Постановка задачи, решаемой в среде MS Access
MS Access является системой управления базами данных (СУБД), реализующей реляционную модель данных.
MS Access реализует обработку информации, хранящейся в файле *.mdb. Вначале в MS Access создаётся файл базы данных (ФБД), в котором хранятся все объекты, характерные для приложений БД. Перечислим основные из них:
- Таблицы: обеспечивают храненние всех даных. Например, фамилии учеников, их даты рождения и др.;
- Запросы: реализуют единственный механизм доступа к данным, в том числе и обработку данных (упорядоченное отображение информации, необходимые форматы данных, необходимые вычисления, например, возраст ученика);
- Формы: строятся на основе запросов и обеспечивают требуемый интерфейс, позволяющий реализовать доступ к данным. Доступ необходим при вводе данных, просмотре существующих данных и их изменении;
- Отчёты: строятся на основе запросов и обеспечивают документирование данных;
- Макросы: позволяют избежать программирования и эффективно решают задачи автоматизации работы пользователя, например, печати документа, поиска и отбора данных и пр.
Настоящий курс посвящен изучению возможностей СУБД MS Access через создание базы данных по учёту информации об учениках. Создаваемая БД предполагает:
- хранение личных данных;
- доступ к личным данным учеников с целью их изменения;
- документирование личных данных учеников;
- элементарные средства автоматизации работы пользователя.
Реализуемая база данных ориентирована для решения задач классного руководителя и позволит формировать следующие документы:
- Список учащихся.
- Карточка ученика (анкетные данные).
- Журнал учёта итоговой успеваемости (за год).
- Карточка ученика (анкетные данные+ успеваемость).
- Достижения по предмету в разрезе успеваемости.
- Телефонный справочник.
Соглашение об именах и обозначениях:
При испльзовании имен и обозначений будем придерживаться следующих правил:
- Имена файлов БД — англоязычная лексика, все прописные символы.
- Имена таблиц — англоязычная лексика, с прописного символа.
- Запросы, формы, отчёты — русскоязычная лексика, с прописного символа.
- Имена полей таблицы — англоязычная лексика, все строчные символы.
- Подписи полей таблицы — русскоязычная лексика, все строчные символы.
- Вычисляемые поля (для запросов) — русскоязычная лексика, с прописного символа.
Ход и результат работы:
- изучить технологию работы с однотабличной моделью данных средствами СУБД MS ACCESS.
Задание 1.Создайте файл базы данных SCHOOL.mdb и таблицы Schoolchild в СУБД MS ACCESS.
Методические указания. Воспользуйтесь методическими рекомендациями по выполнению задания
(файл lb_9_01.htm).
Задание 2.Введите данные в таблицу Schoolchild базы данных SCHOOL.mdb
Методические указания. Воспользуйтесь методическими рекомендациями по выполнению задания
(файл lb_9_02.htm).
Задание 3.Изменение структуры таблицы.
Методические указания. Воспользуйтесь методическими рекомендациями по выполнению задания
(файл lb_9_03.htm).
Задание 4.Создание форм и запросов.
Методические указания. Воспользуйтесь методическими рекомендациями по выполнению задания
(файл lb_9_04.htm).
Задание 5.Создание ленточных форм.
Методические указания. Воспользуйтесь методическими рекомендациями по выполнению задания
(файл lb_9_05.htm).
Задание 6.Документирование данных: создание отчётов.
Методические указания. Воспользуйтесь методическими рекомендациями по выполнению задания
(файл lb_9_06.htm).
- изучить технологию работы с двухтабличной моделью данных средствами СУБД MS ACCESS.
Задание 7.Модифицируйте БД SСHOOL.mdb путём преобразования однотабличной модели в двухтабличную модель для учёта итоговой успеваемости учащихся.
Методические указания. Воспользуйтесь методическими рекомендациями по выполнению задания
(файл lb_9_07.htm).
Задание 8.Модифицируйте форму Учащиеся, внедрив подчиненную форму Оценки.
Методические указания. Воспользуйтесь методическими рекомендациями по выполнению задания
(файл lb_9_08.htm).
