До беседы и непосредственно перед ней
Леонид ГВОЗДЕВ
ТЕХНИКА ИНТЕРВЬЮ
Учебное пособие
Москва, 1999
В брошюре кратко рассмотрены некоторые жанровые особенности интервью и даны подробные рекомендации по подготовке, ведению беседы и написанию материала в этом жанре. В тексте автор использовал пособие Американского института печати, которое в свою очередь основано на предложениях полусотни ведущих журналистов и редакторов, собранных Элвудом Уордлоу.
© Гвоздев Л.З., 1999.
Предисловие автора
Интервью традиционно считается информационным жанром, хотя на самом деле вот уже несколько десятилетий, как интервью используется в отечественной (и не только) журналистике гораздо шире. Подойдя к этому вопросу нешаблонно и непредвзято, мы легко можем найти примеры интервью-комментария, интервью-очерка и даже интервью-статьи или интервью-эссе. Возможно, интервью следует рассматривать не как жанр, а как вид журналистики, полностью или преимущественно построенный на беседе или диалоге, - подобно тому, как в литературе наряду с беллетристикой существует драматургия.
Впрочем, рассмотрение этого сугубо теоретического вопроса не входит в цели автора брошюры. Здесь нам гораздо важнее другое: интервью как одна из основ журналистской работы. Действительно, скажем, опытный газетчик, вообще ни единожды не опубликовавший материала в жанре интервью, тем не менее сотни, тысячи раз интервьюировал разных людей. Интервью (разговор, беседа) является едва ли не главным способом добывания информации (информации - в широком смысле этого слова), которая затем может быть предложена читателю в любом жанре. Сказанное относительно журналиста-газетчика тем более верно для журналиста, работающего в электронных СМИ - на радио или телевидении.
Важно усвоить: тот, кто неумело разговаривает с людьми, практически не имеет шансов стать высококвалифицированным журналистом. Между тем даже человеку, от природы обладающему даром общения (к слову, достаточно редкий дар), не мешает знать некие специфические, чисто журналистские тонкости ведения разговора. Нам же с вами, в большинстве своем такими талантами не обладающим, тем паче следует знать технику интервью и переплавить это знание в навык.
Леонид ГВОЗДЕВ
1. «Вообще» или на тему?
Как редактору отдела в газете, мне частенько приходится вести такой диалог с авторами (к счастью, штатные сотрудники до подобного уже не доводят):
- Хочу предложить вам интервью с Имярек. Вас это заинтересует?
- О чем интервью?
- Не понял...
- Ну о чем? На какую тему?
- Вообще... Я же сказал: интервью с Имярек.
- Так-таки и вообще?
- Ну да! О том, о сем, короче, обо всем.
Не упомню, чтобы мы с таким автором поладили. Разве что в процессе дальнейшего разговора выясняется, что преимущественно Имярек говорил о чем-то одном, наиболее интересном для него. В таком случае иногда удается методом сокращения и вычленения сделать из первоначального «интервью» нечто такое, что может пригодиться в газете.
Между тем достаточно более или менее внимательно полистать нынешнюю отечественную прессу, чтобы убедиться: «интервью-вообще» сплошь и рядом, словно сорняк, пробиваются на газетные и журнальные страницы.
Вот популярный певец с видимым удовольствием (или с ленцой, или с плохо скрываемым отвращением - потому что в десятый или сотый раз!) сначала рассказывает щелкоперу о том, каковы были его первые шаги на эстраде, а завершает беседу ответом на чрезвычайно оригинальный и весьма умственный вопрос «Каковы ваши дальнейшие творческие планы на будущее?».
А вот известный футболист с видимым удовольствием (или с ленцой, или с плохо скрываемым отвращением - потому что в десятый или сотый раз!) сначала рассказывает щелкоперу о том, каковы были его первые шаги в большом спорте, а завершает беседу ответом на чрезвычайно оригинальный и весьма умственный вопрос «Каковы ваши дальнейшие спортивные планы на будущее?».
