V. личностные, метапредметные и предметные результаты
Программа внеурочной деятельности
Спортивно-оздоровительного направления
«Мини-лапта»
Для учащихся начальных классов
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Ворожейкин Д.А.
Санкт-Петербург 2016
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
По направлению программа является спортивно-оздоровительной;
по функциональному предназначению – оздоровительной и общекультурной;
по форме организации – внеурочная деятельность;
по времени реализации – двухгодичной подготовки..
Цельюпрограммы является формирование физической культуры личности воспитанников, с учётом возрастных особенностей и оздоровление учащихся посредством игры «Лапта».
Содержание занятий позволяют решать задачи физического воспитания:
Образовательные
· приобретение физкультурных знаний, необходимых для организованных и самостоятельных занятий при игре в «Лапту», освоение правил, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности во время самостоятельных игр
· формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,
· взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
Воспитательные
· содействие становлению и развитию потребности в отношении к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности; положительных черт характера, таких как дисциплинированное поведение, коллективизм, честность, отзывчивость, смелость, настойчивость в достижении цели;
· воспитание координационных способностей; становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
· духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
Оздоровительные
· содействие укреплению здоровья учащихся, формирование и поддержание правильной осанки, профилактика плоскостопия;
· профилактика заболеваний, стрессовых состояний средствами «Русской лапты»
· повышение умственной работоспособности;
· освоение навыков формирования здорового образа жизни средствами народных игр;
· укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Совместное постановление Министерства образования, Госкомспорта и Минздрава России от 16 июля 2002 года о введении трёх обязательных уроков физической культуры в общеобразовательной школе – реальный шаг к решению проблемы повышения двигательной активности школьников, которые играют огромную роль в непрерывном образовании личности. Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, спортивные клубы и секции, юношеские организации, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение. Данное направление соответствует требованиям и задачам государственного образовательного стандарта по физической культуре в общеобразовательной школе, так как оно направлено на выполнение учебных нормативов школьной программы.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Игры – важное средство в системе образования и воспитания подрастающего поколения, в формировании ЗОЖ, в организации отдыха и досуга, в восстановлении и развитии телесных и духовных сил. В этом проявляется ценность подвижных и спортивных игр для личности и общества и её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, задания с мячом создают неограниченные возможности для развития координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации). То есть в основе программы лежит идея саморазвивающего обучения, которое включает в себя все сущностные качества технологий развивающего обучения и дополняет их особенностями:
- деятельность учащегося организуется не только как удовлетворение двигательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности;
- в самоутверждении (самовоспитание, самоопределение амплуа (защитник или нападающий), свобода выбора игровых действий);
- в самовыражении (творчество, поиск своих способностей и сил);
- в защищённости (саморегуляция, выполнение правил игры, коллективная деятельность, самоопределение);
- в самоактуализации (достижение личных спортивных результатов, адаптация в социуме).
III. МЕСТО ПРЕДМЕТА
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Мини-лапта» составлена в соответствии с учетом материально-технического обеспечения, климатических условий, состояния здоровья детей и их индивидуальных особенностей:
- предназначена для обучающихся 6-11 лет, 1-4 классы
- рассчитана на проведение 4 часа в неделю: 144 часов в год, всего 288 часов.
Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. Особенностями данной группы учащихся являются:
- активность;
- физическая подвижность детей;
- ведущий вид деятельности – игра.
IV. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Программа «Мини-лапта» носит адаптированный характер, реализуется в условиях класса-группы. Набор в группу осуществляется на добровольной основе. Занятия проводятся в учебном кабинете, спортивном зале и на игровой площадке образовательного учреждения. Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным особенностям школьника.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся.
"Мини-лапта" - игра командная. Каждая команда согласно действующим правилам состоит из 8 игроков. Мини-лапта относится к ситуационным видам спорта, особенностью которых является непрерывное изменение структуры и интенсивности двигательных актов. Известно, что общим признаком, находящим свое выражение в любой спортивной игре, является высокая психическая напряженность соревновательной борьбы. Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу игры. В связи с тем, что двигательная активность каждого игрока команды имеет конкретную направленность.
