. Ваш удар должен достичь цели еще до того, как у него появится возможность восстановить равновесие после своей атаки.

Вероятно, нигде так часто не применяется эта стратегия, как в современном воздушном бое — пилот, которого атакует ракета, активно использует инерцию. Если он уклонится слишком рано, то у ракеты будет достаточно пространства, чтобы развернуться и продолжить преследование; если он отклонится слишком поздно, то она попадет в него. Но если он рассчитает свой маневр правильно, то инерция не позволит ракете изменить курс и пилот избежит попадания. Как и во всех формах судори но хэйхо, здесь требуются крепкие нервы и хороший глазомер, чтобы правильно определить дистанцию.

В споре вы можете использовать инерцию, позволяя своему оппоненту выигрывать, следуя определенной линии доказательства. Затем, когда он окажется в ловушке своей собственной логики, вы меняете тактику и разбиваете его совершенно новыми аргументами. Чтобы это сработало, вы должны позволить ему почувствовать успех, благодаря чему возникнет сильная инерция. Если вы отбросите его изначальные аргументы, то он не ослабит своей защиты.

И наконец, представьте себе двух противостоящих друг другу стрелков. Если вы предположите, что ваш противник так же искусен, как и вы, то у вас будет всего лишь 50 процентов победить. Чтобы использовать судори, быстро отступите за максимальную границу досягаемости противника. Чтобы сохранить контакт, он будет вынужден вас преследовать. Но к этому времени вы уже восстановитеРпозицию для стрельбы. Это даст вам, по крайней мере, один чистый выстрел, пока он будет двигаться. Чтобы ответить на ваш выстрел, ему придется либо, жертвуя временем, остановиться и принять устойчивое положение, либо, жертвуя точностью, стрелять на ходу.

Судори но хэйхо —это боевое применение первого закона динамики Ньютона'. Поскольку инерция любого объекта зависит от массы и скорости, то вы должны принимать во внимание оба этих фактора, когда создаете ситуацию судори. Если ваш противник маленький, то нужно сделать так, чтобы он двигался с большой скоростью. То же самое относится и к армии, и к идее.

СУЙГЭЦУ НО ХЭЙХО

Суйгэцу означает «луна в воде». Для того чтобы использовать эту стратегию, вы должны предоставить своему противнику цель, а затем, когда он атакует, вы единым движением уклоняетесь и контратакуете. Это может показаться идентичным обсуждавшейся выше стратегии судори но хэйхо. Это и в самом деле форма судори. Разница заключается лишь в том) что судори но хэйхо имеет отношение к окончанию техники, а суйгэцу к ее началу. Это способ заманивания противника в движение с последующим использованием его инерции против него же самого.

Обычно в кэндзюцу вы наносите противнику колющий удар мечом в лицо, и когда он пытается отвести ваш клинок в сторону, вы проводите свой меч по кругу под его мечом и атакуете режущим ударом его руки. Эта стратегия очень популярна среди новичков, поскольку ее довольно просто выполнить. Однако не делайте ошибки и не относитесь к суйгэцу как к технике только для новичков. Она имеет огромную ценность для стратегов любого уровня.

Работа над этой стратегией фокусирует внимание на изучении движения. Когда противник выполняет какое-нибудь движение, вы применяете уход, который выгоден при этом его движении. Просто уйти от атаки недостаточно. Вы должны уклониться таким образом, чтобы оказаться в выгодном положении. Отработав такой уход, начните комбинировать его с техниками рубящих ударов и практикуйте эти комбинации до тех пор, пока не будете в состоянии выполнять их одним движением. Ваш уход и контрудар всегда должны выполняться на счет «РАЗ!», а не «раз-ДВА!». Если вы сначала уклоняетесь от атаки, а затем наносите удар, то, даже если ваш удар достигает цели, это не суйгэцу.

