Одна Колесница («Ратха») или «Ладья» («Наука»)
6 5
4 3 2 1
Название шах [король] применяется к ферзю.
Каждый порядковый номер комплекта служит [поводом] для передвижения одной из фигур.
Число один [1] – для хода пешки или короля, которые передвигаются как в обычных шахматах; король может быть взят, но не обязательно должен покидать свое место.
Число два [2] – для хода ладьи, которая ходит до третьей клетки по диагонали, как слон в наших шахматах.
Число три [3] – для хода коня, который ходит как обычно на третью клетку, отклоняясь [на одну клетку] в сторону.
Число четыре [4] – для хода слона, который передвигается по прямой линии, как ладья в обычных шахматах, если только нет препятствия на пути его продвижения. Часто такое препятствие бывает, и тогда один из комплектов устраняет препятствие, чтобы он мог продвигаться [?]. Наименьший из [возможных] его ходов – на одну клетку, а наибольший – на пятнадцать, потому что часто в обоих комплектах встречаются либо две четвёрки, либо две шестёрки, либо шестёрка и четвёрка. При одном из этих чисел слон передвигается во всю длину одного края шахматного поля, а при другом числе он передвигается во всю длину другого края шахматного поля, если на его пути нет препятствия. При обоих числах слон может занять клетки на обоих концах диагонали.
Каждая фигура имеет [определённую] стоимость, согласно которой они получают доли ставки, потому что фигуры берутся и остаются в руках [игроков]. Стоимость короля пять, слона – четыре, коня – три, ладьи – два и пешки – один. Игрок, выигравший короля, получает пять, за двух королей десять, за трёх королей пятнадцать, если у выигравшего нет своего короля. А если он сохранил своего короля и завладел тремя королями, то он получает пятьдесят четыре – это есть число, [установленное] по взаимному согласию, а не по законам арифметики».
Судя по этому подробному, хотя и запутанному описанию, ходы фигур в Чатурадже (будем именовать «четверной» вид Чатуранги так, чтоб не путаться) сильно отличались от современных шахматных. На этот счёт у исследователей существуют разногласия, к тому же, не исключено, что в разных регионах Индии в Чатураджу играли по разным правилам. Причём, надо учесть, что судя по записям аль-Бируни, в арабской и персидской культуре Шатрандж – уже давно известная и вполне себе оформившаяся игра для двоих!
Бенгалец Рагхунандана, творивший на рубеже XV-XVI веков, в своей книге «Титхитаттва», именует эту игру Чатураджа (также Чатураджи или Чатурадж, т.е. «четыре раджи», «четыре короля» – вообще-то, этим термином называется выигрыш, когда игрок забира-ет всех королей противника и сохраняет своего). Джонс, Притчард, а за ним и прочие евро-пейские исследователи тоже стали использовать это название для обозначения игры для 4-х игроков.
Согласно «Титхитаттве», в Чатурадже использовались комплекты фигур 4-х цветов: чёр-ные, зелёные, жёлтые и красные (аналогично Пачизи). Игра всегда шла пара на пару: чёрные и жёлтые против зелёных и красных – этот принцип был заимствован из классических индийских гонок круга и креста и сохранится в том числе и в более поздних вариантах четверных шахмат (Русских четверных и Четверных с крепостями, Енохианских шахмат, Шахмат четырёх сезонов, и др.)
Каждый комплект состоял из восьми фигур:
Один Король («Раджа»).
Один Слон («Хасти» или «Гайя»).
Один Конь («Ашва»).
Одна Колесница («Ратха») или «Ладья» («Наука»).
Четыре Воина («Падати»).
Очередь хода переходила от игрока к игроку по часовой стрелке. Помимо этого в игре использовались кубики – возможные ходы определялись броском двух таранных костей D4.
В Чатуранге-2 (игре для 2-х игроков) количество фигур для каждой стороны удваивалось, в пару королю придавалась ещё одна фигура – «Мантри» (советник, ферзь, визирь), а кубики либо отсутствовали, либо применялись по желанию. «Советник» был фигурой самой слабой и ходил на одну клетку в любую сторону по диагонали.
