Замечания 4 страница

3. Через минуту скажите им примерно следующее: «В этот момент оста­новитесь с закрытыми глазами. Когда я дам сигнал, вы должны обра­зовать группы по четыре человека, по-прежнему не открывая глаз и не разговаривая между собой. Когда четыре человека найдут друг друга, они встают плечом к плечу в тесный кружок, чтобы остальным было понятно даже на ощупь, что четверка укомплектована».

4· Помогите тем участникам, которые не смогли найти свою команду, образовать четверки. Если число участников не кратно четырем, то Добавьте «лишних» игроков в уже образованные квартеты. Теперь, когда все проблемы решены, дайте сигнал открыть глаза и посмот­реть, кто входит в состав их четверки. Затем объясните участникам, что сейчас им представится возможность познакомиться поближе. Каждая группа получает от Вас копию анкеты, заполняя которую она

записывает на свой счет определенное количество очков. Задача со­стоит в том, чтобы заработать как можно больше очков, извлекая вы­году из особенностей каждого участника группы.

5. Группы садятся вместе и начинают работу.

6. Когда каждая группа подсчитала число очков, все участники собира­ются вместе и сравнивают свой результат с результатом других ко­манд.

Краткое подведение итогов:

• Что я ощущал, когда пытался найти «свою» четверку?

• Имел ли я представление, кто оказался со мной в одной команде?

• Какой была атмосфера в маленьких группах?

• Что поразило меня больше всего?

• Что меня порадовало?

• Насколько важным для меня был выигрыш?

Замечания 4 страница - student2.ru

Замечания 4 страница - student2.ru

Замечания 4 страница - student2.ru

Группакакзеркало

45 минут

Каждому человеку нужно чувствовать ответную реакцию других. Это помогает нам многое узнать о других людях: какого они о нас мне­ния, что они в нас подметили, чем мы можем их порадовать или привлечь, а чем вызвать раздражение или разозлить. Мы получаем больше инфор­мации о нашем партнере, можем лучше понимать его реакции и, естествен­но, задаваться вопросом, могли бы мы здесь и сейчас вести себя как-то иначе. Группы начинают лучше работать, когда участники готовы поде­литься своим мнением друг о друге — легко, непринужденно и по воз­можности с юмором. Это упражнение пробуждает любопытство и создает атмосферу легкости. Члены группы должны уже относительно хорошо знать и уважать друг друга.

Материалы

Понадобится стопка карточек.

1. Участники садятся в круг. Положите в середину круга стопку карто-
чек. Из этой стопки каждый берет столько карточек, сколько он хочет.
Каждый мысленно обращается к кому-нибудь из членов группы, за-
тем записывает это обращение на карточке. Написанное должно вы-
ражать то личное впечатление, которое сложилось у него о другом
человеке. Фразы должны быть сформулированы примерно следующим
образом:

• я вижу, что у тебя почти всегда серьезное лицо,

• мне нравится твой смех,

• я думаю, что ты считаешь, что никогда не ошибаешься,

• я бы с большим удовольствием работал вместе с тобой.

2. Объясните участникам, что фразы, начинающиеся с «я», лучше вос­принимаются, чем фразы, начинающиеся с «ты». На карточках не надо писать, кто автор той или иной фразы, также не нужно писать, к кому та или иная фраза относится.

3. Исписанные карточки перемешиваются и кладутся текстом вниз на середину стула, который стоит в центре круга. Кто-нибудь подходит и берет карточку. Он читает ее про себя и передает ее тому члену груп­

пы, которому, по его мнению, подходит данная фраза. Тот, кто полу­чил карточку, читает фразу вслух, формулируя ее так: «Карин (это тот человек, который дал ему карточку) полагает, что у меня почти всегда серьезное лицо». Теперь все остальные, включая и получателя карточки, высказываются по этому поводу. Следует поощрять различ­ные мнения.

4. Затем получатель карточки или любой другой вытаскивают следую­щую карточку, и все повторяется. Не забудьте выделить время для подведения итогов.

