Устойчивость вестибулярного анализатора. Методы ее оценки.

Для исследования устойчивости вестибулярного аппарата применяется вращение в кресле Барани. Воячек предложил пробу, в которой раздражение полукружных каналов вестибулярного аппарата вызывается вращением со скоростью 5 раз за 10 с. Исследуемый сидит в кресле с закрытыми глазами и наклоном головы на 90°. По окончании вращения на 5-й секунде паузы он поднимает голову и открывает глаза. Реакция оценивается по наклону туловища и вегетативным симптомам. Слабая реакция, говорящая о хорошем состоянии тренированности, характеризуется небольшим отклонением туловища в сторону вращения; средняя -- явно выраженным отклонением туловища, сильная -- наклонностью к падению. Одновременно оцениваются вегетативные симптомы: побледнение лица, холодный пот, тошнота, рвота, артериальное давление, пульс, определяется нистагм. При хорошем функциональном состоянии анализатора эти симптомы выражены незначительно, пульс не меняется; при удовлетворительном -- они выражены отчетливо; при снижении функционального состояния, недостаточной физической готовности, физическом перенапряжении -- сильно: наблюдаются тошнота, рвота, брадикардия или тахикардия. Для оценки вестибулярного анализатора применяются и специальные функциональные пробы с угловыми вращениями (Г.А. Шорин).

Первыми признаками нарушений функции вестибулярного аппарата являются головокружение, тошнота, рвота, слюнотечение после вращательных упражнений, неустойчивость в координационных пробах, ухудшение вращательных проб. Регулярные спортивные тренировки улучшают функциональное состояние вестибулярного анализатора.Среди заболеваний, повреждающих вестибулярный аппарат, особенно серьезным является лабиринтный отит -- инфекционное воспаление внутреннего уха. Характерные его симптомы: головокружение, тошнота, рвота, потеря равновесия, понижение слуха. При лабиринтном отите требуется серьезное лечение.

Влияние физических упражнений на устойчивость вестибулярных функций. Большая часть видов спорта характеризуется упражнениями, объединяющими ациклические и циклические движения. При этом в таких видах спорта, как гимнастика, акробатика, фигурное катание и другие, отдельные циклические и ациклические движения формируются в комбинации упражнений, которые многократно повторяются при соблюдение одинаковой последовательности движений спортсменов.

Четкость и слаженность выполнения этих комбинаций зависит прежде всего от технического исполнения каждого из элементов. Известно, что физические упражнения, собранные в эти комбинации, предъявляют особенно высокие требования к скоростно-силовым качествам спортсменов, к развитию ловкости и специфической выносливости их организма. Одним из непременных условий во всех упражнениях, выполняемых в комбинациях (вольные упражнения, фигурное катание и др.), является высокая вестибулярная устойчивость, развитое и тренированное чувство равновесия тела. Вместе с тем незнание и игнорирование тренером и спортсменом основных физиологических механизмов вестибулосоматических реакций, их векторальных закономерностей часто приводит к низкому качеству или к грубым ошибкам при выполнении как особо сложных, так и простых комбинированных упражнений.

Тренерам и спортсменам необходимо учитывать, что вращательные движения вызывают сенсорные реакции, средняя продолжительность которых у спортсменов даже с относительно высокой степенью устойчивости вестибулярного анализатора длится 6-12 с. Если в течение этого времени, например после завершения интенсивного вращения тела, спортсмену необходимо выполнять еще какое-либо сложнокоординированное движение, требующее высокой степени равновесия, то, как правило, будет иметь место нарушение равновесия в движениях тела.

