Материалы и допускаемые напряжения
Соединения
Каждая машина получается в результате сборки деталей, осуществляемой с помощью соединений подвижных или неподвижных.
Соединения по признаку разьемности делятся на разъемные и неразъемные.
Неразъемные соединения – такие, разъединения которых невозможно без разрушения соединяемых деталей или соединяющего материала.
(К этим видам соединения относятся: заклепочные, сварные, клеевые, с гарантированным натягом и т.д.)
Разъемные – разъединяются без повреждения деталей.
Это – резьбовые, шпоночные, шлицевые, штифтовые, клиновые и т.д.
Как и детали, соединения необходимо рассчитывать на прочность и долговечность. Более того, соединения являются зонами с max σ.
Основной критерий работоспособности соединений – статическая и усталостная прочность;
Необходимо стремиться к тому, чтобы соединения были равнопрочны с соединяемыми элементами (т.е. чтобы прочность соединенных и соединительных деталей была одинакова – замена вместе).
Заклепочные соединения
замыкающая головка, формируется при клепке
головка, выполняемая
в заготовке заранее
Они служат для соединения листов и фасонных прокатных профилей.
Заклепочные соединения образуют расклиниванием (осаживанием) стержня заклепки, вставленной в совмещенные отверстия деталей.
Относительному сдвигу склепанных деталей оказывают сопротивление: 1) как стержни заклепок; 2) так и силы трения, возникающие на поверхности стыка.
При клепке пластических деформаций стержни заклепок заполняют отверстия. Кроме того, детали стягиваются силами, вызванными упругими деформациями.
Стальные заклепки до 12мм и заклепки из цветных металлов ставят холодным способом. Больше 12 мм – горячим (при этом нагрев обеспечивает и более качественное соединение).
В машиностроении применяют заклепки с:
круглыми головками полупотайными потайными полыми
По конструкции заклепочные соединения делятся на
- односрезные и многосрезные;
- однорядные и многорядные (с параллельным или шахматным расположением заклепок в рядах).
Положительные качества:
1) высокая прочность, надежность
2) удобство контроля за качеством клепки
3) повышенная сопротивляемость ударным и вибрационным нагрузкам
4) возможность соединения деталей из трудносвариваемых и разнородных материалов.
Недостатки (по сравнению с другими соединениями):
1) высокая стоимость и трудоемкость
2) повышенный расход материала
3) невозможность соединения деталей сложной конфигурации.
В настоящее время заклепочные соединения применяются редко (в тех случаях, когда невозможна сварка или большие ударные или вибрационные нагрузки – т.е. в летательных аппаратах, котлостроении)
Материалы: углеродные и легированные стали; цветные металлы и
сплавы: сталь 2,3, легированная 12Х18Н9Т медные М3, алюминий AD1
Расчет на прочность
При расчете заклепочных соединений считают:1) что нагрузка, передаваемая заклепками, распределена между ними равномерно и 2) силы трения на стыке (листов) не учитывают.
σсм
|
P
d
Причины разрушения соединений:
1) срез и смятие заклепок;
2) разрыв листа в сечении, ослабленном отверстиями
1.а. Условие прочности на срез.
Здесь: ;
где z - число заклепок;
i - число плоскостей среза одной заклепки
1.б. Закон распределения напряжений смятия по цилиндрической поверхности контакта трудно установить, поэтому считают, что силы равномерно распределены по поверхности контакта и во всех точках нормальны к ней. Тогда условия прочности
где Fсм=dδmin - площадь проекции поверхности контакта на
диаметральную плоскость,
Fсм
δ δmin - наименьшая толщина листов
d
2. Проверка листов на разрыв
b - ширина листа,
zp - число заклепок в одном ряду.
Допускаемые напряжения определяют по таблицам (в них результаты экспериментов) в зависимости от а) материала заклепок; б) характера нагрузки; в) способа получения отверстий (сверление, протыкание).
l
При проектировании определяют
t/2 P (d,+,l,δ) – по нормативам из справочника
t
P А вот число заклепок находят из условий
прочности на срез и смятие.
Сварные соединения
Сварные соединения образуют местным нагревом деталей в зоне их соединения.
Область применения очень широкая – суда, мосты, корпуса, трубопроводы, резервуары.
