V. 5.2. Методика развития координационных способностей

Основными особенностями упражнений, направленных на со­вершенствование координационных способностей, являются их сложность, нетрадиционность, новизна, возможность многообраз­ных и неожиданных решений двигательных задач. При определе­нии состава средств повышения координационных способностей следует помнить, что они связаны с накоплением большого коли­чества разнообразных двигательных навыков и отработкой путей их оперативного объединения в комплексные двигательные дей­ствия.

Относительно ограниченный и стандартный состав двигатель­ных действий, свойственных видам спорта циклического и скоростно-силового характера, создает трудности для полноценного развития координационных способностей преимущественно за счет выполнения специально-подготовительных и соревновательных упражнений. Поэтому в подготовке спортсменов, специализирую­щихся в этих видах спорта, широко используются сложные в коор­динационном отношении общеподготовительные упражнения. Это прежде всего бег и ходьба на лыжах по сильнопересеченной местности, скоростной спуск, слалом, воднолыжный спорт, баскет­бол, гандбол и другие спортивные игры, различные гимнастиче­ские упражнения, элементы акробатики.

Учитывая, что специальных средств совершенствования коор­динационных способностей в видах спорта циклического и ско-ростно-силового характера очень мало, основной методической линией в этом направлении по мере углубления спортивной спе­циализации становится использование фактора разнообразия при выполнении привычных действий с тем, чтобы обеспечить возра­стающие требования к координации движений. Это может быть достигнуто введением необычных исходных положений; вариатив­ностью динамических, временных и пространственных характери­стик движений; созданием неожиданных ситуаций за счет изме­нения места занятий и условий их проведения; использованием различных тренажерных устройств и специального оборудования для расширения диапазона вариативности двигательных навыков. Дело в том, что при совершенствовании координационных способностей заученные движения практически перестают оказывать тренирующее воздействие и в лучшем случае позволяют удержать достигнутый уровень.

Что же касается сложно координационных видов спорта, спор­тивных игр и единоборств, то исключительное многообразие ха­рактерных для них специально-подготовительных и соревнова­тельных упражнений позволяет успешно решать задачи повыше­ния координационных способностей параллельно с развитием физических качеств и технико-тактической подготовкой. В тренировке спортсменов, как правило, не планируется от­дельных занятий, развивающих координационные способности. Комплексы упражнений, способствующие их совершенствованию, должны выполняться практически ежедневно и органически вхо­дить в программы тренировочных занятий, утреннюю зарядку.

Известно, что для спортсменов высокого класса характерна высокая вариативность динамических, пространственных и вре­менных характеристик движений в процессе соревновательной деятельности. Естественно, что способность спортсмена к эффек­тивному варьированию основными характеристиками движений в зависимости от ситуации, сложившейся в соревновании, и функ­ционального состояния в значительной мере обусловливается уров­нем совершенства координационных способностей и умением проявлять их в условиях прогрессирующего утомления. Это опре­деляет одно из существенных требований к методике совершен­ствования координационных способностей: планировать работу в этом направлении следует не только в условиях устойчивого со­стояния, но и в состоянии скрытого и явного утомления.

Развитие координационных способностей тесно связано с со­вершенствованием специализированных восприятий (чувства про­странства, чувства времени, чувства развиваемых усилий, чувства воды и т. п.), так как именно от их уровня развития во многом зависит умение спортсмена эффективно управлять своими дви­жениями.

Совершенствование специализированных восприятий осуществ­ляется в процессе выполнения разнообразных тренировочных упражнений (табл. 25). При этом необходимо постоянно контро­лировать темп и ритм движений, их динамические и пространст­венно-временные параметры, сопоставлять результаты двигатель­ных действий с заданными величинами и на этой основе коррек­тировать основные параметры двигательных действий.

Наши рекомендации