Выбор пружин и амортизаторов
Для автомобиля, подготавливаемого к шоссейно-
кольцевым гонкам, когда необходимо возможно большее
снижение центра тяжести (одно из главнейших условий
повышения устойчивости автомобиля), следует подби-
рать пружины из числа стандартных с наименьшей
жесткостью (группа I) или подрезать их на 1—1,5 витка
(группа II). Для автомобилей М-412 и ГАЗ-24 пружины
передней подвески маркированы рисками на торцевой
части верхнего витка. Пружины с наименьшей жест-
костью имеют 1 риску («Москвич» — 570—586 кгс), а
с наибольшей — 4 риски («Москвич» — 618—630 кгс).
Если такого выбора нет, то можно использовать пру-
жины, достаточное время эксплуатировавшиеся на обыч-
ных машинах.
Что касается автомобилей, подготавливаемых для
участия в ралли, то в этом случае надо постараться, по-
добрать жесткие, желательно новые, пружины. Конечно,
левая и правая пружины должны иметь одинаковую
жесткость во всех случаях.
Для автомобилей, подготовленных по группе II тех-
нических требований, нами с успехом использовались на:
М-412 пружины от ГАЗ-24, но обрезанные на виток или
полвитка ниже стандартных пружин «Москвича».
При замере жесткости на стенде обрезанные пружи-
======================== 28 =========================
ны от «Волги» оказываются на 80—100 кг жестче пру-
жин с 4-мя рисками. Однако для ралли, трасса которых
изобилует плохими дорогами, и этого недостаточно. Же-
лательно ставить обрезанные пружины от микроавтобу-
са «РАФ» или польского автомобиля « Жук ».
Недостатком обрезанных пружин является уменьше-
ние межвиткового расстояния. После 2—3 ралли появля-
ются следы касания витков между собой. Такие пружи-
ны надо менять.
Очень хорошо зарекомендовали себя специально из-
готовленные на Ижевском автозаводе пружины с увели-
ченным шагом.
Если после установки жестких пружин резиновый ог-
раничитель - упор верхнего рычага находится в сжатом
состоянии на полностью нагруженном автомобиле или
касается поперечины, то пружины надо еще немного уко-
ротить. В противном случае возможна поломка верхне-
го рычага. Во избежание этого изготавливаются про-
ставки, устанавливаемые между верхним рычагом и
верхним шаровым шарниром.
Автомобили ВАЗ, имеющие больший ход передней
подвески чем М-412, практически не испытывают нужды
в значительном увеличении жесткости пружин передней
подвески. Однако использование для навивки пружин
проволоки с несколько большим диаметром (всего на
0,5 мм), а также изъятие из технологического процесса
обработку пружин в дробоструйном агрегате повышают
их жесткость еще на 40—50 кгс.
Такие пружины были испытаны в нескольких сорев-
нованиях, и спортсмены остались ими довольны.
Подскакивание колеса на каждой выбоине дороги
может начать сопровождаться колебаниями управляе-
мых колес. Суть этого явления заключается в изменении
плоскости вращения колеса при наезде на выступы или
при проваливании в ямы. Между тем, всякое вращающе-
еся колесо, стремясь сохранить плоскость своего вра-
щения. поворачивается в горизонтальной плоскости.
Поэтому колебание передней оси в вертикальной плос-
кости может привести к колебаниям в горизонтальной
======================== 29 =========================
плоскости упругой системы, состоящей из управляемых
колес, поворотных рычагов и рулевых тяг.
Увеличение упругости отдельных элементов системы
за счет повышения эластичности пружин или шин, а так-
же повышение момента инерции передних колес автомо-
биля «делают больше» склонность управляемых колес
к периодическим колебаниям. Опасные величины этих
колебаний возникают при определенных скоростях.
Принцип независимой подвески, применяемой на лег-
ковых автомобилях, является наиболее эффективным
средством устранения колебаний управляемых колес, так
как при такой конструкции подвески ось колеса при на-
ездах на препятствия перемещается , параллельно или
почти параллельно самой себе и при этом практически
отсутствует связь между перемещениями левого и пра-
вого передних колес.
Увеличение жесткости передних пружин способствует
в некоторой степени возникновению колебаний, также
как применение более широких, а значит, и более тяже-
лых колес. Однако тщательная динамическая баланси-
ровка колес почти снимает вероятность возникновения
резонансных колебаний.
Увеличение жесткости пружин в целях повышения
устойчивости может дать эффект только в комплексе с
другими работами, в частности с заменой амортизаторов
на более «сильные».
Но как выбрать «сильный» амортизатор, если нет
специального стенда? Есть довольно простой способ. Он
заключается в определении времени полного выхода
штока амортизатора под тяжестью тела человека сред-
него веса. Один из участников опыта засекает время, а
другой повисает на амортизаторе. Если для выхода што-
ка требуется 8—10 с, то амортизатор пригоден.
Можно ли использовать стандартный амортизатор?
Можно, конечно, но лучше изготовить его из амортиза-
======================== 30 =========================
Рис. 12. Установка переднего дополнительного амортизатора
на автомобиле М-412
тора автомобиля ГАЗ-24 с использованием корпуса амор-
тизатора от автомобилей М-412 или ВАЗ. Переделки
здесь весьма просты и сводятся к укорачиванию на то-
карном станке штока и корпуса клапанов на соответст-
вующую длину. Но в некоторых случаях и это оказыва-
ется недостаточным. Тогда рекомендуется установка до-
полнительных амортизаторов, способ крепления которых
показан на рис. 12. Кстати, двойное количество передних
стандартных амортизаторов избавляет от необходимости
======================== 31 =========================
их переделки, но использовать их можно только на ав-
томобилях, подготовленных по группе II технических
требований.
Надо сказать, что существует заметная разница в по-
ведении автомобиля с мягким и жестким подрессорива-
нием при движении по дороге.
Автомобиль с мягким подрессориванием слабо реаги-
рует на неровности обычной трассы. Но при быстрой
спортивной езде такой автомобиль получает на поворо-
тах значительный наклон кузова к наружной стороне
дуги поворота. Создается впечатление, что автомобиль
может перевернуться. Это, однако, только иллюзия, и
водитель довольно быстро привыкает к такому ощуще-
нию. К тому же, подобное поведение автомобиля на по-
воротах при мокром асфальте позволяет проходить их
с несколько большей скоростью, так как смещение цент-
ра тяжести к наружным колесам создает дополнитель-
ную нагрузку на них и препятствует заносу автомобиля.
Автомобиль с жестким подрессориванием более скло-
нен к заносу, но не раскачивается. Зато на нем можно
проезжать на большой скорости глубокие канавы, делать
прыжки.