Достоинства: экономия металла; малая трудоемкость процесса; возможность автоматизации; герметичность шва; соединение сложных конструкций; возможность рационального конструирования.
Недостатки: остаточные σ, возникающие в окрестности сварного шва; коробление вследствие неравномерности нагрева и охлаждения; изменение структуры материала вблизи швов, что ведет к снижению прочности; опасность появления трещин из-за дефектов швов (непровары, шлаковые включения).
В зависимости от взаимного расположения соединяемых элементов сварные соединения конструктивно бывают:
а) встык -самые экономичные и надежные
(деталь становится монолитом)
б) внахлестку
в) втавр угловыми стыковыми
швами швами
Сварное соединение наиболее совершенное, т.к. приближает составные детали к цельным.
Расчет на прочность
I.Встык
P b P Расчет ведут для тех условий, которые
возникают при работе конструкции.
При этом расчет для зоны шва, т.к. в
M δ M этой зоне разрушается конструкция.
а) на растяжение - - доп. σ для сварных соединений
б) на изгиб -
из этих условий находят при заданном .
II. Внахлестку
k Опытом установлено, что все угловые
m швы разрушаются по биссектрисе m-m.
Несмотря на то, что во фланговом шве
нагрузка по длине распределена нерав-
m 0.7k номерно, расчет для флангового и
лобового швов одинаков.
Mи
Ми
|
l1
лобовой шов фланговый шов
Расчет в инженерной практике ведут на срез.
l - длина периметра углового шва
При проектировании сварных соединений швы следует располагать так, чтобы они были нагружены возможно равномерно.
При действии изгибающего момента
III. Втавр
δ M
а) P => ( )
l – длина периметра швов
P
б) k
Материалы и допускаемые напряжения
Прочность соединения зависит от:
а) качества основного материала, которое определяется его способностью к свариванию
б) совершенства технологии сварки (прочность снижают непровары, шлак)
в) характера нагрузок (постоянные или переменные)
Хорошо свариваются низкоуглеродистые и среднеуглеродистые стали.
Высокоуглеродистые стали, чугуны, сплавы цветных металлов – хуже.
Допускаемые напряжения для сварных соединений , , ,
зависят от вида деформации, характера нагрузки, способа варки и назначают-ся в зависимости от допускаемых σ основного материала [σp]. Есть таблицы.
Сварные швы лучше всего работают на сжатие и хуже всего на срез, поэтому
Резьбовые соединения
Резьбовыми соединениями называют разъемные соединения с помощью резьбовых крепежных деталей – винтов, болтов, шпилек, гаек, или резьбы, нанесенной непосредственно на соединяемые детали.
Резьбовые соединения надежно работают в любых условиях. Можно соединять детали из любых металлов. Легко разбираются и собираются. Дёшевы, доступны.
Основной элемент резьбового соединения – резьба, которая получается прорезанием на поверхности деталей канавок по винтовой линии.
Винтовую линию amn образует гипотенуза
треугольника abc при его навивании на
c n цилиндр.
pp Если плоскую фигуру, например, трапе-
m цию, перемещать по винтовой линии так,
b чтобы её плоскость при движении всегда
a проходила через ось цилиндра, то эта фи-
πd2 d2 гура образует резьбу соответствующего
профиля.
Классификация резьб
I.По форме поверхности, на которую наносится резьба:
а)цилиндрические; б)конические (для плотных соединений); в)торцовые
II.По форме профиля:
а)треугольные; б)трапецеидальные; в)круглые; г)прямоугольные; д)произ-
вольные. Все профили стандартизованы (кроме прямоугольного).
III.По виду поверхности:
а)внешние; б)внутренние
IV.По направлению винтовой линии:
а)правые (ввинчиваются по часовой стрелке); б)левые
V.По количеству винтов резьбы:
а)однозаходные; б)двухзаходные; в)многозаходные
(по параллельным винтовым линиям перемещают две или несколько рядом
расположенных профилей).
VI.По назначению: φ=60˚
а)метрические
1).крепежные б)дюймовые φ=55˚
2)ходовые (для передачи движения служат)
30˚
а)трапецеидальная
б)упорная
30˚ 30˚