VIII. 2.5. Структура тренировочных микроциклов в зависимости от числа занятий в течение дня
Структура микроциклов зависит от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей спортсмена, периода тренировочного макроцикла, типа самого микроцикла. Эти факторы оказывают принципиальное влияние на суммарную величину нагрузки в микроциклах, их преимущественные задачи, состав средств и методов, величину нагрузок и особенности сочетания отдельных занятий. Например, в ударных микроциклах на этапе предварительной б-азовой подготовки занятий с большими нагрузками практически не планируют; на этапе специализированной базовой подготовки таких занятий может быть от 1 до 3, а на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей — 4—6. Это объясняется тем, что росту тренированности юных спортсменов в достаточной мере способствуют микроциклы, в которых преимущественно используются занятия со средними и значительными нагрузками. Тренированным спортсменам высокой квалификации такое построение микроциклов уже не обеспечивает дальнейшего прогресса, им необходимо существенное увеличение суммарной нагрузки. Опыт показывает, что ударные микроциклы, включающие практически ежедневно занятия с большими нагрузками,— один из наиболее эффективных путей повышения результативности тренировки "при подготовке к высшим достижениям. Однако высокий тренирующий эффект микроциклов со столь напряженным режимом работы наблюдается лишь при рациональном сочетании занятий с различными по направленности нагрузками.
Таким образом, увеличение числа занятий с большими нагрузками в микроциклах за счет рационального чередования их направленности является значительным резервом интенсификации тренировочного процесса и повышения его эффективности. Это касается прежде всего ударных микроциклов. Однако наряду с ними широко используются втягивающие и восстановительные, в которых обычно применяют меньшее число занятий и меньший суммарный объем работы. Уменьшается также число занятий с большими нагрузками. В восстановительных микроциклах изменяется соотношение тренировочных средств в сторону увели-
чения числа эмоциональных упражнений, отдаленных по особенностям воздействия от соревновательных. В табл. 31 приведены типичные схемы микроциклов, рекомендуемых для применения во второй половине подготовительного периода в видах спорта циклического характера, с продолжительностью работы в диапазоне 45 с — 4 мин.
На структуру тренировочных микроциклов существенное влияние оказывают индивидуальные особенности спортсменов. Например, при планировании подводящих микроциклов, способствующих непосредственному подведению спортсменов к соревнованию,
особое внимание следует обращать на типологические особенности их личности. Для интравер-тированных спортсменов, отличающихся инертностью, преобладанием тормозных процессов, эффективными могут оказаться микроциклы, в которых широко используются спринтерские упражнения, занятия с повышенными нагрузками и эмоциональным характером работы. Для спортсменов с экстравертированным типом личности, склонных к чрезмерному возбуждению, целесообразны микроциклы с мягким режимом работы, небольшим объемом спринтерских упражнений, относительно невысокими нагрузками отдельных занятий (рис.62). При планировании нескольких занятий в течение одного дня приходится сталкиваться с рядом проблем. Во-первых, необходимо установить оптимальное время проведения Тренировочных занятий; во-вторых, нужно знать, в какой мере оно определяет направленность и величину на? грузок; в-третьих, .надо выяснить, как чередовать в течение дня тренировочные занятия с различной преимущественной направленностью и величиной нагрузок.
Время проведения занятий в течение дня планируется в зависимости от условий тренировочных занятий, учебы и работы. Однако оно должно оставаться по возможности стабильным, так как перестройка режима тренировки сопровождается снижением работоспособности, ухудшением восстановления после нагрузок, что не может не сказаться на качестве тренировочного процесса. Время занятий может и должно изменяться лишь в преддверии ответственных соревнований, которые будут проводиться в
184 »*^
иное, чем тренировки, время или в ином часовом поясе. При этом закономерно изменяется ритм работоспособности. Наиболее лабильными оказываются скоростно-силовые возможности: уже через три недели спортсмены проявляют наивысшую работоспособность в новое время занятий; показатели выносливости перестраиваются несколько позднее —к концу четвертой недели. Таким образом, основные тренировочные занятия в последние 3—5 недель перед ответственными соревнованиями целесообразно проводить в те же часы, в которые будут даны старты.
Обычно при двухразовых занятиях в день одно является основным, а второе дополнительным. В отдельных случаях в течение дня могут проводиться два основных либо два дополнительных занятия. Проведение двух основных занятий (т. е. занятий с большими или значительными нагрузками) характерно для подготовки квалифицированных и хорошо тренированных спортсменов, когда для дальнейшего повышения функциональных возможностей необходимо оказать особенно сильное воздействие на организм. Проведение двух дополнительных занятий связано с необходимостью снижения суммарной нагрузки из-за возможного переутомления.
Для рациональной организации двухразовых занятий целесообразно чередовать их по преимущественной направленности. Оптимальным считается проведение основного занятия во второй половине дня. Напряженные занятия в утренние часы нередко приводят к нарушению сна у спортсменов во второй половине ночи из-за предстартового возбуждения перед интенсивной работой, которое является результатом изменения суточного ритма. По этой же причине в утренние часы не следует широко исполь-зов'ать скоростные упражнения. Вместе с тем опыт подготовки - многих сильнейших спортсменов показывает, что эпизодически можно и в утренние часы проводить занятия с большими нагрузками различной преимущественной направленности (табл. 32,33).
Дополнительные занятия со средними и малыми нагрузками при рациональном чередовании с основными практически не вызывают увеличения суммарной нагрузки в микроцикле (рис. 63) по сравнению со случаями, когда проводится только одно (основное) занятие в день, однако значительно увеличивают объем выполняемой работы. Если же направленность основных и дополнительных занятий одинакова, то наблюдается более глубокое утомление в результате суммарной нагрузки по сравнению со случаями, когда проводится одно занятие в течение дня.
Таким образом, рационально планируемые двухразовые занятия позволяют существенно увеличить суммарный объем выполняемой работы без угрозы переутомления спортсменов. Вместе С тем игнорирование закономерностей, лежащих в основе чередования работы и отдыха, может помешать достижению результата, ожидаемого от интенсификации процесса тренировки. Происходит это чаще всего в двух случаях: когда нерационально чередуются занятия с различными по величине и направленности нагрузками, что приводит к быстрому переутомлению спортсменов, и когда направленность тренировочных занятий определяется без' учета состояния организма спортсмена и влияния предыдущих занятий. При этом занятие подчас проводится впустую, так как отсутствуют объективные предпосылки для проявления и развития у спортсмена тех или иных качеств и способностей.
Высокая эффективность двухразовых занятий в течение дня наблюдается лишь в тех случаях, когда, во-первых, рациональным образом сочетаются нагрузки основных и дополнительных занятий и, во-вторых, увеличение общего числа занятий не сопровождается уменьшением числа занятий с большими нагрузками, которые служат мощным стимулом роста тренированности спортсмена.
■ Проведение двух занятий в день является доминирующей формой организации тренировочного процесса при решении задач специальной подготовки квалифицированных спортсменов. На отдельных этапах можно проводить три и даже четыре занятия в течение дня. Однако трех- и тем более четырехразовые занятия могут использоваться только эпизодически, в условиях сбора. Частое проведение их не только требует много времени, но и чревато переутомлением спортсменов, снижением' качества работы в каждом занятии, потерей интереса к выполняемой работе. Все основные положения, которые используются при построении микроциклов при двух занятиях в течение дня, применимы и к микроциклам с большим числом занятий. При этом особое внимание следует уделять смене направленности занятий и разнообразию приме-
няемых тренировочных средств, что позволяет повысить эмоциональность работы и оптимизировать психическое состояние спортсменов.