Влияние на организм человекафизической культуры
Занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние на все системы организма. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают быстроту, силу, ловкость, выносливость, увеличивают сопротивляемость организма утомлению. Школьники, занимающиеся физическими упражнениями, имеют более высокую физическую и умственную работоспособность.
Влияние физических упражнений благоприятно сказывается на центральной нервной системе и выражается в повышении силы и уравновешенности нервных процессов. Нервная система становится пластичной, быстрее приспосабливается к различным видам работы, к новой обстановке. Благодаря совершенствованию регулирующей роли центральной нервной системы у подростков, систематически занимающихся физическими упражнениями, оказывается более экономичной работа некоторых органов и систем при физической нагрузке, Улучшается сон. Период засыпания становится короче, а сон глубже. 1е случайно есть клиники, где в программу лечения больных с нарушением психикой входят ежедневные успокаивающие пробежки.
Не следует забывать ещё об одном оздоровительном аспекте физических упражнений. Они связаны с определёнными усилиями, совершив которые человек испытывает определённую удовлетво рённость, так как чувствует, что одержал победу над самим собой В результате этого создаётся положительный эмоциональный фон который позитивно сказывается на здоровье человека.
Для детей, страдающих от одиночества, очень важны коллетивные занятия физическими упражнениями и спортом. Особен не полезны командные игры, способствующие упрочению отношений внутри коллектива.
Влияние на организм человека табакокурения, наркотикови
спиртных напитковКурение оказывает вредное влияние на центральную нервнук систему, а через неё на другие органы. Вместе с табачным дымом в организм поступают ядовитые вещества - аммиак, никотин идр. При длительном курении происходит хроническое отравление никотином, которое постепенно разрушает организм. Отмечены случаи, когда от курения у людей возникало острое отравление.
Исключительно пагубное воздействие оказывает курение на детский организм. У детей школьного возраста отмечаются снижение памяти, внимания, головной боли, головокружение, повышение утомляемости. Табакокурение со временем может привести к тяжёлым заболеваниям: гипертонии, стенокардии, возникновению хромоты, гангрены конечностей.
Организму приносит вред и алкоголь. Некоторые считают, что пиво и водка, выпиваемые регулярно внебольших дозах с целью улучшения аппетита, не вредны и даже приносят пользу. Мнение такое неправильно, так как алкоголь ослабляет организм, разрушает нервную систему, приводит к болезням сердца, печени, желудка v других органов. Под действием алкоголя повышается хрупкость сосудов, и они разрываются, особенно в период волнений и физического напряжения.
Наркотики коварны тем, что при их систематическом употреблении возникает необходимость в постоянном увеличении доз, которые вызывают отравление организма с нарушением физической и психической деятельности.
Из сравнений видно, что занятия физической культурой и вредные привычки (курение, наркомания, алкоголизм) несовместимы. Одно ясно, что сознательное отношение человека к собственному здоровью должно стать нормой поведения и главной отличительной чертой культурной личности.
3. Основные формы занятий физической
культурой. Расскажите об одной из форм
занятий (на вашем примере)
В процессе физического воспитания школьников используются разнообразные формы занятий физической культурой: урок, самостоятельные занятия, походы, соревнования.
Организуются они по одной схеме, одинаково: подготовительная (разминка), основная и заключительная части.
Занятия начинаются с разминки, чтобы подготовить организм к предстоящей работе. Разминка бывает общей и специальной. Общая разминка постепенно и разносторонне действует на организм занимающихся. Обычно это ходьба, бег, различные гимнастические упражнения. Специальная разминка позволяет подготовиться к тем упражнениям, которые предстоит выполнять в основной части занятий. Разминка длится около 10 мин. Во время основной части занимающиеся приобретают новые знания и умения или совершенствуют их до уровня навыков. Цель заключительной части - снизить постепенно нагрузки на организм. Помогают сделать это хорошо знакомые упражнения на расслабление.
От соблюдения правил проведения занятий зависит успешность освоения физических упражнений, развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, смелости и других качеств. В тех случаях, когда занятия проводит учитель физической культуры (преподаватель, тренер), они имеют форму урока. Урок по методам организации бывает фронтальным, групповым и индивидуальным. При фронтальном методе одно и то же задание выполняют все занимающиеся одновременно. При групповом каждая группа выполняет своё отдельное задание. При индивидуальном методе каждый обучающийся выполняет самостоятельно своё задание. С целью уплотнения урока иногда применяют так называемую круговую тренировку, во время которой занимающиеся, перемещаясь по кругу, выполняют серии заданий по группам.
В последнее время всё более широкое распространение получают самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Они подразделяются на утреннюю гигиеническую гимнастику (зарядку), тренировку, выполнение домашнего задания по физической культуре и др.
Положительный эффект самостоятельных занятий возможен только при квалифицированной помощи преподавателя или других специалистов физического воспитания.
Соревнование- серьёзное воспитание физических и волевьц качеств человека, поэтому форма занятий может быть эффективщ использована для решения задач физического и нравственного «>v„. питания (развитие физических и волевых качеств, формирован и сознательного поведения и др.)- Вместе с гем особенности соревн... ваний заключаются в максимальных физических нагрузках и могут быть рекомендованы только практически здоровым, физически под. готовленным людям.