Тренерам по фигурному катанию не следует рекомендовать при составлении произвольных программ юных спортсменов включать в их тренировки комбинации, включающие такие упражнения (особенно статические), которые требуют высокой степени устойчивости сразу же после выполнения оборотов, поворотов и других вращательных движений. Не следует, к примеру, включать в течение 10-15 с в программу по фигурному катанию прыжки, повороты со сменой направления движения и другие сложные элементы после «волчка» с наклоном головы назад. Успешная тренировка вестибулярного аппарата юных спортсменов требует выполнения принципа постепенности в адаптации к выполнению комбинированных упражнений. Строгая ориентация головы при выполнении упражнений в равновесии имеет особо важное значение во многих комбинированных упражнениях в рисковых видах спорта — прыжки на лыжах, с парашютом, фристайл и др. Установлено, что опорная асимметрия человека находится в прямой зависимости от асимметрии при ориентации головы к линии гравитации. По видимому, степень опорной и двигательной асимметрии может служить одним из критериев при отборе в специализированные детские спортивные школы. Большинство видов спорта предъявляют к человеку повышенные требования к симметричному развитию опорно-двигательного аппарата и основных органов чувств и способствуют этому развитию.

Прыгуны в воду, батутисты, прыгуны на лыжах с трамплина, штангисты и другие спортсмены отличаются относительно высокой опорной симметрией. Как правило, в этих видах спорта высокая степень опорной симметрии соответствует высокому классу спортсмена. Ориентация головы относительно вектора гравитации в этих видах спорта играет решающую роль в обеспечении равновесия тела.

Анализ кинограмм прыжков с трамплина позволил установить, что спортсмены высокого класса сохраняют строгое положение головы с начала разгона и до момента приземления. Особенно важно сохранять строгую ориентацию головы в момент отрыва и в самом полете. Незначительное движение головой в момент отрыва или в полете, как правило, приводит к потере чувства равновесия или падению при приземлении, следовательно, к более низкому спортивному результату.

Аналогичные рекомендации можно предложить и спортсменам-горнолыжникам (слалом, скоростной спуск) — строгая ориентация головы, самоконтроль положения головы при прохождении дистанции является основным условием устойчивости чувства равновесия во время соревнований.

Исследования устойчивости равновесия тела у спортсменов позволили также установить, что большинство футболистов, боксеров и борцов даже высокого класса (1-й разряд и мастер спорта) не отличаются высоким качеством вертикального равновесия. Установлено, что боксеры, перенесшие 2-3 нокаута, не могут установить равновесие тела на качающейся панели, а с выключением зрения эта попытка заканчивается падением. Аналогичная картина наблюдается у футболистов и борцов. Можно полагать, что специфика этих видов спорта, отличающаяся сильными ударными перегрузками в области головы, приводит к патологическим нарушениям, вызванным сильными сотрясающими мозг ударами и чрезмерными раздражениями отолитового аппарата.

Для предупреждения подобных явлений необходимо обеспечить систематический объективный контроль устойчивости вертикальной позы спортсмена с выключением зрения и применением тестовых проб у этих спортсменов. Вместе с тем умелое использование вестибулосоматических реакций с учетом специфики этих видов спорта может значительно повысить техническое мастерство спортсменов. Учитывая, что вестибулосоматические реакции протекают на фоне статического тонуса опоры при сложном взаимодействии с проприоцептивными выпрямительными рефлексами, устойчивость равновесия у боксера, например, будет большей или меньшей в ту или другую сторону в зависимости не только от резкого движения головой, но и от степени чувства опоры, при этом на правую или левую ногу.

Особо следует остановиться на характеристике игровых видов спорта (волейбол, баскетбол, хоккей, водное поло, ручной мяч и др.), где непредвиденная и постоянная смена соревновательной обстановки вызывает неравномерную и также непредвиденную смену различных раздражителей, воздействующих на восприятие чувства равновесия у спортсменов. Известно, что в этих видах спорта от игроков требуется прежде всего быстрая пространственная ориентировка, точность двигательных и антиципирующих реакций, мгновенное принятие правильных решений. Наряду с изменчивостью движений, переключением с одних форм движений на другие в связи с меняющимися условиями отдельные навыки у игроков должны быть высокоавтоматизированными.

До настоящего времени вестибулярному отбору и устойчивости вестибулярной функции у спортсменов в этих видах спорта уделялось совсем мало внимания. Вместе с тем вестибулярный анализатор игрока получает очень большую и разнообразную нагрузку и в тренировке и особенно в соревнованиях.

