М-412 с шириной обода Проверять балансировку
145 мм следует при нормальной
эксплуатации через каждые
10—12 тыс. км пробега или после каждого соревнова-
ния.
Внешним признаком даже небольшого нарушения ба-
ланса колес служит легкая вибрация рулевого колеса
в довольно узком диапазоне скорости движения: у
«Москвичей» это происходит при 70—80 км/ч, у ВАЗов
при 90—100 км/ч во время движения по сухой ровной
дороге без поворотов.
Различают два вида дисбаланса: статический и ди-
намический. Статический дисбаланс возникает при появ-
лении массы, неуравновешенной относительно оси вра-
щения колеса, а динамический — при наличии двух
======================== 74 =========================
масс, взаимоуравновешенных относительно оси враще-
Рис. 34. Детали колеса автомобиля М-412 с шириной обода 178 мм
а – внутренняя часть обода с диском, который готовят путём разрезания
автомобильного колеса дет. 433 – 3101015 пополам; б – внутреняя часть
обода с диском и проставкой; в – наружняя часть обода, который готовят
путём разрезания колеса дет. 433 – 3101015 пополам, а размер А выполня-
ют до разрезки детали; г – колесо в сборе.
======================== 75 =========================
ния колеса, но неуравновешенных относительно плоско-
сти его вращения.
Теоретически, в колесе, в сборе с шиной, всегда при-
сутствуют оба вида дисбаланса, причем они имеют оди-
наковые внешние проявления и приводят к одинаковым
последствиям. Но различен способ их выявления: ста-
тический дисбаланс можно выявить без принудительного
вращения колеса, только путем опускания вниз более
тяжелого места на нем. Для выявления же динамичес-
кого дисбаланса необходимо вращать колесо на специ-
альном стенде.
Выявление статического дисбаланса и балансировка
колес могут быть выполнены на стойке передней подвес-
ки и ступице автомобиля. Перед балансировкой нужно
обеспечить максимальную легкость вращения ступицы,
для чего отпускают гайку подшипника переднего колеса
и выводят сальник из контакта с кольцом. Смазка под-
шипников ступицы должна быть удалена полностью, а
сами подшипники промыты бензином. «Тяжелое место»
в этом случае выявится наиболее точно.
Для выявления динамического дисбаланса использу-
ют современные балансировочные стенды, с помощью
которых можно определить и устранить дисбаланс обо-
их видов.
Спортсменам довольно часто приходится заниматься
монтажем и демонтажем колес. При этом возможно по-
явление дисбаланса. Как его ликвидировать, если побли-
зости нет стенда для динамической балансировки?.
В этих случаях можно ограничиться лишь статичес-
кой балансировкой, но при этом обязательно распреде-
лять необходимый вес грузиков по обе стороны колеса.
Так, если для устранения статического дисбаланса тре-
буется закрепить грузик 60 г на определенном месте на-
ружной части обода колеса (со стороны ниппеля), то
для практической динамической балансировки в этом
месте следует закрепить грузик весом лишь 30 г,-а дру-
гой грузик с таким же весом закрепить симметрично на
внутренней части обода колеса. После такой «распре-
деленной» статической балансировки в девяти случаях
======================== 76 =========================
из десяти получается и динамическая балансировка.
Разумеется, при выполнении любой балансировки ко-
лесо должно быть тщательно очищено от грязи, которая
сама может явиться причиной дисбаланса.
Если вам пришлось ремонтировать шину в полевых
условиях, то следует заметить положение покрышки от-
носительно обода, и при монтаже ставить ее точно так,
как она стояла раньше. Однако при первой возможности
надо все-таки проверить балансировку колеса.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Надежная работа автомобиля в значительной степе-
ни зависит от технического состояния приборов и уст-
ройств системы электрооборудования, которая включает
в себя источники тока, приборы зажигания и пуска дви-
гателя, системы освещения, световой и звуковой сигна-
лизации, электродвигателя отопителя и стеклоочистите-
ля, коммутационную аппаратуру.
Мы остановимся лишь на тех особенностях некото-
рых узлов системы электрооборудования, без знания ко-
торых не только трудно готовить автомобиль к соревно-
ваниям, но и своевременно обнаруживать и устранять
элементарные неисправности.
Электропроводка современных легковых автомобилей
выполнена по однопроводной схеме, вторым проводом
служат металлические части автомобиля (масса). Ис-
точники электрической энергии и потребители отрица-
тельным полюсом соединены с массой. Номинальное на-
пряжение равно 12В.
Аккумуляторная батарея размещена в передней час-
ти кузова под капотом и укреплена в специальном гнез-
де. На автомобиле М-412 емкости батареи 6СТ-42 для
уверенной заводки двигателя зимой* явно недостаточно.
Поэтому лучше использовать аккумулятор 6СТ-55. В
процессе эксплуатации батарею необходимо периоди-
чески осматривать, содержать в чистоте и в заряженном
состоянии.