Одной из форм занятий могут считаться массовые самостоятельные игры во дворах, на стадионах, в парках. Они характеризуются широкой самодеятельностью и яркой эмоциональностью. В связи с этим типовая структура занятия в игре выражена слабо, и нет воз можности строго регулировать нагрузку. (Ответ дополнить расска зом на личном примере.
БИЛЕТ №12
1. Значение современного Олимпийского движения в развитии мира и дружбы между народами
Наиболее значительные игры современности, которые создал человеческий разум, - это Олимпийские. Они в себя вобрали всё луч шее, что даёт спорт человеку. Олимпиады - это не просто состязания сильных духом и телом, а современная мировоззренческая концеп-ция, название которой - олимпизм.
О целях олимпийского движения в Олимпийской хартии сказано: «Содействие развитию физических и моральных качеств, которые являются основой спорта; воспитание молодёжи с помощью спорта £ духе взаимопонимания и дружбы, способствующих созданию лучшего и более спокойного мира; всемирное распространение олимпий ских принципов для проявления доброй воли между народами». 1> этом своеобразном манифесте сформулированы основные требования к человеку. Вот почему важны для каждого из нас Олимпийские игры, вне зависимости от степени участия в спортивных занятиях.
Олимпийские игры- это соревнования и смотр всего, чего уда лось добиться на благородном поприще духовного и физическою развития человечества, оздоровления международного климата «О спорт! Ты - благородство! Ты осеняешь лаврами лишь того, кто боролся за победу честно, открыто, бескорыстно. Ты безупречен Ты требуешь высокой нравственности, справедливости, моральной чистоты, неподкупности. Ты провозглашаешь: «Если кто-нибудь достигнет цели, введя в заблуждение своих товарищей, достигнет славы при помощи низких, бесчестных приёмов, подавив в себе чувство стыда, тот заслуживает позорного эпитета, который станет неразлучен с его именем». Ты возводишь стадионы - театры без занавесей. Все свидетели всему. Никакой закулисной борьбы. Ты начертал на свих скрижалях: «Трижды сладостна победа, одержанная в благородной и честной борьбе». Эти пламенные строки взяты из «Оды спорту», написанной в 1912 г. основоположником современного олим-пизма, выдающимся французским просветителем бароном Пьером
де Кубертеном. Идеи мира, дружбы и взаимопонимания между народами планеты, провозглашённые Кубертеном, имеют непреходящее значение для всего человечества.
2. Охарактеризуйте основные меры по предупреждению травматизма во время занятий физическими упражнениями (требования к месту проведения занятий, инвентарю, одежде, гигиене тела, контролю за физической нагрузкой)
Основные профилактические мероприятия по предупреждению травматизма во время занятий физическими упражнениями заключаются в соответствии гигиеническим нормам и требованиям места проведения занятий, одежды, используемого инвентаря, а также контроле за физической нагрузкой.
Помещение, где проводятся занятия физическими упражнениями, должно быть проветренным и чистым. Температура воздуха в помещении не должна превышать +20° С. Выполнять упражнения лучше всего при открытой форточке или окне, избегая сквозняка Оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями зависит от санитарного состояния раздевалок, спортивного зала, душевых. Пребывание в пыльной, душной раздевалке снижает эффект тренировки. Одежда для занятий должна быть достаточно свободной, удобной, лёгкой и не затруднять дыхания. После занятий необходимо сменить всё нательное бельё. Спортивную одежду нужно надевать только на тренировки и соревнования, а не носить её постоянно. Для сохранения гигиенических свойств её нужно регулярно сушить, проветривать и стирать. Одежда из синтетических материалов
Рекомендуется только для защиты от дождя и ветра.
Обувь для занятий должна быть прочной, лёгкой и не тесно{ Спортивная обувь и носки должны быть сухими и чистыми. В MQ крой обуви можно получить потёртости, а при низкой температур, воздуха и од-морожения.
Все спортивные оборудование, установленные в закрытых ил| открытых местах занятий, должны быть закреплены и находитьс; в исправности. Гриф перекладины перед выполнением упражнение и после их окончания протирается тряпкой и зачищается шкуркой При выдвижении нога «козла», «коня» (гимнастических снарядов прочно закрепляются в заданном положении. Гимнастические мать, укладываются вплотную вокруг гимнастического снаряда, обеспечивая плоскость соскока или предполагаемого срыва и падения.
Вес снарядов для выполнения упражнений и метания должен соответствовать возрасту и физической подготовленности учащихся. В целях предупреждения травматизма занятия должны проводиться регулярно, с постоянным увеличением физической нагрузки. Каждое занятие и выступление на соревнованиях следует начинать с разминки. Разминка, как говорят спортсмены, «разогревает» организм и тем самым готовит его к выполнению более сложных упражнений. В основе разминки лежит определённая физиологическая закономерность: организм человека не может сразу перейти от покоя к напряжённой работе. Период постепенного усиления деятельности систем и органов получил название врабатываемости. Именно во время разминки происходит врабатываемость организма, чем и обеспечивается предупреждение травматизма.