Для того чтобы на практике познакомиться с очень простым применением суйгэцу, станьте лицом к партнеру, меч держите в низкой позиции с правой стороны. Когда партнер начнет приближаться к вам, стойте неподвижно. Затем, когда он будет наносить вам рубящий удар сверху по голове, сделайте скользящее движение вперед и влево. Проходя мимо, нанесите режущий восходящий удар поперек его тела. Вы становитесь похожим на отражение луны в воде. Вас можно увидеть и протянуть к вам руку, но вас нельзя схватить. Суйгэцу требует состояния мусин высшего уровня, если вы хотите, чтобы она сработала должным образом. Когда ваш противник начинает атаковать, вы должны находиться в этом состоянии и быть совершенно безучастным к его действиям. Когда ваш дух похож на водоем со спокойной водой, то ваш уход и контратака будут отражением его атаки. Вы не реагируете на его движение; вы действуете вместе с ним. Этот ментальный аспект суйгэцу становится очевидным, когда вы наблюдаете за фехтовальщиками различного уровня, использующими эту хэйхо. Фехтовальщик, который применяет суйгэцу только на физическом уровне, хоть иногда и добивается успеха, всегда выглядит спешащим. С другой стороны, фехтовальщик, сохраняющий спокойствие духа, будет двигаться как бы замедленно, но его противник, как бы он ни старался, будет всегда отставать на полсчета.

Используя суйгэцу, вы должны не только дать противнику цель, вы должны сделать так, чтобы он не смог противостоять соблазну атаковать ее. Один из способов сделать это — продемонстрировать угрозу.

Если вы просто предоставите цель) то старший ученик может распознать в этом попытку суйгэцу и предпримет соответствующие меры. Он может использовать нагаси гири, «плывущий удар») который последует за вашим уходом. Он может также атаковать в стиле, которого вы никогда раньше не видели) и тем самым сорвет ваш запланированный уход. Однако если вы продемонстрируете ему угрозу) то он может поддаться искушению сначала уничтожить угрозу) а затем атаковать. Это потребует от него двух отдельных действий. А поскольку ваш уход и контрдействие выполняются на один счет) то вы нанесете ему удар на полсчета раньше того) как он вступит во вторую фазу своей стратегии.

Этот элемент суйгэцу, демонстрация угрозы вместо просто предоставления цели) очень важен для армий. Если вы показываете только цель) то продвижение врага будет организованно. Это очень сильно осложнит контратаку. Гораздо лучше для видимости совершить резкий и ощутимый налет с последующим медленным отступлением. Отступая) нужно оставаться на границе зоны досягаемости врага. Это может заставить вражеские войска в пылу погони преследовать вас немного быстрее и дальше, чем следовало бы. В таком дезорганизованном состоянии они представляют собой прекрасную цель для контратаки. Георг Армстронг Густер был) по-видимому) самой знаменитой жертвой этой стратегии.

На состязании по каратэ выставьте свою руку вперед) направляя ее в лицо противнику. Когда он попытается отвести ее в сторону) хлестко) круговым движением обойдя блок) ударьте его в лицо. Вы должны уклониться от его блока в самый последний момент; если круговой уход будет слишком широким) то противник успеет вернуть руку назад и блокировать вашу атаку. Практикуйте это движение сначала медленно. Вытолкните свою руку вперед) а затем обведите ее вокруг блокирующей руки противника) постоянно сохраняя контакт. Если это сделать правильно) то вы сможете ударить его в лицо до того) как его блокирующая рука прекратит свое первоначальное движение.

На состязании по дзюдо покажите своему противнику) что вы явная жертва для броска через бедро. И когда он сделает шаг) чтобы бросить) отступите в сторону в направлении его вращения и опуститесь на одно колено. Сила его вращения опрокинет его самого на пол. Вам не нужно использовать свои руки или прилагать какие-то дополнительные усилия) чтобы бросить его) — он сделает все сам. (Это будет жесткое падение) поэтому сначала тренируйтесь очень аккуратно.)

Бизнесмен может использовать суйгэцу для расширения своей компании. Сначала необходимо выбросить на рынок хороший продукт. Затем нужно подождать, пока какая-то компания не закупит новое оборудование для производства похожего продукта. Как только она произведет наладку оборудования (но до того, как начнет извлекать прибыль из своих капиталовложений), попробуйте ее купить. В этой ситуации есть все шансы на успех, поскольку ваша корпорация финансово сильна) а эта компания вложила большую часть своего оборотного капитала в новое оборудование. Выгода приобретения такой компании заключается в том) что вы становитесь хозяином нового завода) который уже готов к выпуску вашего продукта.

