Со-су-сы-са ос-ус-ыс-ас сто-сту-сты-ста ост-уст-ыст-аст

Су-сы-са-со ус-ыс-ас-ос сту-сты-ста-сто уст-ыст-аст-ост

Сы-са-со-су ыс-ас-ос-ус сты-ста-сто-сту ыст-аст-ост-уст

6. Выделение на слух звука [С], дифференциация С-С’- З-Ш-Ц-Щ: сом, щётка, зайка,

собака, шум, стал, самолёт, зубы, сядь,цапля, посуда, сирень, шуба, квас, синий,

Сон, щель, самосвал, поднос, закат.

7. Произнесение слов со звуком [С]:

а) проговаривание картинок на панно;

б) игра «Закончи предложение» - дополнение предложений словами в единственном

или множественном числе по картинкам на панно:

В лесу растут высокие (сосны). На опушке леса стоит стройная (сосна). На

деревьях пожелтели (листья). Соня рисует кленовый (лист). На улице ночью

громко лают (псы). В нашем дворе живёт большой и умный (пёс). Мама

поставила на стол чистые (стаканы). Она взяла в руки стеклянный (стакан).

в) проговаривание оставшихся картинок, определение места звука [С] в словах.

8. Составление предложений по индивидуальным картинкам:

а) подбор имён на С: Таня, Катя, Соня, Дима, Саня, Толя;

б) составление, проговаривание предложений по образцу:

Соня ест суп из миски.

9. Физкультминутка со скороговоркой:

На кокосы, на кокосы налетели мы как осы.

А кокосы высоко, а кокосы далеко.

10. Деление слов на слоги – знакомство с игровыми способами определения слогового

состава.

11. Звуко-слоговой анализ слова суп, составление схемы слова.

12. Знакомство с буквой С: рассматривание, отыскивание, контур, печатание.

13. Упражнения с разрезной азбукой: звуковой анализ, синтез, преобразование по следам

анализа: ас – са – сам - сом

ус – су – сук – суп

14. Печатание слогов и слов:

ас ос ус ис са со су си

Сам сом сук суп

15. Составление рассказа по сюжетной картинке «Соня и собака»:

а) подбор девочке имени на [С] – Соня;

б) подбор слов на [С] к этой картинке:

скамейка, сосна, собака, куст, кусок, сад, высокая

в)составление рассказа с помощью вопросов:

Что это? Кто сидит на скамейке?

Где стоит дом? Кто сидит у скамейки?

Где высокая сосна? Что у Сони?

Что стоит под сосной? Кому даёт Соня кусок хлеба?

Соня и собака

Вот дом. У дома сад. В саду высокая сосна. Под сосной стоит скамейка. На

скамейке сидит Соня. У Сони кусок хлеба. У скамейки сидит собака. Соня даёт

собаке кусок хлеба.

16. Итог занятия:

- С каким звуком познакомились?

- Какой он?

- игра «Отгадай слово»: ле., поя., фику., анана., компа., кла., ква., уку., насо., но.,

Автобу., поко., уксу. .

Подг.гр ФФН

Занятие № 18

Тема: «Звук [С’]»

Цель: 1. Закрепление правильного произношения звука [С’].

2. Звуко-слоговой анализ слов гусь, гуси.

3. Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных

(употребление).

4. Согласование прилагательных с существительными в роде.

5. Упражнение в употреблении притяжательных прилагательных с

суффиксом –ин-.

6. Чтение слогов (са, ас, со, ос, су, ус, си, ис).

Оборудование: предметные картинки (сеть, семь, восемь, десять, гусь, беседка,

осень, василёк, такси, письмо, письма, апельсин, гусята, свинья, лисята,

селёдка, гуси, кисель, лес, кастюм, коляска), серия картин для упражнения

в согласовании прилагательных с существительными (синий, -яя, -ее),

наборы для составления схем.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

3. Знакомство с темой – игры «Четвёртый лишний», «Запомни, повтори»:

Василёк, пион, гвоздика, ноготки - василёк

Аист, цапля, дятел, гусь - гусь

Торт, селёдка, конфета, апельсин - апельсин

Помидор, лук, селёдка, тыква - селёдка

4. Произнесение, артикуляционная поза звука [С’], характеристика: согласный, мягкий,

свистящий.

5. Выделение на слух (с закрытыми глазами):

а) из ряда слогов: со, ся, тя, ча, зя, щя, оч. ось, оть, сю…;

б) из ряда слов: лисята, внучата, площадь, пятёрка, земляника, наседка, овчарка,

Обезьяна, лесенка, песенка, пещера, чайник, осенний, овсянка, осина, листья,

наступила, косяк, самокат, черепаха, ящерица… .

6. Замены [С] – [С’] в слогах и словах – игра «Наоборот»:

а) са – ся ас- ась ис – ись

со - ос - ес –

су - ус - яс –

Сы - ыс - юс -

сэ - эс - ёс -

б) сад – сядь косы – коси

осы – оси носы – носи

вес – весь соль – сёл

квас – квась сыта – сито

сыны – сини сома – Сёма

7. Выделение звука [С’] в произношении по картинкам на панно:

а) проговаривание слов по картинкам;

б) выделение слов на [С’] – игра «Найди ошибку»;

в) определение места звука [С’] в словах – игра «1,2,3»;

г) образование притяжательных прилагательных на –ин-

Составление предложений по образцу:

Это Люсино письмо. Это Васина беседка.

Физкультминутка.

9. Деление слов на слоги, с помощью хлопков (с индивидуальными картинками,

беззвучное проговаривание) .

10. Звуко-слоговой анализ, составление схем слов (коллективно): гусь, гуси.

11. Согласование прилагательных с существительными в роде – подбор картинок

(предметов) к признакам синий, синяя, синее,(ясеневый, ясеневая,

ясеневое),составление предложений с этими словами.

12. Упражнение в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательным

значением с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов – игра «Большой –

маленький»:

пёс – пёсик лестница – лесенка колесо – колёсико

нос - песня - насос –

хвост - басня - пылесос –

лист - сосна - кокос –

13. Выделение слов со звуком [С’] из рассказа «Лиса и гусята», пересказ.

Лиса и гусята

Гуси и гусята паслись на поляне. Наелись гуси и гусята и улеглись спать. А тут из

лесу лиса. Гуси спят и не видят лису. Лиса хватает одного гусёнка и убегает с ним в

лес. Несёт лиса гусёнка своим (голодным) лисятам. Лисята наелись. Они сыты и

довольны.

Итог занятия.

- С каким звуком знакомились?

- произнесение, характеристика звука [С’].

- припоминание слов на [С’].

Подг.гр ФФН

Занятие № 19

Тема: «Звуки [С] – [С’]»

Цель: 1. Закрепление правильного произношения и различение звуков.

2. Деление слов на слоги.

3. Звуко-слоговой анализ слов сам, сами, сама.

4. Упражнение в употреблении предлогов на, с (со).

5. Словообразование сложных слов.

6. Словообразование и согласование с существительными относительных

прилагательных.

Оборудование: предметные картинки на [С] – [С’] на столах, сюжетная картинка

«Осень», наборы для составления схем, тетради, карандаши, разрезные

азбуки.

Ход занятия

1. Оргмомент (припоминание картинок на [С’]).

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

3.Сопоставление звуков [С] – [С’]: отгадывание по характеристике, произнесение.

4. Воспроизведение слоговых рядов:

Наши рекомендации