3, Продемонстрируйте жесты судьи по баскетболу, волейболу или футболу
БИЛЕТ №13
1. Основные требования безопасности во время занятий по плаванию
При проведении занятий по плаванию необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:
- все команды учителя (тренера) обучающиеся должны внимательно слушать и выполнять;
- вход в воду осуществляется с разрешения медицинского работника бассейна и преподавателя, при наличии инструктора по плаванию и спасателя;
- в бассейне категорически запрещается: бросать плавательные доски с бортиков в воду или из воды на кафель; входить на вышки и прыгать с неё без разрешения и наблюдения преподавателя; вносить в бассейн посторонние предметы (кейсы, сумки, пакеты и т. п.); сильно шуметь, бегать, толкаться, подавать ложные сигналы о помощи, подныривать, переходить на чужую дорожку;
- нельзя долго оставаться под водой при нырянии,
- нельзя прыгать в воду вниз головой при недостаточной глубин-воды и необследованном дне водоёма;
- при купании в естественных водоёмах не следует заплывать за установленные знаки (буйки), ограждения;
- при судорогах не теряться, стараться держаться на воде и звать на помощь;
- почувствовав озноб, необходимо выйти из воды, растереться полотенцем и сразу одеться.
2. Современнык спортивно-оздоровительные системы физичееских упражнениипоформированию культуры движений и телосложений.
Современный идеал телосложения и культуры движений ярче всего воплощается в облике спортсменов и артистов балета. Систематические тренировки делают их стройными, мускулистыми. Красоте движений обязаны своим существованием эстетико-технические виды спорта (фигурное катание, художественная гимнастика, синхронное плавание и т.п.). Здоровье и красота движений образуют неразрывное двуединство: хорошее самочувствие - залог красоты, а привычка двигаться красиво и правильно - одно из условий сохранения и укрепления здоровья.
Существует такое явление - перенос навыка. Научившись каким-либо движениям, мы легче осваиваем похожие на них. Поэтому, стремясь к красоте, нужно начинать с самых простых движений. Для формирования красивого телосложения и овладения культурой движений используются различные системы физических упражнений: аэробика, атлетическая гимнастика (бодибилдинг, пауэрлифтинг), шейпинг и др. Атлетическая гимнастика - система упражнений с отягощениями. Занимающиеся имеют упругие, рельефные мышцы и красивую фигуру. Систематические занятия этим видом гимнастики помогают развить силу, выносливость, ловкость, гибкость. В России зарождение атлетической гимнастики как системы упражнений с отягощениями для исправления недостатков телосложения связано с именем врача В.Ф. Краев-ского. По его системе занимались прославленные атлеты Иван Лебедев, Иван Заикин. Чтобы заниматься атлетической гимнастикой, необходимо знать основные правила тренировок.
В спортивной практике существует определённая система обозначения нагрузок. Нагрузка, при которой атлет может выполнить упражнение только один раз, называется предельной, 2-3 раза - околопредельной, 4-7 раз - большой, 8-12 раз - умеренно большой, 13-18 раз - средней, 19-25 раз - малой, а свыше 25 раз - очень малой. Перегрузки отрицательно влияют на рост и развитие организма, поэтому не следует увеличивать нагрузки выше допустимых пределов.
СОСТАВИТЬ комплекс самостоятельно, соблюдая первое- для мышц шеи; третье - для мышц ног; четвёртое туловища (спины, груди, брюшного пресса); пятое - на развитие всех мышечных групп (комплексное). При составлении плана занятий надо учитывать физическую нагрузку всего дня.
3. Какие профилактические меры надо соблюдать
для предупреждения плоскостопия (требования
к обуви; общеразвивающие, корригирующие
и специальные упражнения)? Расскажите,
а при возможности покажите несколько упражнений
Первые признаки плоскостопия - утомляемость ног, ноющие боли в стопе (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии), мышцах голени и бедра, пояснице. К вечеру может появиться отёк стопы.
Для предупреждения развития плоскостопия необходимо соблюдать профилактические меры:
- не носить тесную обувь, а также обувь на высоком каблуке или плоской подошве. Высота каблука должна быть не более 4 см;
пользоваться супинаторами для уменьшения деформации свода стопы, систематически выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы свода стопы и голени;
- выполнять упражнения для нижних конечностей (приседания, ходьба, бег, упражнения для укрепления мышц свода стопы) и дополнительно - ходить босиком по скошенной траве, галечнику.
Комплекс упражнений для профилактики и коррекции начальных форм плоскостопия.
1. Удерживая мяч между ногами, идти, стараясь не уронить его.
2. Сидя на полу, упереться в пол руками и как можно выше поднять мяч стопами ног. 3. Заложив руки за голову, пройти боком по палке, лежащей на полу.
4. Поднять пальцами ног с пола ткань размером с носовой платок.
5. Стопой вращать мяч на полу.
6. Сидя на стуле, брать пальцами ног разбросанные на полу раз
личные предметы (игрушки, карандаши, ластик и т. д.) и складывать
их в одно обозначенное место.
7.Ходьба вниз по наклонной плоскости.
8. Ходьба попеременно на носках и пятках.
