Классическая программа обучения

Эта программа появилась и получила развитие одно­временно с совершенствованием парашютной техники.

Программа входит в Сборник программ по пара­шютной подготовке 1997 года (СППП-97) под номе­ром 2 и в Курс парашютной подготовки КПП-2003 под номером 6. Традиционно ее называют «второй программой».

Обучение происходит в составе группы.

Обучаемый по программе осваивает:

• отделение от летательного аппарата (чаще всего это Ан-2);

• стабильное падение;

• контроль времени свободного падения;

• контроль высоты в свободном падении;

• управление телом в свободном падении (выпол­нение фигур «спираль», «сальто»);

• тактико-технические характеристики основных парашютов Д-1-5У, Т-4, УТ-15, классическое «крыло» (ПО-16, Мастер-Хит, Parafoil), запасных парашютов 3-5, 3-6П, ПЗ-81;

• управление всеми перечисленными парашютами;

• варианты укладки перечисленных парашютов;

• основы работы на точность приземления со всеми перечисленными типами основных парашютов;

• действия в особых случаях.

Процесс обучения проходит обычно в следующем порядке. Проводятся теоретические занятия, включа­ющие лекции по всем темам программы, сдачу зачета. Инструктор проводит показательную укладку парашю­та Д-1-5У, обучаемые тренируются и сдают зачеты. Сту­денты программы, сдавшие все зачеты и прошедшие медкомиссию, приступают к выполнению прыжков.

Перед прыжками проводится наземная подготовка — отработка элементов предстоящего прыжка на трена­жерах, повторение правил безопасности, отработка действий в особых случаях.

Прыжки производятся в составе группы, инструктор-выпускающий отслеживает выполнение прыжка каж­дого спортсмена с борта летательного аппарата, при необходимости инструктор совершает контрольный прыжок — прыгает вместе с обучаемым и наблюдает его действия в воздухе, находясь рядом. Успешно выполнив задание на прыжок не менее двух раз, парашютист по­лучает у инструктора очередное задание.

По мере увеличения опыта спортсмен получает допуск к прыжкам с более сложными типами парашютов — Т-4, УТ-15. Каждый следующий тип меньше предыдущего по площади купола, имеет меньшую массу, большую горизонтальную скорость, более требователен к поло­жению тела при раскрытии. При каждом переводе на новую технику спортсмен также сдает зачет по уклад­ке, техническим характеристикам, управлению и осо­бым случаям при прыжках с данной парашютной системой. После уверенного выполнения всех необхо­димых упражнений спортсмен получает допуск к прыжкам с парашютом-«крыло», делает несколько прыжков под контролем инструктора, а затем ему оформляют документы (допуск в рабочей книжке), дающие право самостоятельных прыжков на любом аэродроме в соответствии с достигнутым опытом.

Типичный процесс обучения:

• освоение отделения от самолета «на мотор». (Д-1-5У, укладка «на веревку» — принудительное рас­крытие, высота отделения от летательного аппарата — 800 м);

• освоение стабильного падения после отделения (Д-1-5У, укладка на «расчековку», высота отделения — 800 м);

• освоение более длительного стабильного падения, контроля времени свободного падения, раскрытия па­рашюта через заданное время после отделения — 3—5 с (Д-1-5У, укладка на ручное раскрытие, высота отделе­ния — 900-1000 м);

• освоение стабильного падения в течение 10 с, кон­троля времени падения (по секундомеру) или высоты (по высотомеру), освоение элементов управления телом в свободном падении (парашют Д-1-5У или Т-4, уклад­ка на ручное раскрытие, высота отделения — 1200 м);

• освоение стабильного падения в течение 20 с, кон­троля времени и высоты, освоение управления телом в свободном падении — выполнение фигур «спираль», «сальто» (парашют Д-1-5У, Т-4 или УТ-15, ручное рас­крытие, высота отделения — 1600 м);

• освоение контролируемого падения в течение 30 с, закрепление навыков управления телом в свобод­ном падении, освоение падения и выполнения комп­лекса фигур в группировке (парашют Д-1-5У, Т-4, УТ-15, «крыло»; ручное раскрытие, высота отделения — 2200 м).

