Работа по учебнику. Расшифровка закодированных слов
– Прочитайте слова в левом столбике таблицы.
– Заполните правый столбик таблицы: поставьте под каждым числом соответствующую букву.
– Прочитайте слова, которые получились. (Навес, сосна.)
– Какие разные буквы использовались для записи слов? Назовите их. (В,е, с,н,а, о.)
– Составьте из этих букв другие слова. (Вес, сев, нос, сон, вена, ванна, оса и т. д.)
Самостоятельная работа.
– Кто быстрее, но в то же время правильно определит, какой подарок понравился сове больше всего? (Бант.)
– Мудрая сова тоже решила сделать вам подарок. Она дарит вам сказку В. Сутеева «Цыпленок и Утенок». Интересна эта сказка тем, что ее можно читать по ролям.
Задание для читающих детей: чтение по ролям.
Задание для нечитающих детей: работа по карточкам.
– Найдите слова на букву с.
V. Итог урока.
– Прочитайте наизусть стихотворение, которое выучили на уроке (по желанию).
– Наша гостья осталась довольна вашей работой. А своей работой вы довольны? Какие задания вам особенно понравились? Какие оказались трудными?
– Попробуйте сделать вывод по уроку.
Урок 31
СОПОСТАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ [з], [с]
ПО ЗВОНКОСТИ–ГЛУХОСТИ, ОТРАЖЕНИЕ ЭТОЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКОВ В МОДЕЛИ СЛОВА
Цели:способствовать развитию фонематического слуха на примере составления схем слов и анализирования звуков ([з] – [с]); формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Назовите тему нашего урока.(Предположения детей.)
– Сегодня на уроке поговорим о парных согласных звуках [з] – [с].
– Вспомните и назовите парные согласные по звонкости – глухости. ([г] – [к], [г’] – [к’], [з’] – [с’], [з] – [с].)
– Назовите звонкие парные согласные. (Пары [г] – [г’], [з’] – [з’].)
– Как обозначают звонкие согласные в схемах слов? (Добавим знак «колокольчик», если согласный звук звонкий.)
II. Работа по теме урока.
Дифференцированная работа.
Нечитающие дети работают под руководством учителя.
– Расскажите, кто изображен на рисунке.
– Составьте схему этого слова.(Один ученик работает у доски.)
– Какой звук обозначим колокольчиком? Почему?
– Замените фишку буквой з.
–Постройте схему второго слова.
– Сравните схемы. В чем сходство? Отличие?
– Можно ли во второй схеме вместо третьей фишки поставить букву з? Почему?
– Какую букву поставим? «Прочитайте» по схеме новое слово.
– «Прочитайте» по схемам пару слов. (Коза – коса.)
Аналогичная работа проводится с остальными словами: зубы – супы, лиса – Лиза).
Читающие дети работают по карточкам.
– Отгадайте шараду.
С глухим – траву она срезает,
Со звонким – листья объедает.
(Коса – коза.)
– Составьте схему слов. Какой значок надо добавить в схему слова «коза», чтобы схема стала точнее? Нарисуйте. (Добавим знак «колокольчик», если согласный звук звонкий.)
На доске записаны слова.
– Замените звонкий согласный звук [з] его парой. Прочитайте слова парами.
Захар – ..ахар
Зоя – ..оя
Базы – …
Зима – …
Зверь – …
Змей – …
Зайка – …