Суйгэцу но хэйхо представляет собой великолепную стратегию, которую можно использовать в любом конфликте. Благодаря своему акценту на движении) она также является прекрасным методом тренировки других техник. Изучите суйгэцу но хэйхо внимательно) поскольку ее вариации многочисленны) а теория очень и очень глубока.

ИРИМИ НО ХЭЙХО

Ирими, «вхождение в тело») — это древняя стратегия фехтования) использующая инерцию. Когда противник атакует) вы двигаетесь так) чтобы оказаться в его заднем углу) откуда вы легко сможете нанести рубящий удар.

Чтобы отработать базовую форму этой стратегии) станьте лицом к противнику; меч держите в низкой позиции справа от себя. Ваша левая стопа должна быть выставлена вперед. Когда противник начнет атаку) сделайте прыжок вперед и вправо) резко разворачивая бедра против часовой стрелки. Делая разворот в прыжке) вы пройдете очень близко от левого бока противника и) приземлившись) нанесете ему рубящий удар сзади. Вы должны закончить это движение в положении слева и сзади от противника) правая стопа выставлена вперед в направлении его левого плеча.

Когда враг движется на вас очень быстро, используется вариант этой техники. Если вы прыгнете вперед, то окажетесь слишком далеко за ним и не сможете нанести мощный удар. Поэтому, вместо того чтобы прыгать вперед с левой ноги, развернитесь назад на правой. Вы должны оказаться примерно в той же позиции.

Очень важно закончить движение в заднем углу противника, развернувшись по диагонали к его спине. Вы должны практиковать это с различными атаками до тех пор, пока не научитесь приспосабливать свой поворот в прыжке к любому движению противника. Проверяйте свое конечное положение, наклоняясь вперед) не смещая стоп: если вы не можете дотронуться до его плеча рукой, не делая при этом шаг, значит, вы слишком далеко; если вы можете дотронуться до его плеча, не наклоняясь вперед, значит, вы слишком близко.

Ирими — это не уклонение в сторону. Вы должны пройти как можно ближе от противника, так близко, чтобы, проходя мимо, буквально почувствовали, как вы касаетесь его. Если вы отпрыгнете слишком далеко в сторону, то он может успеть развернуться на полушаге и нанести вам удар. Но если вы пройдете очень близко от него, то угол, под которым вы двигаетесь, будет слишком острым, чтобы он смог последовать за вами.

Кокоро: ментальное отношение 4 страница - student2.ru

Кокоро: ментальное отношение 4 страница - student2.ru

Правильное конечное положение ирими.

В какую сторону двигаться зависит в немалой степени от того, какая у вас была позиция изначально, но в любом случае вы должны постараться оказаться в мертвой зоне противника. Это зона находится позади его передней ноги. Например, если он делает шаг вперед правой ногой, постарайтесь оказаться в правом заднем углу, потому что ему будет очень трудно развернуться в этом направлении. С другой стороны, если вы переместитесь в его задний левый угол, то он сможет быстро развернуться к вам лицом.

Проблема смещения в мертвую зону противника в ситуации, когда у вас впереди стоит не та нога, решается при помощи варианта этой стратегии, известного как гяку ирими. Делайте все так же, как и в предыдущей форме, но, вместо прыжка вперед и вправо, прыгните влево с мощным разворотом бедер. Вы прыгаете в сторону правого заднего угла противника, а не левого. И вместо того, чтобы развернуться к нему лицом, вы будете развернуты к нему спиной. Если вы правильно рассчитаете дистанцию, то должны почувствовать, как его правое плечо коснулось вашей спины во время прыжка. Заканчивайте движение так же, как и в базовой форме, нанося удар после приземления.

Гяку ирими намного сложнее, чем базовый вариант ирими. К тому же, поскольку нужно разворачиваться спиной к противнику, он не для слабонервных. (Если вы начинаете выполнять эту стратегию с мечом в ножнах и извлекаете его из ножен во время поворота, то это называется ямабики но кэн. Эта техника получила свое название благодаря тому факту, что вы не слышите киай своего противника, когда он атакует. Вы оказываетесь у него за спиной так быстро, что слышите только эхо его киай.)