Нагрузка может дозироваться следующими приемами: уменьшением или увеличением числа играющих; продолжительностью игры по времени; размерами игровой площадки; количеством повторений; тяжестью предметов и наличием перерывов для отдыха. По окончанию игры необходимо поощрить игрока, отметив его ловкость, силу, инициативу. Наблюдения в работе с детьми показали, что те дети, которые влились в игру со старта, быстрее других адаптируются к окружающей обстановке, чувствуют себя более комфортно в повседневной жизни. Доказано, что мини-лапта улучшает физическое развитие детей, благотворно воздействует на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого, это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр. Наши занятия свободно посещают родители, с которыми часто проводятся беседы.
Игра воспитывает у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению «взять себя в руки» после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы. Оценивая все это, можно сделать вывод, что «Мини-лапта» является универсальным средством для развития двигательных качеств, оздоровления и социальной адаптации учащихся.
V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа по внеурочной деятельности «Мини-лапта», способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий, метапредметных и предметных результатов.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
- организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;
- соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;
- оценивать правильность выполнения действия;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
- проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
- организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
- контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
- задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах физкультурной деятельности;
- приобретение знаний о русских народных играх, о традициях, истории и культуре русского народа;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач во внеурочной деятельности;
- готовность конструктивно разрешать конфликты, посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектом и процессами;
- умение осуществлять информационную, познавательную деятельность с использованием различных средств связи и коммуникации.
Предметные результаты:
- формирование представления о роли физической культуры для укрепления здоровья (физического, социального и психического), о позитивном влиянии физической культуры на человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
- обучение разнообразным правилам русских народных игр и других физических упражнений игровой направленности;
- привитие необходимых теоретических знаний в области физической культуры, спорта, гигиены;
- овладение умениями организовывать здоровье формирующую и здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (быстроты, координации, гибкости);
- обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр;
- планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организации отдыха, досуга с использованием игры «Мини-лапта»;
- изложение фактов истории развития «Русской лапты» и её значение в жизнедеятельности человека, её места в спорте, физической культуре;
- измерение индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела);
- развитие основных физических качеств;
- оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстниками при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
- организация и проведение со сверстниками подвижных игр, спортивных эстафет; подготовка соревнований и показательных выступлений на базе изученных элементов, осуществление объективного судейства своих сверстников;
- анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
- видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека.
Первый уровень результатов - воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к мини-лапте : начальное обучение технике и тактике, правилам игры. Развитие физических качеств с учетом специфики мини-лапты, воспитание умений соревноваться индивидуально (физическая и техническая подготовка) и коллективно (подвижные игры, мини-лапта). Освоение основ гигиены и самоконтроля.
Второй уровень результатов - освоение теоретического раздела программы; базовой технической, тактической, физической, специальной, интегральной, соревновательной подготовки. Обучение элементам специализации по игровым функциям (защитники, нападающие).
Третий уровень результатов - повышение уровня технико-тактического мастерства игроков в Лапту. Участие спортсменов в соревнованиях различных уровней.
VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | |
1 этап – начальной подготовки | 1 год обучения | 2 год обучения |
Исторические и национальные основы. | ||
Развитие скоростных качеств: бег из различных исходных положений, челночный бег, бег с оббеганием стоек, с набивными мячами; игры: «День и ночь», «Вызов» | ||
Развитие скоростно-силовых качеств: броски набивного мяча из различных положений, прыжки с места, многоскоки попеременно на каждой ноге, игра «Катающаяся мишень» | ||
2 этап –учебно-тренировочный | ||
Основной спортивный инвентарь для игры в мини-лапту. Совершенствование навыков ловли мяча одной рукой, двумя руками, выполнение передачи мяча. | ||
Обучение ударам битой по мячу. | ||
Стойка игрока. Передвижение игроков. Овладение стойкой и передвижениями. | ||
Ловля мяча. Передача мяча. Броски мяча в цель. Финты, уклонения. | ||
Тактика игры в мини-лапту. Тактика игры в нападении. | ||
Тактика игры в мини-лапту. Тактика игры в обороне. | ||
Тактическая подготовка. Овладение основамииндивидуальных действий игроков в нападении («город») и в защите («поле») | ||
Тактическая подготовка. Овладение групповыми взаимодействиями | ||
Тактическая подготовка. Овладение командными взаимодействиями | ||
Игровые занятия. Соревнования. | ||
ИТОГО |
Этап
Начальная подготовка
Основной принцип построения работы на этапе начальной подготовки - универсальность в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем занимающимся, соблюдение требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Основная тенденция программы - обучающая. Необходимо создать предпосылки для успешного изучения юными спортсменами широкого арсенала технических средств, достижения высокого уровня специальной физической подготовленности на последующих этапах многолетнего тренировочного процесса.