Во все разновидности Чатуранги играли на одноцветной до-ске для аштапады 8х8 без чёрно-белой шашечной разметки. В четверном варианте игроки рассаживались по всем 4-м её сторо-нам, и каждый выстраивал свои фигуры на поля в левом нижнем углу. В этом смысле разметка аштапады сама способствовала правильному размещению «войск», а общее расположение фигур на доске в начале партии напоминало свастику. В углу помещался слон, за ним по порядку: конь, колесница и раджа. Перед ними, на второй линии, в ряд размещались пешки.
Такое странное с нынешней точки зрения расположение фигур диктуется особенностями их движения. Так же, как сейчас, ходили только конь и король, да и то короли могли сбли-жаться и рубить друг друга (партия на этом не заканчивалась – войско успешно продолжало сражение без предводителя). Слон по манере движения, скорее, соответствовал современной ладье, а колесница – современному слону (офицеру). Рокировки не было, но из некоторых источников известно, что один раз за игру, уходя из-под шаха, король мог сделать «ход конем».
* Если король становится на исходное поле другого короля («занимает его трон»), игрок получает управление над всеми фигурами данного цвета и выигрывает соответствующую ставку.
* Если король забирает короля противника на его троне, выигрыш игрока удваивается.
* Если короли всех противников побиты королём на их тронах, выигрыш за «Чатураджи» возрастает в четырёхкратном размере.
* Игрок, король которого был побит, может выменять его на любого короля, которого он забрал сам.
Мата в любой разновидности старой Чатуранги не существовало, целью было полное уничтожение всех фигур противников, однако в варианте для двух игроков победа достигалась также взятием вражеского короля. Пешка, достигшая восьмой горизонтали, превращалась только в ферзя – это была самая слабая фигура.
***
До конца неясно, существовало ли правило превращения пешки в четверной Чатурадже. В современных правилах Чатуранги (тут тоже спутано с Чатураджей, см. ниже) практикуют превращение пешек, но с большими оговорками, а именно:
* Каждая пешка может превратиться только в ту фигуру, по линии которой она достигла края доски с учётом их расстановки в начале партии, и только в случае, когда хотя бы одна из пешек уже снята с доски.
* Если у игрока на доске все 4 пешки, превращения вообще не происходит (это относится к Чатурадже, ибо в Чатуранге у каждого игрока не 4, а 8 пешек).
* Если у игрока 1 или 2 пешки, он может превратить пешку в коня или слона.
* Только если у игрока остались пешка, ладья и король – и больше ничего, пешка может стать любой фигурой, независимо от поля превращения.
* Во всех случаях, когда пешка достигла линии повышения, но не может превратиться, она остаётся в звании пешки на том квадрате в последнем ряду, куда добралась, ибо назад и вбок пешки не ходят. Но как только появляется возможность превратиться, пешка может превратиться в соответствующую фигуру.
Частично эти правила превращения пешки были заимствованы из шахматных правил, которые бытовали в разных регионах Индии вплоть до начала XIX века, и неизвестно, были они в Чатурадже, или нет.
***
В Чатурадже даже со взятием короля игра не заканчивалась, оставшиеся фигуры просто продолжали борьбу. Помимо обычного шахматного взятия, в Чатурадже существовал специфический прием пересечение слонов (триумф слона), которого в шахматах нет: если три слона оказывались на отмеченных центральных квадратах доски, то игрок, пошедший своим слоном в последнее незанятое поле этого квадрата 2х2, забирал всех неприятельских слонов – это был единственный случай, когда игрок вместе с чужими рубил союзную фигуру. Правда, правила Чатураджи по поводу этого эффектного манёвра оптимистично сообщают: «Этот частный случай вряд ли произойдёт».
Араб аль-Адли (ок. 840 г.), учитель Шатранджа при дворе халифов Аббасидов и автор рукописного трактата о Шатрандже, дошедшего до нас в сборниках других авторов, указыва-ет на различия между арабскими и индийскими правилами своего времени с описанием неко-торых тонкостей. По его утверждениям, слон в индийской Чатуранге ходит «через клетку по вертикали и горизонтали», пат считается выигрышем для запатованной стороны, а «оголение» короля приносит победу даже в том случае, если соперник может ответным ходом уни-чтожить последнюю чужую фигуру (в Шатрандже в случае подобного окончания партии признавалась ничья). Однако везде в его трактате речь идёт о шахматах для двоих игроков, аль-Адли ни разу не упоминает игру для четверых, даже когда заводит речь о других известных ему вариантах шахмат.
