При подведении итогов учитель обобщает, что задачи на нахождение суммы и задачи нахождение неизвестного слагаемого являются обратными.
Дидактическая игра «Вопрос-непоседа»
Дидактическая игра проводится в виде математической эстафеты. На доске в разных местах размещаются (изображаются) наборы схем.
Для проведения игры учащиеся делятся на две команды, каждая команда получает по шесть карточек с изображением вопроса.
Требуется расставить по одному знаку на каждой из схем так, чтобы получились разные схемы на нахождение неизвестного слагаемого.
Переменка 1
Дидактическая игра на внимание «Точка и вопрос». Учитель показывает в одной руке карточку с изображением точки, в другой — карточку с изображением вопросительного знака.
После этого учащиеся знакомятся с правилами игры: если будет показана карточка с точкой, надо присесть, обняв колени; если с вопросом — встать, подняв руки вверх и согнув их над головой.Затем учитель показывает по одной карточке в быстром темпе, сменяя их в произвольном порядке, учащиеся выполняют соответствующие движения.
Упражнение в группах «Решаем обратные задачи»
Каждая группа получает комплект из трёх карточек. На каждой карточке представлены две задачи: задача 1 — на нахождение суммы, задача 2 — на нахождение неизвестного слагаемого.
Требуется заполнить схему каждой задачи, решить её устно и записать ответ.
После проверки выполнения задания необходимо предложить учащимся ответить на вопросы: «Какое арифметическое действие использовано при решении каждой задачи под номером 1?» (Ответ: сложение.), «Назовите известные и неизвестные компоненты сложения в задачах под номером 2» (Ответ: известные — сумма и одно из слагаемых, неизвестные — другое слагаемое.), «Как можно найти неизвестное слагаемое?» (Ответ: из суммы вычесть известное слагаемое.)
Упражнение «Задачи весёлых смайликов»
Каждая пара получает карточку, на которой изображены схемы к задачам на нахождение суммы и на нахождение неизвестного слагаемого и таблички со схематической записью суммы и разности. Требуется провести линию от каждой схемы к табличке с записью арифметического действия, которое нужно выполнить для решения задачи.
При проверке называются номера задач, для решения которых надо выполнить сложение (1, 3, 5), и номера задач, решаемых с помощью вычитания (2, 4, 6, 7, 8).
Переменка 2
Рекомендуется проведение зрительной гимнастики.
Упражнение «Составьте задачи!»
Каждый ученик получает карточку, на которой представлена задачная ситуация: девочкам — о Машеньке, мальчикам — про музыканта Грушу. Требуется составить и записать условие двух задач: прямой на нахождение суммы и обратной на нахождение неизвестного слагаемого (по желанию учащиеся могут смоделировать условие задачи с помощью одной из схем).
После выполнения задания организуется сравнительная проверка среди девочек и среди мальчиков.
Игра со словами «Три С»
Учитель демонстрирует учащимся схематическое равенство и предлагает учащимся «расшифровать» его.
(Ответ: «Слагаемое» + «Слагаемое» = «Сумма».)
Затем предлагается составить предложения из трёх слов, каждое из которых начинается буквой «С». Например: «Сегодня светит солнце», «Саша смастерил скворечник» и т.п.
Занятие 29, 30. Простые задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого (вычитаемого)
Цель: планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут знать:об основных задачах на сложение и вычитание, об обратных задачах, о моделировании условий простых текстовых задач на сложение и вычитание; уметь: моделировать условия простых задач на сложение и вычитание с использованием схематических изображений
Оборудование: схемы ситуаций с известными данными, рисунок вопроса-непоседы, таблицы с вопросами; карточки «Расстановка вопросов», комплекты карточек «Решаем обратные задачи» — по числу групп учащихся; карточки «Весёлые смайлики» — по числу пар учащихся; карточки с таблицами 4x4, карточки «Задачи Мурзика» — по числу учащихся.
Ход занятия
Разминка
Терминологический диктант «Как называют?» Учитель демонстрирует учащимся равенства, например: «14 - 3 = 11», «8 - 1 = 7»,
«9 _ 4 = 5», «12 - 2 = 10». Затем в произвольном порядке называет и показывает числа, например: 1, 10, 7, 12, 5, 11,3, 8, 9, 2, 6, 4, 14. Требуется определить название каждого из чисел согласно позиции в записи равенства: уменьшаемое, вычитаемое или разность.
Упражнение «Вопрос-непоседа»
Учитель сообщает учащимся: «Было 10 пирожков. Продали 7 пирожков. Осталось 3 пирожка», — и демонстрирует соответствующую схему (с рисунками).
Затем следует предложить учащимся ответить на вопросы: что известно о пирожках? всё ли нам известно о пирожках? как можно изменить схему, чтобы появились неизвестные данные? какие числа (позиции) на схеме можно заменить вопросительным знаком?
После ответов учащихся учитель сначала закрывает на схеме карточкой, на которой изображён вопрос непоседа число 3 (разность) и предлагает составить задачу на нахождение разности.
Затем учитель перемещает вопросительный знак на позицию числа 10 (уменьшаемого), далее — на позицию числа 7 (вычитаемого). Учащиеся составляют соответствующие задачи.
Аналогично следует организовать выполнение других заданий. Например: «Было 15 воздушных шариков. Когда улетели 3 шарика, осталось 12 шариков» (с рисунками).