При подготовке каждого ралли необходимо принимать во внимание и учитывать особенности восприятия этого соревнования зрителями в той местности, где оно проводится
Информация о ралли главным образом должна быть сориентирована на зрителей и население. Рекомендуется публиковать и распространять ее различными средствами: радио, пишущие и телевизионные СМИ, афиши, распространение информационных листовок.
Организатор с помощью сотрудников органов общественного порядка должен контролировать проходы зрителей к специально организованным и обозначенным в информационных материалах зрительским зонам. Все места, нахождение зрителей в которых представляет опасность для них самих, или создает опасность или помехи для экипажей, должны быть закрыты для доступа зрителей.
Информационные материалы (листовки, буклеты и т.п.) с инструкциями по безопасности должны распространяться во всех местах, где так или иначе организовано присутствие зрителей. В таких местах количество дорожных маршалов и сотрудников органов общественного порядка должно обеспечивать общественную безопасность в течение всего времени проведения специального участка. Посты дорожных маршалов размещаются на трассе СУ так, чтобы удерживать зрителей в отведенных для них местах посредством щитов, барьеров или оградительных веревок, с использованием свистков и громкоговорителей, а также в максимально возможной степени предупреждать экипажи о любых помехах, затрудняющих движение на СУ.
Не допускается перемещение зрителей по трассе специального участка и в непосредственной близости от него, пока участок открыт для соревнования (в течение всего периода времени от проезда первого автомобиля службы дистанции и до прохождения последнего автомобиля-«метлы»).
Присутствие любого постороннего транспортного средства в границах трассы специального участка или в непосредственной близости от нее считается опасным и может привести к отмене этого специального участка.
В местах, где публике разрешен доступ к зонам дозаправки или сервиса, Организатор должен предпринять надлежащие меры предосторожности, обеспечивающие необходимое и безопасное отдаление зрителей от потенциально опасных работ и мест.
4.5.4. На старте всех специальных участков должен находиться:
· автомобиль «Скорой медицинской помощи»;
Рекомендуется наличие на старте СУ автомобиля Техпомощи, оснащенного приспособлениями для буксировки неисправного или поврежденного автомобиля.
На трассах СУ длиной более 20 км должны находиться дополнительные автомобили «Скорой медицинской помощи», размещенные на постах безопасности (см. пункт 4.5.5) таким образом, чтобы расстояние от любого места на СУ до места расположения автомобиля «Скорой медицинской помощи» не превышало 20 км.
На судейском пункте «Стоп» каждого специального участка должен находиться минимум один огнетушитель, специально предназначенный для тушения горючих жидкостей, с общей емкостью огнегасящего состава не менее 2 кг.
Каждый автомобиль «Скорой медицинской помощи» должен быть всегда готов к немедленному выезду на трассу СУ, должен быть оборудован предупреждающей сиреной, проблесковым маяком и/или другими средствами идентификации, и экипирован как минимум следующим образом:
· бригада из 1 - 2 врачей;
· медицинское оборудование для оказания первой медицинской помощи;
· огнетушитель, специально предназначенный для тушения горючих жидкостей, с общей емкостью огнегасящего состава не менее 2 кг, с обученным оператором;
· средства мобильной или радиосвязи для поддержания связи с Руководителем гонки.
Для отслеживания движения экипажей по трассе ралли, а также обеспечения оперативной связи с Руководителем гонки и штабом ралли, должны применяться радиопосты (посты безопасности), которые располагаются на СУ приблизительно через 10 км (индивидуально для каждого СУ).
Каждый радиопост должен обозначаться специальным символом, как в дорожной книге, так и установкой на трассе знаком, диаметром минимум 55 см, с изображением символа радиопоста. Символ радиопоста – изображение «молнии» - должен быть черного цвета на синем фоне. За 100 м до радиопоста должен устанавливаться предупредительный знак с символом радиопоста на желтом фоне.
На трассе СУ автомобили «Скорой медицинской помощи» должны размещаться только на радиопостах. На таких радиопостах устанавливается дополнительный знак (с изображением красного креста), который должен располагаться рядом со знаком радиопоста.
Отслеживание движения экипажей по трассе ралли должно проводиться или в штабе ралли, или на СУ специальным офицером службы безопасности ралли, для чего может быть использована произвольная форма протокола или диаграммы отслеживания. Каждый Организатор должен составить и опубликовать в плане безопасности процедуру отслеживания соревнующихся экипажей. Должна быть описана и процедура действий в случае «потери» экипажа.