Или действующий политик с видимым удовольствием (или с ленцой, или с плохо скрываемым отвращением - потому что в десятый или сотый раз!) сначала рассказывает щелкоперу о том, каковы были его первые шаги в политике, а завершает беседу ответом на чрезвычайно оригинальный и весьма умственный вопрос «Каковы ваши дальнейшие политические планы на будущее?».
Тому из студентов, кто желает переплавить свой «творческий» потенциал в подобные публикации, я предоставляю возможность здесь остановиться, певца, футболиста и политика бесконечно заменяя ученым, писателем, директором... Мы же с вами пойдем дальше.
Следует крепко-накрепко запомнить, что интервью, как, собственно, и любой иной материал (или радио- и телепередача), непременно должно иметь свою, достаточно точно обозначенную автором и легко угадываемую читателем ТЕМУ.
Если в приведенных выше окарикатуренных примерах обозначить тему, все будет выглядеть иначе. Например, эстрадный певец Валерий Леонтьев расскажет о том, как ему удается избегать исполнения бессмысленных и глупых текстов. Выдающийся футболист Валентин Иванов расскажет о своем великом партнере Эдуарде Стрельцове. Юрий Болдырев поделится мыслями о том, какими способами можно прищемить хвост коррупции... Уверяю вас, это всякий раз будет интересный, содержательный разговор, ибо он будет ПРЕДМЕТНЫМ.
В интервью действует непреложное правило журналистики: тема уже – предметнее, подробнее, а стало быть, интереснее материал. Именно из подробностей видно, что тот или иной человек действительно является классным специалистом, заметной фигурой, звездой. В то же время и читателю подробности куда интереснее общих положений. (Уместно вспомнить строку из песни Александра Галича: «А из зала мне кричат: давай подробности!») Дело в том, что общие положения, строго говоря, хорошо известны, а общие слова многократно слышаны. Подробности же и детали почти всегда уникальны.
Сказанного достаточно, и уже можно сформулировать первое правило из перечня основных: прежде чем подступаться к интервью, определите тему беседы и загодя согласуйте ее с вашим собеседником. В этом случае, во-первых, ваш собеседник изначально в той или иной степени проникнется к вам уважением; а во-вторых, узнав тему, он параллельно с вами станет готовиться к беседе.
Следует заметить, что тема интервью, возможно, будет скорректирована, когда станете договариваться о встрече, или в ходе беседы. Это не беда. Подобные коррективы - обычное дело в нашей практике. Коррективы почти всегда полезны и ведут к улучшению качества беседы и повышению ценности материала. Впрочем, коррективы - это ведь не разворот на 180о...
До беседы и непосредственно перед ней
Прежде чем договариваться о встрече, постарайтесь как можно больше узнать о потенциальном собеседнике. Поговорите с коллегами, поройтесь в подшивках, покопайтесь в Интернете, если имеете доступ в него, загляните в библиотеку (важно уметь пользоваться библиотечными каталогами и уметь расположить к себе библиотекаря!).
Вас должно интересовать все. Возраст (хорошо бы знать точную дату рождения). Образование (где конкретно, у кого и чему учился). Карьерный путь. Публикации (что он сам писал; кто, когда и – главное - что писали о нем; особенно последнее время). Важнейшие достижения. Звания. Должность. Неплохо разузнать все возможное о чертах характера (вспыльчив? терпелив в объяснении? допускает ли несогласие? и т.д.). Не помешает знать, есть ли что-нибудь сомнительное в его персоне.
Будьте уверены, когда вы договоритесь о встрече, ваш собеседник зачастую тоже наведет справки о вас...)
Когда станете договариваться о встрече, будьте предельно собраны, точны и деликатны. Постарайтесь, чтобы ваш собеседник назначил точное время начала беседы, и сразу оговорите, сколько времени он выделяет на нее. Запишите точный адрес и телефон, по которому можно будет сделать перед встречей контрольный звонок. Вообще важно с первых слов достигнуть взаимопонимания и показать, что вы серьезный, деловой человек. Например, поинтересуйтесь, нужен ли будет специальный пропуск, какой документ взять с собой, чтобы его получить. Спросите, не будет ли возражать ваш собеседник против того, что вы используете блокнот и диктофон.