Готовя автомобиль к соревнованиям, под аккумуля-
======================== 77 =========================
тор рекомендуется подложить резину толщиной 5—7 мм
или кусок толстого поролона. Аккумулятор на автомоби-
___________________________________________________
* При минус 15°С теряется примерно половина емкости
аккумулятора. Так как стартер потребляет большой ток, при
излишне длительных попытках запуска может произойти
коробление пластин и выпадение активной массы из них.
Поэтому продолжительность каждого пуска должна быть не
более 3—5 с. (Прим. авт.).
___________________________________________________
ле М-412 вообще можно убрать в багажное отделение. В
этом случае плюсовой провод должен иметь достаточную
изоляцию и крепиться при прокладке через салон. В
этом случае загрузка багажного отделения длинными
железными предметами или канистрами с бензином
должна производиться с осторожностью, чтобы избежать
замыкания клемм.
Во время соревнований встречались случаи обрыва
внутренней проводки в одном из элементов аккумулято-
ра. В такой ситуации этот элемент можно замкнуть сна-
ружи накоротко, а напряжение в 10 оставшихся вольт
в батарее хватает для заводки двигателя и движения
некоторое время — до первой возможности замены ак-
кумулятора.
Генератор — является основным источником элект-
рической энергии; предназначен для питания всех потре-
бителей и заряда аккумуляторной батареи во время ра-
боты двигателя.
В процессе эксплуатации генератор не требует како-
го-либо ухода, смазки и регулировки. Работа генератора
без присоединения к нему реле-регулятора не рекомен-
дуется, так как диоды могут выйти из строя. Надо опа-
саться и случайного замыкания, поэтому все работы с
генератором лучше производить при отсоединенной ак-
кумуляторной батарее.
При подготовке к соревнованиям автомобиля М-412
на него лучше установить более легкий и мощный гене-
======================== 78 =========================
ратор Г-221 автомобиля ВАЗ с соответствующей за-
меной реле-регулятора. Генератор Г-221 легче, переносит
перегрузки.
Реле-регулятор — каждого типа предназначен для
работы в паре с генератором определенной модели и ав-
томатически поддерживает напряжение генератора в оп-
ределенных пределах, что необходимо для обеспечения
нормального режима заряда аккумуляторов и работы
потребителей.
Вскрывать крышку реле-регулятора и производить
ремонт самостоятельно не рекомендуется, так как про-
верка и регулировка требуют специальной аппаратуры
и навыков. Если вы уверены, что реле неисправно, лучше
заменить его на новое.
Стартер — электродвигатель постоянного тока с
электромагнитным включением и дистанционным управ-
лением. Номинальная мощность стартеров современных
отечественных легковых автомобилей равна 1,4 л. с. Они
обеспечивают надежный пуск двигателей при температу-
ре до минус 25°С.
В приводе стартера применена роликовая муфта
свободного хода, которая при пуске двигателя в период
прокручивания коленчатого вала передает вращающий
момент от якоря на венец маховика. Но как только дви-
гатель начнет работать, маховик развивает большую
скорость вращения по сравнению со скоростью враще-
ния шестерни привода стартера, и муфта свободного хо-
да начинает проскальзывать, что предотвращает пере-
дачу вращения от маховика на якорь. В результате не
происходит чрезмерного повышения скорости вращения
якоря, которое может привести к выбросу проводников
обмотки из пазов сердечника.
Дистанционное электромагнитное включение при по-
мощи тягового реле и реле включения (ГАЗ-24) от ком-
бинированного включателя зажигания обеспечивает вы-
ключение стартера после того, как двигатель начал ра-
ботать, а также исключает возможность случайного
включения стартера при работающем двигателе.
В процессе эксплуатации автомобиля следует прове-
======================== 79 =========================
рять состояние зажимов стартера, не допуская их за-
грязнения и ослабления крепления. Надо иметь в виду,
что стартер потребляет большой ток, поэтому даже не-
значительные переходные сопротивления в цепи старте-
ра приводя к падению напряжения и снижению мощ-
ности стартера.
После каждой переборки или ремонта стартера его
необходимо испытать на специальном стенде. Стартер
считается выдержавшим испытание, если при напряже-
нии 12 В он потребляет ток не более определенной ве-
личны (СТ230Б—85А, СТ221—35А, СТ113Б-90А) и
развивает обороты не менее 4000 об/мин — для стар-
теров СТ230Б и СТ113Б и не менее 3500 об/мин — для
стартера СТ221. При тугом вращении якоря, которое
обычно вызывается перекосами в результате неправиль-
ной сборки или задевания якоря за полюсы, а также при
замыкании между витками или замыкании обмотки яко-
ря на массу, стартер потребляет больший ток, а обороты
развивает меньше указанных.