Экипаж, выбывший из ралли, должен как можно быстрее сообщить о своем сходе Организатору. Любой экипаж, не исполняющий это требование, подвергается денежному штрафу.
4.5.6. На каждом СУ должны использоваться следующие автомобили службы дистанции:
· автомобиль Комиссара по маршруту;
· автомобили службы дистанции, закрывающие трассу, с номерами «00000», «0000», «000», «00» и «0» («нулевые» автомобили)
· автомобиль, открывающий трассу (автомобиль-«метла»).
Автомобили службы дистанции могут быть обычными серийными автомобилями, оборудованными средствами постоянной связи с Руководителем гонки. В этих автомобилях рекомендуется применение пассивных мер обеспечения безопасности экипажа – каркас безопасности, защита поддона картера двигателя, четырех- или шести точечные ремни безопасности.
Автомобили, закрывающие СУ («Нулевые» автомобили) предназначены для проверки готовности всех служб ралли к прохождению СУ «боевыми» экипажами.
Каждый «нулевой» автомобиль должен иметь на капоте и обеих передних дверях панели размером 36 x 50 см, содержащие слово «SAFETY» (или «БЕЗОПАСНОСТЬ»), и может быть оборудован желтым или оранжевым проблесковым маячком на крыше и сиреной. Рекомендуется оборудовать один из «нулевых» автомобилей видеокамерой, с целью получения видеозаписи условий на каждом специальном участке при проезде этого автомобиля.
Экипировка экипажей «нулевых» автомобилей должна полностью отвечать всем требованиям, предъявляемым к экипировке «боевых экипажей».
Водители «нулевых» автомобилей должны быть сведущими во всей регламентации ралли и плане безопасности.
Обязанности экипажа «нулевого» автомобиля:
Знать всю регламентацию ралли.
Правильно и полностью исполнять процедуры получения отметок на пунктах КВ, старта, «Стоп» и других, где это предписано маршрутным листом, а также сверять свое время с судейскими часами.
Как можно более полно информировать Руководителя гонки относительно всех условий на маршруте.
Немедленно сообщать Руководителю гонки о любых упущениях, которые должны быть устранены до начала работы СУ.
Выполнять указания Руководителя ралли, Комиссара по безопасности, Комиссара по маршруту.
Во время движения на СУ выполнять все требования Правил ралли, предъявляемые к «боевым» экипажам.
Скорость прохождения СУ «нулевыми» экипажами должна обеспечивать гарантированный финиш.
После прохождения «нулевых» автомобилей начинают действовать все ограничения касающиеся:
- проезда автомобилей Комиссара по маршруту и Комиссара по безопасности;
- проезда автомобилей технической помощи;
- проезда всех автомобилей, не принимающих участие в ралли (зрители; местные жители и т.д).
Руководитель гонки должен учитывать рекомендации водителей «нулевых» автомобилей.
Никакой Водитель, сошедший на этом ралли, не имеет права управлять «нулевым» автомобилем в данном ралли.
На старте первого СУ каждой секции ралли должно быть не менее двух, а на старте каждого последующего СУ секции – не менее одного «нулевого» автомобиля, причем в любой момент каждый «нулевой» автомобиль может быть заменен другим автомобилем, соответствующим вышеприведенным требованиям. В случае отсутствия «нулевых» автомобилей СУ должен быть отменен. Увеличение количества «нулевых» автомобилей свыше пяти не допускается.
Автомобиль, открывающий трассу СУ (автомобиль-«метла»), является автомобилем службы дистанции и предназначен для контроля над прохождением СУ и Дорожных секторов всеми экипажами, который должен проехать по дистанции всех специальных участков за последним Участником.
Автомобиль-«метла» должен быть оформлен панелями размером 36 x 50 см с изображением клетчатого флага.
После прохождения «автомобиля-метлы» снимаются все ограничения, касающиеся:
- проезда автомобилей технической помощи;
- эвакуации сошедших на СУ экипажей;
- проезда всех автомобилей, не принимающих участие в ралли (зрители; местные жители и т.д)
Обязанности экипажа автомобиля-«метлы»
Знать всю регламентацию ралли.
