Режим учебно-тренировочной работы

Программа обучения дзюдо

Центра детского развития по дзюдо и самбо «Элефант»

Пояснительная записка

В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растёт количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности опорно-двигательного аппарата. Укрепление здоровья школьников является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства.

Воспитывая в школьниках самостоятельность, тренер помогает им решить те задачи, которые встанут перед ними в подростковом возрасте.

Утверждение подростком себя как «взрослой» личности неразрывно связано с реализацией им собственных потребностей:

-в самопознании (проявлении интереса к своим взглядам, отношениям, определении своих возможностей);

-в самореализации (раскрытие своих возможностей и личностных качеств);

-в самоидентификации (определении своей принадлежности к тем или иным социальным группам);

Педагогам важно создать для учащихся такое пространство, которое отвечало бы их возрастным потребностям и при этом благоприятно отражалось на нравственном развитии. Тренеры-преподаватели поддерживают природное любопытство учащихся, неуёмную физическую энергию, желание заниматься спортом. Попадая в новую обстановку, учащиеся имеют больше возможностей познакомиться с иными человеческими отношениями.

При повышенных физических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, включении в групповую работу у них появляется принципиальная возможность проверить себя, показать себя, что-то доказать себе и другим.

Создавая программу учебно-тренировочных занятий по дзюдо для детей 7-17 лет, мы опирались на типовую учебную программу по дзюдо для учреждений дополнительного образования, рекомендованную Центром организационно-методического обеспечения физического воспитания Департамента образования г. Москвы (М., 2003).

По нормативным документам занятия дзюдо в группах начальной подготовки можно начинать с 10 летнего возраста, и в типовых программах отсутствуют материалы для работы с детьми 7-9 летнего возраста, это обстоятельство побудило авторов к написанию образовательной программы, включая группы спортивно-оздоровительной подготовки 7-9 летних юных спортсменов. Необходимость такой программы для МАУ ДОД ДЮСШ, обусловлена большим количеством детей младшего школьного возраста, желающих заниматься борьбой дзюдо.

Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с дошкольного и младшего школьного возраста.

Настоящая программа по дзюдо предусматривает несколько этапов: этап спортивно-оздоровительной подготовки (СОП) – 1 год, этап начальной подготовки (НП) – 3 года, учебно-тренировочный этап (УТ) – 3 года и реализует на практике принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, а именно:

- непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;

- учёта интересов всех граждан при разработке в реализации всех программ развития физической культуры и спорта;

- признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, равенства их прав на государственную поддержку;

- создание благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных объединений и организаций.

Цель программы:содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка через обучение дзюдо, привитие навыков здорового образа жизни детей и подростков, укрепление здоровья.

Задачи программы:на спортивно-оздоровительном этапе и этапе начальной подготовки:

- усвоение правил, основных положений и понятий борьбы дзюдо;

- формирование специальных умений и навыков, обучение основам техники борьбы в стойке и партере, обучение технике выполнения обще-развивающих и специальных упражнений;

- устранение недостатков физического развития;

- развитие физических качеств: быстроты, координации, ловкости, гибкости, силы;

- формирование устойчивого интереса к занятиям борьбой дзюдо и спортом;

- воспитание морально волевых и физических качеств, воспитание чувства коллективизма, товарищества и взаимоуважения.

На учебно-тренировочном этапе:

- овладение основами техники и тактики дзюдо;

-повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;

- достижение спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований учебной программы

- приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях;

- воспитание высоких личностных качеств спортсмена;

- профилактика вредных привычек и правонарушений.

Режим учебно-тренировочной работы

Этап Год обучения Минимальное число учащихся в группе Максимальное кол-во учебных часов в неделю Количество часов в год
СОП 1-й год
НП 1-й год
НП 2-й год
НП 3-й год
УТ 1-й год
УТ 2-й год
УТ 3-й год

Формы занятий:

- групповые и индивидуальные;

- теоретические и учебно–тренировочные занятия;

- игровые, проверочные и другие.

Условия реализации программы:

наличие спортивного зала, татами, инвентаря для силовых тренировок, манекенов, тренажеров, перекладины, мячей для спортивных и подвижных игр, кимоно, видеоматериалов схваток, соревнований, обучающих роликов.

