И выполнения строевых приемов
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА
Учебно-методический материал
для проведения практических занятий с курсантами (слушателями)
Рязань 2011
ББК 75.517.195 Р 30
Л 88
Л 88 | Пожималин В.Н.Лыжная подготовка: Учебно-методический материал для проведения практических занятий. – Рязань : Академия ФСИН России, 2011. – 12 с. Учебно-методический материал для проведения практических занятий разработан на основе рабочей программы учебной дисциплины. Обсужден и одобрен на заседании кафедры физической подготовки и спорта 21 апреля 2011 г., протокол № 12. |
Начальник обеспечивающей кафедры Д.А. Донсков
Учебно-методическое издание ПОЖИМАЛИН Вячеслав Николаевич ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Методические рекомендации для проведения практических занятий | |
Технический редактор___________ Подписано в печать_________ Формат 60х84 1/16 Бумага офсетная. Гарнитура Times. Печ. л. ____ Тираж____экз. Заказ № ____. | Редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1 Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1 |
ББК 75.517.195 Р 30 © Пожималин В.Н., 2011 © Академия ФСИН России, 2011 |
ЛЫЖНАЯ ПРОДГОТОВКА
Время: 28 часов
Цель: научить курсантов (слушателей) технике передвижения на лыжах
Метод: показ, объяснение, демонстрация, тренировка.
Место проведения: лесопарковая зона.
Материальное обеспечение: лыжный инвентарь, спортивный костюм, секундомер.
План
Введение
Ознакомление со способами передвижения на лыжах и выполнение строевых приемов
Методика обучения классическим лыжным ходом
Полуконьковый ход
Организация и методика проведения практических занятий по лыжной подготовке
Организационно-методические указания по проведению основной части занятий
Меры предупреждения травматизма при проведении учебных занятий по лыжной подготовке
Примерные план-конспекты
Перечень учебных вопросов курсантам на занятиях по лыжной подготовке
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Лыжный спорт – одни из самых массовых и доступных видов спорта в нашей стране, пользующийся большой популярностью у людей любого возраста. Особенно широко распространение получили лыжные гонки.
Лыжная подготовка, являясь одним из разделов учебной программы по физической подготовке курсантов высших учебных заведений ФСИН России, призвана способствовать формированию способности к быстрому и длительному передвижению на лыжах в любую погоду, днем и ночью. Развивать у личного состава выносливость, силу, быстроту действий, целеустремленность, волю, мужество, смелость, настойчивость, решительность. На занятиях по лыжной подготовке следует воспитывать курсантов в духе коллективизма, дружбы, взаимной выручки и товарищества, повышать воспитывающую роль коллектива, готовить их к стойкому перенесению особенностей службы в правоохранительных органах.
Организация и методика проведения занятий по лыжной подготовке с курсантами вузов ФСИН России должна исходить из того, что курсовые подразделения имеют лыжи с полужесткими креплениями. Следовательно, в своей работе необходимо придерживаться наставлений и положений, записанных в Наставлении по физической подготовке Российской Армии и Военно-Морского Флота.
Занятия по лыжной подготовке направлены на формирование навыков и способах передвижения, строевых и боевых приемов на лыжах, развитие выносливости, воспитание настойчивости и упорства, закаливания организма, боевой и физической подготовки и окажут необходимую помощь в проведении занятий по лыжной подготовке с курсантами 1-5 курсов.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СПОСОБАМИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ
И ВЫПОЛНЕНИЯ СТРОЕВЫХ ПРИЕМОВ
Задача ознакомления – создать у обучающихся правильное и наиболее полное представление о данном способе передвижения или выполнения приема.
Для решения этой задачи необходимо:
- назвать способ передвижения (прием) и показать его в целом;
- объяснить сущность способа передвижения (приема) и указать на наиболее типичные условия его применения;
- при необходимости показать способ еще раз замедленном темпе или по частям (по разделениям) с кратким пояснением основ техники его выполнения.
Весьма полезен просмотр учебных фильмов, диафильмов и других наглядных пособий.
Задачи и средства, изложенные выше, являются общими и имеют место при обучении всем способам передвижения на лыжах или выполнения строевых приемов.
После ознакомления с тем или иным способам передвижения (приемом) переходят к его разучиванию.
ОБУЧЕНИЕ СТРОЕВЫМ ПРИЕМАМ
Несмотря на многообразие строевых приемов и действий, выполняемых на занятиях по лыжной подготовке, изучение их из-за простоты выполнения не вызывает затруднений. Четкое и быстрое выполнение строевых приемов, слаженных действий на лыжах в составе подразделения повышают боеспособность личного состава слушателей учебных заведений ФСИН России.
Изучение строевых приемов производится в следующей последовательности:
- строевые примы и действия с лыжами в руках;
- строевые приемы и действия на лыжах.
Изучение строевых приемов и действий с лыжами и на лыжах и совершенствование в их выполнении производится в строях и порядках, указанных для того или иного подразделения в Строевом уставе.
В действиях учебной группы (взвода) на лыжах имеется ряд особенностей, которые необходимо учитывать при проведении занятий по лыжной подготовке.
Так, например, перед постановкой на лыжи учебной группе следует разомкнуть в глубину и по фронту на 3 шага. Каждый лыжник, занимая свое место в строю, если он стоит на лыжах, должен сохранять интервал и дистанцию 3 шага с тем, чтобы иметь возможность выполнять любые приемы и действия.
Изучение строевых приемов с лыжами можно проводить в следующей последовательности: скрепление лыж, строевая стойка с лыжами, выполнение команд «Ровняйся!», «Смирно!», повороты на месте, размыкание и смыкание, выполнение команды «Лыжи – положить!», «Лыжи – взять!», переноска лыж на плече и под рукой, постановка на лыжи. Строевые приемы на лыжах разучиваются в таком порядке: строевая стойка на лыжах, выравнивание, поворот на месте и в движении, выполнение команд «Лыжи – снять!», «Лыжи – скрепить!».
Обучение строевым приемам с лыжами и, особенно на лыжах, следует производить в разомкнутом строю. При этом некоторые приемы разучиваются по подразделениям. Для выполнения прима по подразделениям сначала объясняются действия на каждый счет, а затем подается команда.
Например: «По разделениям, лыжи на плечо – делай Раз, делай Два», или «По разделениям, поворот кругом – делай Раз, Делай Два, делай Три».
Добившись правильного усвоения приема по разделениям, следует переходить к слитному выполнению приема, контролируя темп и быстроту выполнения подсчетом.
На всех занятиях необходимо добиться от лыжника четкого выполнения строевых приемов и действий, а примы и команды «на лыжи – становись!» и «Лыжи – снять!» отрабатывать на скорость добиться более быстрого и сноровистого их выполнения.
Для повышения эмоциональности занятий и интереса к изучению строевых приемов и действий необходимо в конце курса обучения выполнить строевые примы и действия с лыжами и на лыжах на оценку.
Для повышения методической подготовки курсантов старших курсов необходимо привлекать для подачи команд и показа выполнения отдельных строевых приемов и действий.
СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ОШИБОК
Ошибки в выполнении строевых приемов устранения путем дополнительного показа, выполнения приемов в медленном темпе (иногда по разделениям и под счет) и путем многократного выполнения приемов и действий под контролем преподавателя, проводящего занятие, со стороны товарищей при изучении приемов групповым методом.
Для устранения ошибок можно использовать показ правильного выполнения на плакатах, кинограммах, кинокольцовках и т.д.