Выполнять указания Руководителя ралли, Комиссара по безопасности, Комиссара по маршруту.
Останавливаться возле каждого, сошедшего на СУ или Дорожном секторе экипажа:
- получить полностью заполненную Карточку схода и оставить отрывную часть «Расписка» со своей подписью сошедшему экипажу;
- получить Контрольную карту у сошедшего экипажа;
- незамедлительно проинформировать Руководителя гонки об экипажах, которым необходима медицинская помощь.
В случае если водитель автомобиля-«метлы» догнал на СУ автомобиль Участника, он не должен обгонять его до окончания СУ, но имеет право сделать это, в случае если данный экипаж сдал Контрольную карту и Карточку схода.
Все полученные от экипажей Контрольные карты и Карточки схода должны быть сданы на ближайшем пункте КВ или в штаб ралли.
Водитель автомобиля-«метлы» должен следовать по СУ в дорожном режиме с соблюдением безопасного скоростного режима.
4.5.7. Спортивные комиссары, наблюдатель и делегат по безопасности могут проверять все техническое оснащение и правильность исполнения мер безопасности, применяемых на маршруте ралли и специальных участках. При этом для официальных лиц обязательным является следующее:
· на ветровых стеклах автомобилей официальных лиц, предоставляемых Организатором, должны быть специальные эмблемы, являющиеся пропуском;
· выезд официальных лиц на трассу СУ разрешается не позднее 30 минут до времени старта на этом СУ закрывающего трассу автомобиля. Делегат по безопасности может въезжать на трассу СУ и позднее.
Если открывающий трассу автомобиль догнал автомобиль официальных лиц на трассе СУ, последние обязаны прекратить движение и съехать с трассы, дождаться автомобиля, закрывающего трассу («метлу»), и только после этого продолжить движение.
В случае если официальными лицами обнаружены недостатки в обеспечении мер безопасности на специальном участке, не позволяющие проводить СУ, они должны незамедлительно проинформировать об этом Руководителя гонки, который обязан принять меры для устранения обнаруженных недостатков до начала работы СУ или отменить СУ, о чем незамедлительно должны быть проинформированы все официальные лица ралли.
Тем не менее, если делегат по безопасности считает, что обнаруженные недостатки не могут быть устранены до начала работы специального участка, он может принять решение об отмене СУ, и его решение является обязательным для всех официальных лиц ралли.
4.5.8. При несчастном случае с экипажем, со зрителем или с официальным лицом, когда требуется срочная медицинская помощь, экипажем или другими лицами, находящимися в месте аварии, должен быть немедленно показан красный знак-символ «SOS» следующим автомобилям и любому вертолету, пытающемуся оказать помощь.
Любой экипаж, увидевший показанный ему красный знак-символ «SOS», должен немедленно остановиться для оказания помощи и как можно точнее выяснить следующую информацию:
· стартовый номер попавшего в аварию экипажа;
· количество пострадавших в экипаже и/или иных лиц;
· факт блокирования в автомобиле или вне его любого члена экипажа;
· точное место аварии (с указанием позиции в дорожной книге или любых других привязок на местности);
· любую другую жизненно важную информацию (пожар, вода и т.п.).
Одновременно с выяснением данной информации остановившийся экипаж должен принять меры для остановки всех следующих экипажей.
Следующий за первым остановившимся автомобиль должен, также остановившись и получив от первого остановившегося автомобиля вышеуказанную информацию, проехать от места происшествия в сторону ближайшего по ходу движения радиопоста и сообщить о происшествии.
Красный знак-символ «SOS» должен показываться всем следующим автомобилям, которые также обязаны остановиться для выяснения необходимости помощи, и затем продолжать движение только в дорожном режиме (см. пункт 5.4.4 настоящих Правил). Результаты всех остановившихся экипажей на данном СУ определяются в таком случае в соответствии с пунктом 5.7.8 настоящих Правил. При необходимости этим экипажам назначается время нейтрализации.
Автомобиль, потерпевший аварию, вблизи которого не видно членов пострадавшего экипажа (или видно, что они находятся внутри автомобиля), и при этом не показывается зеленый знак-символ «ОК», должен рассматриваться любым экипажем как ситуация, требующая медицинской помощи, а порядок действий всех экипажей должен соответствовать вышеописанному.