(Здесь уместно припомнить эпизод, о котором рассказывал выдающийся интервьюер Наум Мар - много лет назад, когда я еще был студентом. Наум Мар договорился-таки со Святославом Рихтером об интервью для «Литературной газеты» - тот вообще не жаловал газетчиков, а интервью не давал ни в какую. Однако условие было жестким: никаких записей! Мол, что запомнишь, то запомнишь. Наум Мар признавался, что, несмотря на свой богатейший опыт, он уже в середине беседы, которая протекала во время прогулки, просто не в состоянии был удержать в памяти важнейшие нюансы, ради которых, собственно, и добивался встречи с великим музыкантом. Тогда он под тем предлогом, что у него кончились папиросы, отлучился на две-три минуты, купил в табачном ларьке пачку «Казбека»... Почему именно «Казбека»? Потому что она твердая, преимущественно белая и большая! А затем, уложившись в считанные секунды, записал на пачке так называемые опорные слова, по которым сразу после беседы сумел восстановить практически весь разговор.)
<Узнайте также, будете ли вы вдвоем, или во встрече примет участие еще кто-то. Будет ли интервью эксклюзивным, или, пользуясь случаем, ваш потенциальный собеседник позовет другого (других) журналиста? Договоритесь о фотосъемке (важно и то и другое - и фотосъемка, и договориться)./p>
Наконец, сообщите также свои координаты: телефон, факс, пейджер...
Уже согласовав время и место беседы, приступите к последнему этапу подготовки.
Основные вопросы, которые вы собираетесь задать, должны быть записаны (причем текст вопросов следует максимально приблизить к живому, разговорному языку - вы же собираетесь разговаривать, не так ли?) и расположены в таком порядке, в каком вы хотите чтобы развивалась беседа. Этих вопросов не должно быть слишком много, иначе беседа не получится живой; к тому же может статься так, что, чрезмерно ограничивая собеседника, вы тем самым не дадите ему сказать что-то интересное и важное, о чем даже не подозреваете. Впрочем, и двух-трех вопросов, заготовленных заранее, тоже вряд ли хватит. Шесть-семь, полагаю, будет в самый раз. Можете тут же записать на всякий случай и какие-то сведения, которыми, возможно, захотите блеснуть перед собеседником.
Второе правило: чем лучше вы будете готовы к интервью, тем ваш собеседник, заметив это, будет более открытым и откровенным.
Пора идти на встречу
Будем помнить: если верно, что в таком серьезном деле, как журналистика, нет несущественных мелочей, то для встречи с героем интервью это втрое вернее.
Бывалые туристы хорошо знают, как дорого обходится забывчивость или легкомыслие при экипировке. Разведчики же, как известно из рассказов ветеранов, уходя в поиск, не преминут хорошенько попрыгать, чтобы убедиться, что ничто не скрипнет и не звякнет. Приблизительно такое тщание требуется от вас, когда вы отправляетесь на встречу.
Одежда не должна быть крикливой, или не по сезону, или неудобной, или неуместной (например, будет большой ошибкой прийти на беседу к руководителю ОРТ в футболке с эмблемой НТВ+). Вообще следует позаботиться о внешнем виде, помня при этом, что не на дискотеку идете и не на дачу едете. Вы, конечно, помните конец известной поговорки: «...по уму провожают». Это верно, и будьте покойны, так и случится. Но встречают все-таки по одежке!
Тщательно проверьте инструментарий. На месте ли блокнот, записная книжка, ручки, диктофон, запасные аудиокассеты и батарейки, фотоаппарат (если сами намерены снимать) и запасная пленка, визитные карточки... Если у вас есть какие-нибудь фирменные (т.е. с названием или эмблемой вашего издания) сувениры (значок, календарик, вымпел, блокнот и т.п.), захватите тоже. Маленькие подарки укрепляют большую дружбу; к тому же весьма вероятно, что в конце разговора ваш собеседник чем-нибудь подобным одарит вас, - будет чем отдариться. Если вы хотите, чтобы герой интервью прокомментировал какую-нибудь цитату или фотоснимок, захватите соответствующую книжку, или газету, или журнал, или кассету с записью. (В книжке на нужной странице должна быть закладка, а кассета отмотана до нужного места.)