Недостатки «второй программы»:

• как правило, инструктор не имеет возможности ра­ботать индивидуально с каждым спортсменом;

• инструктору сложно контролировать прыжки каждого спортсмена группы (часто инструктор за­поминает только прыжки спортсменов, которым следует повысить или понизить уровень сложности за­дания);

• первые прыжки осуществляются с тяжелыми и медлительными парашютами Д-1-5У;

• относительно большое число прыжков по про­грамме, а следовательно, и большие расходы на эти прыжки.

Достоинства:

• стоимость обучения самая низкая из всех про­грамм (общие расходы порядка $400—500 в зависи­мости от способностей обучаемого и интенсивности

обучения);

• относительно большое количество прыжков по программе, а следовательно, достаточное время на адаптацию к свободному падению;

• освоение укладки нескольких типов куполов, а также управления ими, что положительно сказыва­ется на изучении парашютной техники в дальнейшем (многие принципы в укладке и управлении одинаковы для всех парашютов), на закреплении знаний процес­са раскрытия парашютов и возможных проблем;

• спортсмен, обучавшийся по этой программе, все или почти все прыжки совершил сам, в воздухе помо­щи ждать было не от кого, поэтому по сравнению с выпускником AFF он более самостоятелен и лучше подготовлен к сложным ситуациям.

AFF (ACCELERATED FREE FALL - УСКОРЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ СВОБОДНОМУ ПАДЕНИЮ)

Эта программа создана в США. Главная особен­ность — индивидуальная работа со студентом, обу­чающимся по программе. Этим объясняются самое короткое время обучения и самая высокая стоимость. Все прыжки выполняются со студенческим парашю­том типа «крыло» с высоты 4000 м.

Обучаемый по программе осваивает:

• отделение от летательного аппарата (Ми-8, Л-410, Ан-28);

• стабильное падение;

• контроль высоты в свободном падении;

» управление телом в свободном падении (выпол­нение фигур «спираль», «сальто»);

• управление студенческим парашютом-«крыло» (PD 9-cell, Falcon, Manta);

• основы работы на точность приземления;

• действия в особых случаях.

Обучение делится на восемь уровней. Каждый уро­вень включает самостоятельное изучение теоретичес­кого материала (учебника), теоретическое занятие с инструктором, отработку упражнения на земле, от­работку действий в особых случаях и непосредственно прыжок. Минимальное количество прыжков, за кото­рое можно окончить обучение по программе AFF, рав­но количеству уровней, хотя, как правило, на некото­рых уровнях приходится делать несколько прыжков. После прохождения всех уровней спортсмен про­должает прыгать под присмотром инструктора, и фак­тически курс обучения может быть окончен после

выполнения не менее 20 прыжков и присвоения сту­денту категории «А». Только тогда он получает право на самостоятельные прыжки. На каждом этапе студент приобретает определенные навыки:

0-й уровень — тандем-прыжок (AFF-тандем). Озна­комление со свободным падением, в процессе которого обучаемый (тандем-пассажир) выполняет все действия, отработанные на земле, — поза, контроль высоты, ими­тация раскрытия парашюта, а тандем-инструктор мо­жет корректировать действия студента.

1-й уровень — освоение стабильного падения, конт­роля высоты, имитация раскрытия парашюта, обеспе­чение безопасного приземления. Обучаемый прыгает со студенческой парашютной системой в сопровожде­нии двух инструкторов, которые придерживают его в течение всего прыжка. При этом студент выполняет отработанные в процессе подготовки на земле дей­ствия. После раскрытия студент самостоятельно управ­ляет парашютом и приземляется. Чтобы инструктор мог подсказать правильные действия по управлению куполом, используется радиосвязь с обучаемым.

2-й уровень — повороты на 90 градусов, контроль высоты, самостоятельное раскрытие парашюта, изу­чение управления куполом. Студент начинает осваи­вать приемы управления телом в свободном падении. Для обеспечения безопасности и коррекции пра­вильности действий студента придерживают два инструктора. После раскрытия студент также само­стоятельно управляет куполом, пользуясь подсказка­ми по радио.

