Смысловые или тематические построения
Суть их заключается в выстраивании участниками различных цифр, слов, символов, которые подчеркивают тему выступления. Смысловые построения требуют тщательного расчета размещения участников, определения рационального пути каждого участника от его исходного положения к месту в смысловом построении.
Сольные упражнения
Для участия в них отбираются квалифицированные спортсмены, которые могут продемонстрировать мастерство, отличное от содержания массовых выступлений. Это могут быть гимнастки – «художницы» с различными предметами, акробаты (прыгуны: пары, тройки или четверки), фехтовальщики, боксеры. Не следует воспринимать слово «солисты» буквально. Это может быть и значительная по числу участников группа, которая, как правило, выступает всегда в сопровождении фонирующей группы.
Фонирующие упражнения
Фонирующие упражнения представляют собой вспомогательные действия, которые призваны оттенить основное выступление солистов, в роли которых могут быть высококвалифицированные спортсмены. В некоторых случаях, особенно на крупных праздниках, создается специально фонирующая группа, в задачу которой входит создание своеобразного «аккомпанемента» для всех участвующих коллективов. Формы строя для фонирующих упражнений могут быть самыми различными: открытый 3–х сторонний фон (рис.199), закрытый частный фон (рис.200), тематический фон (рис.201).
Рис. 199
Рис. 200
Рис. 201
Фонирующие упражнения не должны своими действиями «заглушать» основные упражнения. Поэтому используются плавные движения, в т.ч. с предметами (шарфы, платки, гирлянды, обручи), или статические позы, сменяющиеся через 4, 8 счетов.
Упражнения на снарядах
Применяются не часто, т.к., во–первых, стандартные снаряды довольно громоздки, тяжелы. И собрать нужное количество их довольно сложно. В качестве брусьев, например, могут использоваться шесты, соединенные попарно. Если поднять один шест, получаются брусья разной высоты.
На открытии XXII Олимпийских игр в Москве в 1980 г. использовались комбинированные снаряды, собранные на стальной раме и позволяющие использовать их в качестве перекладины и брусьев разной высоты.
Упражнения на специальных конструкциях
Приоритет использования специальных металлических высотных конструкций для массового номера принадлежат белорусским режиссерам. На Всесоюзном параде физкультурников 1945 г. делегацией Белоруссии было продемонстрировано упражнение на многоступенчатом круглом постаменте, который через год превратился в знаменитую «Белорусскую вазу». Впоследствии создавались и другие формы конструкций, которые имели вид Кургана Славы, Кремлевской башни, Земного шара, кубка (рис.202).
Рис. 202
Такие конструкции очень эффектны, когда заполняются большой группой участников, выполняющих, на них характерные «поточные» упражнения. Подобные конструкции, как правило, используются в финальной части праздников.
Использование таких конструкций связано с рядом проблем (трудности с выносом их на центр поля из–за большого веса, с обеспечением безопасности участников, находящихся на высоте до 10 м).
Вставные номера.
Содержанием этого блока программы могут стать легкоатлетические забеги, эстафеты, финиш многодневной велогонки, выступления штангистов на побитие рекордов, выступления танцевальных и цирковых профессиональных коллективов, вокально–инструментальных ансамблей, демонстрация мод на специально оборудованном подиуме и т.п. Все это делает программу праздников более насыщенной, разнообразной а, следовательно, более зрелищной.
Уход
Завершение выступлений является столь же важной частью, как и все предыдущее. Выполненный неорганизованно уход может испортить впечатление от самого удачного выступления.
Наиболее простой способ ухода – перестроение или смыкание участников в плотное построение или в отдельные группы и четкое движение в марше к выходу со стадиона, одновременно или в определенной последовательности. В зависимости от особенностей стадиона, количества ворот на нем и расположения участников на поле.
Если в финале выступления было смысловое построение, то уход может сопровождаться сохранением рисунка, пока участники в установленном порядке продвигаются к воротам стадиона.
Возможно и специальное смысловое построение для ухода, например, в виде ракеты, корабля или самолеты. В этом случае уход можно начать после соответствующей изображенному построению команды – «На старт!», «От винта!», «Полный вперед!».
Художественный фон
Художественный фон или «живой экран», представляет собой огромную мозаичную картину, элементами которой являются сидящие на трибуне стадиона участники с набором двусторонних двуцветных флажков размером 50 x 50 см. Из этих флажков и составляются различные картины, которые помогают раскрыть тему выступления, оттенить действие участников на поле, отвлечь на себя внимание зрителей во время различных вспомогательных действий на поле – перестроений, выноса и заполнения конструкций и т.п.
Художественный фон может играть и сольную партию, освещая определенные события целой серией взаимосвязанных картинок. На художественном фоне можно выполнять поточные упражнения. Участники фона должны располагаться в строгом равнении и знать свои постоянные координаты – № колонки и ряда. В соответствии с подготовленными художником картинами для показа каждый участник располагает личной карточкой (программой), в которой указываются его координаты, нумерация картин и цвет флажка для каждой из них.
Руководство действиями художественного фона может осуществляться визуально, когда на противоположной трибуне участникам показывают на специальном табло номер предполагаемой для демонстрации картины и по установленному сигналу режиссера, например, по взмаху красным флагом, участники раскрывают флажок нужного цвета, который указан в личной карточке рядом с номером картины. По другому сигналу, например, по взмаху белым флагом, участники убирают флажки.
Звуковое руководство фоном по микрофону осуществляет режиссер.
При таком управлении фоном можно использовать многие приемы, «оживляющие» картины, делающие их динамичнее, зрелищнее, эффектнее.
Ниже приводятся некоторые приемы показа картин:
– вибрирующие движения одной рукой натянутого флажка (колыхание);
– поочередное поднимание и опускание флажков, начиная с фланга или середины фона (волна);
– быстрое переворачивание флажка на другую сторону (перевертка);
– быстрое переворачивание и возвращение обратно флажка (блик);
– поднимание вверх отдельных частей картины (рельеф).
Возможны и другие приемы показа, например, поочередное, по буквам написание какого–либо слова. В этом случае участники должны пометить в своей карточке эту очередность цифрой и в соответствии с ней открывать флажок.
В отдельных случаях, когда способом мозаики изобразить точно картинку невозможно, например, портрет, изготавливают рисованное панно и, обозначив координаты каждого флажка, раздают их участникам, места которых соответствуют этим координатам.
Для выполнения поточных упражнений на фоне костюм участников должен быть многоцветным (грудь, спина и рукава разного цвета). Тогда движения будут лучше просматриваться.
Музыкальное сопровождение
При подборе музыкального материала следует учитывать:
– соответствие музыкального произведения теме праздника, характеру предполагаемых упражнений;
– качество музыкального произведения как произведение искусства;
– четкость и равномерность метрического отсчета;
– темп исполнения;
– контрастность музыкальной программы по жанру и настроению.
Составление предусмотренных программой упражнений должно начинаться с тщательного изучения подобранного для этого музыкального произведения, глубокого осмысления содержания композиции – ее структуры, расстановки акцентов, моментов перестроений, мест для сложных, «ударных» элементов и т.п.
Художественное оформление
Под художественным оформлением понимается использование средств искусства, при помощи которых можно подать действия участников выступления на уровне сценического представления.
При выборе художественного оформления внимание руководителя выступления должно быть направлено не только на то, чтобы украсить выступающих с помощью костюмов, декораций, реквизита, но и на то, чтобы полнее и ярче показать самого участника, достоинства его телосложения, возможности его физических качеств и широту его двигательной эрудиции.
К художественному оформлению следует отнести и работу художественного фона на трибунах.