V. личностные, метапредметные и предметные результаты

Программа внеурочной деятельности

Спортивно-оздоровительного направления

«Мини-лапта»

Для учащихся начальных классов

Составитель:

Педагог дополнительного образования

Ворожейкин Д.А.

Санкт-Петербург 2016

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

По направлению программа является спортивно-оздоровительной;

по функциональному предназначению – оздоровительной и общекультурной;

по форме организации – внеурочная деятельность;

по времени реализации – двухгодичной подготовки..

Цельюпрограммы является формирование физической культуры личности воспитанников, с учётом возрастных особенностей и оздоровление учащихся посредством игры «Лапта».

Содержание занятий позволяют решать задачи физического воспитания:

Образовательные

· приобретение физкультурных знаний, необходимых для организованных и самостоятельных занятий при игре в «Лапту», освоение правил, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности во время самостоятельных игр

· формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,

· взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

Воспитательные

· содействие становлению и развитию потребности в отношении к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности; положительных черт характера, таких как дисциплинированное поведение, коллективизм, честность, отзывчивость, смелость, настойчивость в достижении цели;

· воспитание координационных способностей; становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

· духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

Оздоровительные

· содействие укреплению здоровья учащихся, формирование и поддержание правильной осанки, профилактика плоскостопия;

· профилактика заболеваний, стрессовых состояний средствами «Русской лапты»

· повышение умственной работоспособности;

· освоение навыков формирования здорового образа жизни средствами народных игр;

· укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Совместное постановление Министерства образования, Госкомспорта и Минздрава России от 16 июля 2002 года о введении трёх обязательных уроков физической культуры в общеобразовательной школе – реальный шаг к решению проблемы повышения двигательной активности школьников, которые играют огромную роль в непрерывном образовании личности. Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, спортивные клубы и секции, юношеские организации, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение. Данное направление соответствует требованиям и задачам государственного образовательного стандарта по физической культуре в общеобразовательной школе, так как оно направлено на выполнение учебных нормативов школьной программы.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Игры – важное средство в системе образования и воспитания подрастающего поколения, в формировании ЗОЖ, в организации отдыха и досуга, в восстановлении и развитии телесных и духовных сил. В этом проявляется ценность подвижных и спортивных игр для личности и общества и её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, задания с мячом создают неограниченные возможности для развития координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации). То есть в основе программы лежит идея саморазвивающего обучения, которое включает в себя все сущностные качества технологий развивающего обучения и дополняет их особенностями:

- деятельность учащегося организуется не только как удовлетворение двигательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности;

- в самоутверждении (самовоспитание, самоопределение амплуа (защитник или нападающий), свобода выбора игровых действий);

- в самовыражении (творчество, поиск своих способностей и сил);

- в защищённости (саморегуляция, выполнение правил игры, коллективная деятельность, самоопределение);

- в самоактуализации (достижение личных спортивных результатов, адаптация в социуме).

III. МЕСТО ПРЕДМЕТА

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Мини-лапта» составлена в соответствии с учетом материально-технического обеспечения, климатических условий, состояния здоровья детей и их индивидуальных особенностей:

  • предназначена для обучающихся 6-11 лет, 1-4 классы
  • рассчитана на проведение 4 часа в неделю: 144 часов в год, всего 288 часов.

Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. Особенностями данной группы учащихся являются:

  • активность;
  • физическая подвижность детей;
  • ведущий вид деятельности – игра.

IV. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Программа «Мини-лапта» носит адаптированный характер, реализуется в условиях класса-группы. Набор в группу осуществляется на добровольной основе. Занятия проводятся в учебном кабинете, спортивном зале и на игровой площадке образовательного учреждения. Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным особенностям школьника.

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся.

"Мини-лапта" - игра командная. Каждая команда согласно действующим правилам состоит из 8 игроков. Мини-лапта относится к ситуационным видам спорта, особенностью которых является непрерывное изменение структуры и интенсивности двигательных актов. Известно, что общим признаком, находящим свое выражение в любой спортивной игре, является высокая психическая напряженность соревновательной борьбы. Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу игры. В связи с тем, что двигательная активность каждого игрока команды имеет конкретную направленность.