3-й уровень — контроль ног, падение без поддержки инструкторами, контроль горизонтального положе­ния, самостоятельное раскрытие, улучшение навыков управления куполом. На этом этапе инструкторы отпускают студента в свободном падении, оставаясь те не менее рядом. То есть студент падает самостоятел! но. При этом он отрабатывает необходимые действ*

4-й уровень — расчет точки выброски, развороты бс лее 90 градусов, движение вперед, отмашка, работа точность приземления. Студент пробует рассчитать, где необходимо произвести отделение от самолета; во время прыжка он выполняет усложненные элементы — развороты на 180 градусов, планирование (движение в направлении инструктора). Как и во время всех ос­тальных прыжков, студент должен постоянно контро­лировать высоту, раскрывать парашют самостоятель­но на заданной высоте. Прыжок выполняется с одним инструктором.

5-й уровень — спираль (горизонтальный разворот на 360 градусов), движение вперед, обеспечение безопас­ного раскрытия (отмашка и осмотр пространства перед раскрытием). Студент выполняет еще более сложные элементы управления телом в свободном падении. Инструктор не держит его, а просто находится рядом, контролируя правильность действий и следя за без­опасностью прыжка.

б-й уровень — расчет точки выброски, самостоятель­ное отделение, сальто назад, обеспечение безопасного раскрытия (разбежка, отмашка, осмотр пространства перед раскрытием). Студент осваивает выполнение сальто назад и дополнительных элементов, обеспечи­вающих безопасность групповых прыжков.

7-й уровень — комплекс фигур (сальто назад, вперед, разворот на 360 градусов влево и вправо), обеспечение безопасного раскрытия (разбежка, отмашка осмотр пространства перед раскрытием), совершенствование навыков работы на точность. Студент демонстрирует все освоенные навыки в комплексе.

Недостатки AFF:

• все прыжки совершаются в присутствии инструк­тора, студент привыкает, что рядом всегда есть тот, кто сможет помочь в нештатной ситуации. Данная привыч­ка может подвести после окончания обучения и нача­ла самостоятельных прыжков;

• стоимость обучения самая высокая (примерно

$1000);

• из-за короткого срока обучения студент не всегда успевает хорошо усвоить большой объем информации, знания оказываются поверхностными;

• укладка парашюта не входит в стоимость обучения.

Достоинства:

• индивидуальная работа инструктора с обучаемым, студент тратит свое время наиболее рационально;

• все прыжки совершаются в присутствии инструк­тора, который может помочь в сложной ситуации, что означает достаточно высокий уровень безопасности начальных прыжков;

• все прыжки контролирует находящийся рядом ин­структор, который отслеживает ошибки и может на месте скорректировать действия студента;

• все прыжки производятся с высоты порядка 4000 м, следовательно, рабочее время свободного падения в каждом прыжке составляет немного меньше минуты;

• все прыжки производятся с парашютом типа «крыло».

STATIC-LINE

Эта программа похожа на классическую программу обучения с тем отличием, что прыжки сразу произво­дятся с парашютами типа «крыло». Обучение проходит в группах от 10 человек. Стоимость и срок обуче­ния — средние между классической программой и AFF, В России обучение по программе Static-Line сопро­вождалось достаточно большим количеством проис­шествий. В настоящее время эта программа признана недостаточно безопасной и в России почти нигде не практикуется.

ВЫБОР ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

Ввиду разного подхода к обучению уровни подго­товки выпускников разных программ заметно отлича­ются друг от друга. Попробуем сравнить результаты обучения по двум основным практикуемым в России программам — классической и AFF.

В целом выпускники классической «второй про­граммы» лучше подготовлены в вопросах безопаснос­ти, более самостоятельны. Выпускники AFF лучше подготовлены с точки зрения спортивной работы, име­ют минимальные навыки групповой акробатики. Для примера возьмем типичных выпускников: «второй про­граммы» с 35 прыжками и AFF — с 12 прыжками. Вы­пускник классической программы имеет за плечами 35 раскрытий-приземлений и около 10 мин самостоя­тельного свободного падения, из которых приблизи­тельно 4 мин использованы малоэффективно, то есть не на изучение управления телом в свободном падении, а на разгон и подготовку к раскрытию. Оставшиеся 6 мин используются также не с максимальной отдачей, поскольку инструктор наблюдает за студентом с боль­шого расстояния (с борта самолета или с земли в опти­ческий прибор) и не может скорректировать мелких нюансов. Выпускник AFF имеет 12 раскрытий-призем­лений и примерно 12 мин свободного падения, из ко­торых приблизительно 10 мин были использованы

максимально эффективно — на освоение управления телом под контролем инструктора, находящегося ря­дом. Понятно, что бывший студент AFF должен уметь лучше управлять телом в свободном падении, а под ку­полом более уверенно будет чувствовать себя «второ-программник».