Проверьте, хорошо ли работает диктофон. Установите часы точнехонько.
Наконец, позаботьтесь о том, чтобы в ближайшие два часа вам не хотелось прервать разговор, ну вы понимаете...
Кажется, самое время поговорить о времени. Ни при каких обстоятельствах не опаздывайте! Точно в назначенное время тоже лучше не приходить. Да-да! Дело в том, что в назначенное время вы, возможно, начнете беседу, если ваш собеседник пунктуален. А вам еще нужно приготовиться и осмотреться. По своему опыту знаю, что оптимальный вариант - прийти за четверть часа до назначенного срока.
Эти пятнадцать минут вы тоже не потратите даром. Во-первых, осмотритесь - это неуместно делать во время беседы, и поздно, когда она завершилась. Вполне вероятно, что некоторые предметы поведают о характере и привычках хозяина, а также подскажут вам какой-то вопрос, который будет кстати. Если у вашего собеседника есть секретарша, будет время познакомиться с ней, произвести благоприятное впечатление (очень важно!), разглядеть в приемной других возможных посетителей и понаблюдать за ними. Наконец, вы окончательно настроитесь на разговор - я называю это тонкой настройкой.
Войти в разговор
Начать, разумеется, следует с приветствия. Тут возможны варианты, и многое зависит от характеров - вашего и собеседника. Лично я стараюсь избегать сухого и нейтрального «здравствуйте» (вот секретарше как раз нужно сказать: «Здравствуйте!»), предпочитая «добрый день» или «добрый вечер». Если в этот день я уже говорил с человеком по телефону, избираю такую форму: «Еще раз здравствуйте!». Иногда, в случаях, когда интуиция подсказывает, что следует сделать нечто неожиданное, говорю: «Здравствуйте у вас!», добавляя, что так говорят на Смоленщине, где я вырос...
Улыбка при приветствии обязательна. Не ухмылка, не усмешка, не гримаска, а именно легкая улыбка.
Сразу, с порога, едва увидите какое-то движение человека вам навстречу или характерный жест, спокойно проходите, не топчитесь в дверях!
Хозяин кабинета, вероятнее всего, предложит выбрать место для разговора. Это важный момент, и сориентироваться следует быстро. Требования, а вернее пожелания к вашему месту такие: чтобы у вас был как можно более широкий обзор и чтобы в поле зрения была входная дверь; чтобы вам было удобно сидеть и писать; чтобы электрический шнур, если вы будете использовать диктофон с адаптером, дотягивался до розетки; чтобы как можно лучше видеть собеседника; чтобы при этом ему не видны были ваши записи в блокноте...
Если разговор происходит не в кабинете, постарайтесь сделать так, чтобы ничто не отвлекало от разговора. Посторонние шумы, обрывки чужого разговора, праздные (или, наоборот, слишком заинтересованные) зрители - все это помехи.
Независимо от того, встречаетесь ли вы с человеком впервые или это ...дцатая беседа, не приступайте к делу с места в карьер. Минута-другая, проведенная в непринужденной болтовне, никогда не будет лишней. К тому же вы за это время успеете хорошо и удобно устроиться, разложить блокнот и ручки, последний раз проверить, хорошо ли записывает диктофон с того расстояния, на котором вы его установили. Я всегда замечал, что эти вполне профессиональные подготовительные действия производят приятное впечатление: человек видит перед собой добросовестного работника, уважающего свой труд и чужое время, заботящегося о качестве будущего материала.
Скорее всего вам предложат на выбор чай, или кофе, или прохладительные напитки. Ни в коем случае не отказывайтесь. (Лично я, выбрав чай или кофе, обычно намеренно прошу плюс к этому стакан чистой воды - заметил, что это воспринимается с небольшим удивлением и доброжелательно.)
Отдельно о курении. Не спрашивайте, можно ли курить! Если ваш собеседник сам закурит, значит, можно и вам. Если он не курит, не следует требовать от него столь малоприятной жертвы. Если же вы сами не курите, а хозяин испросит разрешения курить, обязательно разрешайте, даже если это вам неприятно.