Задверью

60 минут

Часто людей критикуют за их спиной. Это весьма неконструктивное поведение, которое непросто изменить. Но вполне можно научиться открыто говорить о том, что вам не нравится в другом человеке. Можно и самому предложить другому человеку рассказать вам, чем вы его раздра­жаете. Часто мы сами критикуем себя весьма сурово, и критика окружаю­щих порой не идет ни в какое сравнение с самокритикой. Все это учтено в упражнении.

1. Группа садится в круг, любой желающий покидает комнату и ждет сна-
ружи за дверью. Это действие символизирует готовность подвергнуть-
ся критике. Оставшиеся участники начинают критиковать отсутству-
ющего, причем каждый участник должен обязательно сказать:

• что его раздражает в этом человеке,

• что злит,

• отсутствие какого качества не нравится.

2. В это время стоящий за дверью пытается дать себе ответы на те же
вопросы и гадает, что же говорят о нем другие.

3. После того как все участники выскажутся, стоящего за дверью просят • вернуться в комнату. Он должен отгадать, что говорили о нем другие в его отсутствие. Он высказывает предположения, а группа может только подтверждать или отрицать правильность его догадок. Помимо этого, участник может выразить пожелание услышать и другие высказан­ные о нем мнения. В конце процедуры он должен поблагодарить всех за то, что они думали о его недостатках.

4. Следующий игрок выходит из комнаты, и игра повторяется.

5. Оставьте немного времени на заключительное подведение итогов:

• Услышал ли я о себе что-то неожиданное, о чем не знал?

• Хочу ли я принять во внимание критические высказывания в мой адрес и изменить свое поведение?

• Как я себя чувствовал во время игры?

• Задело ли меня какое-либо замечание?

Сокровенныемечты

60 минут

Э

то отличное упражнение, подходящее для небольших групп. Оно тре-бует атмосферы доверия, поэтому проводить его лучше во второй по­ловине цикла работы с группой.

Участники берут карандаш и бумагу и садятся за стол. Каждый записыва­ет на листе бумаги свою сокровенную мечту: это может быть что-то, чем человек хотел бы заниматься, или что-то, что ему хотелось бы иметь. Луч­ше писать такие вещи, которые можно читать при всех, то есть избегать интимных подробностей. Писать нужно в настоящем времени, например: «Я наконец-то купил билет на самолет и уже нахожусь в аэропорту. Сей­час я поднимусь на борт самолета, который должен доставить меня в Ка­наду, где меня ожидает путешествие на собачьих упряжках».

1. Когда каждый опишет свою фантазию, соберите написанное и прочи­тайте все записки вслух. Лучше прочитать их по два раза, чтобы у каждого участника все услышанное хорошо отложилось в памяти.

2. Теперь группа делится на команды по три-четыре человека и решает, какая команда начнет игру. Эта команда пытается угадать, кому при­надлежало то или иное желание. Затем игроки водящей команды обращаются к предполагаемому автору письма и спрашивают, действи­тельно ли именно он написал это желание. Если команда отгадала правильно, то написавший желание становится членом этой коман­ды. А сама команда продолжает угадывать авторов желаний до тех пор, пока не допустит ошибку.

3. Напомните группе, что игрок не имеет права отрицать своего автор­ства.

Замечания

Приготовьтесь к тому, что во время этой игры участники будут много смеяться, а команды — проявлять порой поразительную интуицию в поисках автора желания.

Помощник

60 минут

В ходе этой игры участники рисуют картину, которую впоследствии можно повесить на стену на все время занятий. Эта картина являет­ся своего рода помощником, потому что на ней нарисованы цели группы и формы ее внутренних отношений. К ней можно постоянно обращаться, чтобы иметь цель перед глазами.

Материалы

Вам понадобится лист ватмана размером приблизительно два метра, пачка цветных мелков, разноцветных фломастеров или маркеров.

1. Какой-нибудь доброволец ложится спиной на лист бумаги, второй че­ловек обводит маркером его силуэт, так что на бумаге возникает очер­тание человеческой фигуры — мы назовем его «Помощником».

2. «Помощник» лежит в середине круга на полу, и Вы говорите группе примерно следующее: «Эта фигура должна будет помогать нам в ра­боте, в достижении наших общих и индивидуальных целей, привно­сить в групповой процесс удовольствие, а не напряжение».

