Са-са-ся ся-ся-са ас-ас-ась ась-ась-ас
Са-ся-ся ся-са-са ас-ась-ась ась-ас-ас
Са-ся-са ся-са-ся ас-ась-ас ась-ас-ась
5. Различение [С] – [С’]:
а) игра «Наоборот»:
са-са-са – ся-ся-ся ас-ас-ас – ась-ась-ась сыны- вес -
со-со-со - ос-ос-ос - сад - носы –
су-су-су - ус-ус-ус - осы - сома –
сы-сы-сы - ыс-ыс-ыс - косы - соль –
сэ-сэ-сэ - эс-эс-эс - квас - сыр –
б) игра «Подарим картинки Люсе и Соне»;
в) деление слов на слоги – игра «Поможем Люсе и Соне разделить слова на слоги»
6. Звуко-слоговой анализ, составление схем слов и самих слов из букв разрезной азбуки
(коллективно): са – сам – сама – сами.
Физкультминутка.
8.Словообразование относительных прилагательных, согласование с существительными
(закрепление):
а) игра «Эхо»:
осень – осенний апельсин - фасоль –
весна – весенний ананас - мясо –
сосна – сосновый слива - стекло –
осина – осиновый банан - уксус –
ясень – ясеневый кокос - капуста –
б) подбор предметов к признакам:
осенний осенняя осеннее осенние
Лист погода небо листья
Воздух листва солнце поля
Костюм слякоть пальто сады
Лес обувь поле леса
Сад кофта облако дни
в) упражнение на развитие внимания и памяти «Запомни, повтори»:
осенний лист – осеннее небо – осенняя погода – осенний воздух.
9. Составление (путём договаривания предложений ) и заучивание рассказа по сюжетной
картинке «Осень»:
а) рассматривание картинки, определение времени года (назвать признаки),
придумывание названия;
б) подбор слов на [С] – [С’] к картинке:
осень осенние сад усыпана
Листья синяя осыпаются поставить
Ясени костюм сухие листопад
Осины лист наступает сосны
в) составление рассказа:
Наступает (осень). С ясеней, лип, клёнов, осин осыпаютcя
на землю (сухие листья). Аллеи сада усыпаны (сухими листьями). Соня, Саня, Вася
и Сима гуляют в (осеннем саду). Они поднимают с земли (осенние листья). Из
осенних листьев они делают (осенний букет). Дети поставят букет на окно в
(синюю вазу).
г) заучивание рассказа;
д) выделение слов на [С] – [С’].
10. Упражнение в употреблении предлогов на, с (со) – преобразование деформированной
фразы – игра «Путаница»:
Соня, земля, листья, с, поднимать –
Сима, листья, земля, сухие, с, поднимать –
Земля, осыпаются, ясень, листья, с, на –
Осина, листья, земля, на, осыпаются, с –
Осыпаются, на, липа, листья, с, сухие, земля –
Падать, земля, листья, на, сухие –
Ставить, дети, букет, окно, на –
Физкультминутка.
12. Упражнение в образовании сложных слов путём сложения основ по данному образцу
– игра «Придумаем новые слова»:
Осенью листья падают на землю – это листопад;
А зимой на землю падает снег – это снегопад;
С высоты падает вода (в горных реках) – это водопад;
Ночью в небе падают звёзды – звездопад;
Сам летит – самолёт;
Сам катит – самокат;
Разводит сады – садовод;
Перевозит лес – лесовоз.
13. Итог занятия:
- произнесение, сопоставление [С] – [С’].
- припоминание картинок, слов на [С] – [С’].
Подг.гр ФФН
Занятие № 20
Тема: «Звук и буква Н»
Цель: 1. Правильное произношение звука [Н].
2. Знакомство с буквой.
3. Звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.
4. Печатание слогов по следам анализа.
5. Чтение слогов.
6. Большая буква в именах.
7. Сложные слова (повторение).
8. Закрепление употребления предлогов на, с (со).
Оборудование: предметные картинки (нитки, носки, лимон, апельсин, пион,
Конфета, зонт, олень, магазин, бант, бинт, земляника, батон, бидон,
Ботинки, будильник, бинокль, конь, коньки, книга, вагон, индюк, окно, кухня,
Венок, линейка, сосна, ноги, осень, малина, валенки, охотник, банан, стакан,
диван), наборы для составления схем, тетради, карандаши, разрезные азбуки.
Ход занятия.
1. Оргмомент (припоминание изученных гласных и согласных).
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
3. Знакомство с темой: игры «Четвёртый лишний», «Запомни, повтори»:
Помидор, лимон, репа, огурец - лимон
Конфета, яблоко, груша, абрикос - конфета
Василёк, одуванчик, пион, ландыш - пион
Туфли, сапоги, валенки, носки - носки
4. Произнесение, характеристика звука [Н]: согласный, носовой, твёрдый.
5. Знакомство с буквой Н.
6. Звуковой и буквенный анализ и синтез:
а) составление и чтение слогов по схеме на доске:
А А
О О
У Н У
И И
Ы Ы
б) преобразование слогов устно (на слух):
ан – он – ун – ин – ын – на – но – ну - ны
7. Правило употребления большой буквы в именах (повторение).
8. Печатание:
а) буквы Н
б) слогов: ан, он, ун, ын, ин, ни, на, но, ну, ны;
в) чтение напечатанного.
9. Физкультминутка.
10. Различение звуков [Н] – [Н’]:
а) проговаривание слов по картинкам;
б) игра «Подарим картинки Нате и Нине» (2 команды);
в) определение места звуков [Н], [Н’] в словах – игра «1,2,3» (2 команды);
г) преобразование слогов – игра «Наоборот»:
на-на-на – ня-ня-ня ан-ан-ан – Ань-ань-ань стан – стань
но-но-но - он-он-он - нос – нёс
ну-ну-ну - ун-ун-ун - кон – конь
ны-ны-ны - ын-ын-ын - ныть – нить
нэ-нэ-нэ - эн-эн-эн - ныл – Нил
д) деление слов на слоги (сначала с [Н’], затем с [Н]).
11. Составление (коллективно) схемы слова сани.
12. Упражнение в образовании сложных слов – игра «Эхо»:
Листья падают – листопад сам ходит – самоход
Снег падает - снегопад мёд носит - медонос
Вода падает – водопадзвонит попусту – пустозвон
Звёзды падают – звездопадсено косит – сенокос
Разводит сады – садоводвезде ходит – вездеход
Разводит леса – лесовод база для нефти – нефтебаза
Перевозит лес – лесовоз пыль сосёт – пылесос
Сам катит – самокатсам – летит – самолёт
Воду возит – водовоз.
13. Закрепление употребления предлогов на, с (со) – договаривание предложений по
предметным картинкам:
Кот Васька спит (на окне). - Кот Васька слез (с окна).
Ната сидит (на диване). - Ната встаёт (с дивана).
Дети катаются (на коне). - Дети слезли (сконя).
Ботинки надевают (на ноги). - Ботинки снимают (с ног).
Антон кладёт линейку (накнигу). - Антон берёт линейку (с книги).
14. Игры на развитие внимания и памяти с шестью картинками: «Что изменилось?»,
«Запомни, повтори, положи».
15. Итог занятия:
- с каким звуком познакомились?
- какой он? (характеристика звука [Н]);
- игра «Закончи слово»: ко., осе., пио.,бана., сы., де., со., апельси., пе., лимо., ваго.,