Формы физической подготовки
5.1. Физическая подготовка личного состава осуществляется в форме физических упражнений в режиме дня (утренняя физическая зарядка, физкультурная пауза), учебных занятий, самостоятельных занятий физическими упражнениями, массовых физкультурно-спортивных мероприятий, секционных занятий по видам спорта.
5.2. Утренняя физическая зарядка проводится с целью быстрого приведения организма после сна в бодрое состояние и систематической физической тренировки. Зарядка является обязательным элементом распорядка дня, начинается через 10 минут после подъема и проводится ежедневно, продолжительностью не менее 15 мин.
5.3. Утренней физической зарядкой личный состав органов управления и учреждений занимается самостоятельно, а в период обучения - в составе учебных групп под руководством руководителя или лица, назначенного из числа наиболее подготовленного личного состава.
В течение служебного времени с личным составом, где позволяют условия службы (работы), выполняются комплексы физических упражнений общей продолжительностью до 30 мин. Время, место и периодичность их выполнения устанавливается соответствующими руководителями.
5.4. Учебные занятия являются основной формой физической подготовки и организуются в виде теоретических, практических, методических и показных занятий.
5.5. Теоретические занятия проводятся специалистами физической подготовки и медицинской службы. В содержании теоретических занятий предусматривается следующая примерная тематика:
"Физическая подготовка - средство повышения уровня профессиональной подготовленности личного состава";
"Основы организации и методики проведения занятий по физической подготовке. Формы и содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями".
5.6. Практические занятия проводятся в составе группы численностью до 15 человек по разделам физической подготовки и комплексно. Практические занятия должны иметь учебно-тренировочную направленность и проводиться по следующим примерным планам:
Примерный план практического занятия по физической подготовке из 153 Приказа
N п/п | Задачи | Содержание |
1. Подготовительная часть 7-10 мин. (10-25 мин.) | ||
1.1. | Организация занимающихся | Построение, проверка, краткое объяснение задач и содержания занятия |
1.2. | Общее укрепление организма и подготовка к более напряженной работе в основной части занятия | Строевые упражнения. Ходьба и бег различными способами. Упражнения на координацию, внимание и быстроту реакции. Общеразвивающие и специальные (подготовительные) упражнения к приемам и действиям, изучаемым в основной части занятия |
2. Основная часть 35 - 40 мин. (75 - 85 мин.) | ||
2.1. | Овладение основными двигательными и прикладными навыками и их совершенствование | Упражнения, предусмотренные программой. Контрольные упражнения и эстафеты. Комплексная тренировка |
2.2. | Развитие физических и морально-волевых качеств | |
2.3. | Воспитание способности применять усвоенные навыки в сложной обстановке, возникающей в процессе служебной деятельности | |
3. Заключительная часть - 3-5 мин. (5-10 мин.) | ||
3.1. | Приведение организма в относительно спокойное состояние | Ходьба и медленный бег. Упражнения на расслабление мышц в сочетании с глубоким дыханием |
3.2. | Подведение итогов занятия | Приведение в порядок мест занятий и инвентаря |
Примечание: в скобках указан расчет времени для 2-часового занятия.
5.7. Комплексные занятия проводятся с целью общей и специальной физической тренировки личного состава. Они включают упражнения, приемы и действия из различных разделов физической подготовки и проводятся по следующему примерному плану:
Примерный план комплексного занятия
N п/п | Содержание | Время (мин.) | Организационно-методические указания |
1. Подготовительная часть - 5 мин. | |||
1.1. | Построение, проверка, краткое объяснение задач и содержания занятий. | Проводить в составе учебной группы в одношереножном строю. | |
1.2. | Строевые упражнения. Ходьба и бег различными способами. Упражнения на внимание и быстроту реакции. | Проводить в составе учебной группы. Обратить внимание на четкость и слаженность выполнения строевых упражнений. Ходьба и бег с переменой направления, с ускорением, с заданием - по сигналу (хлопок, свисток) повернуться кругом, присесть или подпрыгнуть и т.д. | |
1.3. | Общеразвивающие и специальные (подготовительные) упражнения. | Выполнять с учетом развития у занимающихся силы, выносливости, гибкости, быстроты, а также более успешного усвоения ими упражнений (приемов, действий), изучаемых в основной части занятий. | |
2. Основная часть - 37 мин. | |||
2.1. | Челночный бег 4x20 м. Старт, пробегание отрезков 10-15 м, поворот, финиш. | Выполнять одновременно по 2-3 человека с использованием соревновательного метода. | |
2.2. | Упражнение на перекладине (подтягивание). | Выполнять одновременно по 2 человека на снаряде. | |
2.3. | Боевые приемы борьбы: удары рукой, ногой и защита от них; задержание загибом руки за спину "нырком" и сопровождение. | Выполнять в парах с последующей заменой ролями. Отработку ударов проводить на специальных снарядах в полную силу. | |
2.4. | Бег на 1000 - 1500 м в среднем темпе | Проводить в составе учебной группы. | |
3. Заключительная часть - 3 мин. | |||
3.1. | Упражнения на расслабление мышц и глубокое дыхание | Проводится в составе учебной группы. | |
3.2. | Подведение итогов занятия | Отметить успехи и недостатки занимающихся. Дать задание для индивидуальной работы. |
5.8. Практические занятия проводятся с высокой плотностью и достаточной физической нагрузкой, которые достигаются:
сокращением времени на построение, перестроение и различные передвижения, четкостью подачи команд и их выполнением;
краткостью и ясностью объяснений;
увеличением времени непрерывного выполнения упражнений;
сокращением перерывов между выполнением отдельных упражнений;
выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком;
применением комплексной тренировки и соревновательного метода;
наиболее целесообразным использованием оборудования и инвентаря.
5.9. Занятия с подготовленным личным составом носят преимущественно тренировочный характер и проводятся в следующей последовательности:
тренировка с большой нагрузкой с целью развития выносливости и скорости;
тренировка со средней нагрузкой, во время которой основное внимание уделяется совершенствованию в технике выполнения упражнений;
тренировка в форме контрольных состязаний, спаррингов и т.д.
5.10. Личный состав, который из-за особенностей службы (нахождение вне места дислокации, работа по сменам) не может принимать участие в учебно-тренировочных занятиях, к сдаче контрольных нормативов готовится самостоятельно с учетом рекомендаций специалистов по физической подготовке.
5.11. Методические занятия организуются в целях повышения уровня методической подготовки руководителей занятий. Количество методических занятий и их содержание определяется в зависимости от уровня практической и методической подготовленности руководителей занятий. На данных занятиях отрабатываются следующие основные вопросы:
подача команд при проведении занятия по физической подготовке;
показ, объяснение и обучение технике выполнения упражнений, приемов и действий;
оказание помощи и страховка при выполнении физических упражнений;
составление поурочных планов занятий по физической подготовке;
проверка и оценка физической подготовленности личного состава и физической подготовки органа управления и учреждения;
проведение всех форм физической подготовки с личным составом в составе учебной группы.
5.12. Показные занятия проводятся для наглядной демонстрации рациональной методики организации обучения физическим упражнениям, приемам и действиям. Они включаются в расписания занятий и планы работы. Учебно-методические сборы по подготовке инструкторов (тренеров) проводятся, как правило, для повышения их методического уровня и перед прохождением новых тем.