3. На первом этапе речь пойдет об уже достигнутых целях — каждый участник пишет на свободном месте вокруг головы «Помощника» свою самую важную цель, которой он достиг в ходе работы в этой группе — то, чему он за это время научился. (Если группа небольшая, то участ­ники могут описать два или даже три своих достижения. Но в любом случае начинать следует с самой важной цели.) Самые важные цели пишутся красным цветом, чтобы они сразу бросались в глаза.

4. Целесообразно сделать так, чтобы во время этого процесса участники сидели на полу рядом с картиной. Это придает процессу некоторую интимность и способность к самостоятельной постановке собствен­ной цели. Отведите участникам 2 минуты на раздумье и только потом подайте сигнал писать.

5. На втором этапе предлагается подумать о стиле работы группы, о том, что есть в нем позитивного или негативного. Участники отвечают на

следующие вопросы: что мне более всего нравится в стиле работы группы и чего я не хотел бы терпеть? (Писать можно следующим об­разом: мне нравится — кооперация, способность слушать, ролевые игры, игры и упражнения; мне не нравится — предрассудки, наличие «козлов отпущения», скучные процедуры.) Все это пишется на теле «Помощника», наиболее важные вещи отмечаются синим цветом. (Если группа очень большая, каждый пишет только одно пожелание, если маленькая — по два-три.)

6. На этом этапе Вам потребуется достаточно много времени. Каждый
участник должен объяснить, что именно он имел в виду, когда писал.
Это нужно для того, чтобы избежать возможного непонимания, а так-
же для того, чтобы «Помощник» действительно выполнял функцию
помощи.

7. В конце упражнения Вы можете сказать группе, что теперь участники
' группы могут сами выбрать «Помощнику» имя и написать его боль-
шими буквами на картине.

Замечания

Повесьте получившуюся картину на видном месте в комнате для заня­тий, чтобы каждый мог подойти к ней — в начале или конце занятия. Картина поможет следить за движением группы к поставленным це­лям и фиксировать достигнутое. Кроме того, благодаря «Помощнику» участники могут вспоминать то важное, о чем они говорили друг с дру­гом. И поскольку они самостоятельно формулировали требования и пожелания друг другу, то следует отнестись к ним достаточно серьез­но. Участники группы должны привыкнуть выполнять то, что написа­но на картине, например, делать друг другу комплименты, благодарить друг друга, открыто говорить о том, что мешает совместной работе.

В том случае, когда Вы работаете не со специально созданными, а ре­ально существующими группами (например, со школьным классом или с сотрудниками одной организации), можно предложить участникам унести картину с собой и повесить ее в классе или в офисе. Вы можете использовать и другие символы, например: силуэт школы, составлен­ный из фигур одноклассников, силуэт здания фирмы, большое дерево с ветвями, силуэт яблока, силуэт горы.

Портрет группы

90 минут

Желательно, чтобы не только руководитель группы отслеживал со­стояние группы и понимал, что с ней происходит, но и сами участ­ники могли принимать ответственность за путь развития группы и задаваться следующими вопросами:

• Как обстоят дела у других членов группы?

• Кто себя проявил больше, кто меньше?

• Есть ли в группе одиночки, то есть люди, которые ни с кем не обща­ются?

• Разбивается ли группа на подгруппы?

• Есть ли те, кому сложно чувствовать себя включенным в групповую работу?

• Есть ли люди, которым трудно раскрываться в группе?

Это упражнение предоставляет участникам возможность увидеть карти­ну всей группы в целом и при этом обратить внимание на состояние от­дельных ее участников.

1. Группа делится на две равные команды. Каждая из них получает боль­шой лист ватмана или упаковочной бумаги и мелки.

2. Задание таково: найти для каждого члена команды персональную ме­тафору, отражающую важную сторону его личности, сильные и сла­бые его стороны. Например: «Чарли — ракета. Он берется за любое задание с бешеной энергией. Если он хорошо начал, то генерирует бесчисленное множество идей, и работать с ним — одно удовольствие. Но иногда начало бывает неудачным, например, он не может убедить других в правильности своих идей. Тогда поднимается большой шум, но ракета никуда не летит, она не может подняться с Земли... Сандра напоминает мне походную аптечку, она всегда в заботах о других, го­това прийти на помощь каждому...»

