Ошибки при подаче после удара по мячу
После того как удар по мячу выполнен правильно, подача становится ошибочной, если мяч:
а) касается игрока подающей команды или не пересекает вертикальную плоскость сетки;
б) мяч выходит «за».
Ошибки при атакующем ударе
– Игрок касается мяча в пределах игрового пространства команды-соперника.
– Игрок посылает мяч «за».
– Игрок завершает атакующий удар, легко касаясь мяча открытой кистью и направляя мяч пальцами.
– Игрок атакует подачу соперника в момент, когда мяч полностью находится над верхним краем сетки.
Ошибки при блокировании
– Блокирующий касается мяча в пространстве соперника до или одновременно с его атакующим ударом.
– Игрок блокирует подачу соперника.
– Мяч от блока уходит «за».
Подведение итогов
Первые две партии играются до 21 очка. Команда, которая первой набирает 21 очко (при разнице в 2 очка) выигрывает партию. При счете 20:20 игра продолжается до тех пор, пока счет не достигнет разницы в два очка. Здесь нет ограничения счета. Команда, которая выигрывает две партии, выигрывает матч.
Решающая партия: при счете 1:1 после первых двух партий играется третья решающая партия. Чтобы выиграть третью партию, команда должна набрать 15 очков при разнице в 2 очка. При счете 14:14 игра продолжается до тех пор, пока счет не достигнет разницы в два очка. Здесь также нет ограничения счета.
Другие правила
· так как погода является важной составляющей игры, команды меняются сторонами корта после каждого тайма;
· Во время третей партии команды меняются сторонами при общей сумме балов кратной 15 (например, 7:8 или 15:15);
· каждая команда имеет право на два 30-секундных тайм-аута в течение матча;
замены во время партии запрещены.
ЯРОСЛАВСКАЯ ЛАПТА
Состав команды
1. Состав команды– 5 человек, из них 3 мужчины, 2 женщины.
2. Допускается наличие запасных игроков в команде. Равноценная (мужчина на мужчину, женщина на женщину) замена игроков разрешается между встречами по согласованию с главным судьей на поле. Во время проведения встречи замена допускается главным судьей на поле только в случае получения игроком травмы.
3. Нарушение количественного и гендерного состава команды не допускается ни при каких обстоятельствах. В этом случае команде засчитывается техническое поражение. (0:6).
4. В случае, если соревнования проводятся в различных возрастных категориях, любая команда принадлежит к той категории, к которой относится старший из ее игроков (включая игроков замены).
Судейская бригада.
1. Главный судья соревнований – открывает и закрывает соревнования, следит за соблюдением порядка проведения соревнований, разрешает конфликтные и спорные ситуации, возникающие во время игры, подписывает итоговые протоколы соревнований, грамоты и дипломы участников соревнований, назначает при необходимости штрафные баллы, переигровки встреч, аннулирует результаты встречи, представляет председателю оргкомитета соревнований ходатайства о дисквалификации команд.
2. Главный секретарь соревнований – руководит работой секретарей на поле, отвечает за ведение общего протокола соревнований, подсчет набранных очков (в т.ч. штрафных), отвечает за ведение экрана соревнований.
3. Главный судья на поле – осуществляет непосредственное судейство встреч, проходящих на поле, руководит работой судейской бригады поля, назначает штрафные баллы, переигровки подач, аннулирует результаты подачи, разрешает спорные моменты в ходе встречи, объявляет результат встречи, подписывает протокол соревнований на данном поле. В случае разногласий между боковыми и линейным судьями имеет право решающего голоса в оценке спорной игровой ситуации. В случае невозможности принять решение самостоятельно прибегает к помощи главного судьи соревнований. Следит за составом команды, при необходимости принимает решение о вызове на поле врача.
4. Секретарь на поле – осуществляет запись очков (в т.ч. штрафных) по ходу встречи, заносит результаты встречи в протокол, помогает главному судье на поле следить за ходом игры и составом команды, отвечает за своевременное извещение команды о предстоящей встрече в случае, ели один из ее представителей находится в данный момент у этого игрового поля.
5. Боковой судья – следит за игровой ситуацией во время проведения встречи, находясь на одной из крайних точек линии дома, сигнализирует главному судье на поле о происходящих действиях (в т.ч. нарушениях), при необходимости напоминает игрокам о правилах игры.
