Плавание и переправы вплавь
11.1. Занятия по плаванию проводятся с целью подготовки личного состава к преодолению водных препятствий.
11.2. На занятиях решаются следующие задачи:
обучение наиболее ценным способам плавания, простейшим, нырянию и оказанию помощи утопающему;
обучение способам переправ вплавь с подручными средствами и без них;
развитие выносливости, скорости, ловкости, смелости и решительности;
укрепление здоровья и закаливание организма.
11.3. Занятия по плаванию проводятся в крытых и открытых бассейнах при температуре воды не ниже +17 градусов С.
11.4. Руководитель занятий по плаванию несет личную ответственность за организацию занятий, обеспечение мер безопасности, за целостность и сохранность используемых при проведении занятий оборудования и инвентаря. Он обязан обеспечить в первую очередь обучение не умеющих плавать простейшим способам переправ с подручными средствами и плаванию на расстояние не менее 100 метров.
11.5. На первом занятии проверяют умение личного состава плавать и делят на три группы.
Первая группа. Не умеющие плавать - не проплывающие 25 м.
Вторая группа. Умеющие плавать - проплывающие 25 м, но не владеющие одним из наиболее выгодных в отношении способов плавания (на боку, брасс, вольный стиль с выносом рук).
Третья группа. Наиболее подготовленные пловцы - владеющие одним из указанных способов и проплывающие не менее 200 м.
На каждую группу руководитель занятия назначает своего помощника из числа наиболее подготовленных пловцов.
11.6. Занятие по плаванию и переправам вплавь проводится в течение двух учебных часов и состоит из подготовительной, основной и заключительной частей.
Подготовительная часть (15 - 30 мин.) проводится на суше и включает: расчет занимающихся и объяснение задач занятий, ознакомление со способами плавания, упражнения для освоения техники плавания; подгонку обмундирования, оружия и снаряжения для переправы, подготовку подручных средств.
Во время основной части (50 - 75 мин.) проводится обучение плаванию, нырянию, раздеванию или оказанию помощи утопающему в воде, тренировка в плавании на выносливость и скорость, совершенствование в способах переправы вплавь.
В заключительной части (10 - 20 мин.) проводится: проверка личного состава, гимнастические упражнения или пробежка (при ознобе), переодевание, уборка инвентаря и подведение итогов занятия.
Построение и расчет занимающихся в подготовительной части, а также заключительная часть занятия проводятся в составе группы руководителем занятия, упражнения для освоения техники плавания в подготовительной части и вся основная часть занятий - в составе группы по отделениям.
При низкой температуре воды время на основную часть сокращается, а продолжительность подготовительной части занятия увеличивается.
11.7. С группой не умеющих плавать изучается простейший способ плавания - вольный стиль без выноса рук из воды. В группе умеющих плавать изучается способ плавания на боку или вольный стиль (кроль). Наиболее подготовленные пловцы совершенствуются в плавании на выносливость и на скорость различными способами, а также привлекаются к несению дежурства во время занятий.
11.8. Обучение способу плавания проводится в такой последовательности:
ознакомление со способом плавания в целом и с его элементами;
разучивание движений способа плавания на суше;
разучивание способа плавания в воде.
11.9. При ознакомлении со способом плавания наиболее подготовленный пловец демонстрирует его в воде, а руководитель занятия объясняет технику плавания в такой последовательности: положение тела в воде, движения ногами, движения руками и согласование движений ногами, руками и дыхания. Для наблюдения за показом группа выстраивается вдоль берега (бортика) в одну шеренгу.
11.10. Для выполнения упражнений на суше группа обучаемых размыкается на интервалы и дистанции в 2-3 шага. Отдельные движения изучаемого способа плавания разучиваются в такой последовательности:
движения ногами;
движения руками;
согласование движений руками с дыханием;
согласование движений руками, ногами и дыхания.
11.11. При обучении техники плавания на суше руководитель должен добиться того, чтобы обучаемые хорошо уяснили и выполняли упражнения, а при обучении в воде должен давать только краткие указания по исправлению ошибок.
11.12. Разучивание способа плавания в воде осуществляется в той же последовательности, что и на суше. На первых занятиях главное внимание уделяется отработке движений ногами и правильному дыханию. Движения ног изучаются в положении лежа с опорой руками о дно и при плавании с доской в руках или с другими подручными средствами. Попутно разучиваются дыхание, движения одними руками, а затем согласование всех движений с дыханием.