Все эти метафоры должны быть представлены в виде картины. Эту картину рисуют все участники, обозначая каждого выбранной ранее метафорой. Группа сама решает, в каком виде их изобразить и как рас­положить на листе бумаги.

3, Обе команды должны по возможности работать в разных помещениях,
чтобы не отвлекаться во время этого важного задания. На это отво-
дится 30-45 минут.

4. Теперь команды собираются вместе. Они рассматривают картины друг
друга и пытаются отгадать, кого символизирует та или иная метафора
и что другая команда хотела сказать в своем произведении.

Влияние

30 минут

Вопрос о влиянии, которым обладает каждый участник в группе, все-гда бывает деликатным и непростым. В большинстве групп не быва­ет ярко выраженного единственного лидера, однако авторитет и популярность участников неодинаковы. Мы не ставим целью сделать так, чтобы все в группе имели одинаковое влияние. Это невозможно. Однако плохо, если в группе складываются косные, негибкие отношения, осно­ванные на явном подчинении одних людей другим, и порой возникают критические ситуации, в которых отдельные участники недовольны тем, что им не удается оказать влияние на группу.

Это упражнение легко сделает очевидными отношения, основанные на силе одной из сторон. Оно может помочь начать диалог на эту тему и вы­работать пути изменения сложившихся отношений. Причем упражнение подходит не только для выявления кризиса отношений, но и для других кризисогенных факторов в группе. Оно помогает поставить перед собой и дать ответ на вопросы:

• Как много я говорю?

• Сколько информации я получаю?

• С какой готовностью другие откликаются на мои инициативы?

• Насколько полно я могу раскрыться в этой группе?

• Насколько изобретательным и способным к творчеству я себя чув­ствую?

1. Участники садятся в круг. Положите на пол на середину круга подуш­ку или какой-нибудь другой предмет. Подушка будет символизиро­вать влияние одних участников группы на других.

2. Попросите участников хорошо подумать теперь над следующими воп­росами: «Кто в группе обладает наибольшим влиянием? Кто наимень­шим? Какова моя собственная позиция на этой условной шкале?»

3. Затем каждый, не говоря ни слова, должен занять позицию относи­тельно подушки в соответствии со степенью своего влияния в группе: сильный авторитет — ближе к подушке, более слабый — дальше. Пре­доставьте участникам достаточно времени, чтобы внести возможные

коррективы в общую композицию, пока у всех не сложится впечатле­ние, что все правильно.

4. Теперь каждый комментирует то местоположение, которое он занял сам. Тесно взаимосвязаны два вопроса: «Какую степень влияния я имею в группе?» и «Доволен ли я этим влиянием? Хочу ли изменить что-то в этой связи?» Помимо своего выбора каждый участник может свобод­но комментировать и выбор других членов группы.

5. Когда каждый сказал свое слово, все возвращаются в круг и обсужда­ют сложившуюся в группе ситуацию.

Душевные тайны

60 минут

Чем больше мы ценим свою группу, тем больше требований мы предъявляем к ее психологическому климату. Мы хотим быть откры-тыми, свободно говорить о том, что думаем и чувствуем. Когда нам что-то мешает, приходится постоянно быть дипломатичными, а это довольно тягостно; мы хотели бы свободно выражать охватывающие нас чувства, и чтобы при этом другие вели себя по отношению к нам так же открыто и уважительно.

Если вы работаете с обязательными, требовательными и сознательными людьми, то эта игра является хорошей возможностью прояснить многие вопросы, касающиеся душевного состояния участников, и разработать но­вые пути к дальнейшей откровенности.

1. Группа садится в круг. Каждый участник может обратиться к любому
другому, чтобы сказать ему что-то, что он раньше скрывал. Это отно-
сится к любым областям:

• Предположения. (Я полагаю, что ты еще сердишься на меня за то, что я так бесцеремонно отклонил твое вчерашнее предложение...)