Конкретные задачи и преимущественная направленность тренировки:
- укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию;
- привитие интереса к занятиям по мини-лапте;
- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексных упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- развитие быстроты, ловкости, гибкости;
- овладение основами техники перемещения, передачи и ловли мяча, ударов битой по мячу;
- начальное обучение тактическим действиям;
- приучение к игровой обстановке.
Однонаправленное, по физической подготовке (1 этап).
Задачи:
I. Развитие скоростных качеств.
II. Развитие скоростно-силовых качеств.
1. Организационные вопросы
2. Ходьба обычная, круговые движения прямыми и согнутыми руками, рывковые движения, сжимание пальцев в кулак.
3. В различных исходных положениях (на месте и в движении) движения плечами вверх-вниз, вперед-назад, круговые движения плечами.
4. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх в сочетании с различными перемещениями: ходьба, бег, скрестные шаги.
5. Быстрое передвижение на согнутых ногах, в приседе, прыжки в приседе с продвижением вперед.
6. Бег вдоль границ площадки. По сигналу последний в колонне спортсмен делает ускорение и, обогнав колонну, бежит впереди. Затем обгон начинает следующий и т. д.
7. Стоя на одной ноге, другая впереди, сгибание и разгибание стопы, круговые движения стопой наружу и внутрь. То же с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук и круговыми движениями рук.
8. В положении стойки на лопатках разнонаправленные движения прямыми ногами вперед, назад; одновременное и поочередное сгибание ног.
9. Подскоки на двух ногах: ноги вместе, врозь, правая впереди, левая впереди и т. д.
Развитие скоростных качеств.
1. По зрительному сигналу бег 10-15 м из различных исходных положений: стоя, сидя - лицом и спиной к стартовой линии, лежа - головой и ногами к стартовой линии.
2. Бег с максимальной скоростью, обегая стойки, набивные мячи и т. п.
3. Челночный бег 20-30 м, отрезки 5-10 м, 3-4 серии.
4. То же с двумя набивными мячами (2 кг) в руках, 2 серии.
5. Игра «День и ночь». Две команды (одна «День», другая «Ночь»):выстраиваются в две шеренги у линии кона (дома) на расстоянии 2-3 м одна от другой. Тренер называет одну или другую команду, игроки названной команды стараются догнать и осалить игроков другой команды, которые убегают за контрольную линию. Игра усложняется тем, что сигналы подают зрительные, противники стоят друг к другу спиной, сидят, лежат и т. п. Подсчитывается количество осаленных игроков.
6. Игра «Вызов». Две команды стоят в шеренгах лицом друг к другу на расстоянии 12-15 м. Игрок одной команды направляется к команде противника, игроки которой вытягивают вперед одну руку. Вызывающий три раза касается ладоней противника, после третьего касания убегает, а вызванный игрок стремится его догнать. Если догнал, вызывающий идет к нему в «плен», если не догнал - сам идет в «плен». Команда продолжает вызывать противников до тех пор, пока ее игрок не попадет в «плен». Если игрок,имеющий «пленного», сам попадает в «плен», его «пленный» освобождается и снова принимает участие в игре. Побеждает команда, имеющая большее число «пленных» (за определенное время) или взявшая в «плен» всю команду противника.
Развитие скоростно-силовых качеств.