Если в циклических и ациклических видах упражнений вестибулярный анализатор получает в основном стандартные нагрузки, которые можно заранее предусмотреть, то в спортивных играх в зависимости от характера игры и целого ряда других причин эти нагрузки далеко не равномерны и трудно антиципируемы. Вестибулярные нагрузки в спортивных играх характеризуются кумуляцией постоянных неравномерно чередующихся разнообразных по характеру, интенсивности, продолжительности раздражителей вестибулярного аппарата с широким диапазоном и разнообразием воздействий на отолитовый аппарат спортсмена. В большинстве случаев суммарные вестибулярные нагрузки, например, у волейболистов, баскетболистов, хоккеистов значительно превышают таковые за одно и то же время по сравнению со спортсменами других видов спорта.

Если у гимнастов, акробатов, фигуристов раздражение вестибулярного аппарата приводит прежде всего к нарушению устойчивости равновесия, то у игровиков, кроме того, нарушается еще и точность координации движений рук при бросках и пр. Одним из показателей недостаточной устойчивости вестибулярного анализатора у игровиков является быстро наступающая потеря точности передачи мяча и бросков при приеме, передаче мяча или шайбы в нападающем ударе, неточная передача и броски шайбы и др. (хоккей, баскетбол, волейбол, теннис и бадминтон, ручной мяч, гандбол, регби, водное поло).

Учитывая особенности и специфику отдельных видов спортивных игр, необходимо значительно повысить требования к отбору и специальной тренировке вестибулярного анализатора у спортсменов.

Повышение устойчивости вестибулярного анализатора методом специальной тренировки заключается в равномерном развитии его свойств, присущих естественным условиям двигательной деятельности человека, и в усилении и развитии таких ее сторон, которые нужны в отдельных видах спорта.

Вывод :

В механизмах адаптации организма к внешним и внутренним раздражителям большая роль принадлежит органам чувств сенсорным системам, или анализаторам. В них осуществляется восприятие (в рецепторах), а также анализ и синтез (в определенных зонах коры полушарий головного мозга) информации о явлениях, происходящих как в окружающей организм среде, так и в самом организме.Для предохранения органа слуха от вредных воздействий и проникновения инфекции следует соблюдать некоторые гигиенические меры. Избыток ушной серы, выделяемой железами в наружном слуховом проходе и защищающий ухо от проникновения микробов и пыли, может привести к образованию серной пробки и вызвать ослабление слуха. Поэтому необходимо постоянно следить за чистотой ушей, регулярно мыть уши теплой мыльной водой. Если скопилось много серы, ни в коем случае нельзя удалять ее твердыми предметами (опасность повреждения барабанной перепонки); необходимо обратиться к врачу, чтобы он удалил пробки .При инфекционных заболеваниях (грипп, ангина, корь) микробы из носоглотки могут проникнуть через слуховую трубу в полость среднего уха и вызвать воспаление.

Переутомление нервной системы и перенапряжение слуха могут вызвать резкие звуки и шумы. Особенно вредно действует продолжительный шум, при этом наступает тугоухость и даже глухота. Сильный шум снижает производительность труда до 40-60%. Для борьбы с шумами в производственных условиях применяют облицовку стен и потолков специальными материалами, поглощающими звук, индивидуальные противошумные наушники. Моторы и станки устанавливают на фундаменты, которые глушат шум от сотрясения механизмов.

Список литературы

1. В. С. Фарфель и Я. М. Коц. Физиология человека. Учеб­ник для техникумов физической культуры и школ трене­ров. ФиС, 1970, стр. 72—73.

2. Физиология человека. Учебник для институтов физиче­ской культуры, под ред. Н. В. Зимкина. ФиС, 1970, стр. 331—335.

3. http://www.fizkulturisport.ru

4. http://www. sportwiki. ru

5. Стрелец В. Г., Горелов А. А. Теория и практика управления вестибулярными реакциями человека в спорте и профессиональной деятельности. — СПб.: Изд-во ВИФК, 1995. - С. 72-83.

Наши рекомендации