Ожидаемые результаты:

Улучшение качества набора в группы начальной подготовки, в том числе способных и одаренных детей. В результате педагогического и воспитательного воздействия на личность ребенка к началу занятий в группах начальной подготовки, будут сформированы основы мотивации к занятиям физической культурой и спортом. В результате обеспечения занятости детей сократятся случаи правонарушений среди них.

По общей физической подготовке: в течение года в соответствии с планом годичного цикла выполнять контрольные нормативы, соответствующие возрасту и году обучения.

По специальной физической подготовке: выполнение на оценку специальных упражнений борца и сдача контрольных нормативов в соответствии с требованиями каждого года обучения.

По технико-тактической подготовке: знать и уметь выполнять элементы техники и тактики в соответствии с программным материалом (выполнять приём, защиту, контрприём в стойке и в партере, в соответствии с программным материалом).

По психологической подготовке: соблюдать режим дня, тренировочный режим. Выполнять упражнения различной трудности, требующих проявления волевых качеств.

По теоретической подготовке: знать и уметь применять на практике программный материал, соответствующий году обучения.

Учебно-тематический план

Разделы подготовки СОП НП-1 НП-2 НП-3 УТ-1 УТ-2 УТ-3
Теория и методика освоения дзюдо
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Технико-тактическая подготовка
Психологическая подготовка
Соревновательная деятельность  
Инструкторская и судейская практика        
Контрольно-переводные нормативы
Восстановительные мероприятия
Медицинское обследование
ИТОГО

Содержание программы

Организация и планирование в группах спортивно-оздоровительной и начальной подготовки

Организация учебно-тренировочного процесса по борьбе дзюдо и его содержание на этапах спортивно-оздоровительной и начальной подготовки принципиальных различий не имеет. Естественное постепенное повышение тренировочных требований решает задачу укрепления здоровья учащихся, развития специфических качеств, необходимых в единоборствах, ознакомления с техническим арсеналом, привития любви к спорту и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям борьбой дзюдо.

При расчете времени на каждый из основных видов занятий на тренировках продолжительностью 45, 60 и 90 минут рекомендуется придерживаться следующей схемы его распределения:

· Обязательный комплекс упражнений (в разминке) 3-5 мин.

· Элементы акробатики 6-10 мин.

· Игры в касания 4-7 мин.

· Освоение захватов 6-10 мин.

· Упражнения на борцовском мосту 5-7 мин.

Оставшееся время учебно-тренировочного занятия может быть использовано на изучение и совершенствование подводящих упражнений, элементов техники борьбы, оценочных приемов в партере и стойке в пропорции 2:1.

Основой отбора учебного материала для групп спортивно-оздоровительной и начальной подготовки должен быть положен спортивно-игровой метод организации и проведения учебно-тренировочных занятий.

Подбор игр и игровых комплексов с элементами спортивной борьбы позволит более объективно оценивать пригодность ребенка к занятиям борьбой дзюдо по таким важным качествам, как умение «видеть» соперника, реагировать на его конкретные действия, выявить «бойцовский характер», умение переносить болевые ощущения и т.п. Одновременно с этим решать задачи воспитания, приспособление их к специфике единоборства, так как игровой материал является удачной формой постепенной адаптации детей к предстоящему спортивному образу жизни. В данном случае речь идет не об играх ради игры, а о средствах и методах, содержащих специфику соревновательной деятельности и огромные возможности обще-развивающего характера.

Программный материал первых лет обучения должен предусматривать возможность работы с детьми, имеющими некоторый избыточный вес, неяркое проявление некоторых физических качеств, которые являются следствием условий жизни (обильного питания, малоподвижного образа жизни), но которым не противопоказаны занятия спортом.

Периодизация тренировки в группах спортивно-оздоровительной и начальной подготовки достаточно условна, поскольку основной задачей является ознакомление занимающихся с основными средствами подготовки спортсмена-борца, с особенностями соревновательного единоборства через участие в соревнованиях по специализированным игровым комплексам и по правилам мини-борьбы.

Средства для совершенствования физической подготовки

Одно из главных требований, которое следует учитывать в процессе планирования тренировочных заданий в группах спортивно-оздоровительной и начальной подготовки, заключается в том, чтобы средства, вводимые в тренировку, постепенно обновлялись и усложнялись. Это необходимо для того, чтобы обеспечить расширение и пополнение запаса двигательных координаций (умений и навыков), необходимых в борьбе дзюдо.

Наши рекомендации