1. В парах броски набивного мяча (1 кг) двумя руками от груди снизу (справа, слева), из-за головы, из положения наклона вперед бросок назад через голову на дальность, соревнования.
2. Прыжки в длину с места, соревнование «Кто дальше?».
3. Многократные прыжки в длину с места.
4. Многоскоки на правой, левой ноге.
5. Многократные прыжки попеременно на правой и левой ноге -далеко-высокие.
6. Игра «Катающаяся мишень». Занимающихся делят на две команды, которые располагаются за линиями в 2 м от лицевых линий. В центре устанавливается футбольный мяч, в руках играющих теннисные мячи. По сигналу тренера игроки обеих команд, бросая теннисные мячи, стараются закатить футбольный мяч на сторону противника за контрольную отметку (очко). Разыгрывается 5-10 очков.
Этап
Учебно-тренировочный этап
Основной принцип учебно-тренировочного этапа - универсальность подготовки с элементами игровой специализации (по функциям). Задачи на этапе: укрепление здоровья и закаливание организма учащихся, содействие правильному физическому развитию; повышение уровня общей физической подготовленности, развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании техники и тактики; прочное овладение основами техники и тактики русской лапты; приучение к соревновательным условиям; определение каждому учащемуся игровой функции в команде и сучетом этого индивидуализация видов подготовки; обучение навыкам ведения дневника, системам записи игр и анализа полученных данных; приобретение навыков организации и проведения соревнований по русской лапте, судейства, учебно-тренировочных занятий; выполнение зачетных требований и специальных нормативов, по годам обучения. По своему характеру, средствам, методам и организации занятий тренировки на этом этапе характеризуются изучением базовых структур в системе подготовки юного спортсмена.
Спортивная направленность программы исходит из необходимости уже на этом этапе в возрастных группах добиться прочного овладения занимающимися основами техники и тактики игры, достаточного уровня развития физических качеств и способностей, что позволит в дальнейшем в достичь высокого уровня индивидуального мастерства и успешно реализовать его в соревнованиях.
Задачи:
I. Совершенствование навыков ловли мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча.
II. Обучение ударам битой по мячу способом сбоку.
III. Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите.
Инвентарь: набивные и теннисные мячи, плоские и круглые биты. Организационные вопросы Ходьба обычная по кругу, в колонне, на носках, пятках, в полуприседе, в приседе Бег вдоль границ площадки. Упражнения с набивными мячами: броски и ловля одной и двумя руками, стоя на месте и в прыжке.Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед.Игра «Лови мяч». Две-три команды выстраиваются в колонну по одному на расстоянии от колонн начерчены круги. По сигналу первые игроки команд с набивным мячом бегут в круг, поворачиваются к колонне и бросают мяч вторым игрокам, а сами бегут в колонну и т. д. Побеждает команда, раньше закончившая упражнение; первый игрок, поймав мяч от последнего, поднимает его вверх.
Совершенствование навыков ловли мяча одной, двумя руками и выполнение передач мяча.
1. В парах на расстоянии 8-10 м друг от друга. Один игрок набрасывает мяч по средней или высокой траектории на голову партнеру, другой, смещаясь на мяч, ловит его и выполняет набрасывание в обратном направлении.
2. В парах: первый бросает мяч с достаточной силой из-за плеча, другой ловит и выполняет бросок в обратном направлении, поочередно направляя мяч выше головы, в грудь и в ноги.3. В парах: ловля мяча одной рукой поочередно правой и левой. Какой рукой игрок поймал мяч, той и делает передачу, расстояние 8-10 м.
4. То же на расстоянии 15-20 м.
5. Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передачи на месте со сменой мест. После передачи ученики могут перемещаться в конец своей колонны, в конец встречной колонны, обегать встречную колонну и возвращаться в конец своей колонны.
6. Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передача на месте на быстроту, сочетать передачи с перемещениями на скорость.
Обучение ударам битой по мячу способом «сбоку».
1.Имитация удара способом «сбоку» в медленном темпе, производя имитацию ударов на низком, среднем и высоком уровнях.
2. Удары по мячу способом «сбоку» плоской битой.
3. То же, только круглой битой по подвешенному на высоту 1-1,5 м мячу.