Тот факт, что в Чатурадже использовали кости, также приводят как доказательство древности этой игры. Вряд ли это убедительный аргумент. В древности на Востоке вмешательство случая в игру символизировало руку Судьбы, промысел божий. В игре в кости не было ничего запретного, наоборот. Например, у арабов задолго до Чатуранги бытовали шахматные игры с костями на прямоугольной доске 4x16 квадратов, с двумя кубиками, и даже европейцы иногда использовали кости для выбора шахматных ходов (возможно, эта традиция пришла в европейские шахматы из Хнефатафла – скандинавской зажимной игры).
Последний довод сторонников первенства Чатураджи – присутствие в игре такой фигуры, как ладья, и путаница её ходов с ходами слонов и колесниц, которые, к тому же, то быва-ют размещены в начале партии близ королевского «дома», то разведены по углам доски. Но такая путаница в старых индийских шахматах была всегда. В Пенджабе с VIII-IX вв. угловую фигуру издревле именовали нaука (лодка, ладья), в Бенгалии это название бытует и поныне, равно как в Таиланде, Камбодже, на о.Ява и даже на Руси, что косвенно доказывает «восточную» гипотезу проникновения шахмат на Псковщину и Новгородчину. А вот аль-Бируни и аль-Адли упоминают арабское название «колесница» («рок»). Еще большая путаница со слонами. Аль-Бируни при описании хода слона вторит загадке Рудраты (в ней слон имеет четыре хода по диагонали и один вперед). Аль-Адли приводит совершенно другой ход – через одну клетку по диагонали («озирая поле на две мили»).
Вероятно, «ход Рудраты» в XI веке был правилом исключительно в Чатуранге для двух игроков – много веков спустя он всё ещё использовался в шахматах соседней Бирмы, да и се-годня практикуется в таиландских шахматах Макрук и камбоджийских Ок-Чатранг. Во времена же аль-Адли слон приобрёл диагональные ходы.
При этом остается не совсем ясным, как ход слона мог иметь «длину от 1 до 14 клеток» на доске 8х8, и каким образом «удалялось препятствие» при помощи броска костей. Первую загадку отчасти проясняет более поздний трактат «Манасолласа», где сказано, что слон мог ходить на любое количество клеток по вертикали и горизонтали (то есть, на каком-то этапе эволюции шахмат слоном именовали нынешнюю ладью).
В санскритской книге X века «Нитивакьямурта» приведен афоризм: «В Чатуранге не бы-вает раджи без советника». Довольно странно, что индийский автор не знал о Чатуранге в её четверном варианте, где нет ферзей! При этом чуть позднее, в XI веке, когда арабский мир уже вовсю освоил Шатрандж, аль-Бируни пишет свой трактат и откровенно удивляется ин-дийским правилам. Таким образом получается, что даже самые ранние документальные описания четверных индийских шахмат упираются в XI век.
Так что, хоть Чатураджа-4 и выглядит более примитивной разновидностью шахмат, она вряд ли возникла раньше XI века. Правда, действительно в Индии.
***
Но если она была родоначальницей игры для двоих (Чатуранги-2), непонятно, почему она не распространилась среди соседних народов, не упомянута в ранних письменных источ-никах и не встречается в археологических находках. В отличие от арабов и персов, индийцы не уделяли внимания записям правил, а в том небольшом количестве санскритских текстов до 1000 года, где упомянута Чатуранга, нигде не указанно количество игроков. Все это наводит на мысль, что Чатураджа-4 вполне может быть поздним вариантом Чатуранги-2. Кубик в таком случае не упразднили в ходе эволюции, а наоборот – ввели в игру на этапе становления, и в целом мы имеем дело не с «рудиментом», а «атавизмом», то есть, это не архаика, а сознательно упрощенный игровой процесс.
Увы, ошибочные теории обычно отмирают с большим трудом. Даже после стольких лет исследований многие люди отказываются верить фактам по разным причинам. Кого-то просто забавляет мысль, что в ранние шахматы играли именно так – вчетвером, «с игрушечным кубиком», или они прочли об этом в книге, газете или на сайте, или увидели по телевизору в популярной передаче. Кое-кто уже подвёл под это дело солидную эзотерическую, философскую и астрологическую базу («магическое число 4», «4 стихии», и т.п.) и теперь отстаивает эту версию с упорством, достойным лучшего применения. Впрочем, это их полное право.