Нагрузка может дозироваться следующими приемами: уменьшением или увеличением числа играющих; продолжительностью игры по времени; размерами игровой площадки; количеством повторений; тяжестью предметов и наличием перерывов для отдыха. По окончанию игры необходимо поощрить игрока, отметив его ловкость, силу, инициативу. Наблюдения в работе с детьми показали, что те дети, которые влились в игру со старта, быстрее других адаптируются к окружающей обстановке, чувствуют себя более комфортно в повседневной жизни. Доказано, что мини-лапта улучшает физическое развитие детей, благотворно воздействует на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого, это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр. Наши занятия свободно посещают родители, с которыми часто проводятся беседы.

Игра воспитывает у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению «взять себя в руки» после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы. Оценивая все это, можно сделать вывод, что «Мини-лапта» является универсальным средством для развития двигательных качеств, оздоровления и социальной адаптации учащихся.

V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа по внеурочной деятельности «Мини-лапта», способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий, метапредметных и предметных результатов.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;
  • соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;
  • оценивать правильность выполнения действия;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
  • проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
  • организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
  • контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
  • задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах физкультурной деятельности;
  • приобретение знаний о русских народных играх, о традициях, истории и культуре русского народа;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач во внеурочной деятельности;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты, посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектом и процессами;
  • умение осуществлять информационную, познавательную деятельность с использованием различных средств связи и коммуникации.

Предметные результаты:

  • формирование представления о роли физической культуры для укрепления здоровья (физического, социального и психического), о позитивном влиянии физической культуры на человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
  • обучение разнообразным правилам русских народных игр и других физических упражнений игровой направленности;
  • привитие необходимых теоретических знаний в области физической культуры, спорта, гигиены;
  • овладение умениями организовывать здоровье формирующую и здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
  • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (быстроты, координации, гибкости);
  • обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
  • взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр;
  • планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организации отдыха, досуга с использованием игры «Мини-лапта»;
  • изложение фактов истории развития «Русской лапты» и её значение в жизнедеятельности человека, её места в спорте, физической культуре;
  • измерение индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела);
  • развитие основных физических качеств;
  • оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстниками при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
  • организация и проведение со сверстниками подвижных игр, спортивных эстафет; подготовка соревнований и показательных выступлений на базе изученных элементов, осуществление объективного судейства своих сверстников;
  • анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
  • видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека.

Первый уровень результатов - воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к мини-лапте : начальное обуче­ние технике и тактике, правилам игры. Развитие физических качеств с учетом специфики мини-лапты, воспитание умений соревноваться инди­видуально (физическая и техническая подготовка) и коллективно (подвижные игры, мини-лапта). Освоение основ гигиены и самокон­троля.

Второй уровень результатов - освоение теоретичес­кого раздела программы; базовой технической, тактической, физи­ческой, специальной, интегральной, соревновательной подготовки. Обучение элементам специализации по игровым функциям (защитни­ки, нападающие).

Третий уровень результатов - повышение уровня технико-тактического мастерства игроков в Лапту. Участие спортсменов в соревнованиях различных уровней.

VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ КОЛ-ВО ЧАСОВ
1 этап – начальной подготовки 1 год обучения 2 год обучения
Исторические и национальные основы.
Развитие скоростных качеств: бег из различных исходных положений, челночный бег, бег с оббеганием стоек, с набивными мячами; игры: «День и ночь», «Вызов»
Развитие скоростно-силовых качеств: броски набивного мяча из различных положений, прыжки с места, многоскоки попеременно на каждой ноге, игра «Катающаяся мишень»
2 этап –учебно-тренировочный    
Основной спортивный инвентарь для игры в мини-лапту. Совершенствование навыков ловли мяча одной рукой, двумя руками, выполнение передачи мяча.
Обучение ударам битой по мячу.
Стойка игрока. Передвижение игроков. Овладение стойкой и передвижениями.
Ловля мяча. Передача мяча. Броски мяча в цель. Финты, уклонения.
Тактика игры в мини-лапту. Тактика игры в нападении.
Тактика игры в мини-лапту. Тактика игры в обороне.
Тактическая подготовка. Овладение основамииндивидуальных действий игроков в нападении («город») и в защите («поле»)
Тактическая подготовка. Овладение групповыми взаимодействиями
Тактическая подготовка. Овладение командными взаимодействиями
Игровые занятия. Соревнования.
ИТОГО

Этап

Начальная подготовка

Основной принцип построения работы на этапе начальной подготовки - универсальность в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем занимающимся, со­блюдение требований индивидуального подхода и глубокого изуче­ния особенностей каждого занимающегося. Основная тенденция прог­раммы - обучающая. Необходимо создать предпосылки для успеш­ного изучения юными спортсменами широкого арсенала технических средств, достижения высокого уровня специальной физической под­готовленности на последующих этапах многолетнего тренировочно­го процесса.