БИЛЕТ № 14
1. Требования безопасности во время проведения подвижных игр
На состоянии и самочувствии учеников благоприятно отражаются-правильно организованные подвижные игры. Однако следует учитывать, что это возможно только в случае строгого выполнения правил безопасности, заключающихся в следующем:
- перед игрой необходимо провести разминку;
- слушать внимательно и выполнять указания (сигналы) учителя и капитана группы (команды);
- строго соблюдать правила игры;
- избегать столкновений, ударов, толчков;
- при падении надо сгруппироваться и как можно быстрее встать на ноги;
- при возникновении неисправности спортивного инвентаря или оборудования следует прекратить игру и устранить неполадки.
2. Основные способы плавания.
Какие задания-упражнения, по вашему мнению,
способствуют ускоренному обучению плаванию?
Вспомните как вы научились плавать
Умение плавать ограждает от несчастных случаев, развивает иышцы, укрепляет внутренние органы, закаливает организм.
Одним из древних стилей плавания считается брасс. Немного позже появился треджен - прообраз современного кроля. Кроль носит титул кбыстрейший». Появились разновидности и у брасса - баттерфляй, что шачит «бабочка»: пловец выбрасывающий две руки одновременно из зоды, напоминает порхающую бабочку. Ещё немного спустя «бабочку» обогнал «дельфин». Этот вид плавания изобрёл венгр Д. Тумпек. Пловцы, хорошо овладевшие стилем «дельфин», показывают время, шизкое к результатам кролистов.
Ускоренному обучению плаванию способствуют общеразвиваю-цие упражнения, упражнения на воде, игры и развлечения, подво-(ящие и специальные упражнения для изучения техники плавания. Заиболее важные задания-упражнения, способствующие ускоренному обучению плаванию: погружение с головой с задержкой дыхания
своих сверстников или взрослых (или держась за ветки деревьев, свисающих" над водой); скольжение по поверхности воды на спине после отталкивания от дна ногами. После того как человек научится держать себя на воде, не касаясь дна ногами, в вертикальном положении, активно работая ногами и балансируя руками, можно переходить к попыткам плыть «по-собачьи». Затем учиться плавать кролем на груди, брасом и другими стилями плавания.
3. Что необходимо делать, чтобы не страдать
из-за избыточной массы тела? Составьте комплекс
специальных упражнений
Зачастую между избыточной массой тела и заболеваемостью существует прямая зависимость. Избыточный вес является основной причиной сердечно-сосудистых заболеваний, тяжёлых форм нарушения обмена веществ, сахарного диабета, гипертонии, ожирения печени. Эти заболевания врачи называют спутниками ожирения. Избыточный вес является одним из факторов риска получения переломов костей, сотрясения мозга при случайных падениях.
При значительном избытке массы тела в организме происходит перегрузка и изнашивание суставов, возникает склонность к затруднённому дыханию. Поэтому необходимо строго следить за массой собственного тела, особенно тем, кто предрасположен к ожирению, и принимать профилактические меры для его предупреждения.
Действенные средства профилактики ожирения - рациональное питание и достаточная двигательная активность. Ежедневно необходимо отводить 1,5 ч подвижным играм, езде на велосипеде, катанию на лыжах и коньках (в зимнее время), игре в футбол, полезно заниматься плаванием (до 30 мин.) два раза в неделю.
Комплекс специальных упражнений для школьников
13 - 14 лет с ожирением I - III степени (1-й месяц занятий):
1. Ходьба, высоко поднимая колени.
2. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повороты туловища налево и направо с отведением левой (правой) руки в сторону.
3. Ноги на ширине ступни, руки в стороны. Круговые движения Прямыми руками вперёд и назад.
4. Сидя на стуле, ноги шире плеч (колени разведены), руки на поясе. Пружинистые наклоны вперёд, доставая руками до носков ног.
5. Ноги вместе, руки на поясе. Приседания, разводя колени и
Руки в стороны.
6. Лёжа на полу, руки вдоль туловища. Поднять ноги до прямого угла, затем медленно опустить.
7. Бег на месте (30 с), переходящий в ходьбу с постепенным замедлением шага.
8. Игра в футбол, баскетбол (15 мин.).
После занятий принять душ. В выходные дни можно совершать походы за город протяжённостью до 6 - 8 км.
БИЛЕТ №15
1. Участие российских спортсменов-олимпийцев в развитии Олимпийского движения в России и мире
Российские спортсмены стояли у истоков возрождения Олимпийского движения. Среди представителей 12 стран, открывших новую эру Олимпийского движения, был и делегат от России А. Д. Бутовский. Всю свою жизнь он посвятил физическому воспитанию юношества и написал немало научных работ на эту тему. Несмотря на это, в России долго не существовало своей организации, в задачи которой входила бы подготовка спортсменов к выступлению на Олимпийских играх и оказание им необходимого содействия. В первых трёх Олимпиадах наши спортсмены участия не принимали. Впервые русские фамилии появились в протоколах IV Олимпиады (1908). Первым русским Олимпийским чемпионом стал Н.А. Панин-Коломенкин в фигурном катании. Российский олимпийский комитет (РОК) был создан в 1911 г. Интересен тот факт, что на Олимпиаде в Стокгольме в 1912 г. награды победителям вручали король Швеции Густав и российский царь Николай II.
