Пищевая и биологическая ценность овощей, зелени
Www.musclebody.ru
Об авторе
Автор книги – один из ведущих специалистов по биохимии и физиологии питания спортсменов, кандидат биологических наук Анатолий Иванович Пшендин.
После окончания ЛГУ более 30 лет посвятил проблеме питания спортсменов, работая сотрудником НИИ физической культуры и спорта. Разрабатывал программы по питанию национальных команд СССР и России при подготовке к ответственным соревнованиям на национальных и мировых первенствах, на играх доброй воли.
Является автором многих трудов по питанию спортсменов. На основании результатов многолетней работы и практических исследований он сумел обосновать основные принципы подхода к разработке рационов питания.
От автора
Спортсмены-профессионалы и тем более спортсмены-любители, или физкультурники представляют собой весьма значительную и активную часть нашего общества.
Важнейшим условием достижения спортивного успеха и сохранения здоровья является правильное и рациональное питание. Оно должно полностью удовлетворять потребности человека в энергии, пластическом материале, биологически активных компонентах и вызывать у него положительные эмоции. Кажется очень просто — удовлетворяй свои потребности и будешь здоров и жизнерадостен. Но в действительности все сложнее: дело в том, что потребности в компонентах пищи меняются на протяжении жизни человека и зависят от целого ряда факторов, из которых складывается то, что принято называть образом жизни (греческое — diaita).
Адаптация к систематическим физическим нагрузкам у профессионального спортсмена или любителя всегда проходит в несколько стадий, на каждой из которых потребности в пище неодинаковы. Современные знания биохимических и физиологических процессов одновременной адаптации к характеру питания и режиму физических нагрузок позволяют определить адекватные схемы питания. Однако эти схемы рассчитаны чаще всего на среднестатистического человека и не вполне учитывают индивидуальные особенности физиологии спортсмена-профессионала и конкретные условия тренировок. В любительском спорте также немало проблем, связанных с личными, иногда неизвестными самому физкультурнику аспектами здоровья, — возрастными, хроническими, приобретенными или наследуемыми. Исследования в этом направлении продолжаются, и есть обнадеживающие результаты.
Таким образом, если удается определить потребности человека в пище на определенный момент времени, то выбрать режим и рацион питания — вопрос его вкуса, знаний и материальных возможностей. И, строго говоря, будет ли это вегетарианство, раздельное питание, макробиотика или сыроедение — не имеет значения; главное — чтобы потребности в пище были удовлетворены и чтобы питание максимально способствовало решению конкретных жизненных задач человека. Именно такое питание и называется рациональным, сбалансированным и адекватным.
Чтобы помочь читателю попробовать самому приблизиться к пониманию своих потребностей, в книге дана информация об основных компонентах пищи, источниках энергии и показано их биохимическое и физиологическое значение для организма человека в условиях занятий спортом или физкультурой. Описано, как составить рацион питания с учетом уровня и интенсивности энерготрат как для профессионалов, так и для любителей. Для профессионалов разных спортивных специализаций приведены типичные рационы питания по видам спорта и этапам подготовки.
В книге использованы материалы и информация, полученные ведущими российскими и зарубежными учеными и специалистами в области спортивного питания.
Автор выражает глубокую благодарность всем, кто участвовал в работе над книгой, рецензентам, коллегам из НИИФК СПб и особенно своему руководителю — профессору Рогозкину В. А.
Оглавление
Введение 3
Часть 1 ........................................................................................................................................... 4
1.1 Пища, питание – основа жизни ........................................................................................ 4
Белки и белковые продукты .............................................................................................. 5
Жиры и источники жиров ................................................................................................. 9
Углеводы и понятие гликемического индекса .............................................................. 11
Пищевые волокна ............................................................................................................. 13
Часть 2 .......................................................................................................................................... 14
2.1 Витамины ........................................................................................................................ 14
2.2 Минеральные вещества – макро- и микроэлементы .................................................... 18
Часть 3 ........................................................................................................................................... 24
Пищевая и биологическая ценность овощей, зелени,
кореньев, трав, фруктов и ягод ............................................................................................. 24
Вода и жажда .................................................................................................................... 30
Механизмы пищеварения ................................................................................................ 31
Усвояемость и кулинарная обработка пищи ................................................................. 33
Часть 4 .......................................................................................................................................... 34
Энергетический обмен при физической работе ........................................................... 34
Режимы питания и режимы тренировок в разных видах спорта ............................... 35
Основные требования к режиму и рациону питания в дни соревнований ............... 38
Как соблюдать питьевой режим, не теряя спортивной формы ................................... 39
Питание и коррекция массы тела ................................................................................... 40