Конкретные задачи и преимущественная направленность тре­нировки:

- укрепление здоровья и содействие правильному физическому раз­витию;

- привитие интереса к занятиям по мини-лапте;

- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексных упражнений из различных видов спорта, подвиж­ных и спортивных игр;

- укрепление опорно-двигательного аппарата;

- развитие быстроты, ловкости, гибкости;

- овладение основами техники перемещения, передачи и ловли мяча, ударов битой по мячу;

- начальное обучение тактическим действиям;

- приучение к игровой обстановке.

Однонаправленное, по физической подготовке (1 этап).

Задачи:

I. Развитие скоростных качеств.

II. Развитие скоростно-силовых качеств.

1. Организационные вопросы

2. Ходьба обычная, круговые движения прямыми и согнутыми ру­ками, рывковые движения, сжимание пальцев в кулак.

3. В различных исходных положениях (на месте и в движении) дви­жения плечами вверх-вниз, вперед-назад, круговые движения плеча­ми.

4. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круго­вые движения кистями. Сжимание и разжимание пальцев рук в поло­жении руки вперед, в стороны, вверх в сочетании с различными пере­мещениями: ходьба, бег, скрестные шаги.

5. Быстрое передвижение на согнутых ногах, в приседе, прыжки в приседе с продвижением вперед.

6. Бег вдоль границ площадки. По сигналу последний в колонне спортсмен делает ускорение и, обогнав колонну, бежит впереди. За­тем обгон начинает следующий и т. д.

7. Стоя на одной ноге, другая впереди, сгибание и разгибание сто­пы, круговые движения стопой наружу и внутрь. То же с одновремен­ным сжиманием и разжиманием пальцев рук и круговыми движения­ми рук.

8. В положении стойки на лопатках разнонаправленные движения прямыми ногами вперед, назад; одновременное и поочередное сгиба­ние ног.

9. Подскоки на двух ногах: ноги вместе, врозь, правая впереди, левая впереди и т. д.

Развитие скоростных качеств.

1. По зрительному сигналу бег 10-15 м из различных исходных по­ложений: стоя, сидя - лицом и спиной к стартовой линии, лежа - го­ловой и ногами к стартовой линии.

2. Бег с максимальной скоростью, обегая стойки, набивные мячи и т. п.

3. Челночный бег 20-30 м, отрезки 5-10 м, 3-4 серии.

4. То же с двумя набивными мячами (2 кг) в руках, 2 серии.

5. Игра «День и ночь». Две команды (одна «День», другая «Ночь»):выстраиваются в две шеренги у линии кона (дома) на расстоянии 2-3 м одна от другой. Тренер называет одну или другую команду, игроки названной команды стараются догнать и осалить игроков другой ко­манды, которые убегают за контрольную линию. Игра усложняется тем, что сигналы подают зрительные, противники стоят друг к другу спиной, сидят, лежат и т. п. Подсчитывается количество осаленных игроков.

6. Игра «Вызов». Две команды стоят в шеренгах лицом друг к дру­гу на расстоянии 12-15 м. Игрок одной команды направляется к коман­де противника, игроки которой вытягивают вперед одну руку. Вызыва­ющий три раза касается ладоней противника, после третьего касания убегает, а вызванный игрок стремится его догнать. Если догнал, вы­зывающий идет к нему в «плен», если не догнал - сам идет в «плен». Ко­манда продолжает вызывать противников до тех пор, пока ее игрок не попадет в «плен». Если игрок,имеющий «пленного», сам попадает в «плен», его «пленный» освобождается и снова принимает участие в игре. Побеждает команда, имеющая большее число «пленных» (за определен­ное время) или взявшая в «плен» всю команду противника.