Катушка зажигания — это обычный трансформатор,
преобразующий низкое напряжение первичной цепи в
высокое напряжение вторичной цепи.
Катушки зажигания Б-115 и Б7-А снабжены доба-
вочным сопротивлением (вариатором), включенным по-
следовательно в первичную цепь. Добавочное сопротив-
ление величиной 1,2—1,8 Ом автоматически отключает-
ся (замыкается накоротко) контактным диском тягово-
го реле при включении стартера. В результате этого при
пуске двигателя ток, проходящий через первичную об-
мотку, возрастает, что, в свою очередь, повышает напря-
жение во вторичной обмотке. Это обеспечивает более
надежное воспламенение рабочей смеси при пуске дви-
гателя. особенно в холодное время, когда потребляемый
стартером ток значительно увеличивается, а напряже-
ние батареи снижается.
На автомобилях М-412 и ГАЗ-24 установлены катуш-
ки зажигания Б7-А и Б-115, которые работают вместе с
четырехкулачковыми прерывателями с предельно допус-
тимой скоростью вращения кулачка до 2200—
======================== 80 =========================
2500 об/мин. Так как число оборотов коленчатого вала
двигателя ГАЗ-24 при максимальной мощности состав-
ляет 4500 об/мин, то ясно, что пределы стабильной ра-
боты катушки практически исчерпаны. А катушка Б7-А
вообще не соответствует оборотности двигателя М-412,
так как при максимальной мощности он развивает
5800 об/мин. В связи с этим лучше применять катушки
Б-114 или Б-117. Первыми комплектуются 8-цилиндро-
вые двигатели автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ-66 и они рабо-
тают с восьмикулачковым прерывателем с числом оборо-
тов до 2500 в минуту. Катушка Б-117 устанавливается
на автомобилях ВАЗ. Так как в ней отсутствует вариа-
тор, провода клемм ВК и ВК-Б присоединяются к одной
клемме +В. Правильно подобранная катушка зажигания
позволяет получить бесперебойное искрообразование при
длительной работе двигателя на высоких оборотах. Так-
же возможно и некоторое увеличение максимальных
оборотов коленчатого вала.
В процессе эксплуатации катушка никакого ухода.
кроме содержания ее в чистоте, не требует и ремонту не
подлежит. Крышка катушки всегда должна быть сухой.
На М-412 катушка зажигания закреплена весьма низко
на правом брызговике и при проезде через глубокую лу-
жу может быть забрызгана. Во избежание этого при
подготовке автомобиля М-412 к ралли катушку нужно
обмотать полиэтиленом. Кроме того, лучше удлинить на
3—4 см провод высокого напряжения от катушки к рас-
пределителю.
Прерыватель-распределитель предназначен для пре-
рывания тока низкого напряжения в цепи катушки за-
жигания, распределения тока высокого напряжения по
свечам цилиндров двигателя и обеспечения требуемого
момента зажигания смеси в зависимости от скорости
вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя.
Для нормальной работы прерывателя зазор между
подвижным и неподвижным контактами регулируют в
пределах 0,35—0,45 мм. Каждый раз при регулировке
зазора между контактами необходимо проверить уста-
новку зажигания. Если требуется, то надо «выставить»
======================== 81 =========================
момент зажигания обычным образом по инструкции за-
вода-изготовителя.
Следует напомнить, что после мойки автомобиля
снизу, особенно мойки двигателя, на внутренней поверх-
ности крышки распределителя конденсируется вода. Она
затрудняет пуск двигателя и делает его работу неустой-
чивой. В этом случае крышку распределителя надо
снять, протереть сухой тряпкой, а внутренние части рас-
пределителя продуть сжатым воздухом.
Свечи зажигания работают, что называется, в самом
«пекле» двигателя и их правильные подбор и регулиров-
ка зазоров между центральным и боковым электродами
(0,6—0,8 мм) во многом определяет надежную работу
двигателя и максимальную отдачу мощности.
Калильное число свечей зажигания — основная чис-
ловая характеристика их термостойкости — должно
строго соответствовать степени сжатия. Поэтому при
обычной эксплуатации нужно стараться использовать
свечи, предназначенные для данного двигателя. При под-
готовке двигателя к соревнованиям следует установить
свечи с более высоким калильным числом (более 200 еди-
ниц), чем стандартные. Понятно, что свечи с более ко-
роткой или длинной резьбовой частью использовать не-
допустимо.
* * *
======================== 82 =========================
СОДЕРЖАНИЕ
К читателю …………………………………………………………... 2
Классификация. Характеристика автомобилей для спорта ………. 3
Подготовка кузова …………………………………………………... 12
Подготовка к соревнованиям передней и задней подвесок и механизмов управления …………………………………………….. 27
Подготовка трансмиссии …………………………………………… 44
Шины и колёса ………………………………………………………. 63
Электрооборудование ………………………………………………. 77