4. Удары по мячу способом сбоку, подброшенному партнером на высоту 1,5 - 2 м.
5. То же, только задавая достаточно высокую траекторию полету мяча, среднюю траекторию и низкую.
Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите.
1. В парах на расстоянии 18-20 м. Один партнер с мячом располагается спиной к игроку. По сигналу игрок без мяча бежит к партнеру или от него. По второму сигналу стоящий спиной разворачивается и выполняет точную передачу партнеру. Игрок, поймавший мяч, по сигналу выполняет аналогичное задание. Способы передачи постоянно меняются в зависимости от расстояния.
2. Построение в колонну по одному. На расстоянии 15 м находится игрок. Направляющий в колонне выполняет передачу игроку и бежит к нему навстречу. Игрок возвращает мяч направляющему, который убегает в конец колонны. Потом следующий из колонны выбегает и т. д. Способы передачи в зависимости от ситуации меняются.
3. Построения в кругах по 5-7 человек, у всех в руках мячи. В центре круга один игрок. По сигналу игроки с мячами по очереди бросают в центр круга мячи. Игрок, стоящий в центре круга, поворачивается к бросающему мяч и старается поймать его любым способом (двумя руками или одной).
Тактическая подготовка
Тактика игры в нападении ( в «городе»).
Цель – с помощью перебежек заработать как можно большее количество очков, в то же время не давая возможности соперникам набирать очки ловлей «свечей» (мячей, пойманных с лёту).
Тактические умения
1) сделать правильную расстановку игроков на удар в зависимости от общего плана игры;
2) выбрать верный способ и направление удара;
Поводом для выбора определённого удара могут быть:
а) ошибки в расстановке на «поле» игроков команды соперников (неприкрытое пространство),
б) расчёт на мощный и дальний удар у игроков, которые им обладают,
в) удар на игрока, плохо ловящего мяч,
г) удар в ближний угол площадки в случае если партнёры стартуют с линии «города»
д) дальний удар для возвращения своих игроков из-за противоположной лицевой линии
3) уметь вовремя начать перебежку после удара, после броска соперников или при возврате мяча в «город» соперниками;
4) уметь определять направление бега при перебежке, меняя его и уходя от мяча при передачах соперников;
5) при перебежке уметь вовремя оттянуть на себя игрока соперников с мячом, идущего на «осаливание», чтобы дать возможность своим игрокам, несущим очки, вернуться в «город».
Тактика игры в обороне (в «поле»).
Цель - ловля мяча слёту («свеча»), набрать как можно большее количество очков, не давая соперникам совершить перебежку или после «осаливания» противников самим перейти в «город».
При умении всех игроков команды отлично ловить мяч или в определённые моменты игры, бывает более выгодно играть в «поле», чему и отдаётся предпочтение.
Тактические умения.
1) уметь сделать правильную расстановку игроков на площадке в зависимости от конкретной складывающейся ситуации и возможностей бьющего в данный момент игрока;
2) уметь своевременно и в нужном направлении выполнить передачу партнёрам при перехвате игрока соперников;
3) уметь правильно передвигаться (в нужном направлении) на площадке в зависимости от складывающейся ситуации;
4) быстро и правильно решать задачу: бросать – не бросать, в зависимости от конкретной ситуации;
5) уметь правильно выбрать момент осаливания;
6) уметь выбрать направление ухода с площадки после осаливания соперников;
Методические рекомендации.
Непрерывность и внезапность изменения игровых ситуаций в спортивной лапте, зависимость командного успеха от самостоятельности и эффективности действий отдельных игроков непременным условием выдвигают проявление таких качеств, как сообразительность, инициатива, творчество.
Тактическая подготовка – наиболее сложный раздел тренировочного процесса. Это обусловлено тем, что тактическое мастерство игроков в конечном счёте определяется уровнем тактического мышления и их умением эффективно взаимодействовать с партнёрами. Развитие же тактического мышления и овладение коллективными взаимодействиями по своей организации и подбору необходимых средств, представляют наибольшие трудности.
Основными задачами тактической подготовки являются:
1) Изучение общих теоретических закономерностей тактики игры.