• Затруднения. (Я хочу, чтобы ты больше уделял мне внимание и не обращался со мной так, словно я пустое место...)

• Признания в любви. (Я никогда раньше не решался сказать тебе, что я очень рад, что ты занимаешься именно в этой группе. Твоя веселость меня очень поддерживает...)

2. Дайте группе пару минут, чтобы каждый мог осознать, для кого он берег
эту важную, никому не известную тайну. Попросите участников от-
мечать напряженность, противостояние, противоречивые чувства,
которые неизбежно выплывут наружу.

3. «Душевные тайны» выражаются спонтанно, а это значит, что группа ждет того, кто наконец освободит их от груза ответственности.

4. Тот, к кому обращается тот или иной участник, ничего не отвечает. Нормальная реакция человека такова, что он незамедлительно всту­пает в дискуссию, когда слышит что-то будоражащее его и задеваю­

идее чувства. В этом упражнении слушающим предлагается быть сдер­жанными и контролировать свои реакции.

5. Наконец, после того как все расскажут о своих «тайнах», участникам дается возможность высказать накопившиеся эмоции: одобрение, ра­дость или сожаление. На этом этапе предоставьте участникам доста­точное количество времени.

Социограмма

45 минут

Вэтом упражнении Вы имеете возможность оригинальным образом ис-следовать отношения и стиль общения в группе.

Материалы

Вам потребуется большой лист бумаги чертежного ватмана формата A1, для каждого участника — мячик для пинг-понга (для руководите­ля группы тоже!), два мотка голубой и красной пряжи, ножницы, клей и черный фломастер.

1. Группа садится в круг. Положите все приготовленное на пол в центре круга и попросите участников сделать трехмерную картину, которая будет отражать видимые и невидимые связи членов группы. Больше не давайте никаких объяснений.

2. Попросите какого-нибудь добровольца быть наблюдателем, фиксируя действия группы. Причем это надо делать в форме протокола, кото­рый позже будет сравнен с получившейся картиной для обнаружения того, насколько реалистично группа оценила сама себя.

3. Во время работы Вы должны покинуть помещение и использовать это время, чтобы записать Ваши прежние наблюдения за процессом взаи­модействия между членами группы. Поскольку Вы уходите, сделайте особое ударение на том, что весь процесс остается на совести самих участников и наблюдателя. Дайте группе полчаса времени.

4. Теперь Вы возвращаетесь в комнату, чтобы подвести итоги. Группа обсуждает ту картину, которая получилась у них в результате реше­ния поставленной ведущим задачи, и приобщает к процессу данные из протокола, составленного наблюдателем. Вот основные и наибо­лее важные вопросы, которые обычно возникают:

• С какой точки зрения группа анализировала свои отношения? С точ­ки зрения способности к общению, с точки зрения доверия, симпатии, стиля работы, с точки зрения соперничества?

• Совпала ли картина группы с наблюдениями, записанными в прото­коле?

• Не были ли упущены какие-либо важные аспекты?

• Отражает ли картина общую точку зрения группы?

• Были ли отклонены чьи-то предложения?

• Что бы группа хотела изменить?

• Что для этого нужно сделать?

• Какое название можно дать картине?

• Подразумевается ли наличие в полученной картине руководитель группы, и если да, то каково его место?

Групповая скульптура

30 минут

В этом упражнении отдельным участникам предоставляется возмож-ность проверить свои способности вчувствования в переживания других людей и выразить свой взгляд на отношения в группе и их дина­мику. Это будет важно и для всех тех, кто руководит группой или кон­сультирует ее.

Одновременно это упражнение заставляет группу задуматься над следу­ющими вопросами:

• Какое место нашел в нашей группе каждый человек — центральное ли это место или оно на периферии?

• Какие отношения в группе можно охарактеризовать как тесные?

• В каких областях нет отношений?

• Как можно одним словом охарактеризовать сложившиеся в группе отношения: дружеские, агрессивные, конкурентные?

• Каково распределение сил?

• Как чувствует себя в группе каждый отдельный человек?

• Какую позицию занимает руководитель группы?