Одной из самых впечатляющих демонстраций ирими но хэйхо может служить использование этой стратегии для выскальзывания из кольца врагов. Когда вас окружили, подождите атаки и примените ирими, чтобы выпрыгнуть за линию атакующих. Если вы правильно рассчитаете свое вращение, то сможете пройти даже через очень узкий просвет между противниками. Когда разворачиваетесь, толкните в плечо человека, мимо которого вы проходите. Он окажется в центре круга и станет новой мишенью для ударов, предназначавшихся вам. Если эту технику выполнить энергично и с присутствием духа, то она может показаться практически волшебной. Вас окружило несколько человек, они мощно вас атакуют, и вдруг вы стоите вне круга и наблюдаете за тем, как их удары сыплются на одного из них. На протяжении многих лет это было секретной техникой клана Такэда. Ей обучали только старших военных офицеров.

В философском аспекте эта техника зависит от постоянного осознания санкаку тоби, «треугольного прыжка». Обычно, когда человек сражается, он осознает только себя и своего противника. Санкаку означает, что вы должны думать о сражении как о треугольнике: вы на одной вершине, противник на другой, а третья вершина — это пустота. Когда вы делаете прыжок ирирми, у вас не должно быть ощущения бегства, вас просто втягивает в правильное место на поле боя. Вы не уходите с места опасности, а переходите на место большего преимущества. Если вы будете думать таким образом, то сможете сохранить позитивный дух атаки вместо негативного духа уклонения.

В прошлом армии редко использовали принцип ирими, поскольку развернуть большую группу людей очень сложно. Однако современные средства коммуникации изменили это. Теперь форма и организация подразделения ограничиваются только воображением командира. Это означает, что армия не обязательно должна иметь фронт. Она теперь может быть выстроена в форме диска с командиром в центре, и любое направление может быть фронтом. Такая армия может прыгнуть вперед, а затем резко развернуться для ирими. (Военный флот использовал такое построение в течение многих веков.)

Очевидное преимущество построения в форме диска состоит в том, что оно позволяет сделать быстрый разворот. Продвигаясь вперед под углом, а затем

разворачиваясь, полк может имитировать действие человека. Такого рода полковой разворот намного быстрее, чем разворот, при котором подразделение должно развернуться вокруг своей оси.

Также необходимо упомянуть о технике, известной как ирими нагэ, «бросок вхождением». Этот бросок—особенность школы дайто-рю и ее многочисленных ответвлений, одним из которых является современное айкидо. Техника состоит в том, что вы входите в мертвую зону атакующего вас человека, а затем делаете разворот в противоположную сторону и бросаете его. Вы ввинчиваетесь в атакующего вас противника сбоку и ведете энергию его атаки по кругу. Затем, когда он начинает выпрямляться, чтобы отступить назад, вы резко изменяете направление вращения и бросаете его на спину.

Первоначально стратегия этого броска была заимствована из итто-рю. Она была основана на пересечении линии атаки, с целью ухода от удара противника и нанесения своего удара на полсчета. Но поскольку эта техника теперь редко практикуется с мечом, то и бросок редко выполняется правильно.

Большинство учеников двигается слишком много, когда выполняет ирими нагэ. Правильное исполнение ирими нагэ предполагает минимальное движение и максимальное использование тайминга. Также многие ученики пытаются выполнить этот бросок на слишком большой дистанции между собой и противником. Искусство вхождения требует приблизиться вплотную к противнику. В ирими нагэ ваши тела должны быть тесно прижаты друг к другу.

Большинству учеников айкидо будет в высшей степени полезно практиковать эту технику с мечом в ее старой форме. Когда ваш противник пытается нанести вам удар, сделайте скользящее движение влево и сбейте его меч вниз. Затем, когда он разворачивается в вашу сторону и поднимает меч, чтобы нанести еще один удар. сделайте скользящее движение вправо и нанесите рубящий удар по его запястью. Эта техника основана на старой технике итто-рю мё-кэн, «волшебный меч», и дзэцумё-кэн, «удивительный меч». Как и в большинстве техник этогорю, действие здесь хоть и простое, но имеет глубокую теорию.