Развитие скоростно-силовых качеств.

1. В парах броски набивного мяча (1 кг) двумя руками от груди снизу (справа, слева), из-за головы, из положения наклона вперед бро­сок назад через голову на дальность, соревнования.

2. Прыжки в длину с места, соревнование «Кто дальше?».

3. Многократные прыжки в длину с места.

4. Многоскоки на правой, левой ноге.

5. Многократные прыжки попеременно на правой и левой ноге -далеко-высокие.

6. Игра «Катающаяся мишень». Занимающихся делят на две коман­ды, которые располагаются за линиями в 2 м от лицевых линий. В цен­тре устанавливается футбольный мяч, в руках играющих теннисные мячи. По сигналу тренера игроки обеих команд, бросая теннисные мячи, стараются закатить футбольный мяч на сторону противника за конт­рольную отметку (очко). Разыгрывается 5-10 очков.

Этап

Учебно-тренировочный этап

Основной принцип учебно-тренировочного этапа - универсальность подготовки с элементами игровой специализации (по функциям). Задачи на этапе: укрепление здоровья и закаливание организма учащихся, содействие правильному физическому развитию; повы­шение уровня общей физической подготовленности, развитие спе­циальных физических способностей, необходимых при совершен­ствовании техники и тактики; прочное овладение основами техники и тактики русской лапты; приучение к соревновательным условиям; определение каждому учащемуся игровой функции в команде и сучетом этого индивидуализация видов подготовки; обучение навы­кам ведения дневника, системам записи игр и анализа полученных данных; приобретение навыков организации и проведения соревно­ваний по русской лапте, судейства, учебно-тренировочных занятий; выполнение зачетных требований и специальных нормативов, по годам обучения. По своему характеру, средствам, методам и организации занятий тренировки на этом этапе характеризуются изучением базовых струк­тур в системе подготовки юного спортсмена.

Спортивная направленность программы исходит из необходимо­сти уже на этом этапе в возрастных группах добиться прочного овла­дения занимающимися основами техники и тактики игры, достаточ­ного уровня развития физических качеств и способностей, что позволит в дальнейшем в достичь высокого уровня индивидуального мастерства и успешно реализовать его в соревнованиях.

Задачи:

I. Совершенствование навыков ловли мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча.

II. Обучение ударам битой по мячу способом сбоку.

III. Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите.

Инвентарь: набивные и теннисные мячи, плоские и круглые биты. Организационные вопросы Ходьба обычная по кругу, в колонне, на носках, пятках, в полу­приседе, в приседе Бег вдоль границ площадки. Упражнения с набивными мячами: броски и ловля одной и дву­мя руками, стоя на месте и в прыжке.Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед.Игра «Лови мяч». Две-три команды выстраиваются в колонну по одному на расстоянии от колонн начерчены круги. По сигналу первые игроки команд с набивным мячом бегут в круг, поворачива­ются к колонне и бросают мяч вторым игрокам, а сами бегут в ко­лонну и т. д. Побеждает команда, раньше закончившая упражнение; первый игрок, поймав мяч от последнего, поднимает его вверх.

Совершенствование навыков ловли мяча одной, двумя руками и выполнение передач мяча.

1. В парах на расстоянии 8-10 м друг от друга. Один игрок набра­сывает мяч по средней или высокой траектории на голову партнеру, другой, смещаясь на мяч, ловит его и выполняет набрасывание в об­ратном направлении.

2. В парах: первый бросает мяч с достаточной силой из-за плеча, другой ловит и выполняет бросок в обратном направлении, пооче­редно направляя мяч выше головы, в грудь и в ноги.3. В парах: ловля мяча одной рукой поочередно правой и левой. Какой рукой игрок поймал мяч, той и делает передачу, расстояние 8-10 м.

4. То же на расстоянии 15-20 м.

5. Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Переда­чи на месте со сменой мест. После передачи ученики могут пе­ремещаться в конец своей колонны, в конец встречной колонны, обегать встречную колонну и возвращаться в конец своей ко­лонны.

6. Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передача на месте на быстроту, сочетать передачи с перемещениями на скорость.

Обучение ударам битой по мячу способом «сбоку».