1. Заранее позаботьтесь о достаточно свободном помещении. Один из участников становится скульптором, он должен создать скульптуру, которая символически выражает сложившиеся в группе отношения. Для этого «скульптор» имеет право расставлять на пространстве дру­гих участников таким образом, как он считает нужным для выполне­ния поставленной задачи. При этом важно и символично не только расстояние между членами скульптурной композиции, но и положе­ние их тел: они могут стоять, сидеть, лежать на полу или стоять на стуле; они могут быть повернуты друг к другу лицом или спинами, их руки могут быть вытянуты, кулаки сжаты; лица могут выражать смех, разочарование или неодобрение. Участники должны без комментари­ев выполнять все, что скажет им «скульптор».

2. После того как скульптура закончена, участники некоторое время со­храняют ее, а потом кто-нибудь из них может изменить скульптуру так, как считает нужным. Предоставьте всем, кто этого захочет, воз­можность побыть «скульптором» и менять групповую скульптуру по

своему желанию. Таким образом, возможны разные интерпретации существующего в группе положения вещей, и эти интерпретации мо­гут отражать разные аспекты внутригрупповых отношений.

3. После этого все снова садятся на свои стулья в круг и сообща обсуж­дают упражнение.

4. Содержание вопросов может быть изменено в зависимости от специ­фики группы.

Как я отношусь к группе?

30 минут

Время от времени необходимо прослушивать «биение сердца» груп-пы, чтобы определить, насколько участники готовы в нужную мину­ту скоординироваться и вложить свою энергию в совместную работу. Некоторые симптомы могут свидетельствовать об определенных слож­ностях, например, если участники опаздывают на занятия, если в группе ведутся посторонние разговоры. Руководитель группы может заметить проявление этих симптомов по неприятному чувству, которое возникает у него при работе с группой, по снижению собственной творческой энер­гии. В таких ситуациях может помочь следующее упражнение.

1. Положите на пол посреди комнаты подушки. Скажите участникам, что эти подушки символизируют группу.

2. Все участники вместе со своими стульями собираются в одном месте комнаты на расстоянии приблизительно трех метров от лежащих по­душек.

3. Теперь один за одним участники группы выходят к подушкам, стано­вятся на том расстоянии от них, которое кажется им подходящим, и разговаривают с подушками как с группой. Они рассказывают, какое отношение к группе преобладает у них в данный момент, нравится ли им группа или нет, какие у них есть сложности, насколько, по их мне­нию, группа готова к совместной работе.

4. После того как все участники высказались, группа обсуждает сложив­шуюся ситуацию:

• Что мы можем изменить, чтобы учесть потребности членов нашей группы?

• Необходимы ли структурные изменения (соотношение времени ра­боты и пауз)?

• Интересны ли группе темы, с которыми она работает?

• Есть ли конфликты в группе?

• Есть ли конфликты с руководителем?

• Может быть, стиль работы группы слишком глубокий и серьезный или, наоборот, слишком поверхностный?

Замечания 4 страница - student2.ru

Глава 5

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, КОНЦЕНТРАЦИЯ

Сознательное движение

10 минут

Мы все предпочитаем работать с людьми, которые не отвлекаются, обладают ясным восприятием своих собственных ощущений и мыс­лей, живо и с интересом наблюдают за другими членами группы и созна­тельно подходят к выполнению задания, над которым в данный момент работает вся группа. Подобная концентрация внимания в группах долж­на постоянно развиваться и тренироваться. Каждый участник в той или иной степени склонен уходить в свой внутренний мир и пребывать в сво­их мыслях, мечтах и воспоминаниях. Понятно, что в это время он не спо­собен в полной мере чувствовать свою принадлежность данному моменту и данной группе.

Чтобы добиться от своих подопечных внимания, мы предлагаем Вам ис­пользовать различные короткие упражнения, которые мобилизуют энер­гию, усиливают концентрацию и приносят удивительные или просто очень приятные ощущения. В этом упражнении участники могут потрениро­вать восприятие своего тела.