Независимо от того, имеете вы дело с человеком или с армией, никогда не забывайте первого правила сражения: Атакуй! Ирими но хэйхо очень красивая и эффективная стратегия. Однако благодаря своей природе она очень легко может деградировать и превратиться в серию уклончивых прыжков. Остерегайтесь этого. Никогда не думайте об уклонении от атаки; концентрируйтесь только на том, чтобы нанести противнику удар в спину. В результате этой концентрации может возникнуть стратегия, прекрасная по форме и смертоносная в применении.

Хито э ми но хэйхо

Хито э ми означает, что вы объединяетесь с противником в «одно целое». В некоторых школах это действие называется слиянием.

Когда вас атакуют, вы инстинктивно пытаетесь избежать опасности. Но, преодолев этот инстинкт и слившись с атакой, вы можете в определенных ситуациях добиться тактического преимущества. Существует два способа слияния с атакой: вы можете принять зеркальное отображение либо идентичное изображение. Зеркальное отображение — это ё но тати, «позитивный меч», а идентичное изображение —это ин но тати, «негативный меч». Эти два стиля боя еще называются гохо, «жесткий метод», и дзюхо, «мягкий метод»74.

Разница между позитивным и негативным методом заключается в относительном направлении силы. Если атака и защита движутся в одном направлении, то это мягкий стиль; если они движутся в разных направлениях) то это жесткий стиль. Защита мягкого стиля обычно технически более сложная, чем защита жесткого стиля. Поэтому мягкий метод обычно считается гораздо более изощренным. С другой стороны) техники жесткого стиля хоть и просты, но быстры и решительны.

Для примера применения хито э ми в стиле е но тати предположим) что ваш противник атакует рубящим ударом сверху вниз. Сделайте скользящее движение прямо вперед и слегка повернитесь влево — не пытайтесь уклониться от его меча, просто повернитесь влево. Делая это, опустите кончик меча и прижмите правое запястье к бедру. Клинок вашего противника должен пройти мимо вас на долю дюйма, а сам он должен наткнуться на ваш меч.

Кокоро: ментальное отношение 4 страница - student2.ru

Вы можете использовать похожее действие без оружия, положив правую руку на бедро. И тогда противник наткнется на ваш локоть солнечным сплетением. В любом случае должно быть такое ощущение) что два человека посредством своих техник сливаются воедино. Это гохо — линия атакующей силы прямо противоположна линии вашей защиты.

Когда новички пытаются выполнить эту технику) то неизменно отступают от атаки. Вместо того чтобы сделать шаг прямо вперед) они двигаются в сторону. Чтобы исправить это, проведите линию на полу и используйте ее как линию атаки. В начальном положении внутренняя сторона вашей правой стопы касается линии, затем выполните технику и посмотрите на положение вашей стопы. Ее внутренняя сторона должна по-прежнему касаться линии. Вы всего лишь делаете шаг вперед и поворачиваете левую сторону тела, перенося ее вправо от линии. Меч вашего противника должен пройти очень близко от вас. В идеале, он сбреет волосы с тыльной стороны вашей левой руки.

Если же вместо того, чтобы сталкиваться с энергией противника, вы с ней сливаетесь, то это называется ин но тати. Например) в предыдущем упражнении продолжайте движение разворота до тех пор, пока не будете смотреть в одну сторону с противником. Теперь вы легко можете перехватить его правую руку. Вы должны находиться в идентичной позиции, спиной касаясь его груди. Если вы достаточно быстро сделаете это, а затем выполните рубящий удар вниз, то сможете бросить противника через бедро. Если он сопротивляется и тянет вас в сторону, развернитесь в направлении его тянущего движения. Ему придется развернуть правую руку, благодаря чему его запястье окажется в болевом замке. В любом из этих вариантов используйте минимальные усилия. Если ваш расчет времени верен, то, чтобы бросить противника или взять его запястье в болевой замок, вам потребуется усилий не более фунта.

Наши рекомендации