Вступление в Олимпийское движение советских спортсменов, их ошеломляющий успех на Хельсинкской Олимпиаде в 1952 г. ознаменовали новый этап в истории Олимпийских игр. Очень многие атлеты нашей страны стали подлинными героями мирового спорта. Лариса Латынина завоевала 9 золотых медалей по спортивной гимнастике, Лидия Скобликова - 6 золотых медалей в беге на коньках, Галина Кулакова - 4 золотые медали в лыжных гонках.
По предложению СССР с 1973 г. вновь стали созываться Олимпийские конгрессы, были сохранены церемонии исполнения государственных гимнов и подъёма национальных флагов при награждении победителей Олимпийских игр.
После завершения спортивной карьеры спортсмены становятся тренерами, общественными и государственными деятелями, учёными в области физической культуры и спорта: олимпийский чемпион в гимнастике Юрий Титов возглавлял Российскую федерацию гимнастики и стал вице-президентом Международной гимнастической федерации; Виктор Игуменов (греко-римская борьба), Тамара Пресс, Владимир Кузнецов (лёгкая атлетика) стали видными учёными. Олимпийцы России достойно приняли эстафету от сборной СССР и по-прежнему входят в число лучших спортсменов планеты. Свидетельством признания мировой общественностью высокого авторитета нашей страны, огромного вклада спортивных организаций и спортсменов в дело развития спортивного и олимпийского движения стал тот знаменательный факт, что организация XXII летних Олимпийских игр в 1980г была поручена г. Москве и проведение предстоящих XXII зимних Олимпийских игр 2014 г, в г. Сочи.
2. Требования безопасности
при проведении экскурсий
Следующие меры безопасности следует выполнять при проведении экскурсий:
- допускаются к экскурсиям учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, инструктаж;
- следует соблюдать правила поведения, установленные режимы
передвижения и отдыха;
- необходимо выполнять все указания руководителя или его за
местителя, не изменять самостоятельно установленный маршрут
движения группы;
- во время привалов в лесу не разводить костры;
- не пробовать какие-либо плоды, растения или грибы на вкус;
- не трогать руками животных, опасных пресмыкающихся и насекомых;
- при передвижении по маршруту не ходить в носках, босиком;
- не пить воду из непроверенных водоёмов, использовать воду из фляжки, которую следует брать с собой;
- соблюдать правила личной и общественной гигиены, своевременно информировать руководителя экскурсии об ухудшении состояния здоровья или травмах;
- бережно относиться к природе, памятникам истории и культу ры, а также уважать обычаи и традиции местного населения.
3. Для чего нужен дневник самоконтроля
(самонаблюдения)? Какие формы индивидуального
контроля вы используете, каким образом
анализируете полученные данные?
Дневник самоконтроля нужен для отслеживания развития функциональных возможностей организма, укрепления здоровья, для умелого управления самочувствием и настроением. В дневнике самоконтроля записываются данные о весе своего тела, частоте пульса до и после тренировки и соревнований, силе мышц рук, самочувствии, аппетите, сне и т. д. Дневник надо периодически показывать учителю физической культуры и врачу с целью консультации по возникающим проблемам, корректировки двигательного режима и физических нагрузок. Желательно записывать в дневник и свои спортивные достижения. Они тоже отражают состояние организма.
Для того чтобы убедиться, что занятия физическими упражнениями улучшают двигательные качества, надо выполнить специальные контрольные упражнения (тесты):
1) прыжок в длину с места;
2) метание набивного мяча весом 1 кг из положения сидя;
3) прыжк и со ска кал кой;
4) подтягивание из виса (мальчики) и из виса лёжа (девочки);
Можно добавить и другие тесты. Переходя из класса в класс, следить, насколько развиваешься физически. Такие проверки проводят в сентябре и мае (иногда ещё и в декабре - январе). Проверить себя можно на уроках в школе или во дворе, на спортивной площадке, стадионе. Тетрадь самоконтроля желательно сохранить на все годы учёбы в школе и записывать в неё все свои результаты каждого контрольного испытания. Очень важно научиться контролировать самого себя. Занятия физическими упражнениями принесут пользу только в том случае, если будут проводиться систематически. Ведение дневника самоконтроля помогает соблюсти это условие.
Содержание дневника самоконтроля (примерное)
Вид упражнения | В начале учебного года | В конце учебного года | ||||
1. Рост (см) | ||||||
2. Вес (кг) | ||||||
—------ —--------- ■---------- —-------- —------------ —--------- 1 Вид упражнения | В начале учебного года | В конце учебного года | ||||
3. Сила кисти правой (левой) руки (кг) | ||||||
4. Окружность грудной клетки (см) | ||||||
5. Жизненная ёмкость лёгких | ||||||
Вид упражнения | Результаты по месяцам | ||
Сентябрь | Декабрь (январь) | Май | |
1. Прыжок в длину с места (см) | |||
2. Метание мяча 1 кг (м, см) | |||
3. Прыжки со скакалкой (кол-во раз) | |||
4. Подтягивание из виса - мальчики и из виса лёжа - девочки (кол-во раз) | |||
5. Челночный бег 3x10 м(с) | |||
6. Шестиминутный бег (м) | |||
... |
БИЛЕТ № 16
1. Физическая культура и её роль в формировании здорового образа жизни
Общепринято считать, что физическая культура - это часть общей культуры общества. Она представляет собой совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических способностей.
