V. 5.2, Методика развития координационных способностей
Основными особенностями упражнений, направленных на совершенствование координационных способностей, являются их сложность, нетрадиционность, новизна, возможность многообразных и неожиданных решений двигательных задач. При определении состава средств повышения координационных способностей следует помнить, что они связаны с накоплением большого количества разнообразных двигательных навыков и отработкой путей их оперативного объединения в комплексные двигательные действия.
Относительно ограниченный и стандартный состав двигательных действий, свойственных видам спорта циклического и ско-ростно-силового характера, создает трудности для полноценного развития координационных способностей преимущественно за счет выполнения специально-подготовительных и соревновательных упражнений. Поэтому в подготовке спортсменов, специализирующихся в этих видах спорта, широко используются сложные в координационном отношении общеподготовительные упражнения. Это прежде всего бег и ходьба на лыжах по сильнопересеченной местности, скоростной спуск, слалом, воднолыжный спорт, баскетбол, гандбол и другие спортивные игры, различные гимнастические упражнения, элементы акробатики.
Учитывая, что специальных средств совершенствования координационных способностей в видах спорта циклического и ско-ростно-силового характера очень мало, основной методической линией в этом направлении по мере углубления спортивной специализации становится использование фактора разнообразия при выполнении привычных действий с тем, чтобы обеспечить возрастающие требования к координации движений. Это может быть достигнуто введением необычных исходных положений; вариативностью динамических, временных и пространственных характеристик движений; созданием неожиданных ситуаций за счет изме- . нения места занятий и условий их проведения; использованием различных тренажерных устройств и специального оборудования для расширения диапазона вариативности двигательных навыков (Л. П. Матвеев, 1977). Дело в том, что при совершенствовании координационных способностей заученные движения практически
перестают оказывать тренирующее воздействие и в лучшем случае позволяют удержать достигнутый уровень.
Что же касается сложнокоординационных видов спорта, спортивных игр и единоборств, то исключительное многообразие характерных для них специально-подготовительных и соревновательных упражнений позволяет успешно решать задачи повышения координационных способностей параллельно с развитием физических качеств и технико-тактической подготовкой.
В тренировке спортсменов, как правило, не планируется отдельных занятий, развивающих координационные способности. Комплексы упражнений, способствующие их совершенствованию, должны выполняться практически ежедневно и органически входить в программы тренировочных занятий, утреннюю зарядку.
Известно, что для спортсменов высокого класса характерна высокая вариативность динамических, пространственных и временных характеристик движений в процессе соревновательной деятельности. Естественно, что способность спортсмена к эффективному варьированию основными характеристиками движений в зависимости от ситуации, сложившейся в соревновании, и функционального состояния в значительной мере обусловливается уровнем совершенства координационных способностей и умением проявлять их*в условиях прогрессирующего утомления. Это определяет одно из существенных требований к методике совершенствования координационных способностей: планировать работу в этом направлении следует не только в условиях устойчивого состояния, но и в состоянии скрытого и явного утомления.
Развитие координационных способностей тесно связано с совершенствованием специализированных восприятий (чувства пространства, чувства времени, чувства развиваемых усилий, чувства воды и т. п.), так как именно от их уровня развития во многом зависит умение спортсмена эффективно управлять своими движениями.
" Совершенствование специализированных восприятий осуществляется в процессе выполнения разнообразных тренировочных упражнений (табл. 25). При этом необходимо постоянно контролировать темп-и ритм движений, их динамические и пространственно-временные параметры, сопоставлять результаты двигательных действий с заданными величинами и на этой основе корректировать основные параметры двигательных действий.