1.Имитация удара способом «сбоку» в медленном темпе, произво­дя имитацию ударов на низком, среднем и высоком уровнях.

2. Удары по мячу способом «сбоку» плоской битой.

3. То же, только круглой битой по подвешенному на высоту 1-1,5 м мячу.

4. Удары по мячу способом сбоку, подброшенному партнером на высоту 1,5 - 2 м.

5. То же, только задавая достаточно высокую траекторию полету мяча, среднюю траекторию и низкую.

Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите.

1. В парах на расстоянии 18-20 м. Один партнер с мячом распола­гается спиной к игроку. По сигналу игрок без мяча бежит к партнеру или от него. По второму сигналу стоящий спиной разворачивается и выполняет точную передачу партнеру. Игрок, поймавший мяч, по сигналу выполняет аналогичное задание. Способы передачи посто­янно меняются в зависимости от расстояния.

2. Построение в колонну по одному. На расстоянии 15 м нахо­дится игрок. Направляющий в колонне выполняет передачу игроку и бежит к нему навстречу. Игрок возвращает мяч направляющему, который убегает в конец колонны. Потом следующий из колонны выбегает и т. д. Способы передачи в зависимости от ситуации меня­ются.

3. Построения в кругах по 5-7 человек, у всех в руках мячи. В цент­ре круга один игрок. По сигналу игроки с мячами по очереди броса­ют в центр круга мячи. Игрок, стоящий в центре круга, поворачива­ется к бросающему мяч и старается поймать его любым способом (двумя руками или одной).

Тактическая подготовка

Тактика игры в нападении ( в «городе»).

Цель – с помощью перебежек заработать как можно большее количество очков, в то же время не давая возможности соперникам набирать очки ловлей «свечей» (мячей, пойманных с лёту).

Тактические умения

1) сделать правильную расстановку игроков на удар в зависимости от общего плана игры;

2) выбрать верный способ и направление удара;

Поводом для выбора определённого удара могут быть:

а) ошибки в расстановке на «поле» игроков команды соперников (неприкрытое пространство),

б) расчёт на мощный и дальний удар у игроков, которые им обладают,

в) удар на игрока, плохо ловящего мяч,

г) удар в ближний угол площадки в случае если партнёры стартуют с линии «города»

д) дальний удар для возвращения своих игроков из-за противоположной лицевой линии

3) уметь вовремя начать перебежку после удара, после броска соперников или при возврате мяча в «город» соперниками;

4) уметь определять направление бега при перебежке, меняя его и уходя от мяча при передачах соперников;

5) при перебежке уметь вовремя оттянуть на себя игрока соперников с мячом, идущего на «осаливание», чтобы дать возможность своим игрокам, несущим очки, вернуться в «город».

Тактика игры в обороне (в «поле»).

Цель - ловля мяча слёту («свеча»), набрать как можно большее количество очков, не давая соперникам совершить перебежку или после «осаливания» противников самим перейти в «город».

При умении всех игроков команды отлично ловить мяч или в определённые моменты игры, бывает более выгодно играть в «поле», чему и отдаётся предпочтение.

Тактические умения.

1) уметь сделать правильную расстановку игроков на площадке в зависимости от конкретной складывающейся ситуации и возможностей бьющего в данный момент игрока;

2) уметь своевременно и в нужном направлении выполнить передачу партнёрам при перехвате игрока соперников;

3) уметь правильно передвигаться (в нужном направлении) на площадке в зависимости от складывающейся ситуации;

4) быстро и правильно решать задачу: бросать – не бросать, в зависимости от конкретной ситуации;

5) уметь правильно выбрать момент осаливания;

6) уметь выбрать направление ухода с площадки после осаливания соперников;

Методические рекомендации.

Непрерывность и внезапность изменения игровых ситуаций в спортивной лапте, зависимость командного успеха от самостоятельности и эффективности действий отдельных игроков непременным условием выдвигают проявление таких качеств, как сообразительность, инициатива, творчество.

Тактическая подготовка – наиболее сложный раздел тренировочного процесса. Это обусловлено тем, что тактическое мастерство игроков в конечном счёте определяется уровнем тактического мышления и их умением эффективно взаимодействовать с партнёрами. Развитие же тактического мышления и овладение коллективными взаимодействиями по своей организации и подбору необходимых средств, представляют наибольшие трудности.