Физическая культура включает специальные научные знания, систему физического воспитания, развитие спорта и уровень спортивных достижений.
Она охватывает область общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима труда и отдыха, использования естественных сил природы (воздуха, воды, солнца) в целях оздоровления и закаливания организма.
Физическая культура исторически обусловленное явление. Её возникновение относится к древнейшим временам. История физической культуры отражает науку о закономерностях возникновения и развития идей, организационных форм, средств и методов физической культуры и спорта в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни общества.
В настоящее время физическая культура стала основой в формировании здорового образа жизни человека, который следует рассматривать как активную и целенаправленную форму поведения, обеспечивающего сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья.
2. Особенности выполнения прыжка в высоту
с разбега способом «перешагивания» и подбора
подводящих упражнений для его самостоятельного
освоения
Обычно прыгун перед прыжком способом «перешагивания» располагается справа или слева от стоек под углом 35 - 40°, в зависимости от того, какая у него толчковая нога (отталкивание выполняется дальней от планки ногой).
Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание» состоит из четырёх фаз: разбег, подготовка к отталкиванию, переход через планку и приземление. Ускоряющийся разбег с 7-9 шагов завершается отталкиванием ноги с пятки на носок по линии разбега. При этом перед отталкиванием предпоследний шаг удлиняется, а последний укорачивается, что позволяет вывести таз и продвинуть тело на толчковую ногу. Руки на замахе отводятся назад через стороны, и из этого положения выполняется быстрое движение маховой ноги вверх с выносом согнутых в локтевых суставах рук вверх. В полёте некоторое время прыгун сохраняет вертикальное положение и, достигнув высшей точки взлёта, выполняет быстрое движение маховой ногой вдоль планки. Сначала маховая нога переносится через планку, а затем, после опускания её за планку - толчковая, при этом туловище наклоняется вперёд к планке. Толчковая нога переносится через планку дугообразным движением с повёрнутой стопой наружу, и это помогает повернуть туловище при переходе через планку в сторону планки и отвести таз за неё. Приземляться нужно на маховую ногу, с последующей постановкой толчковой ноги.
Перед выполнением прыжков в высоту с разбега надо подготовить место для приземления - уложить маты, чтобы они не разъезжались, не располагались вблизи стены или снарядов. Нельзя перебегать дорогу учащемуся, который выполняет прыжок.
Прежде чем приступить к прыжкам в высоту с разбега, необходимо представить технику прыжка в целом. Затем опробовать прыжок через планку, установленную на небольшой высоте (50 - 60 см).
Подводящие упражнения для самостоятельного освоения:
1. Полуприседания и приседания.
2. Приседание на одной ноге в положении «Пистолетик».
3. Движения маховой ногой, стоя у гимнастической стенки,
4. Упражнение «Мячик» (прыжки из низкого приседа вверхвперёд).
5. Выполнение маха ногой и руками с подскоком вверх из и. п„ стоя на толчковой ноге, маховая сзади на носке, руки отведены назад.
6. Прыжок с доставанием предмета, отталкиваясь одной ногой.
7. Прыжок вверх в сочетании с маховой ногой из и.п., стоя на согнутой маховой ноге, толчковая впереди на пятке, руки отведены назад.
8. Прыжки через препятствия разной высоты.
9. Переход через планку с места, стоя в и. п. на толчковой ноге.
10. Прыжок в высоту способом «перешагивание» с одного шага
разбега.
11. То же (последовательно) с трёх, пяти, семи, девяти шагов разбега.
3. Составьте акробатическую комбинацию и опишите последовательность её самостоятельного разучивания
Элементы (упражнения) для самостоятельного составления и разучивания акробатической комбинации
Для мальчиков: кувырок вперёд и назад; стойка на лопатках («берёзка»)-, «мост» из положения лёжа, стоя с помощью или без помощи; два кувырка вперёд слитно; кувырок назад в стойку на одном колене, «юлушпагат»; стойка на голове и руках из удобного исходного положения с согнутыми ногами, с прямыми ногами и из упора присев силой; кувырок вперёд в стойку на лопатках; кувырок назад в «полушпагат»; кувырок назад в упор стоя ноги врозь; длинный кувырок вперёд с места и с трёх шагов разбега и др.
Для девочек: кувырок вперёд и назад; стойка на лопатках; «мост»
из положения лёжа, стоя с помощью или без помощи и поворот в
упор стоя на одном колене; два кувырка вперёд слитно; кувырок назад в стойку на одном колене, «полушпагат»; кувырок вперёд в стойку на лопатках; кувырок назад в «полушпагат»; равновесие на одной, выпад вперёд, кувырок вперёд и др.
Произвольная акробатическая комбинация из четырёх - восьми освоенных упражнений (элементов). Примерные сочетания для мальчиков.
1. И. п. - основная стойка (о. с). Кувырок в длину с разбега, толчком двумя стойка на голове и руках (держать), упор присев, вернуться в исходное положение (и.п.).