6. Линейный судья – следит за игровой ситуацией во время проведения встречи, находясь за линией аута, сигнализирует главному судье на поле о происходящих действиях (в т.ч. нарушениях), при необходимости напоминает игрокам о правилах игры.
Знаки судейской бригады
Для освещения происходящего на поле во время встречи, члены судейской бригады используют следующие условные обозначения.
1. «Осаливание было» - руки, скрещенные на груди.
2. «Осаливания не было» - руки, разведенные в стороны.
3. «Аут» - рука бокового судьи указывает на пространство вне поля.
4. «Мяч в поле» - рука бокового судьи указывает на поле.
5. «Нарушение» «Заступ» «Остановить игру» - рука, поднятая вверх.
Штрафы и дисквалификация.
Команда может быть оштрафована и дисквалифицирована во время встречи и между ними за:
· Распитие алкогольных напитков (в т.ч. пива)
· Курение вне отведенных для этого местах
· Неуважительное отношение к команде и болельщикам соперника.
· Неуважительное отношение к судейской бригаде, членам оргкомитета.
· Небрежное отношение и порчу имущества оргкомитета и участников соревнований.
· Неспортивное поведение
· Неоднократное нарушение правил проведения соревнований.
· Опоздание на вид без уважительной причины.
· Спор с членами судейской бригады, давление на членов судейской бригады.
· За нарушение вышеозначенных пунктов болельщиками команды.
Правом вынесения штрафа обладает любой член оргкомитета турнира.
О начислении штрафов команды информируются сразу по принятии решения о штрафе. Штрафной балл приравнивается к 0,5 очка. В случае, если штраф был назначен во время встречи, то штрафные очки вычитаются из количества очков, заработанных командой по итогам встречи (за победу – 1 очко, за поражение - 0). В случае, если штраф был назначен в перерыве между встречами, то штрафные очки вычитаются из общего количества набранных по итогам текущего тура очков.
Дисквалификация.
Команда может быть дисквалифицирована председателем оргкомитета по требованию главного судьи соревнований. Основанием может служить грубое и неоднократное нарушение правил участия команды в соревнованиях, а также нарушение состава команды.
В отдельных случаях за указанные нарушения может быть дисквалифицирована не вся команда, а лишь один или несколько ее игроков с правом заменить их. Также игрок может быть дисквалифицирован с соревнований по решению врача соревнований. В этом случае решение о дисквалификации не подлежит обжалованию.
Игровое поле.
Игровое поле представляет собой прямоугольник, разбитый на 2 неравные части.
Общие правила игры.
· Игра ведется до 6 очков. В случае счета 5-5 команды начинают разыгрывать по очереди по одному игроку, игра ведется до разрыва в 2 очка в счете между командами.
· После жеребьевки одна из команд располагается в поле, ограниченном линиями аутов, пригорода и дома. Эта команда называется командой поля.Вторая команда располагается за линией города и называется командой города.После розыгрыша первых пяти очков команды меняются местами.
· Каждый игрок имеет право на 3 попытки удара. Попытки используются подряд. Менять игрока между попытками нельзя.Попытки удара осуществляются строго по свистку главного судьи на поле
· Любое касание мяча – телом, одеждой – считается осаливанием. Осаливание возможно только в зоне игрового поля (включая пригород), т.е. осаливать и быть осаленным можно лишь находясь в зоне поля. (Исключение – случай самоосаливания, которое возможно и вне поля).
· Результативность осаливания: осаливание считается результативным, если игрок в момент осаливания касался поля какой-либо частью тела. При осаливании в полете над линией игрок считается осаленным, если в момент осаливания он не успел приземлиться на территорию вне игрового поля (за линии города или дома).
· Запрещено блокирование игроков, умышленное преграждение пути передвижения игроков команды противника, выбивание мяча из руки, толчки и т.д. Определение степени нарушения данного правила полностью находится в компетенции главного судьи на поле. В случае нарушения данного правила судья имеет право присудить разыгрываемое количество очков потерпевшей стороне.
· Каждая команда имеет право взять тридцатисекундный тайм-аут, но не более, чем 1 раз за встречу.