Основными задачами тактической подготовки являются:

1) Изучение общих теоретических закономерностей тактики игры.

2) Совершенствование уровня логического мышления.

3) Овладение основами тактики индивидуальных, групповых и командных действий.

4) Овладение умением варьировать различные тактические варианты в процессе игры.

Изучение тактики игры начинается с овладения основами индивидуальных действий игроков в нападении («город») и в защите («поле»). Теоретическое знакомство с ними происходит при изучении технических приёмов, когда обосновывается ситуация, в которой целесообразен конкретный приём. Практическое освоение осуществляется в процессе совершенствования приёмов, когда развивается умение рационального выбора действий в зависимости от ситуации.

При обучении индивидуальным тактическим действиям необходимо сформировать у занимающихся умение анализировать игровые ситуации и на основе этого избирать наиболее соответствующие игровому моменту приёмы и способы их осуществления. Главным при этом является развитие тактического мышления игроков

К овладению групповыми взаимодействиями приступают после изучения основных индивидуальных действий. К ним относится взаимодействие двух-трёх игроков команды в определённых игровых ситуациях. Например: при выполнении перебежек, когда осаливание неизбежно, умение отвлечь внимание соперника на себя и тем самым дать возможность возвращающемуся партнёру принести очко; в «поле» – умение правильно передвигаться, сопровождая перебегающего противника, чтобы после передачи оказаться рядом с ним; умение правильно взаимодействовать с «метальщиком» при возврате мяча в «город» и т.д.

Овладение командными взаимодействиями – наиболее сложный и длительный этап подготовки. Главной задачей является достижение согласованности передвижений и действий отдельных игроков и звеньев команды, подчинённых избранной стратегии игры.

Освоение командных действий при игре в лапту осуществляется по следующим этапам:

1. приобретение умения рационально использовать индивидуальные действия в принятой командной расстановке;

2. овладение умением осуществлять действия отдельными звеньями в общепринятой расстановке;

3. изучение командных комбинаций в стандартных положениях;

4. изучение командных комбинаций в процессе игры;

5. овладение умением рационализировать тактические варианты игры против определённого противника;

6. приобретение умения маневрировать общей стратегией игры и её тактическими вариантами в процессе соревновательных игр.

VII. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п Содержание Сроки проведения
1 этап – начальной подготовки Планируемая дата Фактическая дата
Исторические и национальные основы. Техника безопасности.    
   
Социальное значение спорта. Игровые занятия    
   
3-4 Развитие скоростных качеств: бег из различных исходных положений, челночный бег, бег с оббеганием стоек, с набивными мячами; игры: «День и ночь», «Вызов»    
   
Сведения о строении и функциях организма человека. Игровые занятия    
   
6-7 Развитие скоростно-силовых качеств: броски набивного мяча из различных положений, прыжки с места, многоскоки попеременно на каждой ноге, игра «Катающаяся мишень»    
   
8-9 Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Игровые занятия    
   
  2 этап – учебно-тренировочный    
10-11 Основной спортивный инвентарь для игры в русскую лапту. Совершенствование навыков ловли мяча одной рукой, двумя руками, выполнение передачи мяча.    
   
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Игровые занятия    
   
   
Игровые занятия    
   
14-15 Обучение ударам битой по мячу.    
   
Игровые занятия    
   
17-18 Основной спортивный инвентарь для игры в русскую лапту. Совершенствование навыков ловли мяча одной рукой, двумя руками, выполнение передачи мяча.    
   
   
19-20 Стойка игрока. Передвижение игроков. Овладение стойкой и передвижениями.    
   
21-22 Ловля мяча. Передача мяча. Броски мяча в цель. Финты, уклонения.    
   
Игровые занятия    
   
24-25 Тактика игры в русскую лапту. Тактика игры в нападении.    
   
26-27 Тактика игры в русскую лапту. Тактика игры в обороне.    
   
28-29 Тактическая подготовка. Овладение групповыми взаимодействиями    
   
Игровые занятия    
   
31-32 Тактическая подготовка. Овладение командными взаимодействиями    
   
Игровые занятия    
   
Соревнования    
  ИТОГО 144    

Наши рекомендации