2) Совершенствование уровня логического мышления.
3) Овладение основами тактики индивидуальных, групповых и командных действий.
4) Овладение умением варьировать различные тактические варианты в процессе игры.
Изучение тактики игры начинается с овладения основами индивидуальных действий игроков в нападении («город») и в защите («поле»). Теоретическое знакомство с ними происходит при изучении технических приёмов, когда обосновывается ситуация, в которой целесообразен конкретный приём. Практическое освоение осуществляется в процессе совершенствования приёмов, когда развивается умение рационального выбора действий в зависимости от ситуации.
При обучении индивидуальным тактическим действиям необходимо сформировать у занимающихся умение анализировать игровые ситуации и на основе этого избирать наиболее соответствующие игровому моменту приёмы и способы их осуществления. Главным при этом является развитие тактического мышления игроков
К овладению групповыми взаимодействиями приступают после изучения основных индивидуальных действий. К ним относится взаимодействие двух-трёх игроков команды в определённых игровых ситуациях. Например: при выполнении перебежек, когда осаливание неизбежно, умение отвлечь внимание соперника на себя и тем самым дать возможность возвращающемуся партнёру принести очко; в «поле» – умение правильно передвигаться, сопровождая перебегающего противника, чтобы после передачи оказаться рядом с ним; умение правильно взаимодействовать с «метальщиком» при возврате мяча в «город» и т.д.
Овладение командными взаимодействиями – наиболее сложный и длительный этап подготовки. Главной задачей является достижение согласованности передвижений и действий отдельных игроков и звеньев команды, подчинённых избранной стратегии игры.
Освоение командных действий при игре в лапту осуществляется по следующим этапам:
1. приобретение умения рационально использовать индивидуальные действия в принятой командной расстановке;
2. овладение умением осуществлять действия отдельными звеньями в общепринятой расстановке;
3. изучение командных комбинаций в стандартных положениях;
4. изучение командных комбинаций в процессе игры;
5. овладение умением рационализировать тактические варианты игры против определённого противника;
6. приобретение умения маневрировать общей стратегией игры и её тактическими вариантами в процессе соревновательных игр.
VII. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Содержание | Сроки проведения | |
1 этап – начальной подготовки | Планируемая дата | Фактическая дата | |
Исторические и национальные основы. Техника безопасности. | |||
Социальное значение спорта. Игровые занятия | |||
3-4 | Развитие скоростных качеств: бег из различных исходных положений, челночный бег, бег с оббеганием стоек, с набивными мячами; игры: «День и ночь», «Вызов» | ||
Сведения о строении и функциях организма человека. Игровые занятия | |||
6-7 | Развитие скоростно-силовых качеств: броски набивного мяча из различных положений, прыжки с места, многоскоки попеременно на каждой ноге, игра «Катающаяся мишень» | ||
8-9 | Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Игровые занятия | ||
2 этап – учебно-тренировочный | |||
10-11 | Основной спортивный инвентарь для игры в русскую лапту. Совершенствование навыков ловли мяча одной рукой, двумя руками, выполнение передачи мяча. | ||
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Игровые занятия | |||
Игровые занятия | |||
14-15 | Обучение ударам битой по мячу. | ||
Игровые занятия | |||
17-18 | Основной спортивный инвентарь для игры в русскую лапту. Совершенствование навыков ловли мяча одной рукой, двумя руками, выполнение передачи мяча. | ||
19-20 | Стойка игрока. Передвижение игроков. Овладение стойкой и передвижениями. | ||
21-22 | Ловля мяча. Передача мяча. Броски мяча в цель. Финты, уклонения. | ||
Игровые занятия | |||
24-25 | Тактика игры в русскую лапту. Тактика игры в нападении. | ||
26-27 | Тактика игры в русскую лапту. Тактика игры в обороне. | ||
28-29 | Тактическая подготовка. Овладение групповыми взаимодействиями | ||
Игровые занятия | |||
31-32 | Тактическая подготовка. Овладение командными взаимодействиями | ||
Игровые занятия | |||
Соревнования | |||
ИТОГО 144 |