· Игра ведется плоской битой для Ярославской лапты и мячом для большого тенниса.
Ход игры.
Один из игроков команды города подходит к линии города и делает попытку удара. Мяч ему набрасывает игрок его команды. Набрасывать мяч самому себе запрещено. Бьющий игрок может не делать попытки удара до тех пор, пока ему не набросят мяч максимально удобно. Попыткой считается движение («мах») лаптиной в сторону наброшенного мяча. Попытка считается нерезультативной, если
· Игрок промахнулся по мячу.
· Если мяч не перелетел за линию пригорода и/или ударился в зону пригорода.
· Если мяч упал за линию аута, не коснувшись поля или кого-либо в поле.
· Если игрок, совершая перебежку, оставил лаптину лежащей в зоне игрового поля.
Попытка считается результативной, если
· Мяч пересек линию дома
· Мяч вылетел за линию аута, коснувшись поля или кого-либо в поле.
· Мяч остался в зоне поля.
В случае, если все 3 попытки оказались нерезультативными, команда поля получает разыгрываемое количество очков, а право удара переходит к следующему игроку команды города. Даже в случае результативного удара по мячу игрок может не совершать перебежку, а перейти к следующей попытке удара. В этом случае он сигнализирует об этом судье поднятием руки, а судья объявляет о решении игрока не совершать перебежку и дает свисток.
В случае результативной попытки бьющий игрок имеет право совершить перебежку. Для этого он, оставив лаптину за линией города, должен пробежать до линии дома и, коснувшись земли за линией дома, вернуться в город. В случае, если игрок совершил такую перебежку и не был осален (т.е. не касался при перебежке мяча), он приносит своей команде 1 очко.
В случае, если игрок добежал до линии дома и увидел очевидность осаливания при возвращении в город, то он имеет полностью перейти за линию дома и поднять руку вверх. Судья объявляет о решении игрока не завершать перебежку и дает свисток. Это означает, что игрок остался в доме, и в розыгрыше теперь 2 очка (Если игрок, находящийся в доме, не поднял руки и уже заступил за линию дома, намереваясь бежать обратно в город, то остаться в доме после такого заступа он не может, и обязан совершить перебежку в город). В случае розыгрыша двух очков игрок, находящийся в доме, должен вернуться в город, причем начать возвращение только после того, как его партнер по команде совершил результативный удар и начал свою перебежку. В случае, если первый игрок вернулся из дома в город, а второй игрок совершил полную перебежку, и ни один из них не был осален, команда города получает 2 очка. Если при розыгрыше 2 очков хотя бы один из игроков команды города осален, то команда поля претендует на 2 очка. В случае, если игрок, остававшийся в доме, вернулся в город неосаленным, а бьющий игрок добежал неосаленным до линии дома, он имеет право остаться в доме. (Исключение – пятый игрок, он не имеет права оставаться в доме в любом случае). В этом случае команде города записывается 1 очко, в розыгрыше вновь 2 очка. Внимание! В доме одновременно не может находиться более 1 игрока команды города.
Совершая перебежку, игрок команды города не имеет право заступать за линии аута. Сделав это, он теряет разыгрываемое количество очков.
В случае, если при перебежке игрок команды города был осален, т.е. сам или по чьей- либо вине коснулся мяча, он считается осаленным и имеет право осалить любого игрока команды противника, после чего уйти в город, принеся тем самым очки своей команде.
Команда города может помочь своим игрокам, совершающим перебежку, в случае их осаливания. Но перейти линию города и выйти в поле она может только после того, как их игрок будет осален. Если команда города вышла за линию города до осаливания их игрока, команда автоматически проигрывает разыгрываемое количество очков.
Команда поля при подаче мяча должна завладеть им любыми способами (поднять с земли, поймать с лета и т.п.) и осалить любого игрока команды города, совершающего в данный момент перебежку. Сделав это, она полностью должна перейти в город (при этом пересечь линию пригорода!). Если команде поля это удалось, и при этом ни один из игроков команды поля не был осален, команда поля получает разыгрываемое количество очков. Команде запрещается переходить за линию пригорода до осаливания игрока, совершающего перебежку. В случае нарушения команда поля автоматически теряет разыгрываемое количество очков.