2. И. п. - старт пловца. Кувырок вперёд в длину, толчком двумя стойка на голове и руках (держать), упор присев, перекатом назад, стойка на лопатках с опорой прямыми руками (держать), перекатом вперёд встать в основную стойку.
3. И. п. - о. с. Сед с прямыми ногами и кувырок назад в упор присев, стойка на голове и руках с прямыми ногами (держать), упор присев. Прыжок вверх прогнувшись с возвращением в и. п.
4. И. п. - стойка на правой ноге, левая вперёд-вниз, руки вперёд. Шаг левой вперёд с постановкой рук перед левой, махом правой и толчком левой стойка на руках с поддержкой, сгибая руки кувырок вперёд в присед, руки вперёд, из упора присев стойка на голове и руках силой, упор присев с возвращением в основную стойку.
Примерные сочетания для девочек.
1. И. п. - о. с. Упор присев, перекатом назад стойка на лопатках (держать), перекатом вперёд упор присев, кувырок назад в упор присев и прыжок вверх прогнувшись с приземлением в и. п.
2. И. п. - стойка ноги врозь. Опускание на «мост» (с поддержкой), поворот налево (направо) вокруг левой (правой) руки в упор присев, кувырок назад в упор присев и прыжок вверх прогнувшись с приземлением в основную стойку.
3. И. п. - присед руки вперёд. Кувырок вперед в положение лёжа на спине, «мост» (держать), поворот вокруг левой (правой) руки в упор стоя на коленях, полушпагат на левой (правой) ноге, руки в стороны; опираясь руками о пол, толчком левой (правой) упор присев, кувырок назад в упор присев и прыжок вверх прогнувшись с приземлением в основную стойку.
4. И.п. - старт пловца. Кувырок вперёд в присед руки вперёд,
кувырок назад в упор присев и прыжок вверх прогнувшись с при
землением в основную стойку.
БИЛЕТ №17
1. Техника двигательного действия. Основные этапы
её формирования в процессе самостоятельных
занятий физической культурой
Процесс обучения технике движений (двигательному действию), свойственной определённому виду спорта и необходимой в нём, называется технической подготовкой. Принято различать общую и специальную техническую подготовку. Общая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками из вспомогательных видов спорта, специальная техническая подготовка - на достижение технического мастерства в избранном виде спорта.
Надо иметь в виду то, что под «спортивной техникой» понимают определённый способ выполнения двигательного действия, который характеризуется той или иной степенью эффективного использования спортсменом своих двигательных возможностей для достижения
спортивного результата.
Роль спортивной техники в различных видах спорта различна. Исходя из особенностей двигательного действия и способов оценки спортивных достижений, выделяют следующие группы видов спорта с характерной для них спортивной техникой:
1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, прыжки, метания и
др.). Характерная особенность этих видов - кратковременность и мак
симальная мощность усилий. Техника направлена на то, чтобы обеспе
чить спортсмену возможность в процессе решения двигательной за
дачи развивать наиболее мощные усилия в основной фазе движения, в
нужном направлении, при полноценном использовании внутренних и
внешних сил, действующих на его тело.
2. Виды с преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и др.). Техника направлена на экономизацию расхода физических сил и повышение эффективности оптимальных рабочих усилий.
3. Виды спорта, связанные с оценкой результатов соревнований на точность и выразительность движений по заданной программе (спортивная гимнастика, фигурное катание на коньках и др.). Техника здесь приобретает самостоятельную роль, становясь предметом оценки спортивного достижения. Физическая подготовка тут играет подсобную роль и служит лишь для совершенствования техники Движений.
4. Виды, характеризующиеся активным взаимодействием спор тсменов (личного и командного характера) при переменных условиях двигательной деятельности (баскетбол, футбол, волейбол и др.). Техника призвана решать ряд следующих сложных задач: повышение эффективности использования максимальных усилий, экономизации рабочих усилий, повышение быстроты, точности действий в условиях меняющейся обстановки спортивной борьбы.
Условно различают три этапа в построении процесса освоения двигательного действия:
1) начальное разучивание;
2) углубленное, детализированное разучивание;
3) закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного
действия.
Целью первого этапа освоения двигательного действия является изучение основы техники двигательного действия, формирование умения выполнять его в «грубой» форме, второго - довести первоначальное «грубое» владение техникой действия до относительно со вершенного, а третьего - обеспечить совершенное владение техни кой действия в соревновательных условиях.
2. Основные нарушения правил игры в футбол
В инструкции о «Нарушении правил и недисциплинированном поведении игроков» говорится о запрещённых приёмах игры, противоречащих самому духу игры в футбол, о других нарушениях, ограничивающих действия игроков, а также о нормах поведения футболистов на поле, нарушение которых квалифицируется как недисциплинированное поведение, за что игроки и команда несут определённое наказание.
Футбол игра атлетическая, и в непосредственной борьбе за мяч в рамках правила игрокам разрешается, применять силовые приёмы, но лишь с тем, чтобы овладеть мячом. К таким приёмам относится нападение на соперника, т. е. толчок соперника плечом в плечо или, если он блокирует подход к мячу, в разрешённую область спины.