1. Попросите участников отставить стулья в сторону и распределиться
по комнате. Скажите примерно следующее: «Просто стойте здесь, зак-
ройте глаза и постарайтесь полнее ощутить свое тело. Подумайте о том,
как вы стоите. Чувствуете ли вы какое-нибудь напряжение и можете
ли от него избавиться? Теперь сконцентрируйте внимание на ногах.
Почувствуйте, не двигаясь, как они стоят на полу. Ощутите, как рас-
пределяется ваш вес. Он распределяется равномерно или концентри-
руется больше на пятках или мысках, на внутренней или внешней
стороне ступни? Твердо ли стоят ваши ноги на полу? Или ваши ноги
только частично соприкасаются с полом?

Как вы ощущаете ноги выше ступней? Замечаете ли вы какие-либо различия в восприятии правой и левой ноги? Являются ли ваши ноги надежной опорой телу, связывают ли они его со ступнями?

2. Теперь вы можете, слегка подвигавшись, попробовать изменить кон-
такт ног с полом. Как вы ощущаете ноги и ступни теперь, когда пере-
местили вес тела?

3. Откройте глаза и снова начните медленно ходить по комнате. Почув­ствуйте, как ваши ступни касаются пола. Вы двигаетесь пластично, живо, шаркаете, топаете? (30 секунд).

Перейдите на вашу обычную манеру движения и снова ощутите свои ноги... А теперь идите быстрее.. Еще немного быстрее, не переходя на бег... Ощутите, как изменяется контакт ног с полом, когда ускоря­ется темп...

4. Снова вернитесь к нормальному темпу ходьбы... Еще медленнее... Остановитесь и закройте на мгновение глаза... Ощутите теперь ваше тело. Почувствуйте, как вы дышите... Теперь откройте глаза, внима­тельно осмотрите комнату и вернитесь на свое место».

Гдеже ты?

10 минут

При помощи этого короткого упражнения Вы сможете завладеть вни-манием участников и вернуть их к совместной работе — во время долгого занятия или в те моменты, когда энергия Вашей группы на нуле.

1. Прервите текущую работу в группе и предложите сделать небольшую паузу, чтобы встряхнуться. Участники попарно разговаривают друг с другом и рассказывают, где они находятся в данный момент в своих мыслях и эмоциях и как они себя чувствуют телесно. На этот процесс отводится 2-4 минуты.

2. Теперь все снова направляют свое внимание на то, что происходит в группе, и дают краткую характеристику своего настроения.

Варианты

Остановите текущую работу и предложите участникам отвечать по кругу на вопрос: «На что направлено в этот момент мое внимание?» Попросите участников высказываться коротко, не более 1 минуты. Это сэкономит время и поможет выражать свои мысли и чувства яснее.

Дыхание неба и земли

10 минут

Еспи участники Вашей группы уже практиковали медитацию и заин­тересовались ею, Вы можете предложить им опробовать это дыхатель­ное упражнение. Медитация освежит группу, сконцентрирует и приведет к чувству тесной связи друг с другом.

1. Группа садится в круг. Каждый выпрямляет спину и закрывает глаза. Скажите примерно следующее: «Начните дышать в одном ритме. Глу­бокий вдох — воздух проникает в легкие, а затем доходит до живота. Вдохните... выдохните... вдохните... выдохните... Почувствуйте,как вы расслабляетесь, когда дышите ровно...Почувствуйте, как вы ста­новитесь сильнее с каждым вдохом и выдохом... как вы освежаетесь с каждым вдохом и выдохом... Возможно, вам удастся почувствовать, как уходят от вас напряжение и тревога... С каждым вдохом и выдо­хом вы становитесь все более отдохнувшим... когда мы все вместе дышим ...в одном ритме... вдыхаем... выдыхаем... вдыхаем... выды­хаем... А теперь представьте себе, что ваш позвоночник — это ствол дерева... и ваши корни глубоко проникли в землю... глубоко, до само­го центра нашей планеты... Из этой глубины вы можете получить энер­гию для каждого вдоха и выдоха, почувствовать, как она струится сквозь ваши ноги наверх, как сок по стволу дерева... Теперь вы може­те почувствовать, как эта энергия входит в позвоночник, как вы чув­ствуете себя полными жизни... с каждым вдохом и выдохом...

Наши рекомендации