Цель этих и иных (какие вам подскажут интуиция и опыт) действий одна - «растопить лед», создать требуемую атмосферу, вдвоем настроиться на беседу.
Правило третье: позаботьтесь о том, чтобы разговор хорошо начался, от этого напрямую зависит успех дела.
Кстати, никогда не повредит еще раз кратко и точно сформулировать цель интервью и напомнить о «формате» разговора. Если собеседник желает скорректировать тему (например, сузить или расширить), обязательно поинтересуйтесь причиной. Конечно, его мотивы следует понять, но не забывайте о собственных интересах и задании редакции.
И последнее: сначала (в крайнем случае в конце беседы) попросите героя интервью, чтобы он своей рукой записал в ваш блокнот: полностью имя, отчество, фамилию и телефон. Это верный способ избежать самой неприятной ошибки. (Например, на слух же не определишь, пишется фамилия Конрашев или Кондрашов...)
Приступаем к делу
Основные вопросы вы цепко держите в голове, однако и лист, на котором они записаны, должен находиться в поле зрения. Имейте в виду: эти вопросы - «скелет» разговора. Но не нужно ограничиваться только «костями». Помните о необходимости докопаться до всех нюансов и разузнать о побочных вещах.
C самого начала и до самого конца беседы следите за соблюдением четвертого правила: разговор ни в коем случае не должен принимать конфронтационный характер. Если по какой-либо причине вы хотите взять на себя роль «адвоката дьявола», недвусмысленно дайте понять собеседнику, что делаете это в его же интересах.
Раза два или три за всю более чем тридцатилетнюю карьеру журналиста мне приходилось вести интервью так, что я беспрерывно возражал собеседнику. Но! В самом начале я предупредил его, что поступаю так, чтобы его позиция (в материале) была как можно более убедительная и без «дыр». Однако и в этих обстоятельствах в ходе беседы, едва я замечал, что собеседник начинает не на шутку сердиться (все мы в конечном счете не больше чем обычные люди), я напоминал ему о наших «ролях». Это были тяжелые беседы, и без крайней нужды я не хотел бы снова повторить тот опыт.)
Много раз здесь я употребляю слова «разговор», «беседа», однако не будем забывать, что речь идет об интервью. Это специфическая беседа.
Не следует забывать: ваше дело - вопросы, его - ответы.
(Исключения редки. Это особый вид интервью - диалог. Это тот случай, когда журналист, а точнее сказать - публицист чувствует себя на равных с собеседником. Такие интервью и называются, как правило, диалогом.)
Правило пятое: максимально предоставляйте собеседнику возможность высказаться. Не перебивайте его. Если по ходу ответа у вас возникли дополнительные или встречные вопросы, запишите их и задайте потом. Точно так же поступайте, если что-то вам непонятно.
Правило шестое: если вы не поняли, но не переспросили (не уточнили, не попросили детализировать), не поймет и ваш читатель.
Перебить собеседника можно только в исключительных случаях. Точнее даже не перебить, а остановить. Если то, что он только что сказал, покажется вам очень важным, остановите его (лучше жестом) и произнесите примерно такую фразу: «То, что вы сейчас сказали, представляется мне особенно интересным. Пожалуйста, сформулируйте это еще раз, чтобы я мог записать дословно в блокнот».
Ваши дополнительные вопросы должны преимущественно формироваться вокруг слов «как?», «каким образом?», «почему?», «с какой целью?». Ваши вопросы направлены на уточнение, углубление... Хорошо время от времени, когда собеседник начинает говорить слишком общо, попросить его: «приведите, пожалуйста, пример». Если ему не захочется отвлекаться, объясните, что пример только придаст сказанному убедительности в глазах читателя.
Случается, что собеседник излишне краток или вообще ограничивается короткими односложными ответами: «да», «нет», «возможно». Такое бывает, когда человек что-то хорошо знает и при этом думает, что это хорошо известно и понятно каждому. Для таких случаев есть любопытный прием. Допустим, собеседник сказал «да» и замолчал - наклонитесь немного вперед и ждите, не говоря ни слова, выдержите паузу в такой позе. Почти наверняка ваш собеседник сам начнет пояснять свой ответ, чтобы эту паузу заполнить.