При занятиях с группой не умеющих плавать руководитель группы находится в воде и помогает занимающимся выполнять упражнения. Проплывы начинающих вначале проводятся по направлению к берегу, а затем вдоль берега (в отсутствие специализированных бассейнов).
11.13. Руководитель группы так организует занятия в воде, чтобы обучаемые все время находились в движении, выполняя одно упражнение за другим.
Руководитель заранее определяет порядок выполнения упражнений, а для одновременного выполнения упражнений в воде всей группой подает установленные сигналы. Для разъяснения характерных ошибок и способов их устранения руководитель группы выводит обучаемых на берег.
11.14. Тренировку в плавании следует проводить путем постепенного увеличения расстояния проплыва до 400 м, добиваясь от занимающихся хорошего скольжения и ритмичного дыхания. После приобретения способности проплыть без отдыха и грубых ошибок в технике 300 - 400 м начинается плавание в быстром темпе на короткие дистанции (50 - 100 м).
11.15. Обучение поворотам, нырянию и оказанию помощи утопающему начинается после того, как личный состав научится проплывать самостоятельно не менее 50 м.
По мере дальнейшего совершенствования личного состава в плавании изучаются способы переправы вплавь в обмундировании и со снаряжением, раздевание в воде, прыжки в воду и ныряние.
11.16. Во избежание травм и несчастных случаев руководитель занятия обязан принимать следующие меры предосторожности:
не допускать наличия на мостиках и поворотных щитах поломанных досок и торчащих гвоздей;
назначать на время занятий вне водной станции для наблюдения за обучаемыми 2 - 3 отличных пловцов из числа наиболее подготовленных и выделять им лодку со спасательными принадлежностями;
при проведении занятий в прохладной воде (от +17 до +19 градусов) упражнения выполнять в быстром темпе и с большим числом повторений, сокращать в основной части пребывание в воде, после занятий проводить пробежку и гимнастические упражнения;
при первых признаках сильного охлаждения (озноб, "гусиная кожа", посинение губ) отдельного личного состава или все группы выводить из воды;
проверять число занимающихся до входа в воду, во время нахождения их в воде и после выхода из воды;
при отсутствии мелкого места обучение не умеющих плавать и слабо плавающих проводить с помощью шнура, закрепленного вокруг пояса обучаемого, или с помощью подручных средств;
личному составу, перенесшему воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, к плаванию допускать в том случае, если слуховой проход заложен ватой, смазанной вазелином или ланолином.
11.17. При проведении занятий по плаванию подаются следующие команды. На мелкое место обучаемые входят в воду по команде "В воду, шагом (бегом) - МАРШ". По этой команде обучаемые входят в воду и поворачиваются лицом к руководителю.
На глубокое место обучаемые входят в воду по команде "Прыжком ногами (головой) вниз, в воду - МАРШ". По этой команде обучаемые прыгают в воду, подплывают к плоту и занимают исходное положение для выполнения упражнений.
Со стартовых тумбочек обучаемые входят в воду по команде "НА СТАРТ", а затем "МАРШ".
11.18. Подготовительные упражнения для освоения с водой проводятся с целью выработки у занимающихся правильного дыхания, умения держать глаза в воде и скользить в горизонтальном положении.
Упражнение 1.
Стоя на дне, присесть так, чтобы рот оказался у поверхности воды. Сделать полный вдох. Опустить лицо в воду и медленно выдохнуть воздух через рот и нос. Поднять голову над водой и снова сделать вдох. Упражнение выполнять в медленном темпе от 10 до 50 раз подряд, добиваясь ритмичного и полного дыхания.
Упражнение 2.
Сделать глубокий вдох, погрузиться в воду с головой, задержать дыхание на 5-10 секунд и, выдохнув воздух через рот и нос, встать.
Упражнение 3.
Сделать глубокий вдох, погрузиться с головой в воду, поджав под себя ноги и обхватив руками колени, всплыть на поверхность. В этом положении продержаться 10-15 секунд. Сделав выдох в воду, встать на дно.
Упражнение 4.
Сделать глубокий вдох, наклониться так, чтобы подбородок касался воды, одновременно вытянуть руки вперед, соединив их ладонями книзу. Оттолкнуться ногами от дна и, приняв горизонтальное положение, скользить вперед у поверхности воды, опустив лицо в воду.