Тюльпаны, хлеб, ель, альбом, малина, клетка, линейка, улитка, лебедь

Павлин, пальто, валенки, калитка, копейка, юбка, майка, двойка,

Попугай; лампа, лопата, лапы, молоток, лось, лодка, юла, игла,

велосипед, лук, луна, голубь, пенал, полка, белка, вол, осёл, клубника,

слон, кукла, лейка), картинки с изображением животных (лиса, белка,

Волк, лось, олень, тюлень), карточки-схемы слов, тетради, карандаши.

Ход занятия

Оргмомент.

2. Дыхательная, артикуляционная гимнастика.

3. Отгадывание по характеристике звуков [Л],[Л’], произнесение.

4. Воспроизведение слоговых рядов:

Ла-ла-ля ля-ла-ля сла-сла-сля

Ла-ля-ля ля-ля-ла сла-сля-сля

Ла-ля-ла ля-ла-ла сла-сля-сла

5. Преобразование слогов, слов, игра «Наоборот»:

а) ла-ла-ла – ля-ля-ля ал-ал-ал – аль-аль-аль

ло-ло-ло - ол-ол-ол –

лу-лу-лу - ул-ул-ул –

лы-лы-лы - ыл-ыл-ыл –

Лэ-лэ-лэ - эл-эл-эл -

б) юла – Юля коли-колы

лук – люк вали – волы

был – бил галька – галка

угол – уголь полька – полка

пыл – пил ель – ел

6. Различение [Л], [Л’] на слух и в произношении:

а) ля, ла, ло, ели, осль, слу, шла, шли…;

б) лом, лёд, калина, калитка, колос,колесо, полоса, полено, ладонь, ловкий, холод,

ледяная, половина, полотенце…;

в) по картинкам на панно с указанием места звука в слове.

7. Деление слов на слоги с выделением ударного.

Физкультминутка.

9. Подбор картинок по схемам.

10. Пересказ рассказа «Лиса и гусята»:

а) чтение рассказа:

Люся пасла гусей и гусят на поляне около леса. Из леса выскочила лиса.

Она увидела гусей и гусят. Лиса спряталась за кустами. Гуси и гусята наелись

И легли на поляне спать. Они не видели лису. Лиса подкралась и схватила

одного гусёнка. Лиса унесла гусёнка своим голодным лисятам. Лисята наелись.

Они стали веселы и довольны.

б) выделение слов на [Л], [Л’] две команды;

в) пересказ детьми.

11. Спряжение глаголов прошедшего времени по образцу:

Плавать в лодке;

Складывать полотенца на полку;

Улыбаться милой белозубой улыбкой.

12. Словообразование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксами –

ий, -ья, -ье, -ьи – игры «Чей хвост длиннее?», «Чья лапа больше?»:

лиса – лисий, лисья, лисье, лисьи;

белка – беличий, беличья, беличье, беличьи;

волк – волчий, волчья, волчье, волчьи и т.д.

Составление предложений с образованными притяжательными прилагательными.

13. Итог занятия:

- сопоставление звуков [Л] – [Л’];

- припоминание картинок;

- игра на развитие внимания и памяти «Запомни, назови, положи» (6 картинок).

Подг.гр ФФН

Занятие № 12-1

Тема: «Звук и буква Ш»

Цель: 1. Закрепление правильного произношения звука [Ш].

2. Знакомство с буквой Ш.

3. Словообразование существительных, обозначающих детёнышей

животных.

4. Составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам.

5. Печатание слов.

Оборудование: предметные картинки (шапка, подушка, люгушка, кукушка,

Шляпа, бабушка, кувшин, шина, машина, мешок, мышь, лошадь, кошка,

мышка, пушка, шкаф, катушка, вишни, ландыш, мишка), несколько

картинок на Ж, С, Ч, Щ, сюжетные картинки на Ш, демонстрационная

сюжетная картинка «Мишка», наборы для составления схем, тетради,

ручки, разрезные азбуки.

Ход занятия

Оргмомент.

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

3. Знакомство с темой – игры: «Четвёртый лишний», «Запомни, повтори»:

Заяц, белка, лиса, кошка - кошка

Шакал, собака, коза, овца - шакал

Кошка, мышь, собака, корова - мышь

Лось, олень, лошадь, слон - лошадь

4. Произнесение, характеристика звука [Ш]: согласный, твёрдый, глухой, шипящий.

Знакомство с буквой Ш.

5. Повторение скороговорок на Ш.

6. Воспроизведение слоговых рядов:

Ша-шо-шу-ши аш-ош-уш-ыш

Шта-што-шту-шты ашт-ошт-ушт-ышт и д.р.

7. Выделение звука [Ш] на слух и в произношении:

а) ша, аш, са, жа, шу, ща, ач, ши, шо, сы…;

б) кушетка, жаворонок, шутка, самовар, шелест, площадь, полушубок, часовщик,

шуршать, мышеловка, сковорода…;

в) отбор картинок на [Ш]с определением места звука [Ш] в словах.

8. Составление схем слов по индивидуальным картинкам.

9. Звуковой анализ слов, упражнения с разрезной азбукой:

Мышка - мишка – мушка – мошка – кошка – кашка

10. Печатание буквы Ш, слогов (см 6).

Физкультминутка.

12. Словообразование существительных, обозначающих детёнышей животных:

Мышь – мышонок – мышата

Лягушка– лягушонок – лягушата

Кукушка– кукушонок – кукушата

Упражнение в изменении сочетаний, образованных из существительных и

количественных числительных:

В болоте живут …2 лягушонка. (6 лягушат).

Мы увидели … .

Дети подошли ближе к … .

Они любовались … .

Цапля подкралась к … .

Она хотела поймать и съесть … .

Дети рассказали о … .

13. Составление рассказа по сюжетной картинке на основе опорных слов:

Мишка

1. Алёша, 2 года Алёша маленький: ему всего 2 года.

2. Живёт, дедушкой, Живёт Алёша с папой, мамой, дедушкой и

бабушкой бабушкой.

3. Подарили, плюшевого Дедушка и бабушка подарили ему большого

плюшевого мишку.

4. У, машина, грузовая. У Алёши есть грузовая машина.

5. Посадил, в , грузовую. Алёша посадил мишку в грузовую машину.

6. Катает, машине, плюшевого. Он катает плюшевого мишку в грузовой машине.

Выделение из рассказа слов со звуком [Ш].

14. Спряжение глаголов в настоящем времени:

Шить плюшевого мишку.

15. Подбор предметов к признакам:

Плюшевый плюшеваяплюшевое

Мишка кофта пальто

Жакет куртка одеяло

Костюм шапка покрывало

16. Родственные слова:

Мишка – мишутка, мишенька, Мишкин

Мышь– мышка, мышонок, мышата, мышиные.

17. Подбор признаков и действий к предмету:

Мишка

плюшевый шагает

ушастый шатается

смешной слышит

шаловливый спешит

неуклюжий дышит

весёлый пляшет

шустрый шалит

игрушечный шумит

18. Итог занятия:

- произнесение звука [Ш];

- характеристика звука [Ш].

Подг.гр ФФН

Занятие № 12-2

Тема: «Звук и буква Ш»

Цель: 1. Закрепление правильного произношения звука [Ш].

2. Закрепление знаний о домашних животных.

3. Обучение придумыванию сказки о животных по аналогии со сказкой

К.Д. Ушинского «Бишка».

4. Упражнение в употреблении однородных членов предложения.

Оборудование: предметные демонстрационные картинки с изображением

животных, картинки на [Ш] (шапка, подушка, кукушка, лягушка, шляпа,

Наши рекомендации