I. Организационный момент, сообщение целей урока. 1. Д о г а д а й т е с ь, какую букву мы будем писать сегодня.
II. Чистописание.
1. Д о г а д а й т е с ь, какую букву мы будем писать сегодня.
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. (Мыло.)
Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром, над заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня. (Дым.)
Вот по небу мчится конь –
Из-под ног летит огонь.
Так он громко бежит,
Что внизу земля дрожит. (Гром.)
– Догадались? (М.)
2. З а п и ш и т е, продолжив закономерность.
м М мм ММ ммм
III. Повторение.
1. П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.
2. С л о в а р н ы й д и к т а н т.
Аккуратно, библиотека, валенки, восток, горячий, до свидания, завтра, здесь, интересный, кастрюля, космонавт, лестница.
3. В о с с т а н о в и т е пословицы, объясните их значение.
Спроси громом, ... Стой за правду ... Ребенок без матери ... | горой что стол без скатерти ливнем ответят |
– Запишите пословицы, подчеркните орфограммы.
– Определите склонение и падеж существительных.
IV. Словарно-орфографическая работа.
– Как называются горящие дрова, хворост, сучья, сложенные в кучу?(Костёр.)
– Запишите данное слово, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
– Составьте и запишите со словом костёр предложение.
V. Работа по теме урока.
1. С р а в н е н и е ударных и безударных окончаний существительных второго склонения в творительном падеже (упр. 394).
2. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (упр. 397).
3. Р а б о т а с п р а в и л о м (с. 65).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
VI. Закрепление изученного.
1. К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о.
Посветить свечой, открыли ключом, отбросил плечом, угостил борщом, встретился с товарищем, укрылся плащом, борьба с саранчой, любоваться синицей.
2. К о л л е к т и в н о - и н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а (упр. 395).
3. Т в о р ч е с к а я р а б о т а (упр. 398).
VII. Итог урока.
– С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
Домашнее задание:упражнение 396; выучить правило (с. 65).
У р о к 126.
сочинение по картине И. И. Левитана «Март»
Цель:развивать речь, умение полностью и последовательно излагать свои мысли.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение целей урока.
II. Работа по теме урока.
1. Б е с е д а о х у д о ж н и к е.
И. И. Левитан (1860–1900). Исаак Ильич Левитан, выдающийся русский пейзажист, любил изображать родную природу. Осень, зима, весна, лето – все времена года неизменно привлекали внимание художника, притягивали своей неповторимой красотой.
2. Р а с с м а т р и в а н и е к а р т и н ы.
Картину «Март» художник написал в 1895 году. Она находится в Государственной Третьяковской галерее. В картине «Март» И. И. Левитан изображает начало весны, когда с полей еще не бегут говорливые ручьи и в воздухе не слышно гомона прилетевших с юга птиц. Природа все еще погружена в тишину, но по всему чувствуется, что солнечные лучи уже согревают землю, деревья, воздух. На крыше уже снег подтаял, и кажется, что в воздухе слышен звон капели. Снежные сугробы потеряли свою белизну, осели.
У крыльца дома стоит задремавшая в тишине лошадка. Глубокие синие тени от деревьев подчеркивают яркость весенних солнечных лучей.
Вся картина пронизана солнцем, свежестью весеннего воздуха. Простота сюжета, сочная, красочная лепка цветом формы изображаемых объектов – вот основные изобразительные средства художника.
3. Б е с е д а п о к а р т и н е.
– Какое время года изображено на картине?
– Почему вы так решили?
– По каким признакам можно судить о наступлении весны в картине «Март» И. И. Левитана?
– Как это изображает художник?
– Нравится ли вам картина?
– Что именно вам нравится? Почему?
– Какие еще картины о русской природе, написанные И. И. Левитаном, вам известны? («Березовая роща».)
– Какими красками написал художник картину?
– Что написано голубым, что белым, что коричневым цветом?
4. С о с т а в л е н и е п л а н а сочинения.
5. У с т н о е о п и с а н и е картины.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Бедный ежик ежится,
Все ему неможется.
Ежик головой качает,
Свои лапки растирает.
III. Написание сочинения.
1. Н а п и с а н и е с о ч и н е н и я.
2. С а м о п р о в е р к а.
IV. Итог урока.
– С творчеством какого художника мы сегодня познакомились?
Домашнее задание:написать сочинение-миниатюру «К нам весна шагает быстрыми шагами».
У р о к 127.
Работа над ошибками.
Правописание о, и, е в окончаниях
существительных после букв, обозначающих
шипящие звуки и звук [Ц]. Закрепление
Цели: учить работать над ошибками; прививать навык грамотно писать окончания существительных, содержащие буквы о или е после шипящих и ц.
Ход урока