Задание 9.Модифицируйте отчёт Учащиеся, внедрив подчиненную форму Оценки.
Методические указания. Воспользуйтесь методическими рекомендациями по выполнению задания
(файл lb_9_09.htm).
Задание 10.Создайте макрос. позволяющий автоматизировать просмотр и печать карточек учащихся.
Методические указания. Воспользуйтесь методическими рекомендациями по выполнению задания
(файл lb_9_11.htm).
Задание 11.Выполните модификацию БД SCHOOL.mdb в соответствии с описанием
предметной области (по вариантам, приведенным в Таблица 1).
Таблица 1
ВАРИАНТ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №5
№ варианта | Варианты дополнительных атрибутов для сущности Schoolchild | Варианты сущностей типа «Досье» (семья/кружок/олимпиада/ЕГЭ/ спортивная секция) |
1.9 | 6.4. |
Описание предметной области «Учебная деятельность учащихся в СОШ»
В образовательном учреждении (школе) осуществляется деятельность по обучению учащихся. По результатам обучения ученикам выставляются оценки.
1. В учреждении осуществляется учёт информации, характерной для учащихся:
1.1. фамилия;
1.2. имя;
Отчество;
1.4. дата рождения;
Пол;
Рост в сантиметрах;
1.7. телефон;
1.8. городской телефон;
1.9. вес в кг*;
1.10. номер ученического билета*;
1.11. записан в библиотеку?* (записан/не записан);
1.12. социальный статус* (полная семья, неполная семья, сирота);
1.13. многодетная семья* (да/нет);
1.14. город*
2. В ходе аттестации ученикам в журнал выставляются итоговые оценки по нескольким предметам. Известно, что количество предметов не более шести.
3. В школе ведется учёт информации по семье каждого учащегося. При этом учитывается следующая информация:
3.1. степень родства (filiation) (не более 4, например, мать, отец, брат, сестра);
3.2. фамилия, инициалы родственника(relative).
3.3. телефон родственника;
3.4. членство в родительском комитете (да/нет).
4. В школе ведется учёт информации по кружкам, которые посещают учащиеся. В школе действует не более 5 кружков, ученик посещает несколько кружков. При этом учитывается следующая информация:
4.1. название кружка (например, хор, танцы, краеведение, кройка и шитье, юный техник);
4.2. руководитель кружка*;
4.3. стоимость кружка*;
5. В школе ведется учёт информации по посещению школьниками предметных олимпиад. Число наименований олимпиад не более 5. Ученик посещает несколько олимпиад. При этом учитывается следующая информация:
5.1. название олимпиады (например, математика, история, литература и пр.);
5.2. результат(I-III место, грамота);
5.3. статус олимпиады*(например, школьная, районная, городская, региональная);
5.4. место проведения олимпиады (указать номер школы, название ВУЗа)*.
6. В школе ведется учёт информации по выбранным школьниками дисциплин для сдачи ЕГЭ. Предполагается, что ученик может выбрать не более 5 предметов для сдачи ЕГЭ и не менее 2 (русский язык, математика). При этом учитывается следующая информация:
6.1. название ЕГЭ (например, математика, русский язык, история и пр.);
6.2. результаты ЕГЭ(баллы от 1 до 100)
6.3. учитель, проводивший подготовку к ЕГЭ;
6.4. место проведения ЕГЭ (указать номер школы)*.
7. В школе ведется учёт информации по спортивным секциям, которые посещают учащиеся. В школе действует не более 5 секций, ученик посещает несколько секций. При этом учитывается следующая информация:
7.1. название секции (например, футбол, настольный теннис, шахматы, баскетбол, гимнастика);
7.2. тренер*;
7.3. стоимость секции*.
Вывод:выполнив лабораторную работу, закрепили основы работы с основными элементами меню MS Access, такими как: форма, запросы, таблицы, отчеты и получили дополнительный навык работы со сложным заданием.
Основой работы была многотабличная модель данных, которая отлично подходит как для решения и автоматизации повседневных задач, так и для реализации сложных заданий. Как пример, была реализована на практике задача, которую можно развернуть в любой школе
|
|
|
|
|
|