Не секрет, что в летописях многие реальные исторические эпизоды искусственно приводятся в соответствие с более поздней традицией, романтизируются. История шахмат не является в этом смысле исключением. Нельзя отрицать, что Чатураджа реальна: она существовала в таком виде в Индии до начала XX века, хотя в новейшее время в нее уже практически никто не играл, и все современные варианты являются не более чем реконструкциями. Однако нет никаких исторических свидетельств того, что она является предшественницей современных двусторонних шахмат. Это совершенно обособленная разновидность ранней шахма-тной игры, которой индийцы попытались придать азарт и динамику при помощи костей, ибо нормальная игра с таким количеством игроков и таким набором фигур медлительна и откровенно скучна.
***
Что удивительно, четверная игра существует до сих пор под названием… Чатуранга, продолжая и без того затянувшуюся путаницу. В разных странах есть клубы любителей Чатуранги, фирма «Noble Knight Games» выпускает весьма неплохие игровые наборы. Впрочем, энтузиасты могут сами легко сделать такой комплект при помощи обычных шахмат и трёх баллончиков с разными красками или вовсе взять обычный шахматный набор, использовав ферзей как королей.
В игре используют две кости D4 с разметкой 1:2:4:3. Если кости упали так, что ход сделать невозможно (например, иг-рок выбросил дубль 4:4 в свой первый ход), очки «сгорают». В прочих случаях можно использовать один или оба результата. Если выпал «дубль», игрок может сходить два раза одной фигурой или по одному разу двумя указанными фигурами, если это возможно. Помимо этого игрок может отказаться от выпав-шего результата, если считает, что он ему невыгоден, и вообще не ходить. Чтобы не путаться в очках, сегодня к игре обычно прилагают специальные кости, на которых вместо числового номинала вырезаны символы шахматных фигур.
Около 1130 года король Сомешвара III, правивший Центральной и Южной Индией, составил энциклопедию «Манасолласа», последний том которой посвящен играм. В нем и содержится первое в индийской литературе описание двухсторонних шахмат. Расстановка фигур уже вполне традиционна (правда, точное положение королей и ферзей не даётся). Их ходы совпадают с теми, что приводит аль-Бируни: ладья перемещается через клетку по диагонали, а слон ходит как современная ладья и может, как конь, перепрыгивать через другие фигуры. Позже эти фигуры поменяются местами и ролями.
Правило превращения пешки не вполне понятно: достигнув 8-й горизонтали, пешка может стать только ферзём, но не сразу, а «после возвращения» (возможно, имелось в виду, что пешка обретала свойство превращённой фигуры не сразу по достижению восьмой горизонтали, а только делая первый ход в новом качестве).
В отличие от правил аль-Бируни, в «Манасолласе» недвусмысленно сказано, что король не может быть побит, и для победы его нужно именно заматовать. В заключение даётся крат-кое описание четырёхсторонних шахмат (вероятно, потому что эта игра не имела такого значения, как обычные). Интересно, что фигуры в них тоже раскрашены только в два цвета – бе-лый и красный, а кости не упомянуты вовсе.
В Иране и Средней Азии, куда Чатуранга попала из Индии в ходе культурного обмена, игра стала называться Чатранг. Древнеперсидская летопись «Чатранг-Намак» («Книга о ша-хматах»), датированная 750–850 гг. н.э., описывает прибытие Чатранга ко двору государя Хосрова I Ануширвана с индийским посольством и дальнейшее соревнование придворных мудрецов, результатом которого стало появление нард и посрамление индийцев, хотя в подлинности этой истории учёные сомневаются.
Тем не менее, и аль-Бируни, и аль-Адли, и многие другие мудрецы того времени были убеждены, что шахматы появились именно в Индии. Тот же аль-Адли пишет об этом совершенно недвусмысленно: «Общепризнанно, что в Индии сделаны три изобретения, подобных которым не было ни в одной другой стране: книга «Калила и Димна», девять цифр, с помощью которых можно считать до бесконечности, и шахматы».
Арабы, завоевавшие Иран около середины VII столетия, переиначили название Чатранг в Шатрандж. Под этим именем игра и стала известна в Европе.
А вот как Чатуранга оказалась в Индии, это уже другой вопрос.