Не используйте кликер для побуждения или как начальный сигнал
Вы всегда должны думать: «Что я по-настоящему подкрепляю?»
Если ваша собака колеблется или отстает, а вы щелкаете, чтобы ее подбодрить, то вы подкрепляете ее сомнения и отставание. Щелкайте только на поведение, которое вам нужно.
Используйте лакомство правильного размера и типа
Здесь приведен ряд здравых правил относительно лакомства:– Начинайте дрессировку с голодным животным. Большинство дрессировщиков с кликером делают короткий пятиминутный урок прямо перед кормлением собаки.– Не оставляйте пищу в миске на целый день, кормите животное в строго определенное время. Если вам приходится оставлять пищу для животного (по рекомендации ветеринара для большинства мелких птиц и мелких животных), то убирайте пищу на два или три часа перед дрессировкой.– Сделайте лакомство частью общего количества пищи, принимаемой животным за день, если вы используете большое количество лакомства, то сократите объем обычного кормления.– Найдите истинное лакомство для вашей собаки.
Поддерживайте интерес к дрессировке. Трудную задачу всегда нужно разбивать на несколько мелких и легких.
Варьируйте трудность задачи
В детстве я ненавидела уроки музыки. Как только я выучивала одну пьесу, не получив от этого никакого удовольствия, я получала новую, еще более трудную.
Не ведите каждый урок от легкого и уже выученного материла к новому и сложному, так вы только научите животное ненавидеть дрессировку и страстно ждать ее окончания. Особенно если вам нужно увеличить продолжительность какого-то поведения, постоянно переходите от легкого к трудному и обратно.
Вам нужно научить собаку оставаться на месте 30 секунд? Щелкайте за 10 секунд, затем за 25, 15, 35, 10, 40 и т. д.
Постоянно поддерживайте в собаке надежду на успех. Обязательно заканчивайте урок чем-то легким и интересным, за что собака обязательно получит подкрепление.
Ваши уроки должны быть короткими и разнообразными
Никогда не повторяйте одно и то же снова и снова
Работайте короткими прорывами. Три коротких урока по пять минут дадут вам намного больше, чем три получасовых урока, которые утомят и вас и ваше животное. Вам не нужно затверживать и повторять урок, чтобы «запечатлеть его».
Опытные дрессировщики по коррекции поведения всегда радостно изумляются тому, что поведение, основанное на формировании и подкреплении, не ухудшается со временем. Ваш кликер никогда не утратит силы в качестве информации для животного. Животное хорошо помнит успешность этого сообщения и с удовольствием повторит это действие снова, даже если между уроками прошли недели или месяцы.
Прогресс мелкими шагами
Уиппеты не являются апортировщиками от природы, но идя маленькими шагами, щелкая за каждый правильный шажок, Вилану можно внушить правильный образ мыслей.
1. Здесь Вилану показывают его игрушку и предлагают с ней поиграть.
2. Вначале он сомневается, как к ней подступиться. Ему щелкают за проявление интереса.
3. Щелчок за проявление интереса увеличивает его доверие, и он становится очень игривым, за что получает щелчок.
4. Большой шаг вперед — Вилан готов схватить игрушку. Щелчок!
5. Пришло время для совместного упражнения. Хендлер готовится бросить игрушку.
6. Вилан бежит и хватает игрушку. Вначале ему щелкают за это. Когда же он приобретет сноровку, ему не потребуются щелчки за каждый шаг, он должен будет выполнить все упражнение в целом, тогда ему щелкнут и дадут лакомство.
7. Вилан возвращается к своему хендлеру.
8. Щелчок! Вилан приносит игрушку своему хендлеру. Теперь ему дают лакомство.