Перечень нарушений правил, умышленно совершённых одним из игроков, за которые команда наказывается штрафным или 11-метровым ударом, можно разделить на две основные группы:
I. Нарушения, связанные с игрой мячом руками.
II. Нарушения, связанные с неправильными приёмами, допущен
ными в отношении соперника, а именно:
1) удар или попытка ударить ногой соперника;
2) попытка свалигь соперника при помощи ноги (подножка), 1ли наклонившись иерея ним или за ним;
3) прыжок на соперника;
4) грубое или опасное нападение на соперника;
5) толчок плечом сзади не блокирующего соперника;
6) удар или попытка ударить соперника рукой;
7) держание соперника чем-либо (руками, ногами);
8) толчок соперника руками, бедром.
За все перечисленные нарушения, умышленно совершённые игроком команды в пределах своей штрафной площади, противоположная команда получает право на 11-метровый удар. Как штрафной, так и 11-метровый удары назначаются независимо от того, где находился мяч в момент нарушения, лишь бы он был в игре. В зависимости от серьёзности проступка игрок получает предупреждение
или удаляется с поля.
В случае, если вратарь умышленно бросает мяч в соперника, то вратарь удаляется с поля и назначается 11-метровый удар. • К недисциплинированному поведению игроков может относиться:
1) симуляция повреждения;
2) помеха выполнению свободного, штрафного и других ударов,
вводящих мяч в игру;
3) умышленная затяжка времени игры;
4) выражение словами или жестом недовольства любым решением судьи;
5) окрики соперника с тем, чтобы ввести его в заблуждение и самому овладеть мячом;
6) апелляция к зрителям;
7) непристойные и оскорбительные выражения и действия в
адрес игроков, судей или любых других лиц и т. д.
Нет нужды перечислять все возможные случаи недисциплинированного поведения. Право оценивать поведение игрока на поле и степень его виновности предоставлено только судье. В зависимости от серьёзности проступка игрок получает предупреждение или удаляется с поля.
3. Составьте план самостоятельных занятий
по развитию скорости бега. Обоснуйте состав
упражнений, их последовательность, дозировку
и режимы нагрузки
Длина и частота шагов- компоненты скорости бега на любые дистанции. На длину шага оказывают влияние два момента: первый - длина ног, а второй - скорость перемещения в пространстве.
В беге на короткие дистанции повышение скорости достигается главным образом за счёт темпа. Но вместе с тем чрезмерное увеличение темпа, как и длины шага, ведёт к снижению скорости.
Лучшее время для занятий - вторая половина дня, через 1,5 -2 часа после еды. Занятия должны состоять из вводной и подготовительной части, основной части и заключительной. На первых занятиях не следует увлекаться сложными и трудными упражнениями.
План самостоятельных занятий по развитию скорости бега Вводная и подготовительная части
1.Бег в медленном темпе - 6 - 8 мин.
2. Бег с преодолением различных препятствий - 3-5 мин.
3. Упражнения в движении:
а) подскоки на двух ногах с незначительным продвижением вперёд
и круговым вращением рук (с нарастающим темпом) - 10-20 м;
б) подскоки с ноги на ногу с продвижением вперёд - 15-20 м;
г) подскоки на левой ноге с продвижением вперёд - 15-25 м.
4. Специальные беговые упражнения:
а) бег с высоким подниманием бедра;
б) семенящий бег;
в) прыжкообразный бег (2 серии по 15 м с переходом на бег с
ускорением по 15-20 м).
5. Упражнения на гибкость и растягивание.
Основная часть
1.Бег из различных положений (стоя, лёжа, стоя на коленях, сидя) на 60 м с максимальной скоростью 4-6 раз (2-5 серий. Отдых между сериями 2-5 мин).
2. Челночный бег 2 х 10 м, 3 х 10 м, 4 х 10 м От линии старта бежать 10 м, заступить за линию, ограничивающую отрезок, повернуться кругом и бежать обратно (2 х 10 м, 3 хЮ м и т. д. означает про-бегание дистанции 2-3 раза без остановки).
3. Прыжки с места в длину (5-8 прыжков).
Прыжкисо скакалкой в темпе (2-3 раза по 10-15с).
Метание теннисных мячей в цель, находящуюся на расстоянии
6-8 м. Цель - круг, нарисованный на стене (диаметром 20-50 см).
6. Броски и ловля набивного мяча одной и двумя руками
(6-8 раз).
7. Выпрыгивание вверх, из низкого приседа (6-8 раз). Отдохнуть
1-2 мин. и снова повторить.
Заключительная часть
1.Бег в медленном темпе - 3-5 мин.
Упражнения на расслабление
БИЛЕТ №18
1. Понятие физического качества «сила». Подбор
упражнений для развития силы мышц плечевого
пояса, дозировка и режимы нагрузки при их
выполнении (по показателям пульса)
Силой (или силовыми способностями) называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий. Сила как физическое качество характеризуется степенью напряжения или сокращения мышц. Развитие силы сопровождается утолщением и образованием новых мышечных волокон. Развивая массу различных мышечных групп, можно изменить конфигурацию тела (телосложения).