Любой экипаж, имевший возможность, но не исполнивший эти предписания, исключается из ралли.
В случае получения информации о несчастном случае, при котором требуется срочная медицинская помощь, движение на СУ должно быть немедленно остановлено. Такое решение должен принять Руководитель гонки по сообщению комиссара по безопасности ралли, его заместителя или старшего судьи судейского пункта, непосредственно принявшего информацию о происшествии.
В этом случае движение всех экипажей, которым еще не дан старт на СУ, осуществляется только в дорожном режиме (см. пункт 5.4.4 настоящих Правил) и только по разрешению Руководителя гонки. Эти экипажи должны быть направлены по маршруту обхода данного СУ, если такой маршрут предусмотрен Организатором, или по основному маршруту ралли. При движении по трассе СУ экипажи обязаны не создавать помех движению автомобилей медицинской помощи и спасательных служб.
Если маршрут объезда СУ не предусмотрен, а дорожные условия на остановленном СУ не позволяют обеспечить безопасное перемещение автомобилей медицинской помощи и спасательных служб одновременно со спортивными автомобилями, последние должны быть задержаны на судейском пункте старта СУ до того, как на участке между стартом СУ и местом аварии закончится передвижение автомобилей медицинской помощи и спасательных служб.
При необходимости всем остановленным экипажам назначается время нейтрализации.
Всем экипажам, которые уже стартовали на этом СУ, но еще не миновали место аварии, на всех радиопостах, предшествующих месту аварии, по распоряжению Руководителя гонки показываются желтые флаги. Флаг может показывать только дорожный маршал, на котором есть отличительная одежда (специальный жилет с символом радиопоста). Время введения в действие (применения) желтого флага фиксируется Руководителем гонки и сообщается Спортивным комиссарам.
При проезде мимо показанного желтого флага экипаж должен немедленно уменьшить скорость и далее следовать только в дорожном режиме (см. пункт 5.4.4 настоящих Правил). Любой экипаж, не исполнивший это требование, пенализируется денежным штрафом.
Результаты всех экипажей, которым были показаны желтые флаги, определяются на данном СУ в соответствии с пунктом 5.7.8 настоящих Правил.
Нигде на трассе специального участка не могут применяться никакие другие флаги.
4.5.10. В случае аварии, когда не требуется немедленное медицинское вмешательство, любой член экипажа должен четко показывать зеленый знак-символ «ОК» всем последующим автомобилям и любому вертолету, пытающемуся оказать помощь. Если потерпевший аварию экипаж покидает свой автомобиль, знак «ОК» должен быть выставлен так, чтобы его было ясно видно другим проезжающим экипажам, и надежно закреплен на автомобиле.
Каждый участвующий в ралли автомобиль должен иметь на борту красный светоотражающий знак-«треугольник», который, в случае остановки автомобиля на СУ, с целью предупреждения последующих экипажей выставляется на заметное место, минимум за 50 метров до места остановки автомобиля, за исключением случаев, когда становившийся автомобиль находится полностью вне дороги и очевидно не мешает прохождению других автомобилей.
Любой экипаж, не исполняющий эти требования, пенализируется денежным штрафом.
Любая авария, вызвавшая несчастный случай со смертельным исходом или травму, потребовавшую медицинского вмешательства, должна быть предметом отчета в ФАМС РК. Этот отчет готовит комиссия, состоящая из назначенных ФАМС РК технического делегата и делегата по безопасности, а также Спортивного комиссара, начальника безопасности ралли, главного врача и, если это возможно, представителя административных органов власти. Отчет должен быть представлен в ФАМС РК не позднее 15 дней после окончания соревнования кроме случаев, когда это запрещено тайной следствия или другими положениями законодательства.
СТРАХОВАНИЕ
Страхование гражданской ответственности перед третьими лицами обязательно для всех автомобилей, принимающих участие в ралли. Каждый Участник должен иметь страховой полис, срок действия которого оканчивается не ранее даты финиша ралли.
Личное страхование от травм и несчастных случаев обязательно для всех водителей, принимающих участие в ралли. Это страхование должно включать страхование жизни и здоровья, действующее во время спортивных соревнований по автомобильному спорту (минимальная страховая сумма 100 тыс. тенге). Наличие у водителей полисов страхования от травм и несчастных случаев контролируется Организатором на административных проверках.