Противоположный вариант: интервьюируемый уже все сказал, но не может остановиться и повторяет, повторяет... Немного откиньтесь назад и расслабьтесь - он почувствует, что вы уже поняли.
Следите за своими вопросами. Помните о следующих «НЕ»:
- Вопрос не должен быть пространным.
- В вопросе не должно содержаться два вопроса или более.
- В вопросе не должно содержаться ответа.
- Не задавайте следующий вопрос, пока не убедились, что ответ получен (или уже не будет получен).
- Задавая вопрос, не пользуйтесь казенным, неуклюжим языком. (Например, никуда не годится: «Можете ли вы рассказать подробнее об этом эпизоде?» Куда лучше простая просьба: «Расскажите об этом подробнее».)
- Вопросы не должны быть хаотичными. Или один ваш вопрос цепляется за предыдущий, или он цепляется за ответ на предыдущий. Любой вопрос-скачок должен быть обоснован и соответствующим образом обставлен.
- Вопрос не должен длиться более 10 - 15 секунд и не должен содержать больше двух, максимум трех предложений.
Чем конкретнее вопрос, тем содержательнее будет ответ. Неконкретный вопрос почти неизбежно подталкивает вашего собеседника к фантазиям и экспромтным умозаключениям.
На случай, если интервью отклоняется от темы, имейте наготове вопрос (в голове и в блокноте!), который вернет разговор в первоначальное русло.
Правило седьмое: остерегайтесь ситуации, когда вопросы задаются вам! Иные собеседники любят этак неназойливо спросить: «А что вы сами об этом думаете?». Скверная ситуация. К тому же наши роли заранее распределены, и незачем их менять. Имейте на такой случай, как говорят шахматисты, «домашнюю заготовку». Например, я заметил, что почти безотказно действует шутка: «У меня на этот счет есть свое мнение, но я с ним категорически не согласен».
Правило восьмое: сохраняйте беспристрастность. Вам не обязательно соглашаться с собеседником, но и демонстрировать несогласие ни к чему. Вы пришли узнать что-то у него - вот и узнавайте!
Случается, что собеседник сетует на то, что журналисты, с которыми он общался прежде, неверно освещали его слова и его деятельность. В таком случае твердо пообещайте, что приложите все усилия для справедливого и точного изложения содержания интервью.
(Кстати, в прежние времена существовал принцип: готовое интервью должно быть завизировано человеком, который его давал. Нынче нравы и правила стали куда мягче. Зачастую ограничиваются тем, что читают текст по телефону или посылают по факсу для ознакомления. Лучше все-таки визировать. Сам я чаще всего поступаю именно так; а в тех случаях, когда впервые имею дело с человеком, - непременно так.)
Проявляйте щепетильность по отношению к следующим просьбам собеседника:
- Не публиковать определенную информацию, полученную в ходе беседы.
- Сохранять в тайне источник информации.
- Ознакомиться с готовым материалом до его публикации.
Это одна из основ журналистской этики. (Что касается меня, то я не считаю возможным избыточно эксплуатировать доверие собеседника. Если он говорит: «Сейчас я скажу вам кое-что, но не хочу, чтобы это попало в печать», я демонстративно выключаю диктофон, пока эта конфиденциальная информация сообщается мне. Перед тем как снова включить диктофон, сообщаю об этом собеседнику.)
Случается, причем нередко, что вы что-то не поняли или почувствовали подвох. Попросите разъяснить, развить мысль, которая показалась вам спорной.
Иной раз постарайтесь повторить то, что сказал только что собеседник и спросите: «Так?». Или изложите только что сказанное своими словами и спросите: «Я вас верно понял?».
Бывает, что специалист говорит на языке, не вполне понятном неспециалисту. В таком случае попросите изложить то же самое простыми словами. Пусть собеседник приведет пример, подыщет сравнение...
Помните: вы помогаете собеседнику!