Различия в процессе обучения также накладывают заметный отпечаток на будущих спортсменов.

Прыжки по классической программе выполняются с относительно небольшой высоты (до 2500 м), пара­шютисты должны успеть выполнить задание за доста­точно небольшое время и приучаются получать от каж­дого прыжка максимум пользы.

Студента AFF не учат самостоятельно укладывать парашют. При желании он может пройти отдельный курс обучения укладке (за отдельную плату). Практи­ка показывает, что парашютист, которого изначально не приучили укладывать парашют самостоятельно, и в дальнейшем предпочитает прыгать на чужой уклад­ке, доверяя ей больше, чем своей. Студенты «второй программы», как правило, с самого начала самостоя­тельно укладывают как основной, так и запасной парашюты. Укладывая парашют, спортсмен лучше по­нимает взаимодействие его частей при раскрытии. Во время прыжка он на себе ощущает результаты своей работы, задается вопросом, как уложить «помягче» или, наоборот, чтобы парашют раскрывался быстрее.

Медленные круглые парашюты с ограниченными возможностями маневрирования заставляют спорт­сменов «второй программы» максимально использовать полученные знания по управлению куполом, чтобы приземлиться в желаемую точку. Студент AFF, прыгая с более летучим куполом, имеет больше свободы вы­бора места приземления и поэтому находится в более выгодных условиях с точки зрения безопасности.

Круглые парашюты приземляются относительно жестко, и выпускник «второй программы» уже подго­товлен к жестким приземлениям, с которыми иногда приходится сталкиваться и при прыжках на «крыле». Выпускник AFF имеет некоторый опыт управления «крылом», и при переходе от студенческих куполов к спортивным ему надо лишь немного скорректировать навыки, а не полностью менять технику управления парашютом.

Инструктор AFF постоянно опекает студента, под­страивается под него, а после окончания обучения начинающий спортсмен в некотором роде остается в одиночестве. Многие выпускники AFF, приступив к самостоятельным прыжкам, чувствуют себя в воздухе без инструктора настолько неуверенно, что перестают прыгать. Прыжки по «второй программе» выполняют ей группой, количество прыжков зависит от скорости и качества укладки парашюта каждого обучаемого, что! воспитывает в спортсменах дисциплинированность, ответственность и сплоченность. Часто спортсмены, обучавшиеся в одной группе, становятся крепкими друзьями по жизни. Примерно половина студентов, записавшихся на обучение по «второй программе», не заканчивает обучение, но практически все окончившие его остаются в парашютном спорте.

Условия обучения по «второй программе» можно назвать более спартанскими, а по AFF — тепличными, более подходящими для американского менталитета.

Обе программы обучения имеют как положитель­ные, так и отрицательные стороны. Желающих обу­чаться по этим программам много. Каждая программа занимает свою нишу, например, AFF обычно выбира­ют те, кто имеет высокий уровень доходов и очень мало времени на обучение. AFF широко практикуется в Московском регионе, в других регионах России на-

много больше распространена классическая програм­ма. На Западе подавляющее большинство спортсменов проходят подготовку по программе AFF.

Хотя спрос на обучение по «второй программе» не­малый, в последнее время по России наметилась тен­денция снижения числа обучающихся по ней. Одна из причин в том, что в этой программе, как правило, ис­пользуется парашютная техника аэроклубов, дожива­ющая последние годы своего календарного ресурса.

Многие спортсмены считают, что наилучшим ва­риантом обучения была бы комбинация «второй про­граммы» и AFF, вобравшая в себя все лучшее от обеих программ и включающая обучение небольшими груп­пами, освоение нескольких типов парашютов, высот­ные прыжки (самостоятельные и с инструктором), азы групповой акробатики.

Наши рекомендации